Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Религия и мифология->Дипломная работа
Догмат иконопочитания имеет непреходящее значение как для Православной Церкви в целом, так и для каждого христианина в отдельности Этот догмат - камен...полностью>>
Религия и мифология->Реферат
После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни Для многих людей духовность становится ...полностью>>
Религия и мифология->Реферат
Он пишет, что сочетание представлений в сознании первобытного человека происходит по-иному, чем у нас И следует ли отсюда сделать вывод, что эти предс...полностью>>
Религия и мифология->Реферат
Миф и культура – единое, нерасторжимое целое, в котором миф являет собой его неотъемлемую часть И миф, и культура имеют непосредственное отношение к з...полностью>>

Главная > Реферат >Религия и мифология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ответы на вопросы по истории религии.

  1. Понятие и сущность религии. Основные подходы к ее трактовке.

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа. Сегодня существует многообразие исследовательских подходов к изучению природы и сущности религии, в рамках которых предлагается разнообразие определений религии.

1)Объективно-идеалистический.

Сущность религии выводят из наличия в мире сверхъестественных сил, поэтому объективный идеализм - философская основа теологии, как системой обоснования и защитой религии.

2)Субъективно-идеалистический.

Основное звено религиозной проблемы переносят в сферу сознания конкретного человека. Религия существует, как индивидуально-психологический феномен.

3)Натуралистический.

Существование религии объясняется расколом между телом и душой. Потребность в религии возникает в результате стремления человека достичь гармонии между телом и душой.

4) Атеистический.

Отражение в головах людей господствовавших над ними внешних сил, прежде всего сил природы. Главная причина – неспособность человека сознательно управлять природными или общественными явлениями.

Кроме того существуют антропологический, социологический, политологический и другие подходы.

  1. Структура религии. Специфика религиозного сознания.

Религия является сложной системой. Она включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация. Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность. Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Вера — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого
поведения, о результате проверки.

Религиозное сознание неоднородно и существует на двух уровнях:

- обыденный или религиозная психология: совокупность представлений, установок, стереотипов, чувств и настроений верующих. На этом уровне присутствует рациональный, эмоциональный и волевые элементы религиозной веры, но доминирующая роль при­надлежит эмоциям. По характеру своего форми­рования оно в значительной мере носит индивидуально-личностный характер. Этот уровень предполагает освоение содержания вероучения.

- концептуальный или религиозная идеология: система идей, принципов, концепций, разработанная и пропагандируемая теологами и служителями церкви. В её состав входят религиозная мифология, религиозная философия, догматика (основные положения вероучения, признанные вечными и неизменными, установленные Богом или Богами, обязательные для всех верующих), религиозная этика или нравственное богословие (система моральных требований), апологетика (система оправдания веры и критики других религиозных течений). На этом уровне происходит интерпретация вероучения согласно времени, защита вероучения, его систематизация и кодификация.

  1. Религиозный культ и религиозные организации.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Религиозный культ (лат. уход и почитание) – совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать как на сверхъестественное, так и на реально существующие объекты. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. Это могут быть растения, реки, небесные светилы, а также духовные существа. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. К средствам культа относятся молитвенный дом, религиозное искусство, различные культовые предметы. Важнейшим из средств является культовое здание. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания.

Религиозные организации – религиозные объединения, возникающие на основе общности верований и обрядов. В зависимости от конкретных исторических условий эти организации принимают различные формы. На основе изучения христианства выделяют три основных типа организаций: церковь, секта, деноминация. Церковь – широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Характеризуется иерархическим принципом управления, строго фиксированной системой вероучения и культа. Секта – объединение верующих, противопоставляющих себя господствующему религиозному течению. Характеризуется равенством всех членов секты, принципом добровольности объединения. Деноминация занимает промежуточное положение между церковью и сектой. Ей присущи признаки одного типа религиозных организаций и другого.

  1. Основные функции религии.

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяется следующие наиболее значимые функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, коммуникативная, интегрирующая.

1)Мировоззренческая. Специфика религиозного мировоззрения оказывает существенное влияние на социальные ориентации, установки, настроения людей.

2)Компенсаторная. восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей. Социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, смягчают бедствия обездоленных.

3)Регулятивная. Создает систему норм и ценностей, регулируя при этом не только моральное поведение, но и другие сферы жизнедеятельности человека. Особенно большое значение имеет система норм, образцов, контроля, поощрений и наказаний.

4)Коммуникативная. Религия обеспечивает общение. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Общение друг с другом, общение с Богом.

5)Интегративная. Сплочение единоверцев в рамках отдельной общности, а в определенных исторических условиях эта функция выполняется по отношению ко всему обществу.

  1. Типология религий.

1)По количеству богов.

-Политеистические. Характерна вера в пантеон богов (древнегреческая, индуизм, джайнизм);

-Монотеистическая. Единобожие – вера в одного Бога (ислам, христианство).

2)По степени распространенности.

-Родоплеменные (языческие). В них фиксируются особенности социальной организации, экономической структуры и духовного развития родоплеменных союзов. Племенные культы сохранили все основные формы архаичных культов природы, предков. Существуют и сейчас, почти везде, кроме Европы.

-Национальные. Возникают в период формирования классового общества. Особенность: они не выходят за рамки определенной этнической общности (даосизм – Китай, индуизм - Индия). Им свойственны детальная ритуализация поведения людей в быту, специальная обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов.

-Мировые. Термин применяется к трем религиям: христианство, ислам и буддизм. Возникают в эпоху крупных исторических переворотов. Космополитизм(может существовать в любых условиях), прозелитизм (стремление обратить в свою веру другого вероисповедателя), пропагандистская активность.

  1. Происхождение религии и ее ранние формы.

Первые религиозные верования возникли в период в эпоху верхнего палеолита (40 – 20 тысяч лет до н. э.). Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. как и когда возникла религия, является достаточно сложным, дискуссионным и ответ на него зависит во многом от мировоззренческих установок самих исследователей. На него можно в принципе дать два взаимоисключающих ответа: религия появилась вместе с человеком; религия – продукт человеческой истории.

