Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции...полностью>>
Психология->Реферат
Харизма  — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых ...полностью>>
Психология->Реферат
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её от других. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном ...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Каждое общество имеет уникальную ценностно-смысловую структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценно­стей, которые...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Л.С. Выготский писал: « То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития.… Таким образом, зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития… Состояние умственного развития ребенка может быть определено, по меньшей мере, с помощью выяснения двух уровней - уровня актуального развития и зоны ближайшего развития». Это положение Л.С. Выготского нашло широкое отражение и дальнейшее развитие в психолого-педагогической науке.

Роль обучения в умственном развитии ребенка раскрыта во многих исследованиях отечественных ученых (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.).

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Психическое развитие ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.; с третьей - из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней. Эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, на сколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процессе которой они включаются.

Таким образом, обучение и воспитание, разумно организованные и специально направленные на развитие детей, обеспечивают высокие показатели в формировании умственных способностей и нравственных качеств человеческой личности.

Развитие идет непрерывно в течение всей жизни, и существуют определенные закономерности возрастного развития.

1. Психическое развитие определяет деятельность, т.е. возрастные особенности определяют характер ведущей деятельности.

2. Деятельность определяет психическое развитие т. е. чем активнее деятельность, тем интенсивнее развитие. Появление нового связано с активностью самого человека.

3. Неравномерность психического развития. Для каждой психической функции есть свой период наиболее благоприятного развития (сенситивный период).

4. Интеграция - все психические функции постепенно приобретают все большие связи друг с другом и все больше влияют друг на друга.

5. Акселерация - ускоренное психическое и физическое развитие.

6. Компенсация - при отставании какой-либо психической функции в развитии, ее начинает замещать другая функция.

7. Кризис - противоречие, столкновение между потребностями и возможностями. Может проявляться в личностной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.

Одной из фундаментальных проблем возрастной психологии является проблема периодизации

Разделить жизнь на определенные периоды, этапы предпринимались еще до нашей эры. Научные разработки по этой проблеме начались в 30-тые годы ХХ века. Свою периодизацию предлагали Ж. Пиаже (периодизация интеллектуального развития), Э. Эриксон, П.П. Блонский (периодизация в соответствии с появлением зубов), З. Фрейд (периодизация в соответствии с психосексуальным развитием), Л.С. Выготский и другие. В настоящее время наибольшее распространение получила периодизация, предложенная Д. Б. Элькониным. Данная периодизация опирается на следующие критерии:

1. новообразования.

2. ведущая деятельность

3. характер противоречий (кризис)

3. Кризисы на разных возрастных этапах

Вернемся к рассмотрению такой закономерности возрастного развития как кризис.

Признаки кризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ.

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями, описанные нами в таблице, и являются причинами кризиса.

Основные кризисы:

1. Кризис новорожденности - происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы. » З. Фрейд назвал первый крик ребенка «криком ужаса».

2. Кризис одного года - возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

3. Кризис трех лет - проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!'', первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса - 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

4. Кризис шести-семи лет - появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

5. Кризис подростковый - кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения - «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки.

6. Кризис юности 16-18 лет - впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости. Различают малые и большие кризисы. К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет. К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе. Можно лишь предложить общие рекомендации стратегии поведения в кризисе: быть внимательными, вовремя замечать изменения и соответственно перестраивать свои отношения. В психологии развития человека можно выделить, по крайней мере, три области исследования. Это психология развития ребенка, общая (генетическая) психология, психо­логия современного образования. Каждая из этих отраслей науки имеет свой предмет исследования, свою особую еди­ницу анализа, свой относительно продолжительный путь исторического развития. На рубеже двух веков в каждую из них внес существенный вклад один из наиболее ярких пред­ставителей культурно-исторической психологии — В. В. Да­выдов. Вслед за Л.С. Выготским В.В. Давыдов мог бы ска­зать: «Мы дорожим каждым шагом к истине, который когда-либо делала наша наука. Мы не думаем, что наша на­ука началась с нами». Давыдов всегда был последователен, можно сказать, он был верен избранной им культурно-исто­рической теории развития. В одной из своих работ он писал: «Идеи Л.С. Выготского были рассчитаны на будущее — и именно в наше время реальная практика воспитания стала фундаментом их дальнейшей теоретической разработки». Разработав совместно с Д.Б. Элькониным теорию учебной деятельности и внедрив ее в практику школьного обучения.

