Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга по...полностью>>
Психология->Реферат
Супружеские конфликты – дело обычное И это легко объяснить Ведь каждый из нас вырос в своей семье и получил свой собственный, неповторимый жизненный о...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Память - самая долговечная из наших способностей В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности Случайно оброненное ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Предметом исследования является теория памяти, выдвигаемая представителями ассоциативной психологии, бихевиоризма, гештальт-психологии, социологическо...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2 Особенности воображения в дошкольном возрасте

Отечественными психологами Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, В.А. Крутецким, А.К. Марковой, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и другими были выявлены и научно обоснованы психологические характеристики и психологические новообразования основных возрастных периодов развития ребенка, формирующиеся в русле ведущей для каждого конкретного периода деятельности. «Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений»,— отмечал Л.С. Выготский. Следовательно, изучение закономерностей возникновения и развития психологических особенностей и качеств личности ребенка внутри ведущей деятельности и посредством ее, установление возрастной преемственности этих особенностей служит «ключом» к пониманию закономерностей развития всех психических процессов ребенка, в том числе и воображения.

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста.

Развивая представление о том, что у ребенка воображение более развито, чем у взрослых, некоторые исследователи рассматривают воображение в качестве источника присущих дошкольнику видов деятельности. Критикуя такую позицию, B.C. Мухина утверждает, что развитие воображения не причина, а результат овладения игровой, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности [18].

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 - 3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения обращение к предметам - заместителям [11]. С другой - влияние своего личного "Я" переживание своей отделенности от окружающего мира [19].

В этом возрасте можно четко выделить два типа воображения. Это познавательное воображение - когда ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты (кормление детей в детском саду или дома, укладывание их спать, прогулка и т.д.), и аффективное воображение, проявляемое при проигрывании ребенком своего переживания.

А режиссерская игра, которая была выявлена в исследовании Е.М. Гаспаровой, широко проявляется в домашних условиях и очень часто связана именно с аффективным воображением. Именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний ребенок пока не осознается ребенком, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний. Первоначально эти символы заимствуются детьми (Баба Яга, Змей Горыныч и т.д.), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).

Второй тип защиты личности с помощью воображения - это создание воображаемой ситуации. В случае угрозы образу "Я" ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа "Я" в тех случаях, когда он не может согласовать образ"Я" с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы-фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого-то самого сильного в группе победили и т.п.

Второй этап в развитии воображения - возраст 4 - 5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образы, которым ребенок должен следовать. А уровень творческого воображения в этом возрасте снижается.

В этом возрасте у здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Позитивное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок 4 - 5 лет нацелен на следование образам. Отклонения от образов в процессе овладения ими возможны, но и они носят обыгрывающий, часто случайный характер.

К 4 - 5 годам в процессе воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку называя события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпича и из снега и т.п.).

Третий этап в развитии воображения дошкольника - возраст 6 - 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.

Аффективное воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. С другой стороны, в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещаемому воображению. И в этом возрасте начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. А творчество ребенка носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения.

Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурной игры и элементами художественного творчества. А возможность выбора проявляется в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, в поисках самой идеи, замысла. В этом возрасте появляется новая возможность использование образа при выполнении заданий на воображение. В этом возрасте впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения - план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. А выполнение заданий на дорисовывания с предшествующим речевым планированием, дети дают многошаговый план произведения.

Все эти три этапа развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются, к сожалению, меньшинством детей.

Таким образом, подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой — перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте.

1.3 Специфика нарушений речи у детей дошкольного возраста

ОНР — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах XX века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

Недоразвитие речи имеет различное происхождение и соответственно различную структуру аномальных проявлений.

Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

Различная природа речевого дефекта находит выражение в различном соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии речи; она также определяет те компенсаторные возможности ребенка, на которые опирается специальное обучение.

Так, при акустико-гностических нарушениях большую роль играет опора на осязательное, кинестетическое и зрительное восприятие. Постепенное накопление оптико-кинестетических представлений о звуковом составе слова подготавливает ребенка к нормальному использованию сохранившихся возможностей акустического восприятия и ко всемерному его развитию.

При компенсации недоразвития речи, обусловленного речедвигательными отклонениями, большую роль играют слуховое восприятие ребенка, вибрационные ощущения, зрительная рецепция. Одна лишь коррекция артикуляционных дефектов не достигает нужных результатов. У детей с хорошим слуховым восприятием, способных улавливать тонкие нюансы ритмико-мелодической стороны речи, преодоление речевого недоразвития протекает, более благоприятно, чем при пониженных слуховых способностях. Для компенсации оптической агнозии характерна опора на слуховое и кинестетическое восприятие.

Наряду с соотношением нарушенных и сохранных анализаторов в картине речевого недоразвития многое зависит от особенностей личности ребенка: от его чувствительности к оценке окружающих, от активности, от степени устойчивости его внимания и деятельности.

Недостаточная психическая активность порой достигает степени самостоятельной аномалии. Она выражается то в повышенной возбудимости и неустойчивости внимания, то в крайней медлительности, вялости, безучастности. В том и другом случае имеет место ослабление произвольной деятельности и познавательной активности, что может привести к отклонениям в речевом развитии. Таким образом, неотъемлемую часть специального педагогического процесса составляет воспитание черт личности, способствующих преодолению дефекта.

Причины общего недоразвития речи – сложный вопрос. Вопрос о генезисе общего недоразвития речи должен решаться исходя из представления о сложном составе предпосылок, подготавливающих возникновение и формирование речевой деятельности в целом.

Причины общего недоразвития речи не могут быть правильно поняты вне анализа возникновения дефекта.

Этот анализ должен ответить по крайней мере на два вопроса: а) каковы особенности первичного нарушения и связанных с ним последствий; б) каково состояние компенсаторных сил ребенка, зависящих от качества других способностей, от его психической активности [24].

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

Речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом [27].

Для понимания вопроса об особенностях развития речевой деятельности у детей с ОНР необходимо учитывать тот факт, что речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Поэтому целесообразно рассматривать и описывать характерные особенности развития речевой деятельности, исходя из трёх уровней речевого развития, впервые установленных и описанных Р. Е. Левиной.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Нарушения памяти у детей с общим недоразвитием речи

    Дипломная работа >> Психология
    ... детей с общим недоразвитием речи. Положения, выносимые на защиту: 1. У дошкольников с общим недоразвитием речи имеются особенности развития памяти. 2. Детям с общим недоразвитием речи ... • развивать память и воображение. ОБОРУДОВАНИЕ Полоска бумаги, ...
  2. Исследование памяти детей с общим недоразвитием речи

    Курсовая работа >> Психология
    ... развития памяти у детей 2.2 Особенности развития памяти у детей с общим недоразвитием речи Глава III. Содержание исследования памяти детей с общим недоразвитием речи 3.1 Цели ... . Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может ...
  3. Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр на занятиях

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... общее недоразвитие речи. У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие ... ; Развитие воображения. Развитие ... М. 1987 Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недоразвитием речи. – М., АПН РСФСР ...
  4. Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Курсовая работа >> Психология
    ... и личностное развитие детей с общим недоразвитием речи. 3.Исследовать особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ...
  5. Особенности словесно-логической памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи

    Курсовая работа >> Психология
    ... детей с общим недоразвитием речи значительно хуже, чем у детей без речевой патологии [1]. На особенности вербальной памяти детей с недоразвитием речи ... , совершенствовании восприятия материала, управляемости воображения, развитии волевых качеств. Любая ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014820098876953