Религиозная история человечества начиналась с самых простейших форм религиозных верований, к которым относят тотемизм, магия, аниматизм, анимизм, фетишизм, шаманизм.

Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между определенной группой предметов и людей. Каждый первобытный род носил имя животного, которое было его тотемом. Тотему не поклонялись, его считали прародителем рода. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу, называть его имя. Тотем тщательно оберегали от врагов и своих общинников, не посвященных в исполнение обрядов. Магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных символических действий. Подразделяется на вредоносную и лечебную. Аниматизм – одухотворение всей природы в целом и её отдельных явлений в частности. Анимизм – вера в существование духов и душ. Существует как вера в духов не только умерших людей, но и в духов природных явлений. Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. Этот род религиозных представлений, признающих наличие некоей разумной или чувствующей психической субстанции не только в человеке, но и в любом живом существе, а также зачастую и в неодушевленных, по нашим понятиям, предметах — камнях, деревьях, водоемах и т.п. Шаманизм появляется в период разложения первобытнообщинного строя. Это вера в особых людей, шаманов, которые могут выступать в качестве посредников между человеком и духом, при выполнении особых ритуалов.

  1. Национальные религии Индии. Ведизм.

К национальным религиям Индии относят ведизм, индуизм, джайнизм и сикхизм. Ведизм считается самой древней из всех национальных религий и одной из самых древних среди мировых. Названа религия так в честь древнего сборника гимнов и ритуалов – Веды. Зародился в Восточном Пенджабе. Мифология и догматика В. Предполагает обожествление как природы как целого, так и отдельных природных и социальных явлений. 33 бога (Индра, Варуна, Агни, Сома). Каждый бог отвечал за определенную сферу. Вселенная подразделяется на 3 сферы: небо, земля, антарижна. Все божества были разделены между этими сферами. Выделяется абстрактное божество Пуруша – творец всего существующего, включая и богов. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. С точки зрения В. Любые природные явления имели божественное происхождение. Характерная черта ведизма — обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды. Но идею переселения душ В. не сформировал. Умирают все, даже боги, после смерти попадают либо в рай, либо в страну Ямы.

  1. Вероучение и культ индуизма.

Индуизм – ведущая религия Индии. Формируется на её территории в V – IV веках до н.э. на основе брахманизма. В индуизме есть образ Тримурти — космического духовного начала, имеющего три ипостаси — Вишну, Шива, Брахма. Самое высшее божество Брахма. Брахма – верховный создатель и правитель мира, создатель социальных законов – дхармы, которые освещают деление общества на касты. Два других бога Вишну, бог-охранитель и Шива, бог - разрушитель. Поскольку боги Вишну и Шива стали наиболее популярными божествами, это привело к формированию двух основных направлений: вишнуизм (вайшнавизм) и шиваизм (шайвизм). Позднее сформировалось еще одно направление – Кришноизм. Для вишнуизма характерна вера в аватары (буквально: нисхождения), то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников. Одним из аватаров Вишну считается и Будда. В шиваизме единым и абсолютным Богом считается Шива, образ которого восходит к ведическому богу Рудре. Шива описывается как бесконечный, всеблаженный и совершенно пассивный дух. Характерный доя индуизма политеизм (не ограничивающийся поклонением основной триаде — Шиве, Брахме, Вишну) давал возможность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым из которых были закреплены определенные функции, а также в зависимости от направления в индуизме, которого придерживался индивид. В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения
общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсолюта, относительности истины. Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и
поступками в предшествующих рождениях (карма). Разработал определенные нормы общественных установлений
с детальной регламентацией поведения в зависимости от места индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества.

  1. Специфика джайнизма.

Создателем джайнизма считается Вардхамана или Джина (победитель), живший в IV веке до н.э. Как и большинство древнеиндийских религиозных учений, джайнизм видит основную свою задачу в разработке норм и предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала, в поисках пути освобождения. Стержнем вероучения джайнизма, принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения — нирваны, является самосовершенствование души. Путь освобождения души Джина определил как следование трем драгоценностям: совершенное воззрение, совершенное знание, совершенное поведение. Этика джайнов жестко диктует повседневные нормы поведения. Все члены общины добровольно принимают на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благочестивым. К основным нередко добавлялись и иные добровольные
обеты и ограничения. Джайны считают душу вечной субстанцией, а мир изначальным. Главный признак души – развитие сознания, только знания могут освободить душу, поэтому учителя и могут учить других, так как победили свои страсти. Из индуизма заимствована идея реинкарнации души, воздаяния человеку за его поступки. Джайны не признают кастового деления общества. Джайнизм не создал собственной бытовой обрядности, и джайны -миряне прибегали в ряде случаев к услугам брахманов.

  1. Особенности возникновения и основные характеристики сикхизма.

Сикхизм – наиболее молодая религия Индии. Зарождение ё относится к XV – XVI векам. Сикхизм это монотеистическая религия, хотя и складывалась в рамках индуизма, отвергающая многобожие индуизма. Одно из основных вероучений сикхизма – вера в единого Бога, который имел имя Эк (единственный). Он воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя, он всемогущ и всеведущ; мир, созданный им, изменчив и не вечен, а Бог вечен, он существует в прошлом, настоящем и будущем сам по себе. Постижение Бога и соединение с ним возможно для каждого человека, следующего путем любви, веры, преданности ему и размышляющего о его деяниях. Неотступное следование всем принципам должно привести в конечном итоге к прерыванию цепи рождений и к слиянию с божеством. Этическая концепция: человек должен избавляться от пороков – гнева, гордыни, алчности, страсти, привязанности к земным благам. Большую роль играет медитация, исполнение гимнов, занятие физическим трудом. Специфика этой религии проявляется и в отсутствии священнослужителей, поскольку каждый сикхист может общаться напрямую с богом, без посредников. Сикхисты отвергают посты, жертвоприношение и паломничество.

  1. Конфуцианство и его роль в жизни китайского общества.