Давыдов указал на еще не решенные актуальные проблемы психологии развития, которые предстоит разрабатывать как современникам, так и последующим поколениям психологов. Некоторые из этих проблем под силу решить только научным коллективам, другие могут стать темой дипломных работ сту­дентов и диссертационных исследований аспирантов. Пере­числим некоторые из наиболее важных теоретических про­блем детской и общей (генетической) психологии, которые указаны в разных публикациях Давыдова.

  1. Исследование социально-психологических особеннос­тей современной системы «ребенок — общество».

  2. Изучение объективно возникающих общественных за­дач, оказывающих влияние на общее психическое развитие детей.

  3. Исследование проблем истории детства.

  1. Создание развернутой периодизации психического
    развития, отвечающей общему характеру современного детства.

  2. Изучение условий и разработка методических рекомендаций для выявления скрытых резервов развития психики в том или ином возрасте.

  3. Изучение влияния в необразовательных сфер жизни ребенка на развитие его личности.

  4. Разработка целостной программы развития творческого потенциала ребенка и средств ее осуществления в системе образования.

  5. Индивидуальные варианты развития личности детей.

  6. Проблема переломных периодов в психическом развитии детей.

  1. Симптоматика переломных и сензитивных периодов в развитии детей.

  2. Становление новой потребности и соответствующей
    ей ведущей деятельности в детском возрасте.

  3. Соотношение онтогенеза сознания ребенка с его исто­рическим развитием.

  4. Роль образовательно-воспитательных систем в разви­тии психики ребенка.

  5. Разработка концепции истории умственного развития
    ребенка.

  6. Проблема генетической связи продуктивного вообра­жения и творческого мышления.

На первый взгляд может показаться, что перечисленные проблемы носят сугубо теоретический характер. Может создаться впечатление, что их надо отбросить и заняться прак­тической работой с детьми. Но эти проблемы необходимо решать, так как от них зависит содержание образовательных систем и в конечном счете судьба подрастающих поколений. Помимо открытых, нерешенных проблем детской психо­логии следует назвать нерешенные проблемы общей (гене­тической) психологии. Это область знания, которая в нашей стране еще только зарождается, хотя в ее разработку внесли свой вклад выдающиеся ученые нашей страны: Л.С. Выгот­ский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов. Среди проблем в этой области знания следует указать:

  1. критерии изменения и преобразования деятельности;

  2. соотношение коллективной и индивидуальной форм
    деятельности;

  3. понятие коллективного и индивидуального субъекта деятельности;

  4. особенности индивидуального субъекта и его отноше­ние к личности;

  5. структура деятельности; место и роль психических
    процессов в структуре деятельности;

  6. соотношение понятий деятельности и общения;

  7. научная классификация различных видов деятельности;

  8. связь теории деятельности с другими подходами к изучению человека;

  9. соотношение «биологического», «органического», «со­циального» при изучении жизнедеятельности человека;

10)исследование закономерностей происхождения со­знания и его основных функций.

Для решения перечисленных фундаментальных проблем необходимы междисциплинарные исследования. Также не­обходима для их решения предварительная разработка «проекта» теории, чтобы на его основе в дальнейшем создать развернутую теорию психического развития, опирающуюся на обширный фактический материал. Набросок проекта та­кой теории содержится в трудах основателей культурно-ис­торической психологии.

Возраст как системообразующее понятие возрастной психологии

В одной из основных характеристик психического развития является протяженность во времени, которая задает направленность развития, его движение. Три временные модальности обрисовывают психическое развитие - это j хронологический возраст, социальный возраст, психологический возраст.

