Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Физкультура и спорт->Реферат
Местоположение региона, его преимущества, транспортная доступность. Социально-экономические условия развития, специализация народно-хозяйственного ком...полностью>>
Физкультура и спорт->Реферат
Одним из ведущих направлений деятельности туроператора являются установ­ление и поддержание взаимоотношений со средствами размещения. Предоставляемые ...полностью>>
Физкультура и спорт->Реферат
Развитие человечества в общем, а в частности науки и промышленности, приводит к изменению «лица» земного шара, таким образом, многие древние здания и ...полностью>>
Физкультура и спорт->Реферат
Большое внимание уделяется вопросу привлечения клиентов со стороны других предприятий. Это связано прежде всего со свойствами услуги как товара. Услуг...полностью>>

Главная > Научная работа >Физкультура и спорт

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В рамках гуманистической концептуальной модели досуг рассматривается как цель жизни и идеал. Досуг в данном случае характеризуют как созерцание, удо­вольствие, состояние свободы, условие существования человека. Особо под­черкивается, что досуг – это путь к счастью и радости. Данные определения близки к греческому идеалу досуга как способности души быть свободной.

Терапевтическая модель рассматривает досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структуру человека. Представитель данной модели Т. Веблен рассматривал досуг как средство, инструмент восстановления сил.

Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала как у зарубежных, так и у отечественных исследователей.

Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельно­сти на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по ин­тересам и формам работы.

Экзистенциальная модель рассматривала досуг как действие в окружающем мире возможностей. Один из ярких представителей при­держивающийся данной модели досуговой деятельности Дж. Нейлингер, он считал, что досуг является единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Эта модель учитывает и влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, оп­ределяющие развитие индивидов.

Модель досуга как функции досуговых мероприятий. Наиболее крупным пред­ставителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазедье, который во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного вы­бора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей.

Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенче­ские характеристики её участников.

Основным признаком досуга во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежи­тия. Другим является определенный набор занятий предназначенных для от­дыха, развлечений, физического и духовного развития человека.

Отмечая многомерность методологических подходов и исследования досуга целесообразно рассматривать их не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Такой подход дает возможность выявить специфиче­ские признаки досуговой деятельности. Таковыми являются следующие.

  1. «Очищение» досуговой деятельности от разного рода необходи­мых, непреложных затрат. Болгарский ученый Л. Николов показывает невоз­можность приме­нения понятия «непреложные затраты» в сфере свободного времени. Он аргументирует неправомерность понятия «чистоты досуга» раз­ным от­ношением воспитателя и родителя к своей деятельности во время про­гулок с детьми; киномеханика и зрителя во время киносеанса и др.1

  2. Самоценность досугового времяпрепровождения, которое ощуща­ется индивидом как цель и основная ценность. А.Д. Гордон и Э.В. Клопов обосновывают подход к выявлению признаков досуговой деятельности, кото­рый свя­зан с ее осмыслением как само­ценной или самоцельной. При таком подходе основным признаком, характери­зующим деятельность во время до­суга, является специфический характер процесса, способ осуществления дея­тельности. При этом выделяется очень важный социально-психологиче­ский аспект в анализе признаков досуговой деятельности, объективная значи­мость которой, несомненно, зависит от личностной оценки ее индивидом2.

  3. Использование взаимозаменяемости занятий, свобода выбора ва­рианта деятельности или бездеятельности. При этом следует от­метить, что свобода выбора деятельности разграничена объективными и субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта к духовным ценностям. Кроме того, она обусловлено состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др. Несмотря на это, важнейшим признаком досуговой деятель­ности является воз­можность выбора варианта действия. Так человек может не только выбирать чем заниматься, но и вообще ничем не заниматься. Л. Николов по этому поводу замечает: «С одной стороны, дея­тельность, осуществляемая во время досуга, является следствием свобод­ного выбора, с другой она, кроме этого ничем другим не отличается от обяза­тельной, не­обходимой деятельности».3 Вследствие этого можно отметить, что сущность свободной деятельности во время досуга сводится к одному из его признаков - свободе выбора.

