Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Дипломная работа
Актуальність теми дослідження Не дивлячись на те, що підлітковий вік в психології ХХ сторіччя вивчався достатньо детально, сучасні підлітки відрізняют...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Впливовим напрямком у психології, якому приписується «революційне» значення, став на початку ХХ століття біхевіоризм (від англійського слова behaviour...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность темы исследования: «Предупреждение и разрешение семейных конфликтов» обуславливается необходимостью анализа сущности конфликтов в семье и...полностью>>
Психология->Реферат
Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что "...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Заключение

Данная работа была посвящена изучению особенностей информационного стресса в учебной деятельности студентов ВУЗа.

Нами была предпринята попытка выявить взаимосвязь между тревогой как компонентом информационного стресса и экстремальной ситуацией в учебной деятельности, которой является экзаменационная сессия.

Проведенный теоретический анализ проблем стресса и информационного стресса, в том числе показал, что характерной особенностью учебной деятельности при решении учебных задач является периодическое возникновение проблемных (сложных, нештатных) ситуаций и воздействие неблагоприятных, экстремальных экологических и инфор­мационных факторов, которые приводят к развитию у студента психической напряженности и психологичес­кого стресса.

Анализ особенностей генезиса психологического стресса свидетельствует о том, что в его основе лежат информацион­но-когнитивные процессы, отражающие реальные и вообра­жаемые условия стрессогенных ситуаций. Наличие конкрет­ных рабочих причин возникновения этого состояния, связан­ных с информационными особенностями учебной дея­тельности (полимодальность сигналов, различные формы ко­дирования сообщений, вероятностная структура сигналов, значимость ситуаций, совмещенная деятельность и многие другие), роль когнитивных процессов в развитии психологического стресса, его проявления не только в вегето-соматических и биохимических реакциях организ­ма, но и в познавательной сфере, а также специфические для каждого вида учебного процесса нарушения работоспособно­сти студента позволяют выделить особую форму профессионального и психологического стресса — информа­ционный стресс в учебной деятельности. Необходимость выделе­ния в качестве самостоятельной формы информационного стресса обусловливается, помимо особенностей его «этиопатогенетической» природы, и специфичностью средств и спосо­бов профилактики и преодоления данного вида.

Формирование концепции информационного стресса как разновидности психологического стресса неразрывно связа­но с относительно короткой историей развития учения о стрессе в целом, теорий и моделей биологического, физиоло­гического, социального стресса. В ряду прочих концепций стресса следует выделить когнитивную теорию стресса, раз­работанную Р. Лазарусом и его сотрудниками, а так же ре­зультаты изучения различных аспектов психической регу­ляции процессов формирования психологического стресса, которые получены многочисленными исследователями и спо­собствуют системному анализу данного функционального со­стояния.

Как известно, основным критерием для выделения ка­кой-либо системы из окружающего мира является ее рас­смотрение со стороны целевого назначения. В этой связи важно правильно определить системные основания, то есть уровни, которые лежат в основе функционирования систе­мы. Отнесение тех или иных психических явлений к сис­темным образованиям определяет необходимость установ­ления их компонентного состава, взаимосвязи и иерархии этих компонентов.

С этих позиций приведенные материалы изучения механизмов развития информационного стресса позволяют рассматривать процессы когнитивной регуляции этого состояния как системную категорию. Системообразующим фактором этого процесса является соотношение субъективных оценок степени экстремальности ситуации и способности ее преодоления, купирования, которые отражаются в чувстве тревоги, страха и т. п. Как отмечает Р. Лазарус [35], оценка является когнитивным медиа­тором реакции на стресс, опосредуя требования среды и иерархию целей индивида. Формирование информационной основы представлений о реальной или потенциальной уг­розе, ущербе, потере, сложности ситуации происходит с по­мощью когнититвных процессов, которые обеспечивают, ин­теграцию и интерпретацию информации о субъективно зна­чимых событиях. Эти преобразования информации на ос­нове функционального взаимодействия различных психи­ческих процессов сопровождаются избирательным отноше­нием к ней, приданием информации определенных значе­ний, построением на ее основе психических образов ситуа­ций, восполнением информационных «пробелов» в памяти, снижением ее неопределенности и т. д.

Характер оценочных суждений о требованиях ситуаци­онных воздействий и ресурсах личности, необходимых для удовлетворения этих требований обусловливается такими осо­бенностями субъекта, как его эмоциональность, «личная схема» и степень ожидания неприятных событий, эффективности личного поведения и собственных реак­ций в экстремальной ситуации. Данный уро­вень регуляции психологического стресса обусловливается активационными процессами, которые формируют личност­ное отражение, проявление когнитивной системы развития этого психического состояния.

