Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Актуальность исследования. Политическая культура является неотъемлемой составляющей жизни любого общества. Вовлечение социальных групп, общностей и ин...полностью>>
Политология->Реферат
Геополитический статус нашей страны характеризуется ее нахождением на стыке между западноевропейской и славяно-православной цивилизациями. С одной сто...полностью>>
Политология->Реферат
1.1. Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государст...полностью>>
Политология->Контрольная работа
Понятие «политология» происходит от двух греческих слов: politike (государственные, общественные дела) и logos - разум, ученое. Сочетание их означает...полностью>>

Главная > Реферат >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

23

Cодержание

1 Сущность власти, основные типы власти и их отношения ……………3

2 Легитимность и авторитет власти ……………………………………….10

3 Механизм осуществления политической власти в

Республике Беларусь …………………………………………………...…….19

Список использованных источников ………………………………………23

1 Сущность власти, основные типы власти и их отношения

Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых:

"власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику, все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других.

Власть выступает главным объек­том вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинствен­ным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое власть — абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновремен­но и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо — боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхища­лись и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втап­тывали в грязь».

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

Особенности различных элементов власти—субъекта, объекта, ресурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является, ее деление в соответствии «ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.

Экономическая власть—это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная власть — это распределение положения социальной структуре, статутов, должностей и привилегий.

Политическая власть — всякая организованная воля - одной группы людей по отношению к другой, которая осу­ществляет подчинение во имя общих целей.

Политическая власть характеризуется рядом признаков:

1) легитимностью в использовании силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит— обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

5) многообразием ресурсов. Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений, во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответсвующие должности, принимать политические решения, т. е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть зафиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.

Во-вторых, нормы, определяющие порядок формиро­вания политической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития общества. Так, в феодальном обществе вхожде­ние в политическую элиту было предопределено принадлеж­ностью к знатному роду.

Нормы создаются обоими участникам и властного взаимодействия, хотя вид закона и» придают государственные органы.

Политическая элита, конечно, может проявить ини­циативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддержки у населения, ее действие мо­жет быть обеспечено только силой или угрозой ее примене­ния. Особым видом политической власти является государ­ственная власть. Это социально организованная власть, рас­полагающая монопольным правом издавать законы, обяза­тельные для всего населения и опирающаяся на особый аппа­рат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять её нельзя, т.к. насилие и принуждение могут использоваться и не политической властью (деспотизм, терроризм).

Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различные обра­зовательные и просветительские учреждения, а также че­рез средства массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: не только распрост­ранению объективных сведений о деятельности правитель­ства, положении общества, но к манипулированию, осно­ванному на специальных методах обмана, на управлении со­знанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

По широте распространения выделяются мегауро­вень- международные организации (ООН, НАТО); макро­уровень-центральные органы государства; мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

Есть классификация власти по функциям ее органов:

законодательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют де­мократическая, авторитарная и т. п. власти.

Различные общественные власти находятся в слож­ном взаимодействии. Многие политологи важнейшей счита­ют экономическую власть.

Политическая власть, испытывая сильное воздейст­вие со стороны власти экономической, достаточно самостоя­тельна и способна иметь над ней первенство подчинять ее своим целям.

В определенных условиях доминирующее влияние я» общество может оказывать власть информационная (например, в период избирательных компаний)

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли по­литики наблюдается в тоталитарных государствах. Демо­кратический строй предполагает разделение властей, а так­же сфер влияния внутри этих властей.

Власть в нормальном цивилизованном обществе должна обладать легитимностыо. Это понятие возникло в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть ко­роля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.

Легитимная власть характеризуется обычно как пра­вомерная и справедливая. Легитимность связана с верой по­давляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Сам термин «легитимность» переводят с французско­го как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и "легальность" - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а вто­рое — юридический.

Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенно­сти мотивов подчинения.

Традиционная легитимность. Она возникает благо­даря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непо­колебимость и священность издавна существующих поряд­ков. Традиционное господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиций приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации тради­ционная легитимность во многом схожа с отношениями в па­триархальной семье, основанными на беспрекословном по­виновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такава, что когда лиде­ры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власти элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарх, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регу­лирование отношений управления и подчинения. Наибо­лее развитой формой этого типа власти является консти­туционное государство, в котором беспристрастные нормы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для чего имеются установленные законом процедуры.

В систе­мах подобного вида власть политической элиты легити­мируется «царством закона. Для обоснования своей вла­сти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).

Харизматическая легитимность, она основана на вере в исключительные качества руководителя, которы­ми он наделен Богом, т. е. вера в его харизму поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его личности. Харизматическая власть является относительно не­стабильной по сравнению её традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то вре­мя как традиция и закон являются фактами обществен­ной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционны перемен, когда новая власть для признания населением не может опе­реться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способ­ствует их признанию и принятию населением. Харизма­тическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие например идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в сознание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Идеологическая лигитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью метода убежде­ния и внушения. Но в отличие от рационально-правовой легитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологи­ческая — однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.

Во второй половине .XX в. многие молодые государст­ва в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам. Следует иметь ввиду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально суще­ствующие политические системы представляют собой пе­реплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяе­мые в качестве теоретической концепции, с конкретной ре­альностью политических систем, где они проявляются лишь частично ив сочетании друг с другом. В то же время без вы­деления этих идеальных типов осмысление реальных поли­тических систем было бы невозможно.

Исследователи выделяют несколько источников легитимности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Понятие легитимности власти Разница понятий легитимность и легальность власти

    Реферат >> Политология
    ... Реферат на тему: «Понятие легитимности власти. Разница понятий легитимность и легальность власти» Выполнила студентка Проверил: ... отдельными политиками и органами власти. 3. Типы легитимности власти Понятие "легитимность власти" впервые было введе­но ...
  2. Легитимность власти (3)

    Реферат >> Политология
    ... Легитимность власти» Введение Важнейшим условием функционированием власти является ее авторитет в глазах граждан, ее легитимность. Понятие «легитимность власти» ... правомерные. Легитимность политической власти Понятие легитимности политической власти. Одним ...
  3. Легитимность власти (5)

    Реферат >> Политология
    ... с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное призна ние ...
  4. Легитимность власти (4)

    Реферат >> Политология
    ... между отдельными политиками и органами власти. 2. Типы легитимности власти Понятие "легитимность власти" впервые было введе­но крупным немецким ...
  5. Уровни легитимности власти

    Контрольная работа >> Политология
    ... власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное призна­ние ее законности) и "легальность власти" ... политиками и органами власти. Понятие "легитимность власти" впервые было ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018620491027832