Конфуцианство – философия и религия Китая, сформировавшаяся в VI – V веках до н.э. Основатель Кунцзы или Конфуций. Возникает как этическое учение, поскольку К. пытался при помощи моральных принципов противостоять социальным и политическим проблемам Китая. Конфуций жил в эпоху крупных социальных и политических потрясений: гибла власть чжоуского правителя, нарушались
патриархально-родовые нормы, разрушался сам институт государства. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. Он создал программу совершенствования человека
с целью достижения духовно развитой личностью лада с Космосом. Благородный муж — источник идеала нравственности для всего общества. Ему одному присуще чувство гармонии и органический дар жить в природном ритме. Он являет единство внутренней работы сердца и внешнего поведения. Для Конфуция важны пять «постоянств»: ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание и доверие. В основу иерархии им были положены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Ритуал способствовал сохранению разнообразия в социуме, открывал личности перспективу совершенствования, был настоящим оберегом жизни, помогал выжить в любых экстремальных условиях, в частности сгармонизировать потребности населения в условиях ограниченных материальных и природных ресурсов. Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в
обществе моральных ценностей, не допуская, в частности, развития потребительства и ущерба духовности. Конфуций был обожествлен, а учение превратилось в религию.

  1. Даосизм.

Даосизм возник в Китае в IV – V веках до н.э. Основатель религии Лао – цзы. Главная категория даосизма, Дао — своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий, закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от Дао, чтобы. затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Человек вечен, его душа вечна. Бессмертие достигается путем слияния с Дао как источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга, сексуальной гигиены, алхимии и т. п. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий. Человек представляет собой микрокосм, скопление духов и божественных сил – манад. Достижение бессмертия или долголетия достигается двумя путями. Первое - «питание духа». Человек рассматривался даосами обиталищем многочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе - телесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели счет добрых и плохих дел и определяли, срок жизни человека, призывали блюсти заповеди, быть добродетельным. Второе – «питание тела»: соблюдение строжайшей диеты дыхательная гимнастика, привлекающая в организм животворящий эфир. Даосизм принял черты буддизма, и сам повлиял на неоконфуцианство.

  1. Синтоизм как национальная религия Японии.

Синтоизм сложился в VI – VII веках. Возникает на базе трансформации множества родоплеменных культов. Исповедуют её около 63 миллионов японцев. С 5—6 вв. императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов; наиболее важные обряды стал совершать император, объявленный в 7 в. верховным жрецом С. Отсутствие единой канонической литературы С. было возмещено созданием в 7—8 вв. сборников древних исторических мифов, легенд и сказаний — "Кодзики" и "Нихон секи". Проникновение из Кореи и Китая в Японию буддизма (с 6 в.) постепенно ликвидировало монопольное положение С. В период расцвета японского феодализма (10—16 вв.) буддизм играл преобладающую роль в религиозной жизни страны, многие японцы стали исповедовать две религии. В 17—18 вв. развернула свою деятельность т. н. "историческая школа" (М. Камо, Н. Мотоори и др.), которая поставила своей целью укрепить С., возродить культ и полноту власти императора. После революции 1867—68 и до конца 1945 С. пользовался наряду с буддизмом покровительством императора и правительства. Регулярное посещение синтоистских и буддийских храмов было вменено в обязанность школьникам и служащим государственных учреждений. В период 2-й мировой войны 1939—45 японская военщина широко использовала С. для разжигания шовинистических и милитаристских настроений, беспрекословного подчинения императору и всем, кто выступает от его имени. Поражение империалистической Японии подорвало престиж С.; в декабре 1945 синтоистские учреждения были отделены от государства, часть синтоистской литературы была запрещена, священники потеряли свой прежний официальный статус. 1 января 1946 японский император публично отказался от своего "божественного" происхождения. Однако в последующие годы С. постепенно стал восстанавливать своё влияние и несколько модернизировал своё учение.

  1. Вероучение и культ синтоизма.

Синтоистская религия политеистичная. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами ками — божеств и духов. Всю природу населяют и одухотворяют ками. Ками могут воплотиться в любой предмет, который становится в последствии предметом поклонения. Человек ведет происхождение от одного из бесчисленных духов. Во главе же всего пантеона богов стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Священными книгами синтоизма считаются Кодзики и Нихон секи. Кодзики содержит мифы космогонического и героического характера. В ней в мифологической форме повествуется о происхождении мира, Японии и японцев, а также описывается созидательная деятельность богов и культурных героев. Нихон секи представляет собой в основном японские исторические хроники, есть там и мифы о происхождении мира и Японии, частично повторяющие сюжеты Кодзики. Но каждый храм может создать свою книгу. Синтоистские обряды довольно просты и легко выполнимы. Они преимущественно состоят из молитв и жертвоприношений, которые совершаются в храмах. Символами являются три предмета: зеркало, меч и яшма. Синтоизм предполагает идею единства природы и истории. Все существующее является результатом саморазвития мира. Ритуал в синтоизме состоит из 4 элементов: очищение, жертвоприношение, краткая молитва и возлияние. Для синтоизма весьма характерны красочные храмовые праздники — мацури, собирающие большое число людей.

  1. Специфика зороастризма.

Зороастризм – национальная религия Персии (Ирана). Основатель Зоро Астр или Заратустра (VI век до н.э.). Выделяют два самых важных божества: Ахура – Мазда, светлое божество, олицетворявшее мудрость, правду, и Ангра – Манью, тёмный бог. прежде всего почитался Ахура-Мазда, осознававшийся как Бог-творец, воплощение и носитель блага. Демонов, противостоящих ахурам, возглавляет главный носитель зла — Анхра-Манью. Борьба Ахура -Мазды и Анхра- Манью изначальна, бескомпромиссна, и каждый человек должен занять свою личную позицию в ней. Проповедь Заратуштры обращалась к личности и предполагала свободную волю и выбор человеком места в предельно остром противостоянии сил добра и зла, когда поступки человека определяли его судьбу и в загробном, и в этом мире. Смерть это победа сил темного бога над светлым богом Ахура - Маздой. Человек должен верить в благое божество, молиться ему, бороться с силами зла, от него требовались добрая мысль, доброе слово, доброе деяние, а также чистота: ритуальная, помыслов, бытовая и т. д. Добром считались в первую очередь производительный труд (особенно земледельческий), благотворительность, рождение и воспитание потомства. Стержнем религиозной жизни парсов являются семь древних праздников и обязательная ежедневная пятеричная молитва, освященная авторитетом Заратуштры. Богослужение включает повторение за жрецом определенных слов и жестов, вознесение хвалы божествам, обряды жрецов у священного огня в металлической чаше, скрытой в огороженном алтаре.

