Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
В первую очередь к тяжким и особо тяжким преступлениям относятся насильственные преступления против жизни и здоровья: умышленные убийства, изнасилован...полностью>>
Государство и право->Реферат
Действующий УК РФ устанавливает, что не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Анализ материально-технической базы торговли обычно начинают с изучения и оценки состава и структуры производственных основных средств. В торговле, ка...полностью>>
Государство и право->Реферат
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права детей не редко наруша...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение..........................................................................................................2

Статус Президента РФ………………………………………………………2

Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………..……21

Список использованной литературы……………………………………….22

Введение

Для исследования административно-правового статуса Президента РФ необходимо определить его место в системе государственной власти. До принятия Конституции РФ 1993 г. Президент РФ являлся высшим должностным лицом республики, главой исполнительной власти. Понятие "высшее должностное лицо республики" подразумевало такие полномочия Президента, как представление РФ внутри Федерации и за ее пределами, награждение государственными наградами и т. д. Но главной функцией Президента РФ как высшего должностного лица, можем предположить, являлась обязанность обеспечения делового сотрудничества законодательной, исполнительной и судебной властей, обеспечение целостности и суверенитета России, мира, согласия и демократического режима. Для осуществления перечисленных функций статуса главы исполнительной власти было явно недостаточно. Именно поэтому Конституция РФ 1993 г. провозгласила Президента РФ главой государства (ст. 80). 

Статус Президента Российской Федерации

Статус Президента Российской федерации определен Конституцией Российской Федерации. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией российской Федерации и федеральными законами он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее, основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти. В любом государстве власть носит государственный характер. Государственная власть - это часть социальной власти и средство социального управления. Все демократические страны в качестве конституционной основы, конституционного принципа осуществления государственной власти используют принцип разделения властей. Принцип разделения властей известен мировому сообществу с давних времен. Еще древние греки использовали данный принцип для укрепления государственного строя, гарантии его от изменений, потрясений и различных катаклизмов. Суть принципа разделения властей состоит в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся власть в государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органами государственной власти, составляющими государственный аппарат. Чтобы исключить возможность сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею, единая государственная власть функционально делиться на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, т.е. по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий, обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, и в то же время они тесно взаимодействуют между собой, образуя государственный механизм.

Президент РФ является главой государства. Он – гарант прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления. Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти (ст. 80 Конституции РФ).

Президент РФ, согласно ст. 83 Конституции РФ, обладает следующими полномочиями, непосредственно связанными с организацией и функционированием исполнительной власти:

- с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и его Президиума;

- Принимает решение об отставке Правительства РФ;

- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России;

- по предложению Председателя правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

- формирует и возглавляет совет безопасности РФ;

- утверждает военную доктрину России;

- формирует администрацию президента РФ;

- назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

- по представлению Председателя Правительства РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения;

- указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, непосредственно руководит деятельностью ряда таких органов;

- вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему;

- вносит изменения в состав Правительства РФ, упраздняет, объединяет и преобразует федеральные органы исполнительной власти.

Одновременно Президент РФ наделен следующими полномочиями в сфере отношений с субъектами Федерации:

- может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации;

- может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;

- вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта федерации;

- может вынести высшему должностному лицу субъекта Федерации предупреждение в случаях, установленных законом;

- назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ, которые имеют полномочия представлять Президента РФ в соответствующем федеральном округе.

Полномочный представитель обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе; организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации; вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации и т.д.

Взаимодействие Президента с федеральными
органами исполнительной власти Российской Федерации


