Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Медицина, здоровье->Реферат
Прогресс в области физико-химической биологии обусловил в последние годы возникновение в нашей стране принципиально нового раздела медицины, который з...полностью>>
Медицина, здоровье->Реферат
Современной медициной разработаны определенные правила, которые необходимо соблюдать, чтобы организм ребенка хорошо развивался. Эти правила касаются к...полностью>>
Медицина, здоровье->Реферат
Государство, осознавая особую важность охраны здоровья населения как неотъемлемого условия жизни любого общества, устанавливает различные гарантии защ...полностью>>
Медицина, здоровье->Реферат
Самые древние упоминания о презервативе относятся к приблизительно 3 году до н. э. Согласно легенде, критский царь Минос был вынужден изобрести столь ...полностью>>

Главная > Лекция >Медицина, здоровье

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Начинается обучение с возможно более раннего возраста. Чем раньше начнется обучение ребенка, тем большие результаты будут достигнуты в его развитии. При определении программы обучения ребенка ориентируются не на его возраст, а на уровень его развития.

К концу подготовительного этапа обучения ребенок должен быть приучен к режиму, овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в пространстве, обучиться жестовой речи и элементам словесной речи в дактильной форме, уметь играть, лепить из пластилина, конструировать из конструктора простые по форме окружающие предметы, по возможности овладеть навыками коллективного самообслуживания, научиться делать утреннюю зарядку.

В процессе обучения на подготовительном этапе у ребенка формируются образы окружающих его предметов, что является необходимым условием дальнейшего усвоения словесного языка и перехода к школьному этапу обучения.

С детьми проводятся и специальные дидактические занятия по группировке предметов по форме и размеру.

План работы с группой детей включает в себя:

1. Приучение к режиму.

2. Обучение ориентировке. Создать у детей правильное представление о расположении предметов, находящихся в комнате, коридоре, в туалетной и гардеробной, в столовой. Научить самостоятельно находить столовую, туалет. Научить дифференцировать свою и чужую одежду, знать свое место в столовой, за столом для занятий.

3. Формирование и усовершенствование навыков самообслуживания. Научить пользоваться горшком, помогать взрослому при одевании и раздевании их, обучать самостоятельно мыть руки и умываться, правильно принимать пищу, убирать за собой посуду со стола.

4. Обучение игре. Обучить детей соотносить игрушечные предметы с настоящими, научить обращению с игрушками.

5. Развитие средств общения. Научить понимать и обозначать жестами режимные моменты (есть, спать, одеваться, раздеваться, идти, умываться, туалет), обучать жестами в процессе игры, сформировать понимание жестов-поручений (принеси что нибудь) , развивать активное пользование жестами в дидактических играх ( например, игра ‘’ какой игрушки не стало’’) , научить называть детей и воспитателей первыми буквами их имен (дактильными).

6. Сенсомоторное развитие. Обучать нанизывать кольца на стержень башенки, собирать и разбирать матрешку, группировать кубики, палочки, раскладывая их по разным коробочкам. Научить нанизывать бусины на нитку. Начать специальную сенсомоторную пропедевтику, готовящую детей к овладению брайлевской и дактильной формами общения ( учить выкладывать на брайлевской колодке грибки по образцу, обучать подражанию дактильным конфигурациям, научить группировке карточек с наклеенными на них кружочками в виде брайлевских букв. Обучить лепить простейшие предметы. Развивать движение в подвижных играх и специальных упражнениях.

Елена поступила в детский дом в четырехлетнем возрасте. Диагноз- глухонемота, крайне плохое зрение. Остаточное зрение заметно помогает девочке ориентироваться. Когда девочке не было еще двух лет, мать начала приучать ее к самообслуживанию. На четвертом году жизни ребенка поместили в обычный детский сад. Педагоги детского сада индивидуально занимались с Еленой, продолжали формирование у нее навыков самообслуживания. Приучили ее к режиму, научили самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки, помогать взрослому при одевании и раздевании младших детей. Научили играть. Мать научила Елену открывать и закрывать кран. В общении с матерью и детьми в детском саду были изобретены некоторые жесты. Когда девочка хотела есть, она показывала пальчиком в свой открытый рот. Жест пить показывался движением нижней челюсти. Если Елена снимала штанишки, это означало, что она просится в туалет. Мытье рук, умывание, мытье головы, идти куда-нибудь, садиться обозначались соответствующими движениями рук, которые имитировали эти действия.