  1. История формирования иудаизма.

Иудаизм возник во II тыс.до н.э. на основе политеистических обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, а после завоевания Палестины в XIII в. впитал религиозные представления местных земледельческих народов. Выделяют различные периоды формирования и развития иудаизма. Древнейший период характеризуется происхождением верований и архаических культов (родовые, погребальный, скотоводческий, многочисленные табу). Возникновение иудаизма как религии принято связывать с именем Моисея, получивший на горе Синай через Откровение десять заповедей, образовавших основу монотеизма и религиозной этики. Происхождение Ягве спорно: некоторые исследователи считают, что первоначально это - тотем, бог грозы, олицетворение пустыни и т.п. Завоевание Палестины привело к изменению всей жизни древних иудеев. В это время происходит оформление государственности. В VII в. до н.э. царь Иосия провел религиозную реформу, направленную на резкую централизацию культа. Из Иерусалимского храма были удалены предметы культа всех других богов кроме Яхве. Во II-I вв. до н.э. формируются основные черты иудаизма: строгий монотеизм, централизация культа, канонизация священных книг, появлению веры в сверхъестественную помощь для освобождения от угнетателей и веры в избавителя-мессию. С учением о мессии появилось и учение о грядущем веке - эсхатология, о будущем блаженстве, ином мире, где праведники получат заслуженную награду. Появляется смутная вера в загробную жизнь и в воскресение мертвых. Под влиянием изучения пророков создается апокалиптика. Племенной бог Яхве становится единым богом-творцом мира и вседержителем. Составляется Талмуд, содержащий и религиозные, и правовые, и общественные предписания. Талмуд становится основой всей жизни еврейских общин - не только религиозной, но и правовой и общественной. Ввиду отсутствия государства и светской власти главную роль играют руководители общин - талмид-хахамы, а позже раввины.

  1. Догматы и культ иудаизма.

Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею; Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим (Писания) — 13 книг разнообразного религиозного жанра. После изгнания евреев из Палестины в I-II вв. н.э. (Иудейская война и восстания против Рима) и рассеяния по всему Средиземноморью создается Талмуд (Учение) - огромный кодекс религиозно-юридических правил, житейской и вероисповедной мудрости. Составлен в III-V вв. в среде вавилонских и палестинских евреев (2 редакции). Талмуд состоит из двух частей: Мишна (Повторение) - толкование закона (на древнееврейском языке); Гемара (Завершение) - толкование толкования (на арамейском языке). Каждая из них делится еще на 2 части: Галаху (Закон) - свод законов и ритуальных правил, Агаду (Предание) - легенды, притчи, юридические казусы и т.п. Позже в VI-X вв. к Талмуду были добавлены и различные комментарии - Мидраши.

Центральная доктрина иудаизма — вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву» а божья воля открывается человеку через Танах.

Вся жизнь верующего еврея подчинена запретам и предписаниям, касающимся пищи, одежды, молитв, праздников и т.п. И каждый шаг верующего сопровождается молитвой. Одежда мужчин должна быть длинной, из однородной ткани, карманы ниже пояса, голова должна быть всегда покрыта, даже во время сна. Обязательна борода и длинные волосы на висках - пейсы. Также характерно униженное положение женщины. Она не может быть свидетелем в суде, выходить на улицу без покрывала и т.п. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина - за то, что бог создал ее для послушания мужчине.

  1. Структура Ветхого завета в иудаизме.

Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. до н. э. на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. В период с III в. до н. э. по I в. н. э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык. Этот перевод («Септуагинта») был принят первыми христианами и сыграл важную роль в становлении христианского канона Ветхого Завета. Ветхий Завет состоит из следующих книг:

1) Книги закона - Тора (Учение) или "Пятикнижие Моисеево" (составление книг приписывается Моисею): Бытие (сотворение мира и человека, рай, первые люди, грехопадение, размножение человечества, всемирный потоп, Ной, патриархи - родоначальники еврейского народа - Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф с братьями, поселение евреев в Египте); Исход (Моисей, 10 заповедей, освобождение из плена); Левит (религиозное законодательство); Числа (законодательство и история евреев после исхода из Египта и до завоевания Палестины); Второзаконие (религиозное законодательство). К Пятикнижию примыкает книга Иисуса Навина, содержащая рассказ о завоевании евреями Палестины.

2)"Исторические книги": Судей, Руфь, 4 книги Царств (2 Самуила и 2 Царей), 2 книги Хроник, книги Ездры, Неемии, Есфирь, Иова, а также Псалмы Давида (Псалтирь), книги притчей Соломоновых, Екклезиаст, книга Песни Песней.

3)"Пророческие книги": Исаии, Иеремии, Иезекиля, Даниила и книги 12 "малых пророков" (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии).

  1. Формирование ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда.

В VI в. происходит упадок караванной торговли из-за перемещения торговых путей, что привело к нарушению экономического и социального равновесия. Многие кочевники стали переходить к оседлому образу жизни и к земледелию, что резко повысило потребность в земле и привело к столкновениям между племенами. В связи с этими обстоятельствами возникла потребность в объединении и прекращении межплеменной розни. Объединение требовало единой идеологии, которую могла дать новая религия, причем религия монотеистическая, которая позволила бы объединить различные племенные культы благодаря вере в единого верховного бога.

Политическое и религиозное движение возглавил пророк Мухаммед.

