Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Физкультура и спорт->Реферат
То, что мы называем "современным спортом", приобрело знакомые нам формы на рубеже Х1Х-ХХ веков. Его появление связано с развитием городской культуры. ...полностью>>
Физкультура и спорт->Реферат
Физические упражнения дают человеку чувство бодрости, жизнерадостности, улучшают настроение, что благотворно сказывается на функции центральной нервно...полностью>>
Физкультура и спорт->Курсовая работа
Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в особенности касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не ко...полностью>>
Физкультура и спорт->Реферат
Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют дв...полностью>>

Главная > Научная работа >Физкультура и спорт

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

  1. Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа включает в себя: возраст населения, пол, профессию, образование, семейное положение, состав семьи, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.

Возрастные особенности характерны для некоторых видов туризма, так, например, спортивные и экстремальные виды туризма привлекают по большей части представителей такой социально-демографической группы как молодежь. Лечебный и рекреационный виды туризма в большей степени характерны для представителей старшего поколения, что обусловлено социокультурными потребностями данной группы населения. Надо заметить, что данное разделение весьма условно и относительно. В настоящее время растет перспективность туризма людей старших возрастных групп и в первую очередь группы людей в возрасте «от 50 лет и старше». Причины тому – увеличение продолжительности жизни, снижение пенсионного возраста, изменение отношения к старости.

Что касается семейного положения и состава семьи, то надо заметить, что активными туристами, оказывающими влияние на развитие туризма, являются несемейная молодежь до 35 лет. Это, как правило, высокообразованные ориентированные на успех в профессиональной деятельности, материально обеспеченные люди, которые стремятся более рационально и комфортно организовать свое свободное время.

Повышение уровня доходов и образования населения, детерминирует реализацию социокультурных потребностей в изучении быта и культурного наследия различных стран мира, что также способствует развитию туризма.

Необходимо отметить, что все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные условия развития туризма. Совокупность тех или иных факторов определяет модель поведения человека в свободное время, а следовательно и характер поведения потребителей туристских услуг. Это проявляется, в частотности, в предпочтении географии туризма, видов туризма и т.д.

К числу внешних факторов воздействующих на туризм, относятся также общеэкономические факторы:

  • улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;

  • увеличение (снижение) персонального дохода;

  • более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от формы оплаты труда (оплачиваемые, неоплачиваемые отпуска);

  • выделение (не выделение) льгот, скидок на туристические услуги для определенных групп населения.

Кроме того, к внешним факторам развития туризма относятся изменения правового регулирования (ослабление или ужесточение визового режима в ряд стран); развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также обеспечение безопасности путешествий.

2. Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием социокультурной инфраструктуры рекреационной сферы (предприятия общепита, розничная торговля, наличие условий для культурно-досуговой деятельности: библиотеки, концертные залы, клубы, стадионы.)

Как отмечает М.Б. Биржаков, к внутренним факторам, влияющим на развитие туризма, следует относить также следующие факторы туристского рынка1:

  1. процессы спроса, предложения и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а также рост индивидуального туризма);

  2. возрастание роли сегментации рынка (увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся тугистском пространстве и т.д.);

  3. возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.);

  4. возрастание роли средств массовой информации и связи с общественностью (паблик рилейшнз) в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;

  5. возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышения значения профессиональной подготовки, улучшения организации труда и т.д.);

  6. возрастание роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий – агентов, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что в свою очередь поражает потребность вы повышении квалификации персонала).

Перечисленные выше факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные).

К экстенсивным факторам относятся:

  • рост численности работников;

  • увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов;

  • строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.

В качестве интенсивных факторов принято выделять следующие:

  • повышение квалификации персонала;

  • развитие профессионально-квалификационной структуры;

  • техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов НТП, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма;

  • рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.

К сдерживающим факторам, влияющим на развитие туризма негативно, относятся: кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.

Примером влияния негативных факторов на развитие туризма может служить ситуация в сфере мирового туризма сложившаяся в результате энергетического кризиса в конце 70-х годов. В результате экономического спада возникли нестабильность тарифов на обслуживание (особенно на транспорте); рост цен на туристское обслуживание в целом; ухудшение гостиничного сервиса; сокращение дальности поездок, их продолжительности и расходов на них; снижение спроса на поездки за границу. Особенно значительное влияние данные факторы оказывают на такие виды туризма как социальный и молодежный, являющиеся особо уязвимыми в таких условиях.

Следует отметить, что среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, особое значение имеет фактор сезонности. Для некоторых видов туризма характерны сезонные колебания. В этой связи туристические потоки заметно ослабевают зимой или летом. Турфирмы предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – конгрессный, деловой и т.д.

Таким образом, туризм как вид рекреационной деятельности многогранен и многофункционален. Его можно определить как добровольно совершаемые территориальные, экваториальные или воздушные перемещения продолжительностью более суток, совершаемые с познавательной, оздоровительной, спортивной или иной неутилитарной целью. Все эти виды свободного времяпрепровождения людей имеют важное условие – наличие соответствующей материально-технической базы и учреждений, обеспечивающих отдых и восстановление жизненных сил туристов.

