Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Актуальность темы. Система профессионального образования, с одной стороны является одним из основных институтов социализации человека и формирования г...полностью>>
Педагогика->Реферат
Для ребенка игра - это жизнь. Игра - один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поигра...полностью>>
Педагогика->Реферат
Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в...полностью>>
Педагогика->Реферат
Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенно...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.С.Пушкина»

Дошкольное отделение

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

«ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КАПРИЗОВ И УПРЯМСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Работу выполнила:

Ковш Анна Леонидовна

учащаяся 4 курса Д 42 группы

Научный руководитель:

В.В. Гузаревич

Пинск, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.................................... 5

    1. Содержание капризов и упрямств дошкольников.......................... 6

    2. Причины возникновения капризов и упрямства………………… 8

    3. Меры по предупреждению и искоренению капризов и упрямств у дошкольников…………………………………………………………. 21

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КАПРИЗОВ И УПРЯМСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ …………… 25

2.1. Цели, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по изучению капризов и упрямства …………………………………… 26

2.2. Анализ результатов и эффективности проделанной работы……. 31

2.3. Выводы и педагогические рекомендации по формированию устойчивого поведения……………………………………………….. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………. 36

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена большой проблемой для взрослых были капризы и упрямства их детей. Поэтому для определения актуальности этой проблемы необходимо учесть особенности современного общества. Большое количество ценностей утратили свою силу, изменилось мнение людей по многим вопросам. Всё это, конечно, не могло не отразится на детях. В наше время характер и глубина капризов изменились, так же как и сами дети. Ребята стали более эгоистичными, самолюбивыми и жестокими. Возможно, это происходит по причине того, что родители сейчас уделяют гораздо больше внимания материальной жизни детей, чем их духовному развитию и становлению. Взрослые стали меньше интересоваться внутренним миром детей, их переживаниями, тревогами, успехами и неудачами. Дети начали отдаляться от своих родителей, а те, в свою очередь, не пытаются воспрепятствовать им. Вследствие этого возникают недопонимания между самыми близкими людьми. Всё чаще и чаще можно встретить капризных и упрямых детей. Поэтому, я считаю, важно, чтобы родители умели правильно оценить уровень морального развития детей. Понимали причины появления отрицательных черт и пути их преодоления. А для этого необходимо больше внимания уделять для изучения проявления капризов и упрямства, их причины и пути преодоления. Чтобы педагоги совместно с родителями могли противостоять этой проблеме.

Цель исследования: установление закономерностей между причинами детских капризов и упрямства, и мер по их искоренению.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность капризов и упрямства

  2. Изучить причины возникновения неустойчивого поведения

  3. выделить наиболее эффективные пути преодоления капризов и упрямства.

Объект исследования: детские капризы и упрямства.

Предмет исследования: причины и процесс протекания капризов и упрямств у дошкольников, меры по их искоренению.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение характеристик детей; беседы с детьми, наблюдение за деятельностью детей, работа с родителями.

Гипотеза исследования: меры по искоренению капризов и упрямств исходят из сущности причин их проявления.

ГЛАВА 1. КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВА

ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ

НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    1. Содержание капризов и упрямств дошкольников

В самом общем виде под упрямством родители подразумевают непослушание, стремление ребенка все делать по-своему, желание настоять на своем и говорить «нет», когда, по их мнению, нужно говорить «да». Часто родители, жалующиеся на упрямство своего ребенка, забывают о заостренной потребности детей этого возраста в само­утверждении, выражении своего недавно появившегося «я», о том, что малыш уже может иметь свое, отличное от них мнение, отра­жающее индивидуальные особенности его темперамента и формировании характера. Когда ребенок не может быть тем, кем он хочет, он так или иначе выражает свое несогласие, с препятствиями на пути утверждения своего «я», и упрямство — один из способов выражения этого несогласия.