После того как девочка пробыла год в массовом детском саду, она поступила в интернат. В бытовой режим включилась безболезненно. Быстро научилась ориентироваться в комнате, на этаже, а потом и во всем здании и во дворе.

С Еленой были начаты занятия по усовершенствованию навыков самообслуживания, по развитию игры, специальные занятия по сенсомоторной тренировке и развитию средств общения.

К началу второго года пребывания девочки в детском доме у нее значительно усовершенствовались навыки самообслуживания и культурного поведения. Во время еды она правильно сидела за столом, ела аккуратно, пользовалась приборами, жестом благодарила без напоминания. Елена научилась чистить зубы, правильно пользоваться туалетом, быстро одеваться и раздеваться, не путая заднюю и переднюю стороны колготок и т. д., различать обувь для правой и левой ноги.

Основной задачей обучения Елены было развитие у нее средств общения. Те одиночные жесты, с которыми девочка поступила в детский дом, не давали ей возможности общаться. Все предметы, связанные с выполнением действий по самообслуживанию, все режимные моменты, игрушки, игровые действия обозначались жестами. В первые же недели девочка научилась понимать большинство этих жестов. После этого педагоги руками ребенка воспроизводили жесты, потом Елена стала самостоятельно повторять некоторые из них, а вскоре употреблять их в общении. За два месяца пребывания в детском доме Елена усвоила более 30 жестов. К концу первого учебного года жестовой словарь девочки составлял 90 жестов и включал в себя не только отдельные жесты, но и жестовые фразы и небольшие жестовые рассказы, изображающие события, в которых девочка принимала непосредственное участие. В середине первого учебного года Елена стала принимать учебную задачу, направленную на формирование у нее словесной (дактильной) речи. Некоторые действия и хорошо знакомые предметы стали обозначаться первыми буквами их словесных названий. После того как девочке дали возможность много раз наблюдать дактильный разговор старших воспитанников, у нее нее появилось внешнее подражание этому разговору, она пыталась делать мелкие движения пальцами в руку других детей. Появилась возможность в процессе жестового общения отдельные жесты заменять дактильными словами. Общение стало не исключительно жестовым, а смешанным- жестово-дактильным. К концу первого учебного года Елена самостоятельно говорила дактильно свое имя, имя воспитателя и несколько других слов. Девочка хорошо научилась играть в ролевые игры.

План ближайших занятий по развитию таких детей предусматривает усовершенствование у них навыков самообслуживания, дальнейшее привитие навыков культурного поведения, трудовое воспитание, развитие игровой деятельности, занятия лепкой, работу с бумагой, физическое воспитание.

Средства общения будут прививаться и во время действий по самообслуживанию, и в игре, и при обучении ручному труду, и на прогулках. Кроме того, предусматриваются самостоятельные занятия, на которых дети будут выполнять дактильные поручения учителя, выражать дактильными словами произведенное действие, называть предметы.

ЛЕКЦИЯ 7

Тема Особенности учебно-воспитательной работы со слепоглухими школьниками

Содержание школьного этапа обучения.

На примере слепоглухонемых детей.

На школьном этапе обучения слепоглухонемые учащиеся овладевают словесным языком, общеобразовательными знаниями и навыками работы в одной из мастерских.

Обучение воспитанников на школьном этапе ведется на основе материалов и программ обучения по речевому развитию, предметным урокам, математике, труду, физическому воспитанию, разработанных лабораторией обучения и воспитания слепоглухонемых детей. Материалы к программам составлены с расчетом на обучение детей, получивших подготовительное воспитание в детском доме для слепоглухонемых, и в условиях семьи. В программах предусматривается девятилетний срок обучения, в течение которого воспитанники овладевают словесным языком, получают общеобразовательную подготовку в объеме начальной школы, физическую и трудовую подготовку, дающую возможность перехода к обучению одному из видов профессионального труда.

Учебные занятия проводятся не только в утренние часы, часть их переносится на время после дневной прогулки и на вечер. Многие уроки,

особенно предметные, проводятся в форме экскурсий и прогулок.

Рассмотрим основное содержание материалов к программам обучения слепоглухонемых по речевому развитию, по предметным урокам и по арифметике.

