Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Тема является актуальной, потому как наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактор...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Каждый современный специалист должен иметь знания не только в экономической области, но и также в психологической, с помощью которых появляются умения...полностью>>
Психология->Реферат
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической ...полностью>>
Психология->Реферат
Глубокие изменения, произошедшие в экономике нашей страны за последние годы, привели к пересмотру роли и значимости управленческого персонала на предп...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1. Образ педагога дополнительного образования в сознании подростков

2.1.1. Характеристика объекта исследования. Состав группы тестируемых подростков

В теоретической части были сформулированы понятия сознания и психологического образа, а также рассмотрены особенности восприятия образа педагога в частности педагога дополнительного образования в сознании подростков, описаны методики исследований образа.

В данной главе необходимо применить приведенные выше методики исследований для определения образа педагога дополнительного образования в сознании подростков и сопоставления официальных данных, характеризующих образ педагога в сознании подростков с полученными в ходе исследования.

В исследовании принимают участие 12 подростков, причем шесть из них девочки, другие шесть – мальчики. Для их обозначения принято применение типичных русских фамилий.

Средний возраст участников составляет 12,8 лет. Самым младшим участникам по 11 лет, старшим по 15 лет. Собраны учащиеся общеобразовательных школ, школы-интерната и гимназии с разными формами обучения.

Среди них одна сирота, полусирота и те, кто воспитываются другими родственниками. Также отобраны дети с разной успеваемостью, посещающие и не посещающие внеклассные организации.

Исследование проводится в специальном помещении. Раздаточный материал представляют тексты с заданиями (приложение 12) и бланки протоколов.

2.1.2. Проведение исследования образа педагога дополнительного образования в подростков по методике СОЧ(И)

Начало исследований по методике СОЧ(И) структуры образа человека (иерархической) включает модифицированную методику «20 определений». Подросткам, девочка и мальчикам, выдается бумага и перед ними ставится задание объяснить значение слова «педагог дополнительного образования» простыми или сложными словами, определениями из нескольких слов. Так, чтобы каждое определение раскрывало лишь одно свойство этого человека. Участникам исследования необходимо объяснить, что ответы пишутся быстро, располагаются в том порядке, в каком они мысленно возникают.

Время выполнения задания не должно превышать пяти минут для детей старше 13 лет, 7-8 минут – для детей до 13 лет.

Обработка ответов по методике "20 определений" осуществляется методом контент-анализа. В структуре представлений об педагоге дополнительного образования нужно выделить несколько групп характеристик, в базовом варианте методики включающих девять категорий определений учителя:

- Конвенциональные, общепринятые характеристики (человек, се­стра, мужчина и т.п.) - условное обозначение "к";

- Телесно-физические характеристики (высокий, худой и т.п.) - условное обозначение "т";

- Эмоционально-личностные характеристики (тактичный, веселый, приветливый и т.п.) - условное обозначение "э";

- Личностно-волевые характеристики (упорный, обладающий силой воли, це­леустремленный и т.п.) - условное обозначение "в";

- Характеристики интеллектуально-творческой сферы личности (умный, эрудированный и т.п.) - условное обозначение "и";

- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (собеседник, требовательный и т.п.), социальные характеристики - условное обозначение "с";

- Характеристики особенностей поведения личности как субъекта целенаправленной деятельности (трудолюбивый, ленивый, учит, преподает и т.н.), деятельностные характеристики - условное обозначение "д";

- Характеристики особенностей поведения личности, проявляющиеся в деятельности, не связанной с взаимодействием (активный, серьезный и т.п.), поведенческие характеристики - условное обозначение "п".

- Метафорические характеристики (светоч, проводник и т.п.) - условное обозначение - "м".

Одну характеристику можно отнести к нескольким (обычно не более чем к трем) категориям, например: выделяет любимых учеников – «с», «э».

Исходя из конкретных особенностей исследования, можно допол­нительно формировать и другие категории, например: гендерные (маскулинные, фемининные, андрогинные),

Характеристикам каждой группы, присваивается своя модальность, позитивная, негативная или амбивалентная (табл 1.). Результаты исследований фиксируются в протоколах (приложения).

Форма протокола свободная, но в нем обязательно должны присутствовать дата, организация (предприятие), принадлежность объекта исследований той или иной структурной единице (группа, класс, отдел и т.д.), имя объекта (фамилия, имя, отчество), его должность (учащийся, преподаватель, старший кассир и т.д.). В протоколе могут быть зафиксированы и другие сведения об объекте, важные для последующей интерпретации.

После заполнения определений участниками в протоколах, проводится первичная обработка записей. Определяется группа характеристик и ее модальность. Для примера, приведем первую часть бланка первого протокола (табл. 2).