Представленные суждения о когнитивной системе регуляции информационного стресса следует рассматривать всего лишь как схему, которая требует уточнения и развития. Можно предположить, что механизмы регуляции процессов преодоления, купирования информационного стресса будут отличаться от описанных выше, в частности, в связи с воз­растанием роли не только когнитивных, но и личностных ресурсов человека.

Таким образом, сущность и специфика информационного стресса в учебной деятельности теоретически изучена слабо и нуждается в дальнейшем изучении с учетом многофакторной обусловленности развития данного явления.

Выдвинутая гипотеза о том, что тревожность как компонент информационного стресса в учебной деятельности выше у студентов заочного отделения по сравнению со студентами дневного отделения в начале экзаменационной сессии и снижается после ее окончания, полностью подтвердилась при экспериментальном изучении. Однако проведенный эксперимент не дает ответа о механизмах регуляции информационного стресса студента и в этом направлении необходимы на наш взгляд дополнительные исследования.

Представленные в настоящей работе материалы свидетель­ствуют о том, что проблема информационного стресса студентов ВУЗа пока еще не получила должного внимания в отечественной и зарубежной литературе, хотя современное состояние и перспективы развития деятельности человека в образовательных системах доказывают несомненную ее актуальность. Автором предпринята попытка определить место данного психического состояния в системе знаний о профессиональных особенностях учебной деятельности и результатах ее психологического изучения, а также про­вести анализ содержания некоторых аспектов информаци­онного стресса и его соотношения с характеристиками пси­хологического стресса. Данные теоре­тико-эксперимен-тальных исследований, представленные в работе, отражают основные направления и некоторые итоги изучения этиопатогенетических особенностей информацион­ного стресса, механизмов психической регуляции этого со­стояния, личностной детерминации стрессового процесса, методов его преодоления и ряда других аспектов проблемы, которые должны быть предме­том дальнейших исследований и обсуждений.

Литература

  1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устой­-
    чивости человека. Казань: KГУ, 1987, 261 с.

  2. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их
    компенсация. М: Наука, 1976. 270 с.

  3. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функцио-­
    нальной системы // Принципы системной организации функций.
    М.: Наука, 1973. С. 10-21.

  4. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М:
    Медицина, 1975, 447 с.

  5. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.
    14, Психология. 1995. №4. С. 45-54.

  6. Аракелов Г. Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 2. С. 102-113.

  7. Барфильд В., Ченг Т. Ч., Маржак Э., Эбертс Р., Салвенди Г. Тех­нический и эргономический аспекты в системах автоматизирован­ного проектирования // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвен­ди. М.: Мир, 1991. Т. 6, 456 с.

  8. Береговой Г. Т., Завалов Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Эк­спериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М.: Наука, 1978, 304 с.

  9. Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2004. 382 с.

  10. Бодров В. А., Обознов А.А., Турзин П. С. Информационный стресс
    в операторской деятельности // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 5.
    С. 38-53.

  11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

  12. Вальдман А. В. Психофизиологическая регуляция эмоционального
    стресса//Актуальные проблемы стресса. Кишенев: «Штнинца», 1996,
    С. 34-43.

  13. Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженно­сти в трудовой деятельности // Психологическая напряженность в трудовой деятельности. М.: Институт психологии АН СССР, 1989.
    С. 217-224.

  14. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-
    во Моск. ун-та, 2002, 336 с.

  15. Вилюнас В. К. Психологические механизмы эмоциональных явле­ний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

  16. Горбунов Н. Г., Гушева Т.М.. Зинченко Т.П. и др. Исследование информационного поиска в экстремальных условиях // Эргономи­ка. Труды ВНИИТЭ, М. Вып. 6. С. 15-31.

  17. Горизонтов П. Д. Стресс. БМЭ, 1963. Т. 31. С. 608-628.

  18. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987,
    286 с.

  19. Гримак Л. П., Епишкин А. К. Исследование возможностей прогнози­рования стресс-устойчивости // Психофизиологические ис­следования функционального состояния человека-оператора. М., 1993. С. 10-14.

  20. Губачев Ю. М., Иевлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный
    стресс в условиях нормы и патологии. Л.: Медицина, 1996, 224 с.

  21. Дикая Л. Г. Особенности регуляции функционального состояния в процессе адаптации к особым условиям // Психологи­ческие проблемы деятельности в особых условиях / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин. М.: Наука, 1985. С. 63-90.

  22. Дикая Л. Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным
    жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журн. 1996. Т. 17. С. 19-34.

  23. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический ас­пект. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985, 206 с.

  24. Занковский А. И. Психическая напряженность как свойство лично­сти // Психическая напряженность в трудовой деятельности. М.: Наука, 1989. С. 225-237.