Речевое развитие

Чрезвычайно важным в обучении слепоглухонемого ребенка является овладение им средствами общения. Первыми специальными средствами общения для него являются жесты. Жестами ребенок обозначает предметы, их функции, действия, элементы поведения. Овладение жестами- необходимый этап речевого развития ребенка.

Следующий за жестами этап усвоения средств общения- формирование у ребенка словесной речи. Словесная речь в дактильной форме является

надстройкой над жестовой речью, возникает внутри нее как ее вариант, а в

дальнейшем развивается в самостоятельную и доминирующую форму речи.

Происходит это таким путем. Жесты, обозначающие хорошо знакомые и часто встречаемые предметы, заменяются пальцевыми словами. Для ребенка эти обозначения также являются жестами, но только жестами другой конфигурации.

Жестом ему показывается, что данный предмет можно обозначать по–другому. В дальнейшем он обозначает предмет, показанный ему, новым для него жестом, даже не подозревая, что уже владеет словом, составленным из букв, так, как зряче-слышащий ребенок, научившийся говорить на втором году жизни, не знает, что он говорит побуквенными словами.

Обучение словесному языку начинается не с букв, а со слов, и не просто

слов, а со слов в системе связного смыслового текста. Смысловым контекстом первых слов являются жесты. Первые дактильные слова включены в рассказ, осуществляемый средствами мимики. Тут слова выступают на правах жестов.

Лишь после усвоения нескольких десятков слов , обозначающих конкретные предметы, ребенку дается дактильный алфавит, которым он уже практически владеет. После дактильного алфавита ребенку можно дать любое слово, соотнеся его с соответствующим жестом и предметом. Заучивание букв дактильного алфавита имеет также огромное значение потому, что ребенок в процессе этого заучивания обучается восприятию дактильных букв с руки учителя.

После прочного заучивания дактильного алфавита ребенку дается точечное обозначение букв . Пальцевая артикуляция и точечное изображение букв у ребенка должны быть безукоризненными и совершенными. Для совершенствования

в этом подбирается специальный словарь в два-три десятка слов, обозначающих хорошо известные ребенку предметы. Этот же словарь используется в дальнейшем для усвоения грамматического строя.

Для усвоения грамматического строя словесного языка особенно важна

письменная речь, чтение и письмо. Сначала учитель обучает учащегося читать и писать текст, состоящий из простых нераспространенных предложений, описывающих действия с предметом. Потом тексты усложняются за счет введения простых распространенных предложений.

Огромное значение в обучении слепоглухонемых имеет чтение.

Вместе с усвоением элементов повествовательной речи ведется работа по

развитию разговорной речи (в дактильной форме), сначала в виде простых побудительных предложений, а в дальнейшем и более сложных.

Низкий уровень первоначального владения словесной речью не должен искусственно ограничивать общение ребенка, так как это неизбежно приведет к задержке его общего развития. Необходимо, особенно в первый период обучения, использовать жестовую форму общения.

Устная речь для слепоглухонемых не является средством обучения, она- один из предметов изучения. Занятия по устной речи проводятся в форме индивидуальных уроков.

Предметные уроки.

При обучении слепоглухонемых учащихся предметные уроки являются одним из основных методов сообщения им знаний об окружающем мире. Предметы изучаются в определенной последовательности и в доступных пониманию детей связях и отношениях. На предметных уроках, проходящих одновременно со специальными уроками развития речи, учащийся усваивает язык, развивает словесное общение.

Знания, полученные на предметных уроках, закрепляются чтением и проработкой учебных текстов. Учащиеся самостоятельно пишут сочинения, которые исправляет и дополняет учитель. Учебные тексты составляются самим

учителем или подбираются из учебников по чтению в доступной для учащихся форме. Учебный текст подводит ученика к логическому мышлению, помогает ему выразить свои мысли, обогащает его речь, закрепляет полученные на

предметном уроке знания. Ученики получают первоначальные сведения о явлениях природы, характерных для каждого времени года, о предметах труда, о работе людей в разных отраслях хозяйства, обо всем , что связано с жизнью

и деятельностью человека, о мире животных, о неживой природе. Тематика чтения и самостоятельных сочинений обусловливается тематикой предметных уроков. От конкретных знаний, полученных на предметных уроках, учащиеся переходят к закреплению этих знаний в форме рассказов, доступных их пониманию.