Рассматривая взаимодействие Президента Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, следует остановиться не только на полномочиях главы государства в данной области, но, прежде всего, определить понятие самой исполнительной власти и охарактеризовать Правительство Российской Федерации как орган, на который Конституцией Российской Федерации возложено осуществление исполнительной власти в России, остановиться на вопросе взаимодействия Президента и Правительства России.
Исполнительная власть в России является самостоятельной ветвью, но являющаяся частью государственного аппарата, единой государственной власти наряду с законодательной и судебной ветвями. Но эта самостоятельность появляется лишь в функционально-компетенционном смысле. Ее отличительной чертой является то, что она реализуется в общегосударственном масштабе в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера. Определяющим является то, что исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение, то есть она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных властными полномочиями. Исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти, в практической деятельности которых она получает свое выражение,
Особенность органов исполнительной власти заключается в том, что они выполняют исключительно государственно-властные полномочия в системе разделения властей и находятся в непосредственном контакте и постоянном взаимодействии с двумя другими ветвями государственной власти - законодательной и судебной. Важно отметить, что Конституция Российской Федерации, выделив исполнительную власть как самостоятельную ветвь, возложила ее осуществление на специальную систему органов, возглавляемую Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти - самостоятельный структурный элемент как целостной системы органов исполнительной власти (статья 78 Конституции Российской Федерации), так и системы федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять и реализовывать свою компетенцию по предметам ведения Российской Федерации. Принципы организации и деятельности системы федеральных органов исполнительной власти обусловлены государственным строем России как демократического правового государства, задачами социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Принципы деятельности органов исполнительной власти обусловлены нормами Конституции Российской Федерации и могут быть охарактеризованы следующим образом: обеспечение верховенства Конституции России и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека, поскольку они составляют смысл и содержание деятельности органов исполнительной власти; федерализм, обусловливающий систему органов исполнительной, власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации и таким образом, наличие в этой системе двух подсистем; единство системы органов исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; ответственность органов исполнительной власти перед народом как носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации; строгое следование требованиям Конституции Российской Федерации и основанных на ней законодательным актам.
Согласно части 1 статьи 110 Конституции России исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации. Его компетенция, порядок формирования, состав определяются Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами, а также нормативными указами Президента. В настоящее время Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Состав Правительства России определен Конституцией Российской Федерации (статья 110): членами Правительства являются Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Таким образом, Конституция содержит закрытый перечень лиц, входящих в его состав. Руководитель иного, кроме федерального министерства, органа исполнительной власти может быть включен в состав Правительства Российской Федерации при условии установления для него статуса федерального министра.
Конституция России 1993 года значительно повысила статус Правительства, закрепив его самостоятельность от органов законодательной власти. С юридической точки зрения Правительство необходимо для руководства всей системой органов исполнительной власти, обеспечения их совместной деятельности. Именно на него Конституцией возложена ответственность за осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации (статья 71), а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов (статья 72).
Говоря о Правительстве как об органе исполнительной власти, необходимо выделить две основные его функции: во-первых, организацию исполнения законов, принятых Федеральным Собранием, во-вторых, организацию контроля над исполнением законов и указов Президента органами исполнительной власти сверху донизу. Здесь налицо взаимодействие Президента и Правительства. 
Закрепив самостоятельность исполнительной власти, Конституция Российской Федерации, вместе с тем, сохранила за Президентом возможность кардинально влиять на руководство исполнительной властью в целом. Достаточно сказать, что в семи из восьми статей Главы шестой Конституции (статьи 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117) закреплено непосредственное или опосредованное участие Президента в работе Правительства, определении его организационных и функциональных прерогатив. Статус Президента Российской Федерации как главы государства призван обеспечить «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (пункт 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации), в том числе исполнительной, накладывает отпечаток на всю систему сотрудничества Президента и Правительства.
Главе государства предоставлено право, назначать и освобождать от должности высших руководителей практически всех органов исполнительной власти. Но Конституция Российской Федерации оговорила некоторые законодательные ограничения полномочий Президента по формированию этих органов. Согласно пункту 2 статьи 112 Конституции России, Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В то же время согласно пунктам «а», «г», «д» статьи 83 Конституции только глава государства назначает, с согласия Государственной Думы, Председателя Правительства России.
По смыслу и содержанию статьи 111 Конституции Российской Федерации Государственная Дума может только выразить согласие или несогласие на назначение Председателя Правительства. В ее компетенцию не входит выдвижение кандидатуры на этот пост. Часть 2 статьи 111 Конституции Российской Федерации установила, что предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения представленной кандидатуры Государственной Думой.