  4. Общественная ценность досуговой деятельности, которая определя­ется степенью всестороннего развития личности. Основным признаком досуговой деятельности является «свобода для» а не «свобода от».

Следует заметить, что предло­женная дифференциация признаков досу­говой деятель­ности весьма условна, относительна. В самом деле, свобода пе­ремены занятий не может быть осуществлена, например, без свободы их вы­бора. В свою очередь, свобода выбора окажется иллюзорной, если человек не располагает временем, освобожденным от необходимой деятельности. Обобщая вышесказанное необходимо отметить, что только в неразрыв­ном единстве и диалектической взаимосвязи всех признаков реализуется сущ­ность досуга.

Для выявления сущности и структуры досуга необходимо, на наш взгляд рассмотреть досуг как одну из форм жизнедеятельности личности. В этом случае нужно проанализировать все формы человеческой жизнедея­тельности, так как они взаимодополняют друг друга.

Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедея­тельности человека. Согласно точке зрения Е.Ф. Молевича, повседневную жизнедеятельность человека, обеспечивающую его ес­тест­венное и социаль­ное воспроизводство как индивида и личности, можно све­сти к четырем ос­новным формам социально необходимой де­ятельности - трудовой, бытовой, досуговой и сексуальной.1 Все четыре формы, по его мнению, атрибу­тивно при­сущи обществу на всех этапах его развития, но атрибутив­ность эта разно­по­рядкова: бытовая и досуговая формы жизнедеятельности присущи любому человеку как нечто индивидуально совершенно необ­ходимое: вне этих форм жизнедеятельности невозможно само поддержа­ние жизни чело­века. Трудовая и сексуальная формы жизнедеятельности столь же всеобщи в плане их обще­ственного проявления, но не всеобщи в отношении их присут­ствия в жизни конкретных людей: здесь они могут быть, а могут и отсутство­вать в силу многообразных социальных и есте­ственных обстоятельств (воз­раст, здоро­вье, особенности статуса, образа жизни, ментальности и т.д.).

На наш взгляд, сферу повседневной жизнедеятельности личности можно разделить на две основные подсистемы: трудовую и внерабочую (сферу свободного времени). Последняя, в свою очередь, делится на бытовую и досуговую. Все указанные формы жизнедеятельности людей объективно рав­но­ценны для бытия общества, ибо оно возможно лишь с наличием их всех. Но логически в меру масштаба и значимости решаемого круга задач на первый план среди них выдвигается, безусловно, труд. Наличие трудовой жиз­недеятельности по определению предполагает наличие свободного от труда времени. Именно в это время реализуются другие основные виды дея­тельно­сти. Однако наличие трудовой деятельности вовсе не является опреде­ляю­щим признаком констатирующим наличие свободного времени. Появив­шийся феномен безработицы позволяет говорить о том, что в современном обществе появилась новая социальная группа «безработные», у ко­торых су­ществует только свободное время, отвечающее всем признакам, констати­рующим его наличие. Не станем углубляться в проблему свободного времени безработных, так как ее изучение не входит в задачи нашего иссле­дования.

Если из общей совокупности календарного времени личности и об­ще­ства - суток, недели, месяца, года - вычесть рабочее время, т. е. время, за­трачи­ваемое на общественно-организованный труд, то остаю­щийся массив вре­мени получает название внерабочего времени личности и общества. Это время тратится следующим образом: во-первых, на деятельность, необхо­димо сопутствующую трудовой занятости личности: передвижение до работы и обратно, подготовка к работе и приведение себя в порядок после нее и т.д. Во-вторых, и главным образом, - на бытовую и досуговую сферы жизне­дея­тельности, которые играют огромную роль в жизни, как человека, так и общества, и как уже отмечалось, обладают строго атрибутивной природой своего существования: вне этих сфер жизнеде­ятельности общественная жизнь не­возможна, ибо именно в рамках этих сфер жизнедеятельности про­исходит удовлетворение многих необходимых для жизни человека матери­альных и ду­ховных потребностей.