Модальность характеристик психологического образа

Таблица 1

Модальность Модальность

Позитивная (положительная)

Негативная (отрицательная)

Амбивалентная (нейтральная)

Пример

Рассказывает много интересного, терпелив, приветлив, помогает,

чуткий,

справедливый

Не интересно преподает,

ленивый,

рассеянный,

непунктуален,

нетерпелив,

раздражителен,

невнимателен

Наставник, учитель, мужчина, женщина,

очень занят,

усталый,

молод,

задумчив

Условное обозначение

+

-

=

Итак, можно убедиться, что по результатам протокола первого преобладает положительная модальность. В протоколах № 3, 5, 6, 8, 10, 11 и 12 наблюдается схожая ситуация (приложения 1-11). Но, протоколы № 4, 7, 9 передают негативный вербальный образ педагога дополнительного образования.

Далее во второй части протокола составляется «психогеометрический портрет».

Подросткам, участникам исследования, предлагается последовательно нарисовать пять геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, зигзаг и треугольник. При этом каждой геометрической фигуре соответствуют воображаемые черты образа педагога дополнительного образования.

В инструкции детям необходимо объяснить, что фигура выражает не внешнее сходство, а внутреннюю сущность педагогов. В первую очередь рисуется та фигура, которая наиболее соответствует психологическому портрету человека, далее та, которая меньше подходит к этому образу и так

Первая часть бланка первого протокола метода СОЧ(И)

Таблица 2

Ф.И. – Егорова А.

Дата тестирования – 10 июня 2008 года.

Класс – ученица 5-а класса СОШ. Другие данные – 11 лет, живет с родителями, занимается в кружке рукоделия, отличница.

№ п/п

Определения

Группа характеристик

Модальность

1

Учит после уроков

д, с

=

2

Рассказывает много интересного

д, с

+

3

Спокойнее других учителей

п

=

4

Улыбчив

э

+

5

Терпелив

в

+

6

Помогает установить контакт с одноклассниками

с

+

7

Часто хвалит

с

=

8

Умный

и

+

9

Умелый

и

+

10

Не опаздывает

п

+

11

Любит учеников

э

+

12

Устраивает экскурсии

д

=

13

Разрешает уйти раньше

с

=

14

Хорошо объясняет

д, с

+

15

Трудолюбивый

д

+

16

Пожилой

к

=

17

Умеет слушать

с

+

18

Иногда не дисциплинирует

с

-

19

Не выделяет учеников

с

+

20

Собран

п

+

далее по убывания. Последняя геометрическая фигура, по мнению участников, будет наименее соответствовать характеру педагога дополнительного образования в ее представлении.

Психологическая трактовка геометрических фигур приводится в теоретической главе.

Пример заполнения второй части бланка методики СОЧ(И) показан в таблице 3.

Индивидуальные психогеометрические образы педагога дополнительного образования в сознании подростков; вторая часть первого протокола

Таблица 3

Номер фигуры

1

2

3

4

5

Результат

2

1

4

5

3



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сель (2)

    Дипломная работа >> Социология
    ... по намеченным выше методикам. Таким образом, выявленные проблемы и причины поведения трудных подростков ... сознании ... подростками могут быть использованы социальными педагогами, педагогами и психологам в учреждениях дополнительного образования. База исследования ...
  2. Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях

    Дипломная работа >> Психология
    ... развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления ... образом, по результатам методики FPI для подростков ... Педагог дополнительного образования ... исследования и применение / Т.Зиглер, Л.Хьелл. – СПб.: Питер, 2008. – 608с. Кант И. Собр. соч ...
  3. Депрессивность и стрессоустойчивость подростков с двигательными тиками, способы их определения и коррекции

    Дипломная работа >> Психология
    ... исследования 2.2 Диагностика депрессивности подростков по методикам Бека и Жмурова 2.3 Диагностика стрессоустойчивости подростков по методикам ... педагогов ... сознания. Согласно исследованиям ... образами ... Проблема возраста. Собр.соч., т. 4, ... образования ... дополнительные ...
  4. Методика воспитательной работы

    Книга >> Педагогика
    ... сознание ... образующих ... центрах дополнительного образования, в ... методиками обучения и воспитания. Особого такта и терпения требуют к себе так называемые труд­ные подростки ... Л. С. Собр. соч.: В 6 т. ... педагогов и воспитанников по реализации целей образования ... исследование ...
  5. Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов

    Дипломная работа >> Психология
    ... в настоящее время в дополнительной защите и помощи. Семья ... баллов из опросника подростка по этой де ... исследования были использованы две методики: исследование потребностно-мотивационной сферы супругов по Мюррею; методика Торохтий В.С. Предлагаемые методики ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019180774688721