  25. Занковский А. Н. Профессиональный стресс и функциональные со­стояния // Психологические проблемы профессиональной деятель­ности. М.: Наука, 1991. С. 144-156.

  26. Зарецкий В. К., Сазонтьева Н. Б. Рефлексивно-личностная регуля­
    ция поиска и принятия решения в стрессогенных условиях // Эрго­
    номика. Труды ВНИИТЭ. М., 1983. Вып. 23. С. 64-73.

  27. Зинченко В. П. Функциональная структура исполнительных (пер­цептивно-моторных) действий // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М.: 1978. № 16. С. 7-40.

  28. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, 440 с.

  29. Ильин Е. П. Обеспечение надежности деятельности в связи с учетом типологических особенностей свойств нервной системы // Проблемы инженерной психологии. Ярославль: ЯрГУИП АН СССР, 1976. С. 133-121.

  30. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина. – СПб.: Медицина, 2004. – 499 с.

  31. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.

  32. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 960 с.

  33. Космолинский Ф. П. Эмоциональный стресс при работе в экстре­мальных условиях. М.: Медицина, 1976, 190 с.

  34. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С.178-208.

  35. Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.-Женева, 1989. С. 121-126.

  36. Ломов Б. Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода // Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1977. С. 31-54.

  37. Ломов Б. Ф., Мясников В. И. Медико-психологические аспекты про­фессиональной надежности космонавта// Психол. журн. 1988. Т. 9.
    №6. С. 65-72.

  38. Маркова А.К. Психология труда преподавателя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

  39. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М-: Изд-во Моск. ун-та, 1976, 112 с.

  40. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976, 336 с,

  41. Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.:
    ЛГУ, 1983, 166 с.

  42. Писаренко В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной ус­тойчивости человека // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 1. С. 62-72.

  43. Пономаренко В. А., Турзин П. С, Рысакова С. Л. Информацион­ное взаимодействие оператора с ЭВМ в условиях влияния неблагоприятных факторов среды // Космическая биология и авиакос­мическая медицина, 1990. №5. С. 10-13.

  44. Психоэмоциональный стресс / Под ред. К. В. Судакова. М.: НИИ
    им. П. К. Анохина РАМН, 1992.

  45. Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. – Киров: КФ МГЭИ, 2003, 68 с.

  46. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959, 355 с.

  47. Русалова М. Н. Экспериментальные исследования эмоциональных
    реакций человека. М.: Наука, 1979, 170 с.

  48. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960, 254 с.

  49. Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972, 122 с.

  50. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979, 124 с.

  51. Смит Т.Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. Т. 2. С. 356-392.

  52. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и стресс в спорте. М.: Физкульту­ра и спорт, 1983. С. 12-24.

  53. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1985, 208 с.

  54. Судаков К. В. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса // Физиология человека, 1996, Т. 22. №4. С. 73-78.

  55. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. – 602 с.

  56. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН
    РСФСР, 1961, 535 с.

  57. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея­тельности. М.: Наука, 1982, 185 с.

  58. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Логос,
    1994, 318 с.

  59. Щукина Е. Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фак­тор формирования дезадаптивпого поведения студентов. Автореф.
    дисс. канд. психол. наук. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
    1998, 26 с.

1




Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме.

    Книга >> Туризм
    ... 1. Система информационных технологий 1.1. Понятие об информационных технологиях 1.2. Классификация информационных технологий 1.3. Влияние информационных технологий на ...
  2. Информационные системы в экономике (12)

    Учебное пособие >> Экономика
    ... понятия систем управления, информационных систем 2.2 классификация информационных систем 2.3 применение информационных систем для получения ...
  3. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития

    Реферат >> Философия
    ... в Окинавской Хартии глобального информационного общества, информационно-коммуникационные технологии становятся важным ... конкурентов и т.п. 6. Перспективы развития информационного общества Информационная революция, основу которой составляет бурное ...
  4. Информационные технологии управления (11)

    Шпаргалка >> Информатика, программирование
    ... автоматизированных информационных систем. Влияние развития информационных технологий на информационное обеспечение управленческой деятельности Информационные системы ...
  5. Информационные ресурсы (2)

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит
    ... , банках данных, других видах информационных систем. Структура информационных ресурсов России Органы управления ... и подразделениями, государственными, муниципальными и частными. Государственные информационные организации имеются в подчинении всех ведомств ...
  6. Информационные технологии в логистике

    Реферат >> Логика
    ... технических средств. 2.2 Виды информационных систем в логистике Информационные системы в логистике могут создаваться ... 2.3 Задачи и структура логистической информационной системы Логистические информационные системы переводят организацию управленческих ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0023329257965088