С 7 класса начинается систематический курс учебного предмета по природоведению, даются элементарные сведения по географии, истории. Задача последующих классов- систематизировать и расширить представления о

природе, ознакомить детей с использованием природы человеком, научить их пользоваться картой, привить детям чувство любви и уважения к своей стране, желание принимать участие в работе.

Математика

Преподавание математики имеет целью обучить учащихся производить действия с целыми и дробными числами и применять полученные знания к решению задач и выполнению простых расчетов в практике. Объем заданий, даваемых учащимся с

1 по 10 класс, в основном соответствует объему материалов четырехлетней массово школы. Программа для слепоглухонемых построена по линейному принципу- начав изучать какую либо тему, учащиеся проходят ее до конца в

пределах данной программы. Затем осуществляется переход к следующей теме или вопросу, который также изучается полностью.

В первом классе изучение математики начинается с усвоения нумерации в пределе 1000, что дает возможность ученику усвоить основную идею десятичной системы. Усвоение нумерации осуществляется на счетных палочках и других

материалах. Например, счетах. После прочного усвоения нумерации учащиеся приступают к изучению четырех арифметических действий. Учащимся даются также материалы, связанные с изучением мер. Большое значение в усвоении материала придается практическим работам по измерению, взвешиванию, определению расстояния. Особое внимание обращается на усвоение учащимися мер времени и определение времени по часам.

Обучение решению задач начинается с практических действий с предметами. Потом постепенно задачи усложняются, и их решение становится все более отвлеченным от конкретных действий.

Примерное распределение материалов программ по Речевому развитию , предметным урокам, математике.

Первый класс.

Слепоглухонемой учащийся обучается словесному общению при помощи дактильного алфавита, овладевает чтением и письмом при помощи рельефно- точечного шрифта. Программа речевого развития включает в себя обучение

ребенка называнию ( в дактильной форме) окружающих его предметов, пониманию и выполнению простых поручений, сформулированных словесно ( встань, иди , возьми и т.д.) . Воспитанник учится словесно называть свои действия

простыми предложениями (Я играл, я пишу…), описывать действия других (Оля ест), отвечать на простые вопросы (Как тебя зовут? Что ты делал? Что ты ел?) .

На предметных уроках ребенок знакомится с детским домом. Класс (пол, стены, окно, дверь, батарея, мебель, учебные предметы, счеты и т.д.), столовая (посуда, мебель), пища , спальня, умывальная комната, гардероб. На доступном ученику уровне изучаются одежда, обувь. Дети усваивают форму каждой вещи, знают ее назначение, обучаются называть ее и обозначать ее функции. В связи с едой проходятся темы “Фрукты”, “Овощи”. Во время привития санитарно-гигиенических навыков изучаются названия частей тела людей.

В процессе ухода за животными в живом уголке проходят названия животных, их описание. Изучаются растения. Изучаемые предметы дети учатся лепить из пластилина, узнавать их в макетах и муляжах. По математике ученик обучается нумерации чисел от 1 до 1000, учится жестовому обозначению чисел. Учится прямому и обратному счету. Знакомится со счетами. Усваивается календарное время. Обучение распознавать и лепить геометрические фигуры.

Второй класс.

Программа по речевому развитию для второго класса предусматривает понимание более сложных словесно выраженных поручений (Сядь за парту, Повтори, Проверь примеры, Возьми книгу, Положи тетрадь на стол.). Ученик учится выражать свою просьбу словесно (Дайте пожалуйста тетрадь. Можно выйти?), учится кратко и развернуто отвечать вопросы ( Ты написал?- Да, я.), задавать вопрос (Кто пришел? Как вас зовут?). Воспитанник обучается словесно составлять рассказ, описывающий несколько связанных между собой действий ( Оля сидела. Оля взяла пластилин. Оля лепила дом. Оля мыла руки.). На предметных уроках знания учеников укрепляются и расширяются экскурсиями, посильным участием в работе на пришкольном участке, в живом уголке. Темы предметных уроков частично повторяются, но словарный запас расширяется. В детском доме ученик знакомится с библиотекой, кабинетом врача, учительской, в столовой изучает посуду, инвентарь и т.д. На экскурсиях в семьи учителей знакомится с семьей, профессиями людей, с

элементами города, с транспортом, домашними животными, обучается называть сезонные и погодные явления, участвует в проведении праздников. По математике воспитанники овладевают сложением в пределе 100, понятиями НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ. Знакомятся с кругом, квадратом, треугольником, четырехугольником. В конце второго класса обучаются решать задачи на нахождение суммы и на

увеличение данного числа на несколько единиц.