Каприз может выражаться в упорном нежелании ребёнка без внешне видимых причин подчинятся предъявленному требованию, негативизм, настаивание на выполнение своего желания. Ребёнок проявляет упорство в неправильных поступках и суждениях, стремится настоять на своём вопреки убедительным доводам и здравому смыслу («не надо кричать — разбудишь бабушку» - «нет, буду кричать, буду!»; «не лезь в лужу — нельзя» - «нет, можно!»).

Нередко от излишне заласканных, избалованных детей можно слышать следующие капризные заявления: «хочу такую же куклу, как у Тани!», «не пойду гулять в зимней куртке!», «я здесь хочу сидеть, пусть бабушка подвинется!», «только я буду качаться на качелях!» и др. Не следует принимать случаи капризов за проявления настойчивости. По сути своей они противоположны. Когда ребёнок пыхтит, но, преодолевая трудности, всё же сам натягивает на себя колготки (наконец-то правильно!), мы радуемся вместе с ним - он проявил настойчивость. Капризный ребёнок не в силах отказаться от своих заблуждений, признать свои ошибки, потому что он не желает идти на попятную. Так упрямства приходится на 2,5 года и совпадает с максимально представленным в этом возрасте волевым развитием.

Все дети должны согласовывать свои желания с нормами, пра­вилами и требованиями, принятыми в той или иной культурной среде, и процесс усвоения социально опосредованных норм обозна­чается как социализация. Процесс социализации далеко не всегда протекает гладко из-за своеобразия развития, когда ребенок не такой как все, т. е. как большинство его сверстников, или неблаго­получия в семье и неправильного воспитания, отсутствия соразмер­ности требований родителей (и воспитателей) возможностям и потребностям детей. Учитывая сказанное, проблему упрямства мы рассмотрим последовательно в возрастном, психологическом и физиологическом планах.

    1. Причины возникновения капризов и упрямства

Ребенок первых лет жизни сохраняет непосредственность в выражении чувств и желаний, и от взрослых зависит, насколько естественно и прочно войдет в его жизнь осознанная необходи­мость подчиняться социально приемлемым нормам поведения. Излишняя строгость, давление, заставляющее безоговорочно и сразу же подчиняться не всегда к тому же своевременным, справедливым и последовательным требованиям, могут служить питательной почвой для появления протестных реакций, одним из вариантов которых и будет упрямство. К примеру, излишне раннее приучение малыша к навыкам опрятности, самостоятельного принятия пищи и самообслуживания может не реализоваться так быстро, как хотят этого чрезмерно принципиальные, властные или беспокойные родители. Тогда ребенок будет для них упрямым, что, однако, отражает лишь субъективную оценку его ответного поведения. Оно может быть вовсе не капризом, а реальной необходимостью, защитой от чрезмерных и не всегда продуманных требований взрослых. Через несколько месяцев проблема упрямства не возникла бы, так как прогрессирующее психическое развитие ребенка и его осознанное отношение к предлагаемым действиям позволили бы ему самому стремиться к опрятности.

Специфической особенностью ребенка первых лет жизни явля­ется его потребность в сохранении определенного распорядка дня и устойчивых привычек. Это и место за столом, и порядок приня­тия пищи, любимая игрушка, ритуал подготовки ко сну, одежда, и многое другое, что создает чувство безопасности, стабильности окружающего малыша мира и дает ему возможность быть самим собой. Если необоснованно и поспешно меняется жизненный уклад ребенка или полностью игнорируются его устоявшиеся привычки, то неизбежно возникает упрямство как выражение протеста. Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повы­шенным чувством собственного достоинства, и одновременно актив­ных и энергичных от природы детей. Сочетание самолюбия и сценичности порождает то, что обычно обозначается как своеволие, своенравие, являющееся, по существу, нормальным вариантом пси­хического развития и приобретающее патологическое звучание только при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств. Напри­мер, некоторые дети неузнаваемо меняются во время болезни, когда для них все плохо и все не так, все раздражает. Процедуры они делать не хотят, лекарства пьют насильно, а все дело в том, что они не могут примириться с невозможностью чувствовать себя свободно и непринужденно, как это было до болезни.

