Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Контрольная работа
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей В ...полностью>>
Социология->Контрольная работа
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» Чаще всего эти слова употребляютс...полностью>>
Социология->Реферат
Личность – одно из центральных понятий социологии Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир...полностью>>
Социология->Реферат
Понятие личность восходит к античному театру, где слово “персона” (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль ревнивца или завистника...полностью>>

Главная > Лекция >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Представления о личности в социологии.

Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную

роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему

человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему

остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных

различий между людьми.

На социологию личности заметно влияют философские концепции и

психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает

и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в

расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в

процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с

другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их

темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему

они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» – это, напротив, то,

что делает людей похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях

социально типическое).

Таким образом, можно сказать, что как правило, в цепочке человек –

личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа,

социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая своё) может использовать

любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто

особенное.

В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися

традициями рассматривается как:

1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий

существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться

изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои

собственные условия, либо управляющий своим воображением об

условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам,

самопроизводящийся);

3) деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной,

предметной активности, связывающей его развитие с внешним миром

(человек, производящий новые предметы и передающий в предметах свой

опыт).

В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических

свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для

психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и

приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает

неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его

уникальным актором (действующей единицей) некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие

социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей

предмет и специфическая терминология используются только на уровне

специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект»

и «личность» для описания социальной сути и социальные качеств человека.

В современной социологии личность, как субъект (который, напомним,

может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым –

тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий

социально – исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей

пережила определенную эмоцию вместе с ходом исторического прогресса.

Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной,

приспособительной, в то время как современный имеет значительно более

богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую

роль в природе и обществе. Можно сказать, что личность все полнее

проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира

естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и

понимания знаков «другого».

В этом смысле личность как социальное качество человека становилась

все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

Семинар №12

Семинар №10.

Социология культуры.

1. Культура как явление общественной жизни. Основные категории и понятия культуры.

2. Нормы и ценности как компоненты духовной культуры.

3. Социально-культурный процесс.

  1. Роль культуры в жизни личности и общества.

Темы докладов и рефератов.

1. Религия как объект социологического изучения.

2. Универсальные элементы культуры и культурное разнообразие.

3. Понятие и виды субкультуры.

4. Изменение характера и развития культуры под влиянием научно-технического прогресса.

5. Феномен “массовой” культуры.

6. Социология искусства.

Проблемные задания.

1. Голиков В.Д., Насибуллин Р.Т. 1000 задач по социологии.

— Уфа, 1993. — С. 85-100.

Работа с первоисточниками.

  1. Сорокин П. Социокультурная динамика и эволюционизм. // Американская социологическая мысль: Тексты. - М., 1994.

  2. Сорокин П. Общие черты и различия между Россией и США //Социологические исследования. 1993.№8.

  3. Дюркгейм Э. Ценностные и “реальные” суждения//Социологические исследования. 1991. № 8.

  4. Социология: Хрестоматия. — М., 1993. — С.164-183, 184-205.

  5. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. // Тексты по истории социологии 19 - 20 в. в. : Хрестоматия. - М., 1994.

Список литературы

  1. Ахиезер А. С. Социокультурная динамика России// Полис 1991. №5.

  2. Афанасьев В. Г. Социальная информация. - М., 1994.

  3. Гидденс Э. Социология. -Челябинск, 1991.

  4. Зборовский Г. Е. Социология . - М., 1994.

  5. Зборовский Г.Е. Общая социология //Курс лекций // - Екатеринбург , 1997.

  6. Ионин Л. Г. Культура на переломе//Социологические исследования. 1995.№2.

  7. Иконникова Н. К. Механизмы межкультурного восприятия//Социально-политические науки. 1995. №11.

  8. Карпухин О. Можно ли управлять культурой//Диалог. 1994. №4,6.

  9. Краткий словарь по социологии, М., 1988.

  10. Козлова О. Н. Духовная культура современного общества//Социально-политические науки. 1991. №10.

  11. Куценко В. А. Культура: испытание рынком //Социально-политические науки. 1991.№12.

  12. Комаров М. С. Введение в социологию. Учебник. - М., 1994.

  13. Левада Ю. А. Лекции по социологии. - М., Вып. 1.,1969.

  14. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

  15. Овчинников Т. К. Массовое сознание как объект социологического анализа. - М., 1974.

  16. Основы социологии. - Уфа, 1993.

  17. Основы социологии. - М., 1994.