Мухаммед родился в 570 г. в Мекке, круп­нейшем торговом и религиозном центре доисламской Аравии. Он принадлежал к племени курейш, но происходил из обедневшего рода хашим. Мать Амина по обычаю мекканцев отдала Мухаммеда кормилице-бедуинке, у которой он рос до 5 лет. Мальчику не было и шести, когда скончалась мать, и сироту приютил сначала дед, а после его смерти — дядя Абу Талиб. Хотя Абу Талиб занимался торговлей, однако он обладал скромным достатком и ему трудно было содержать большую семью: своих детей у него было четверо. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец мекканцев, участвовал в снаряжении торговых караванов. Пример­но в 25 лет он нанялся организовывать и сопровождать торговые караваны в Сирию. Вскоре Мухам­мед и Хадиджа поженились. У них родилось шестеро детей — 2 сына и 4 дочери, но к большему огорчению Мухаммеда сыновья скончались в младенческом возрасте. Хадиджа была не только любимой женой, но и настоящим другом Мухаммеда, она была его опорой во всех сложных обстоятельствах, поддерживала его мате­риально и морально.

В 610 г. он получил первое откровение от Аллаха, после чего начал проповедовать. Мухаммед провозгласил необходимость культа в единого бога и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. В его проповедях содержались призывы отказаться от поклонения многочисленным племенным богам и верить в одного Аллаха, вести праведную жизнь, готовить себя к грядущему божественному суду. Он рассказывал о всемогуществе Аллаха, о том, что бог уже посылал к людям других пророков и проповедников, но люди не слушали и бывали наказаны за строптивость. Одно из центральных мест в проповедях - покорность Аллаху, отсюда и название новой религии - ислам ("покорность").

Движение Мухаммеда получило и политическую окраску: главой арабов должен был стать пророк - посланник аллаха на земле. Часть мекканцев Мухаммед смог привлечь, но верхушка племени корейшитов была против нового пророка, поэтому Мухаммед был вынужден переселиться с группой своих сторонников из Мекки в Ясриб (позднее - Медина), где из гонимого религиозного реформатора-бунтаря он стал главой сплоченной общины верующих. Это переселение в 622 г. стало началом мусульманского летоисчисления. В 20-30 гг. VII в. было завершено оформление мусульманской общины Мухаммеда в Медине. Сам Мухаммед выступал в роли пророка, вождя, военного предводителя и судьи.

  1. Вероучение ислама.

Само слово означает «покорность». Это - строго монотеистическая религия, признающая Мухаммеда пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Основные положения вероучения изложены в Коране, некоторое развитие они получили в трудах мусульманских богословов. Вероучительные аспекты Исламской религии называются акидой. Каждый мусульманин обязан знать хотя бы основные положения Исламской акиды.

Иман, или вера, включает:

1)Веру в Единого Бога Аллаха. " Бог сотворил все существующее. Он является всемогущим, всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть покорность. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Аллах в исламе - существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Одних людей он предназначил к праведной жизни, других - к беззакониям и загробным мучениям. Но в то же время Аллах - милостив и наделен способностью прощать.

2)Веру в Ангелов и демонов. В представлении мусульман это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асфраил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая, стража ада. Согласно исламскому вероучению каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его загробную жизнь в раю и аду.

3)Веру в Святые Писания и в святость Корана, который считается словом божьим, божественным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет, т.е. до конца его жизни.

4)Веру в Пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков предпочтение отдается "посланнику Аллаха", Мухаммеду.

5)Веру в рай и ад и в Судный день. Мусульманам, неукоснительно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в раю, в неверным и отклонившимся от принципов вероучения - мучения в аду.

6)Веру в божественное Предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию бога.

7)Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, а воскресение из мертвых в день Страшного суда. Душа человека бессмертна.

  1. Коран – священная книга ислама.

Главным источником веры является Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей Мухаммеда. Сам Мухаммед ничего не писал, но остались разрозненные записи его изречений, и из этих записей около 650 г., спустя почти два десятилетия после смерти пророка был составлен свод - Коран ("чтение", другие названия: китаб - "книга", зикр - "предостережение"). Святость Корана обусловлена тем, что изречения пророку диктовал архангел Джебраил на протяжении 22 лет, доносивший слова самого Бога-Аллаха.

В исламской традиции эти откровения воспринимаются как речь самого Аллаха, избравшего Мухаммеда для пророческой миссии. Собранные воедино, сведенные в один список, в период правления халифа Османа (644-656 гг.), эти откровения составили канонический текст Корана, который дошел до наших дней в неизменном виде. (Первый полный такой список датируется 651-м годом). Не вошедшие в Коран записи были уничтожены.

Коран состоит из 114 глав-сур, которые делятся на 6219 стихов (аятов). В каждой суре от 286 до 3 аятов. Всего в Коране 77934 слова. В аятах от 1 до 68 слов. Суры расположены без всякого смыслового порядка по размерам: более длинные в начале, короткие - в конце. Одно и тоже повторяется многословно в разных сурах. Каждая сура, кроме девятой, начинается со слов: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного..." Где бы ни жил мусульманин, на каком бы языке ни говорил, он обязательно произносит их несколько раз в день по-арабски. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на "мекканские" (до хиджры) и "мединские" (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммеда в Мекке и Медине.

Основное содержание Корана составляют восклицания и прославления величия и могущества Аллаха, предписания, запреты, угрозы "неверным". Для миллионов мусульман Коран - священная книга. Но это также и уникальный культурный памятник, принадлежащий к культурному наследию арабского мира.

  1. Основные направления в исламе.

В результате внутренних противоречий в VII веке возникли два направления: сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других направлений, в суннизме не возникали особые, течения или секты. Только в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты.

Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирается на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) —двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти. Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной (в действительности захватившие в ней власть) халифы незаконны. Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам — Мухаммед бен аль-Хасан — таинственно
исчез («ал-Ка'им» — скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные «священные писания» — ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али.

  1. «Пять столпов» ислама.

1) Нет иного божества, кроме Аллаха (Единого и Единственного Творца Вселенной), а Мухаммед его посланник. Каждый мусульманин должен искренне верить в эту истину.

2) Обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы, обязательное ритуальное омовение перед молитвой. Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Совершать молитвы можно и дома, и в мечети, желательно быть повернутым лицом к Мекке. Должен совершить в день 51 поклон (на заре, в полдень, около 3 часов, на заходе солнца, перед сном).

3) Саум - пост. Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья, наслаждения и развлечений. Все время должно быть посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих, военных и беременных, является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Ураза-байрам - праздник разговенья, окончания поста.