Третий класс

По программе третьего класса учащиеся обучаются вести разговор в словесной (дактильной) форме на определенную тему (Куда ты идешь? – К врачу. - Зачем? – У меня болит нога. Я катался на санках и упал.). Ученики учатся выражать в форме связного рассказа события дня, учатся писать письма.

Продолжают изучать детский дом, тематически изучают виды пищи, посуду, мебель. Исследуются и называются различные виды одежды (летняя, зимняя), обуви, головных уборов.

Все вышеизложенное дает представление о формировании средств общения и развития речи слепоглухих на первоначальном этапе обучения, на основе исторически сложившейся теории и практики обучения слепоглухих как в нашей стране, так и за рубежом.

Задача последующих классов – систематизировать и расширить представление о природе, ознакомить детей с использованием природы человеком, научить их пользоваться картой, привить детям чувства любви и уважения к своей родине, желание принимать участие в общественно полезном труде.

Программа 4 класса включает в себя обучение вести разговор в вопросно- ответной форме, отвечать на вопрос кратким рассказом. Обучение с помощью писем- родителям, товарищам, учителю. Овладение умением в связном рассказе описать событие, известное из личного опыта.

На предметных уроках продолжают изучать помещения детского дома, формируя цельное представление о здании, расширяют знания о назначении всех помещений, о работе, ведущейся в них. Формирование на экскурсиях знания о разных видах магазинов. Усвоение классификации различных предметов, расширение понятия семьи. Изучение времен года, месяцев, расширение знания

о природе. Ведение календаря природы. По математике изучают вычитание в пределе 1000, решение задач на

вычитание.

Программа 5 класса включает в себя возможность учащегося развернуто рассказать о выполненном поручении, описать событие, выделяя главное, изложить прочитанное по вопросам учителя ( дактильно и по Брайлю). На предметных уроках учащиеся ведут индивидуальные календари природы, в живом уголке приобретают навыки по уходу за животными, выращивают растения

из семян. Во время таких процессов учитель прививает учащимся навыки труда, расширяет их знания и умения. Также асширяются и углубляются знания и по другим темам: «Сад», «Лес», «Животные», «Времена года». По математике изучают меры длинны, умножение, меры времени, учатся решать простые задачи на умножение.

В 6 классе учащиеся словесно (в «разговоре» и письменном сочинении) описывают предмет (школа, животное, растение). Систематически пишут дневник, описывают экскурсии, жизнь детского дома. Пишут изложения по плану. На предметных уроках изучают погоду в разные времена года, связь погоды с видами труда. Знакомятся с общественными учреждениями: поликлиникой, аптекой, почтой и др. знакомятся с окрестностями города (поле, луг роща, сад)формируют представление о поверхности местности(равнина, холм, овраг), моделируют местность в лепке. Ученики читают соответствующие статьи из «Родной речи» для 2 и 3 классов массовой школы. По математике проходят деление. Обучаются мерам веса. Овладевают практическим взвешиванием на весах. Решением задач на деление.

По программе 7 класса нужно уметь описать предмет (помещение, животное и др.) в сравнительном плане дать развернутое описание экскурсии с выделением главного, вести дневник по темам (о погоде, о труде и т.д.). на предметных уроках проходятся темы «погода и урожай», «явления природы и временна года». Ведется календарь природы, проводится сравнение с записями прошлых

лет, делаются выводы. Школьники изучают компас для слепых, учатся определять направления (север, юг, восток, запад), изображать на рельефном чертеже план комнаты, дома, а потом и ближайшей местности. У них формируется понятие масштаба. Ученики знакомятся с рельефной картой нашей родины, с глобусом как моделью земного шара. Изучение разделов учебников «Родная речь» для 2 – 4 классов массовой школы. По математике начинают изучать простейшие дроби, многозначные числа. Обучаются четырем арифметическим действиям в пределе 1000000, решению задач на нахождение части. По геометрии усваивают понятия прямая линия, отрезок, строят квадрат и четырехугольник с заданными размерами сторон.