    1. Социокультурная и экономическая ситуация в сфере туризма в современном российском обществе

Современный туризм – весьма сложное и многогранное явление, а следовательно феномен туризма интересует представителей различных областей науки: экономисты – исследуют туризм как отрасль экономики, приносящая в бюджет страны, города и т.д., определенные средства; историки – изучают историю туризма, путешествий; социологи – рассматривают туризм как социальный феномен, социальную практику людей, представителей различных социальных общностей; географы рассматривают природно-климатический потенциал туризма и т.д.

Современный туризм затрагивает все аспекты общественной жизни, влияя на многие ее социальные сферы.

Ректор Российской международной академии туризма В.А. Квартальнов обращает внимание на необходимость рассмотрения некоторых фундаментальных социально-экономических оснований туризма, без знания которых невозможно объективно оценить современную социокультурную ситуацию, сложившуюся в сфере туризма1.

Основание первое. Турист потребляет услуги, а значит, он должен переместиться в место ее производства. Действительно, невозможно переместить к туристу Черное море или Эрмитаж, Кисловодские нарзаны или лечебные грязи. Разнообразие мира и интерес к нему – основные причины туризма. Это основание заставляет теоретиков туризма вполне определенно квалифицировать международный туризм как невидимый экспорт туристских услуг из одной страны в другую. Для многих стран туризм превратился в важную экспортную отрасль – это всем известные Франция, Испания, Италия, Греция, Турция, но так же США, Великобритания, Германия. В этих странах применяются особые экономические стимулы, ориентированные на защиту своих экспортирующих туристские услуги производителей. Отменяется (вводится минимальный) налог на добавленную стоимость на туристские услуги, упрощают таможенные и визовые формальности с целью привлечения иностранных туристов. Сейчас в России на 10 выезжающих туристов – 1 внутренний. Разработки Всемирной туристской организации свидетельствуют, что для сбалансированности туристского рынка типична пропорция: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста. Эта структура является наиболее оптимальной и государственная политика в области туризма должна стремиться к достижению данных показателей.

Основание второе. Основной фигурой на рынке туристских услуг является туроператор. Именно он формирует тур, заключает соглашения с гостиницами, ресторанами, музеями, национальными парками, кемпингами и тем самым загружает предприятия индустрии туризма. Именно туроператор связывает производителя туристических услуг с потребителем. В настоящее время достаточно посмотреть рекламные проспекты турфирм чтобы убедиться в том, что пролет из Москвы до Анталии (Турция) и обратно обойдется дешевле, чем из Москвы до Сочи. Поэтому в настоящее время весьма важно привлечь туроператоров к отечественным производителям туристических услуг. Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператоров более выгодной на отечестве рынке нежели за рубежном.

Основание третье. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. Рекреационные ресурсы России весьма разнообразны и уникальны. В то же время эти рекреационные ресурсы не обустроены, слабо востребованы, к тому же малодоступны для большей части населения. Поэтому ренту (плату собственнику за использование природного ресурса) должен получить собственник за качество рекреационного ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Такими собственниками выступают обычно субъекты федерации и муниципалитеты. Туристская рента позволит собственнику улучшить качество предоставляемых туристских услуг.

Таким образом, решение указанных проблем позволит повысить уровень предоставляемых туристских услуг, туристскую активность россиян, вернет на российский рынок отечественных туроператоров.

По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов Россия занимает ведущее положение в мире. В стране насчитывается свыше 250 природных районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше 150 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. Многие туристские маршруты имеют уникальный характер.

В.Г. Гуляев выделяет основные туристские и курортные зоны федерального значения, развитие которых в современных условиях является приоритетным.1

Таблица 1.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Туризм как вид рекреации и его влияние на природу

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... трудовой деятельности. Одним из распространенных видов активного отдыха является туризм. 2. ТУРИЗМ КАК ВИД РЕКРЕАЦИИ Туризм по своему ... они объективно расширяли географические познания человека. Подробные описания увиденных ими рек ...
  2. Туризм как вид социально-культурной деятельности

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... дисциплине “Социально – культурная деятельность” на тему: “Туризм как вид социально – культурной деятельности” Выполнил студент: 3 курса ... Туризм делится на множество видов, и из этих видов каждому человеку необходимо выбрать свою деятельность отдыха. Туризм ...
  3. Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых ценностей

    Научная работа >> Физкультура и спорт
    ... . Туризм как вид деятельности формирует у человека, осуществляющего эту деятельность, определенное мировоззрение, отношение к окружающей среде (экологический вид туризма), стиль ...
  4. Охотничье-рыболовный туризм, как вид туризма

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... и турагентской деятельности" на тему: "Охотничье-рыболовный туризм, как вид туризма" Выполнила студентка ... весельная лодка на 4 человека. Коптильня. Предоставляется все ... туристов и рассчитаны на 3-5 человек, отдельно стоящая кухня-столовая предназначена ...
  5. Сущность туризма и виды туристов

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... себе представить жизнь делового человека. Внутренний туризм: Туризм по своей стране. Благо ... М., 2001. Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности: Учебник. М., 1992. Квартальнов В. А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник. М., 2002.

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0043148994445801