4) Закят - обязательный налог, который должны платить все в мусульманскую казну, кроме потомков Мухаммеда в пользу бедных и малоимущих. В настоящее время обязательная уплата закята мусульманами введена в ряде исламских государств и составляет 5% доходов. Установлен также уровень доходов, начиная с которого уплачивается закят. Если у мусульманина доходы ниже установленного уровня, он освобождается от внесения закята. Наряду с закятом существует и добровольно раздаваемая милостыня садака.

5) Каждый мусульманин, достигший совершеннолетия, должен совершить хотя бы раз в жизни паломничество к святым местам. Хадж - паломничество в священный город Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама.

  1. Основные идеи шариата. Понятие джихада.

В шариате (ар. «шариа» — прямой, правильный путь) сведены в единую систему законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман. Источником шариата являются Коран и Сунна— сборник хадисов, т. е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют государственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман. Согласно шариату действия мусульман разделены на пять категорий: действия, выполнение которых считалось обязательным; выполнение желательно; добровольные действия; нежелательные действия; строго запрещенные виды действия. По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра
на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и скульптурными изображениями человека и животных, вступление в брак с иноверцем, если последний не примет ислам, и т. п. В настоящий момент из этих запретов многие утрачивают свою силу.

Джихад с точки зрения шариата является общим понятием путей и методов достижения деяний, высказываний и убеждений, любимых и одобряемых Всевышним Аллахом, а также отражения деяний, высказываний и убеждений, порицаемых и ненавистных Пречистому Аллаху. Ибн аль-Каййим: «Джихад подразделяется на четыре уровня: джихад против самого себя, джихад против шайтана, джихад против неверующих и лицемеров, и джихад против приверженцев несправедливости, нововведений и порицаемых действий». Джихад против самого себя также имеет четыре уровня: Первый имеет место, когда приходится бороться с самим собой (с ленью, усталостью и т.д.) для изучения правильного пути и религии истины; второй уровень – борьба с собой для выполнения действий на основе полученных знаний, чтобы они не стали бесполезными; третий уровень джихада - борьбу в деле призыва к религии и обучения тех, кто не знает ее, в противном случае он станет из тех, кто скрывает ниспосланное Аллахом; четвертый уровень – борьба с самим собой в проявлении терпения к тяготам, встающим в процессе призыва к Аллаху, обидам от творений Аллаха.

Борьба с шайтаном подразумевает борьбу раба Аллаха с шайтаном против дурных намерений и запретных страстей. Что касается джихада с неверными и лицемерами, то он имеет четыре уровня: сердцем, языком, имуществом и жизнью. И джихад с неверными в особенности совершается рукой, а джихад с лицемерами языком (речью). Женщин и несовершеннолетних участнику джихада убивать запрещено (если они не сражаются против мусульман), взрослые же мужчины уничтожаются или обращаются поголовно в военнопленных. исмаилиты полагают, что людей уничтожать надо, но посевы и сады трогать нельзя; ханафиты же, напротив, считают, что если уж можно уничтожать людей, то растения — и подавно, а ваххабиты уверены, что уничтожать можно не только не верующих, но и «плохих мусульман».

  1. Происхождение буддизма. Реальная и мифологическая жизнь Будды.

Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. Говорить точно о происхождении нет возможности из-за отсутствия синхронных письменных источников. Основной источник - Типитака (на языке пали "три корзины"). Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы. Он родился около 563 г. до н.э. Отец Сиддхартхи был раджой полузависимого княжества. Мать Сиддхартхи умерла вскоре после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес свои чувства на сына, окружив его роскошью. Легенда рассказывает, что однажды царевич, гуляя со своим возницей, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей. Потом состоялось еще 3 встречи: страдающий больной, похоронная процессия и нищий монах. Распадались родовая организация, традиционные связи. Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из мира аскетами. После трех встреч Сиддхарта тайно покинул дворец и семью и стал аскетом отшельником. В то время ему шел 30-й год. 7 лет он провел в лесу. Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам - практикам. Затем, покинув своих наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях. Годы раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, - все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное "просветление". Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Отныне он стал Буддой-Просветленным. У Будды сложилось убеждение, что обе крайности - жизнь, полная удовольствий, и жизнь, полная страданий, - далеки от истинного пути, который находится посередине. Это - путь самоуглубления для познания истины, путь, ведущий к покою и к просветлению духа. Открыв истинный путь, начал проповедовать. К нему стали приходить ученики и последователи, которые разносили дальше новое учение. В таких проповеднических скитаниях Будда провел 40 лет. После физической смерти тело было сожжено. Именно Будде Шакьямуни («мудрецу из племени шакьев») удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения — этот путь нашел и описал Будда.

  1. Учение Будды. «Четыре истины» буддизма. Благородный восьмеричный путь.

Буддизм - это не столько религия, сколько философско-этическая система. Основу ее составляют 4 благородные (возвышенные) истины: учение о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания и о пути к прекращению страдания.

1)Существуют страдания. Все, в чем проявляется привязанность к земному есть страдание.

2)Существуют причины страданий. Выделяют основные: жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества.

3)Страдания можно прекратить, путём избавления от желаний. Нирвана - конечная цель религиозного спасения, то состояние "полного небытия", при котором " страдания" кончаются.

4)Чтобы избавиться от страданий нужно вести добродетельную жизнь. Будда назвал это благородным путём (срединный, благородный восьмеричный)..

Он включает в себя 8 элементов: Правильные взгляды, т.е. основанные на "благородных истинах". Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

Правильное поведение, т.е. непричинение зла. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания. Правильное сосредоточение, т.е.верные методы созерцания и медитации. Следуя этим путем можно достигнуть совершенства: человек становится архатом-святым и погружается в нирвану. Нирвана - последнее, идеальное состояние, к которому должен стремиться мудрец. Нирвана - прекращение цепи перерождений, которое, по традиционным воззрениям, составляет удел всего живущего. Цепь перерождений (сансара) неотвратимо влечет всякое живое существо от одного перерождения к другому через сплошной ряд страданий. Смерть не избавляет, т.к. приводит к новому перерождению. Вырваться из этого круга может только тот, кто достигнет состояния архата, познавшего истину. Нирваны может достичь только человек, так как он является высшей формой перерождения. Достичь состояния архата, а через него нирваны можно через сознательные усилия и следование восьмеричному пути. Никто не поможет, если не сам. Надеяться на богов человек не должен: боги существуют, но не могут избавить человека от страданий. Будда сам прошел через перерождения и достиг просветления - он выше богов, и его смерть - переход в нирвану. Но сам Будда не спасает людей, он только возвестил истину, указал правильный путь, а каждый человек должен пройти свой путь самостоятельно.