Программа 8 класса по речевому развитию предусматривает составление разных вариантов ответов на один и тот же вопрос, описание экскурсий по самостоятельно составленному плану, изложение прочитанного рассказа, сочинение на свободную тему, сочинение на заданную тему. На предметных уроках изучаются темы «характерные признаки лета, осени, весны, зимы» «

цветочные, овощные растения, сорняки», «полезные и вредные животные». Выполняются практические работы: получение крахмала из картофеля, выращивание рассады, сбор урожая. Проводится работа с календарем, формируется представления о годе, месяце, временах года, сутках, утре, дне, вечере, ночи. Читаются сокращенные и адаптированные тексты из «Родной

речи» для 4 класса массовой школы о прошлом нашей Родины; о путешественниках и других выдающихся людях – из «Родной речи» для 3 класса. По математике проходят простые и составные именованные числа, раздробление и превращение, арифметические действия с составными именованными числами. Изучают таблицу мер времени. Учатся решению задач на ычисление времени и простых задач на движение.

В 9 классе учащиеся должны общаться свободно с окружающими в словесной форме , читать простою художественную и научно – популярную литературу, писать сочинения, отображая события как своей жизни, так и жизни других, писать сочинения на определенную тему (о жизни птиц, о зиме и т.д.). Программа по предметным урокам продолжает темы природоведческого характера, изучение тела человека, уход за ним, включает сведения о труде жителей нашей страны, расширяет сведения о прошлом и настоящем нашей страны. Прорабатываются темы «Поверхность суши» и др. по теме «Тело человека и охрана его здоровья» учащиеся изучают скелет, мышцы, внутренние органы, питание, рациональный режим, физическую культуру, олучают некоторые сведения о болезнях. На практических занятиях по этой теме учатся искать пульс, считать его удары, на себе и на других показывать расположения сердца и других основных внутренних органов, накладывать повязку при ранении, оказывать первую помощь при ожоге, обмораживании и др. Сведения об истории и о настоящем нашей страны прорабатываются в объеме учебника «Родная речь» для 4 класса массовой школы. По математике ученики изучают римские цифры, осваивают измерение площади, знакомятся с таблицей квадратных мер, с измерением объема. Учатся решать простые задачи на вычисление площади и объема. Распределение материалов по годам следует рассматривать как примерное, оно не должно сковывать инициативу учителя. При прохождении программ предусматривается, что некоторые из обучающихся будут перегонять своих товарищей, другие – отставать. Это иногда обуславливает необходимость перевода ученика из одной группы в другую еще до конца учебного года.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Отклонения в психофизическом развитии

    Шпаргалка >> Психология
    ... психофизическом развитии Предмет – изучение процесса психического развития в различных неблагоприятных условиях. Отклоняющее развитие – обычное развитие ... разных этапах онтогенеза. Психологическая помощь детей со сложными дефектами. М. выделить 3 уровня ...
  2. Психофизическое развитие школьников с ограниченными возможностями на занятиях адаптивной физичес

    Реферат >> Культура и искусство
    ... Особенности психофизического развития детей с умственной ... со своим своеобразием, составляют особую категорию детей со сниженным слухом. Как уже отмечалось, дефект ... развитие. Сложная структура аномального развития обусловлена прежде всего первичным дефектом ...
  3. Психология лиц с нарушениями слуха

    Реферат >> Психология
    ... получила всестороннее рассмот­рение проблема психического развития детей со сложным дефек­том, имеющих не только нарушения ... , с диффузным поражением мозга, с задержкой психофизического развития, с выраженным гиперкинетическим синдромом в результате поражения ...
  4. Особенности развития детей с ЗПР средствами музыкотерапии

    Дипломная работа >> Музыка
    ... данной категории детей развивается со значительным отставанием ... как средство коррекции психофизического развития детей с ЗПР. ... сложный дефект» и «сложная структура нарушений развития» у ребенка. Раздел 3. Развитие высших психических функций у детей ...
  5. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей с нарушением зрения

    Закон >> Педагогика
    ... развитие детей и их познавательную деятельность. В последнее время значительно увеличилось число детей со сложной структурой дефекта ... опорно-двигательного аппарата и с задержкой психофизического развития, дети соматически или нервно-психически ослабленные ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019669532775879