Решение Государственной Думы о выражении доверия или недоверия кандидату на должность Председателя Правительства не подлежит утверждению или отклонению Советом Федерации. Из смысла и содержания этой же статьи не следует обязанность Президента представлять кандидатуру Председателя Правительства Государственной Думе нового созыва. Правительство продолжает функционировать независимо от начала работы нижней палаты парламента.
Для нижней палаты Федерального Собрания частью 3 статьи 111 Конституции России установлен недельный срок для рассмотрения кандидатуры Председателя Правительства.
Единственным препятствием для Президента являются положения статьи 109 Конституции Российской Федерации, которые не допускают роспуск Государственной Думы в период действия на всей территории страны военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий главы государства и в течение года после избрания Государственной Думы нового созыва. 
Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью органов исполнительной власти. И это закономерно, так как исполнительные органы государственной власти являются важнейшим каналом практической реализации программных установок Президента, получивших одобрение на всенародных выборах и воплощаемых в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации.
Как отмечено выше Президент по Конституции Российской Федерации не является главой исполнительной власти. Специфика полномочий Президента и Правительства, их взаимодействие, связь и соотношение их компетенции таково, что делает правомерным достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Президент России имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации; он вправе отменить постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента России. В предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом России. Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо в случаях отказа в доверии ему Государственной Думой. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до формирования нового Правительства России. Основаниями для отставки Правительства Российской Федерации по Конституции являются: заявление Правительства Российской Федерации об уходе в отставку; инициатива Президента России о принятии решения об отставке Правительства Российской Федерации; выражение недоверия Правительству Российской Федерации Государственной Думой; постановка Правительством перед Государственной Думой Российской Федерации вопроса о доверии (при отрицательном решении).
Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия, то есть в полном составе подает в отставку, но, по поручению Президента, продолжает исполнять свои полномочия до формирования нового Правительства (начиная с назначения Председателя Правительства). Акт принятия отставки Правительства должен предшествовать акту внесения Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу для получения согласия последней, ибо пост Председателя Правительства к этому моменту должен быть свободен. Назначенный Президентом с согласия Государственной Думы Председатель Правительства выполняет действия, связанные с формированием структуры федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства не позднее недельного срока после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время законодательно ни виды, ни перечень федеральных исполнительных органов не установлены; они определяются Указами Президента Российской Федерации.
Так система органов исполнительной власти - это виды органов исполнительной власти, а структура - конкретный их перечень. Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в системе исполнительных органов Российской Федерации имеются следующие виды органов, различающихся по назначению, задачам, принципам и сферам деятельности, другим признакам: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства. В Указе определяются особенности каждого из этих видов органов. Федеральные органы исполнительной власти создаются только с такими наименованиями и статусом, которые предусмотрены этим Указом. Президент определяет не только систему, но и структуру федеральных органов исполнительной власти, то есть устанавливает конкретный их перечень. Эта структура утверждается каждым новым Президентом Российской Федерации при решении вопроса о формировании Правительства. В указе о структуре федеральных органов исполнительной власти определяются те изменения, которые вносятся в структуру этих органов, то есть устанавливается, какие органы упраздняются, каким органам передаются их полномочия, какие наименования придаются органам, каково число заместителей Председателя Правительства, сроки преобразований в структуре федеральных органов государственной власти, решаются и другие вопросы организации деятельности Правительства. Одновременно с этим Указом структура федеральных органов исполнительной власти публикуется в «чистом виде» (как приложение к Указу) и содержит конкретный перечень действующих государственных органов исполнительной власти.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» структура федеральных органов исполнительной власти состоит из трех уровней: 1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; 2) федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; 3) федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конституционно-правовой статус президента РФ (3)

    Реферат >> Государство и право
    ... в должность Президента РФ…………………….6 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ………….8 Конституционный статус Президента РФ…………………………………………...8 Правовые акты Президента РФ……………………………………………………..11 Основные функции Президента Российской ...
  2. Правовое регулирование статуса Президента РФ в Конституции РФ

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... конституционного статуса Президента РФ и в силу этого правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения полномочий Президента РФ по ...
  3. Конституционно-правовой статус Президента РФ (4)

    Реферат >> Государство и право
    Конституционно-правовой статус Президента РФ Содержание: I. ВВЕДЕНИЕ. II. Конституционно-правовое положение Президента в системе органов власти ... о его иммунитете в отношении гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт ...
  4. Президент РФ (6)

    Реферат >> Государство и право
    ... и судебной властей. Основы статуса Президента РФ содержит Конституция РФ, которая в статье 11 определяет ... осуществляет Президент РФ. Президент РФ - это высшее должностное лицо государства и одновременно государственный орган. Статус Президента РФ в ...
  5. Президент РФ (7)

    Реферат >> Государство и право
    ... . КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ § 1. Президент РФ – глава государства В статье 80 устанавливаются основы статуса Президента Российской Федерации ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019659996032715