  1. Специфика вероучения буддизма. Устройство Вселенной

Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Всего существуют, по представлениям этой космологии, 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это - низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии. Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от формы и от телесного материального начала.

Человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения - не субъективное представление индивида, а объективный факт - следствие волнения дхарм. Дхарма - закон, учение, религия, качество и т.д. Основное значение дхармы - носитель своего признака, то есть носитель душевных свойств (до 100 и более). Учение о дхармах - основа буддийской философии и содержит элементы диалектики.

Представление о круговороте дхарм ("колесо бытия") - учение о 12 нинданах (причинно-следственные звенья круговорота), где все звенья, начиная с 1-й ниданы (неведение) и кончая последней (старость и смерть) строго следуют одно за другим.

Жизнь есть проявление безначального волнения дхарм. Успокоить свои дхармы - значит взять жизнь в свои руки и тем добиться цели, достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Смерть - распад данного комплекса дхарм, рождение - восстановлекние, но уже в новой форме. Это - цикл бесконечных перерождений, определяемый кармой, которая трактуется в этическом аспекте. Карма (букв. с санскрита - действие, обязанность, действие) - особая мистическая сила, непреложный "закон возмездия" за поступки, намерения, стремления, определяющий судьбу живого существа в последующих перевоплощениях. Сумма добрых и злых поступков определяет, в какой форме человек возродится в следующем перерождении. Добродетельная жизнь - улучшение кармы и успокоение дхарм - шаг на пути к нирване. Ближе к этой цели стоят монахи, дальше - миряне.

  1. Структура Нового Завета.

Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. Новый Завет содержит основополагающие тексты, удостоверяющие новый завет между Богом и человеком, заключенный через Иисуса Христа.

Новый Завет состоит из 27 книг, которые, как и книги ВЗ, исследователи разделяют на пять групп.

-Евангелия, в которых рассказывается о жизни, деяниях, страданиях, смерти и воскресении Господа, а также сформулированы основы веры.

-Деяния апостолов (историческая книга)- повествование об успешном распространении веры в языческом мире.

-Соборные послания Апостолов

-Послания Апостола Павла, в составе которых особый раздел составляют так называемые пастырские послания (послания к Тимофею и к Титу). В посланиях разъясняется суть учения Христа и разоблачаются ложные учения. Послания свидетельствуют о направляющей деятельности апостолов в жизни общин и содержат предостережения тем, кто склонен встать на путь заблуждения.

-Пророческая книга – Откровение.

Новый Завет написан на диалекте греческого языка, который был господствующим во времена Иисуса Христа. В результате завоевательных походов Александра Македонского на греческом языке начали говорить и писать букв. во всем цивилизованном мире. Но т.к. в НЗ он применялся для выражения новых божественных истин, то и слова в нем соответственно принимали новую лексическую окраску, что необходимо учитывать при исследовании Библии. Произведения, составляющие Новый завет, были написаны разными авторами в разное время. Не все писания Нового завета были сразу после написания приняты церквами и канонизированы; вокруг некоторых из них велись ожесточенные споры.

  1. Основные расколы в христианстве.

Христианство никогда не представляло собой единого течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Следствием децентрализации Римского государ­ства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоя­тельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Ангиохий-ской и Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. Но дело не ог­раничилось только разцепением христианских церквей. Некоторые из них отказывались признавать решения вселенских соборов и утверж­денную ими догматику.

В середине V в. армянское духовенство не согласилось с осужде­нием монофизигов Халкидонским собором и отказалось принять дог-маг Боговоплощения. Христос признавался только Богом, но не Бого­человеком. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое положение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксально­го христианства. Обособление армянской церкви явилось следствием общего стремления господствующих классов Армении освободиться от экономического и политического влияния Византии.

Крупнейшим расколом христианства стало появление двух основ­ных направлений — православия и католицизма. Этот раскол назре­вал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Рим­ской империи и конкурентной борьбой между ними. Между восточной и западной церквями начиная с V в. разгорелась ожесточенная борьба за ведущие позиции в христианском мире. Особенно обострились про­тиворечия в период упадка Византии; когда над Византией нависла уг­роза нашествия персов, римский Папа Лев IX предъявил ей территори­альные претензии. Получив отказ, Папа предал анафеме византийско­го патриарха Михаила Керуллария. В свою очередь, церковный собор Византии обвинил Папу в ереси. В 1054 г. между восточной и запад­ной христианскими церквями произошел окончательный разрыв. За­падная церковь стала называться римско-католической, что означало римская всемирная церковь, восточная — православной, т. е. всемир­ной, верной принципам ортодоксального христианства.

В XVI веке произошел еще один крупный раскол, когда в результате Реформации от католицизма отделился протестантизм.

  1. Реформация и возникновение протестантизма.

РЕФОРМАЦИЯ - мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства - протестантизмом.

Таким образом, протестантизм - совокупность религиозных организаций и вероучений, возникших в результате Реформации католицизма, начиная с XVI в. Протестантизм вырос из религиозных конфликтов, которые были формой обнаружения ключевых проблем социального развития и их разрешения. Протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе, предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли нового времени.

С католической точки зрения, протестантизм представлял собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учений и установлений церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры и попранию моральных норм христианской жизни. С протестантской точки зрения, напротив, именно Римско-католическая церковь уклонилась от богооткровенного учения и порядка первоначального христианства и тем самым отделила себя от живого мистического тела Христа.

Реформация явилась не обновлением католицизма, а радикальным пересмотром его догматов. В процессе реформации католическая церковь раскололась на ортодоксально-католическую, придерживающуюся старых догматов, и протестантизм, породивший абсолютно новый взгляд на христианскую догматику.