Наблюдения показывают, что чаще на неискоренимое упрямст­во своих детей жалуются родители, которые либо не хотели рань­ше иметь ребенка, либо его пол не соответствовал их ожиданиям. Как правило, требования таких родителей не сопровождаются ува­жением, признанием, помимо обязанностей, и прав ребенка. Наибо­лее «вредными» с точки зрения матерей оказываются мальчики, похожие на отцов, если с последними у матерей напряженные отно­шения. Тогда мать непроизвольно переносит свое раздражение на сына, обвиняя его в злостном упрямстве и физически наказывая за малейшую провинность. Так она компенсирует свое недовольство во взаимоотношениях с отцом. Данная ситуация возможна только в случае доминирования матери в семье. Если в семье уже есть дочь, которая похожа на мать, то положение этих мальчиков при занятости отца или блокировании его семейной роли является особенно тяжелым. Несмотря на свой исключительно «вредный» характер, они производят впечатление заброшенных, печальных и боязливых, часто болеют, мочатся по ночам или страдают бронхиальной астмой. В данном случае упрямство — это миф, созданный матерью, результат конфликта матери с отцом, жертвой которого стал ребенок. Его единственная вина состоит в том, что он некстати появился на свет и слишком походит на нелюбимого мужа. В дру­гом семейном варианте упрямство возникает как следствие нераз­решимого конфликта родителей, их противостояния друг другу без уступок и кардинальных перемен. Ребенок настолько пропиты­вается атмосферой негативизма, что начинает вести себя аналогич­ным образом, не усматривая в этом ничего плохого.

Исследования посредством ряда личностных опросников (тес­тов) выявили определенные отличия среди родителей, жалующихся на упрямство детей и отрицающих его. Матери, считающие детей упрямыми, обнаруживают индивидуалистическую направленность интересов, фиксацию на своей точке зрения, они слишком «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В то же время они подвержены чувствам и экспансивны, т. е. возбужденно реагирую на любые проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Так же реагируют и отцы, у которых к тому же низкий самоконтроль чрезмерная уступчивость. Интересная закономерность наблюдается у них в отношении интеллекта: чем он выше, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку тогда имеется больше вариантов для решения спорных вопросов.

Как матери, так и отцы, считающие своих детей упрямыми, излишне волнуются по поводу тех или иных затруднений в отношениях с ними и аффективно застревают на этих проблемах, вместо того чтобы разрешить их конструктивным, рациональным образом. Более того, родители часто сами оказываются упрямыми, не отвечав своевременно на просьбы, будучи вечно занятыми, раздраженными или равнодушными к внутреннему миру и переживаниям своих сыновей и дочерей.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... Особенности социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста 1.4 Формирование социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста ... на долгое время негативные проявления, такие, как капризы, упрямство, агрессия, протестные ...
  2. Особенности этического воспитания детей дошкольного возраста

    Реферат >> Психология
    ... детей дошкольного возраста. Цель данной работы раскрыть особенности этического воспитания детей дошкольного возраста ... негативизма, упрямства, неподчинения ... этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень ... ворчи. Твой каприз может испортить ...
  3. Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции

    Дипломная работа >> Психология
    ... раскрыть особенности проявления отрицательных эмоций у детей-дошкольников; провести диагностику эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста; ... упрямства, капризов или от тягостных переживаний, страхов. При перестройке эмоционального опыта детей ...
  4. Основы развития нравственных качеств детей дошкольного возраста

    Реферат >> Педагогика
    ... каприз и упрямство (проявляются у 9 человек – 90 %), в возрасте 5-6 и 6-7 лет – ложь, упрямство, зависть (9 человек – 90 %). В возрасте 3-5 лет у детей негативные проявления ... воспитании детей дошкольного возраста. Особенности развития нравственных ...
  5. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Реферат >> Психология
    ... дошкольном возрасте. К ним относятся: личностные особенности ... проявлению самостоятельности. В рамках нашей темы была сформулирована гипотеза: формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ... капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017120838165283