  18. Смелзер Н. Дж "Социология" - М., 1994.

  19. Соколов В. М. Нравственные коллизии современного общества//Социологические исследования. 1993. №9

  20. Социология (сборник) - СПб., 1993.

  21. Социология. Фролов С.С. - М., 1994 .

  22. Тощенко Ж. Т. Социология М., 1994 .

  23. Энциклопедический социологический словарь. Под редакцией Осипова Г. В. М. 1995. Институт социально- политических исследований.

Основные понятия.

  1. Социология культуры - отрасль социологии, изучающая закономерности развития культуры, форм проявления этих закономерностей в деятельности людей, связанных созданием, усвоением, сохранением и распространением культуры.

а) Культура - система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни. (Н. Смелзер)

б) Культура - ценности, созданные отдельными социальными группами, нормы, которым они следуют в жизни, и материальные вещи, которые производят люди. (Э. Гидденс)

в) Культура - совокупность социальных норм и ценностей данной общественной системы. (Г. В. Осипов и другие)

г) Материальная культура - материальные ценности и способы их изготовления.

д) Духовная культура - охватывает сферу сознания, связанная с производством идей (познания, нравственность воспитания, просвещения и т. д., включая науку, искусство, литературу, религию и т. д.)

  1. Ценности - разделяемые обществом, социальными группами и индивидами убеждения относительно целей и основных средств их достижения, выраженные в форме нормативных представлений.

  2. Социальные нормы - правила поведения, ожидания и стандарты, ругелирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями культуры.

  3. Усвоение культуры - происходит в процессе обучения и воспитания.

  4. Субкультура - система норм и ценностей, отличающих культуры определенных групп от культуры большинства общества.

  5. Контркультура - субкультура, противоречащая культуре большинства общества (криминальная субкультура)

  6. Культурные универсалии - общие черты, присущие всем культурам (семья, брак, спорт, язык, танцы и т. д.)

  7. Энтноцентризм - оценка других культур на основе своей; вера в превосходство (биологическое и культурное) своей нации либо группы над другими.

  8. Ксенофобия - страх, ненависть, непрятие чужой культуры, чужого образа жизни.

  9. Культурный релятивизм - убеждение, что понять чужую культуру можно только в рамках ее собственных контекстов и ценностей.

  10. Массовая культура - обычно рассматривается как псевдокультура, связанная со стандартизацией, обезличиванием, внедрением пошлости и внедренная в массы без учета субкультур социальных групп и общностей.

  11. Элитарная культура - «высокая культура», предназначенная для элиты общества, высших слоев.

КУЛЬТУРА КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

МЕРА ОБЩЕСТВЕННОГО СТЕПЕНЬ ВОПЛОЩЕНИЯ ТИПЫ СОВРЕМЕННОГО

ПРОГРЕССА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВА

ИДЕЙ

ЦЕННОСТИ

НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОНЯТИЯ,КОН-

КУЛЬТУРА ЦЕПТЫ

ЯЗЫК

ОТНОШЕНИЯ

КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ

УНИВЕРСАЛИИ

РЕЧЬ ВЫСОКАЯ НАРОДНАЯ СУБКУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА

ОБЩЕНИЕ

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

ЦЕННОСТИ НОРМЫ

Материальные приобщение эстетическое вкусы предпочтения



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социология (24)

    Шпаргалка >> Социология
    ... в центре внимания феноменологически ориентированных социологов. В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные ... . В этой связи приведем некоторые определения социологии. «Социология – это научное изучение человеческого поведения ...
  2. Социология (34)

    Лекция >> Социология
    ... Смелзер Н. Дж. "Социология" - М., 1994. Социология (сборник). - СПб., 1993. Современная западная социология. Словарь, - М., ... Б. Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. - М., 1977. Основы социологии. - Уфа, 1993. Основы социологии. - М., 1994. Саганенко ...
  3. Социология (17)

    Учебное пособие >> Социология
    ... культуры к анализу самой социологии. «Социология социологии» для него – часть исторической социологии и одновременно – историческое введение ...
  4. Социология (18)

    Учебное пособие >> Социология
    ... и явилось психологическое направление в социологии. Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения ... 3. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ: ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ Развитие социологии отражает эволюцию общества ...
  5. Социология (19)

    Учебное пособие >> Социология
    ... познания социологии. Понятие социального. Социология и другие науки об обществе. Структура социологии. Функции социологии. Социальные ... социальной мысли получило название субъективной социологии. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014400482177734