  1. Особенности вероучения и обрядности протестантизма.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи и немощи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии). Протестанты считают основой своей веры прежде всего Библию — Книги Священного Писания. Это — непогрешимое записанное Слово Божие.

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

  1. Основные течения раннего протестантизма.

Лютеранство. Лютеранство сохранило от католицизма и признает истинным лишь то, что не противоречит Священному писанию: церковную организацию, епископат, Литургию с таинственным пониманием Евхаристии, крест, свечи, органную музыку и т.д. На практике имеет только два таинства: крещение и причастие (хотя Катехизис Лютера допускает и исповедь). Церковь понимается только как невидимое сообщество оправданных и возрожденных личной верой.

Англиканство. Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность. Отвергается Священное Предание, учение о чистилище, о «преизбыточных заслугах святых», монашество, иконы, католические святые, мощи, обет безбрачия священников (целибат) и т.д.

Кальвинизм. Одно из главных мест в его философии занимало учение ";О двойном переопределении". Кальвин утверждал, что еще до сотворения мира бог заранее предначертал каждому его участь. Изменить приговор человек не в силах, но, если он добивается успеха в своиз начинаниях - это божий знак, что он верно исполняет свое призвание. Труд, бережливость, расчет Кальвин считал добродетелями. Наилучшим строем он считал олигархическую республику, а церковным устройством - общину, которая избирала и контролировала своих руководителей.

Пуританство. Характерны крайняя строгость нравов, аскетическое ограничение потребностей, протест против какой бы то ни было роскоши и удобств, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака. Выступали за углубление Реформации и искоренение католических элементов.

Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение. Для них характерны активная проповедь евангелия, массовые богослужения, песнопения, проповеди. Проповедуют священство всех верующих и признают два обряда - крещение и причащение. Существует четкая регистрация всех верующих, для которых обязательно участие в ежедневных молитвенных собраниях.

Цвинглианство. Идеологическая основа цвинглианства представляет изложенное в посланиях апостола Павла учение об искуплении Христом первородного греха и даруемом божественной благодатью спасении человека через веру. Цвинглианство исповедует строгий детерминизм и учит о спасении немногих избранных. Для цвинглианства истинно лишь то, что подтверждается Священным писанием. Таинства фактически отрицаются и воспринимаются только как символы.

  1. Поздний протестантизм, его основные формы.

Баптизм возник в ходе развития пуританизма в Англии. Основателем считается англиканский проповедник Дж. Смит, который в 1609 г. организовал новую церковь в Амстердаме. Основная масса баптистов придерживается большинства положений протестантизма. Баптисты верят в Святую Троицу. Священное Писание есть единственный источник богопознания и единственное наставление и правило веры и жизни. Баптисты веруют во второе пришествие Христа и воскресение мертвых.

Адвентизм. Центральным догматом этой секты является второе пришествие. Библия - единственный источник веры. По представлениям адвентистов, мир будет уничтожен огнем, и для верующих откроется новая земля. Второе пришествие приведет к воскрешению праведников. Установится тысячелетнее царствование Христа. Но чтобы заслужить царство божие необходимо вести праведную жизнь в соответствии с библейскими нравственными нормами.

Пятидесятники - секта, возникшая в США в конце 19 - начале 20 вв. В России появилась в начале 20 в. Название связано с мифом о сошествии Святого Духа на апостолов в 50-й день после вознесения Христа. Пятидесятники не признают официальных церковных обрядов, икон, креста, проводят экстатические моления.

Иеговисты признают единым богом Иегову, Иисуса Христа - порождением Иеговы и исполнителем его воли, а под Святым Духом понимают власть Иеговы, которая может влиять на сознание людей. Отвергают основные христианские догматы (триединство бога, бессмертие души и др.), но верят в ангелов и демонов.

Меннониты - это "общины святых, возрожденных богоизбранников". Их принципы: спасение, всеобщность священства, покаяние в грехах, крещение по вере. Проповедуют смирение, отказ от насилия и от воинской службы, верят во "второе пришествие" Христа и стремятся к самоизоляции от общества и государства.

Мормонский взгляд на историю состоит в том, что земное развитие человеческого рода делится на три глобальных периода. Первый период связан с основанием Иисусом Христом Своей Церкви, второй - отходом человечества от базовых ценностей христианства и их извращением, третий - восстановлением Церковью Иисуса Христа Святых последних дней чистоты христианского вероучения.

Квакеры проводят идеи христианского гуманизма и индивидуализма, отвергают церковную догматику и культ, избегают военной и гражданской службы, клятв, присяги и общественных обязательств. У квакеров отсутствует сложная догматика; в своей вере они исходят прежде всего из реального опыта богопознания. Отвергается обязательность богослужения, таинства и обряды, в том числе крещение и причащение.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс 2004-05г.

    Шпаргалка >> История
    ... только открывать отдельно по вопросам) 2) Комплект ответов по истории России 11кл., ... в качестве новой государственной религии. Принятие христианства укрепило государственную ... процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., ...
  2. Ответы по истории отечества

    Шпаргалка >> История
    ... поставил преступления против религии. Впервые в истории российского законодательства им ... и Великобританией. Англичане в ответ на Тильзитский мир бомбардировали Копенгаген ... - Брянск, 1995. - С. 139 11 Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. Т. I. С древнейших ...
  3. Ответы по истории

    Шпаргалка >> История
    ... в объединиться в соседские общины. Общественные строй. С 6 по 9 в у славян шел процесс разложения родоплеменных ... людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт ... и Неделимая Россия, православная религия, верность истор. начала. Непредрешение гос. ...
  4. Ответы на экзаменационные билеты по истории России 9 класс 2005-06г.

    Шпаргалка >> История
    Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 9 класс. Источники: Ответы на вопросы/билеты по истории России 9 кл ... г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.         Принятие новой религии имело свои предпосылки ...
  5. Ответы на вопросы по истории России

    Шпаргалка >> История
    ... часть информации, необходимой для ответа. Ответ советуем начать с произнесения плана ... создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал « ... исповедовали все мировые религии. Государ­ственной религией было православие, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0031101703643799