Таким образом, анализ существующих подходов к определению понятий свободного времени и досуга позволяет сделать вывод о том, что свободное время является частью внерабочего времени остающееся у человека за вычетом непреложных затрат (проезд до работы и обратно, домашний труд, личная гигиена) направленное на восстановление сил и удовлетворение социокультурных потребностей.

Досуг - это часть свободного времени, совокупность занятий, ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине мате­риальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм дея­тельности, досуг может заключать возможности самосовершенствования и развития.

Неслучайно при рассмотрении «досуга» и «свободного времени» мы практически не касались такого понятия как «рекреация». Если свободное время и досуг некоторые исследователи склонны отождествлять по тем или иным причинам, то рекреация, также являясь частью свободного времени, как правило, отождествляется с понятием «отдых». По сути, это несколько различные обозначения одного и того же явления. Отдых может быть представлен различными видами: сон, развлечения, экскурсии.

Как отмечает Орлов А.С. «Отдых – вполне самостоятельная сфера человеческого бытия».1 Обычно отдых представляет собой фазу, заключающую трудовую деятельность. В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время необходимое для восстановления сил.

Рекреация представляет собой часть свободного времени направленную на восстановление сил в специализированных комплексах. Таким образом, основное отличие «отдыха» от «рекреации», заключается в том, что рекреационная деятельность осуществляется на специализированных территориях, ориентированных именно на восстановление сил, в основном за пределами постоянного проживания.

Рекреация (от лат. recreato – восстановление) было введено в обиход, медицинскую и научную литературу римлянами. Рекреация – «отдых от службы, учения, праздники, каникулы».2

По мнению Акимовой Л.А. «Рекреация – это специфический вид биологической, социальной и физической активности сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта».3 Рекреационный эффект, в свою очередь, представляет собой результат рекреационной деятельности человека.

Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии с личными социокультурными потребностями, осуществляемая на специализированных территориях. Рекреационная деятельность характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление (физических, психических, интеллектуальных) сил человека. Как справедливо отмечает И.В. Зорин, по функциям в процессе воспроизводства жизненных сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил). В реальной жизни, как замечает исследователь, можно выделить четыре формы рекреации.

  1. Инклюзивная – в течение рабочего дня (прикрытие век, микропаузы в работе мышц – психосоматическое расслабление).

  2. Ежедневная – в конце рабочего дня.

  3. Еженедельная – в конце рабочей недели.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Туризм как вид рекреации и его влияние на природу

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... трудовой деятельности. Одним из распространенных видов активного отдыха является туризм. 2. ТУРИЗМ КАК ВИД РЕКРЕАЦИИ Туризм по своему ... они объективно расширяли географические познания человека. Подробные описания увиденных ими рек ...
  2. Туризм как вид социально-культурной деятельности

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... дисциплине “Социально – культурная деятельность” на тему: “Туризм как вид социально – культурной деятельности” Выполнил студент: 3 курса ... Туризм делится на множество видов, и из этих видов каждому человеку необходимо выбрать свою деятельность отдыха. Туризм ...
  3. Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых ценностей

    Научная работа >> Физкультура и спорт
    ... . Туризм как вид деятельности формирует у человека, осуществляющего эту деятельность, определенное мировоззрение, отношение к окружающей среде (экологический вид туризма), стиль ...
  4. Охотничье-рыболовный туризм, как вид туризма

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... и турагентской деятельности" на тему: "Охотничье-рыболовный туризм, как вид туризма" Выполнила студентка ... весельная лодка на 4 человека. Коптильня. Предоставляется все ... туристов и рассчитаны на 3-5 человек, отдельно стоящая кухня-столовая предназначена ...
  5. Сущность туризма и виды туристов

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... себе представить жизнь делового человека. Внутренний туризм: Туризм по своей стране. Благо ... М., 2001. Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности: Учебник. М., 1992. Квартальнов В. А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник. М., 2002.

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020101070404053