Хронологический возраст помещает человека в различные жизненные периоды от рождения до смерти.

Социальный возраст отражает систему норм, предписаний и вариантов поведения, усвоенных в данном возрасте в данном обществе. Каждое общество отводит особые роли каждой возрастной группе и санкционирует ранний или поздний характер таких, например, событий как поступление в школу, выбор профессии, достижение экономической самостоятельности.

Психологический возраст выступает как совокупность субъективных переживаний личности проживаемого

возрастного этапа, это возрастная характеристика самосознания, лисящего от напряженности, событийной наполненности и субъективно воспринимаемой системы самореализации личности. Важно отметить, что первоначально возрастные категории означали не столько хронологический возраст человека, только его общественное положение, социальный статус, древнерусское "отрок" (буквально - "не имеющий права творить") означало "слуга", "работник", "княжеский воин", (вязь возрастных категорий и социального статуса сохраняется И сегодня. Еще молодая женщина, потеряв смысл жизни, называет себя "старухой", "Не будь ребенком", - говорим мы своему другу студенту, когда тот не считается с разумными доводами. Умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему ("молодой человек", "мальчик") нередко содержит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности. Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей. В одних случаях эти критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, пенсионный возраст), в других - собственно психологическими, фактическими, основанными на понимании сущности происходящих изменений в психическом развитии (подростковый возраст, ранняя юность, зрелость).

Возраст всегда отражает систему связанных с ним ожиданий и санкций. Не случайно мы вводим такие понятия, как нормальное" и "нарушенное" развитие. В связи с этим принято говорить о:

1) нормативных критериях возраста, т.е. существующей в
обществе периодизации возрастного развития с указанием
длительности и задач его основных этапов;

2) возрастных стереотипах, то есть тех чертах и свойствах,
приписываемых культурой лицам данного возраста,
("беспомощность младенца", "неуравновешенность подростка",
"старческая осторожность");

3) символизации возрастного развития, то есть
представлений о том, как должен протекать рост, развитие и
переход от отдельной возрастной стадии в другую. Понятие
"кризис" во многом является результатом такой символизации.

Мы видим, что возраст является не хронологической и не биологической (хотя созревание анатомо-физиологических функций учитывается при анализе возрастного развития), а социально-психологической категорией.

Возраст выступает как системообразующее понятие в концепции онтогенетического развития. Л.С.Выготский отмечал: "Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но "ключ ко всем вопросам практики." Вместо отдельных психических процессов и функций (восприятие, память, мышление), традиционно изучаемых психологией, необходимо рассматривать целостные возрастные периоды развития. В отличие от этих частных, психических единиц, они имеют самостоятельную и закономерную , динамику, определяющую роль каждой частной линии развития (развитие памяти, воображения, мышления и т.д.) . Возраст выступает, согласно Л.С.Выготскому, как «тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и определяют отношение личности к среде, ее внутреннюю и внешнюю жизнь». Основными составляющими характеристики возраста Л.С.Выготским были выделены: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования в сознании и личности. Целый ряд отечественных психологов Л.И.Божович, В.В .Давыдов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин развили и обосновали эти психологические характеристики возраста.

Социальная ситуация развития— это система отношений между личностью данного возраста и социальной действительностью как исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного возрастного периода и определяющих целиком и

полностью те формы и тот путь, следуя по которому, индивид I приобретает новые и новые свойства личности ЦЛ.С.Выготский). Социальная ситуация создает единственные и неповторимые связи и взаимоотношения ребенка со взрослыми и со средой в целом. Так, своеобразие социальной ситуации для

младенческого возраста состоит в том, что все поведение ребенка, вся его деятельность реализуется либо опосредованно через взрослого, либо в сотрудничестве с ним. В отсутствие взрослого у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, возможность передвижения, захватывания желаемых предметов, буквально все потребности удовлетворяются взрослым. В результате в человеке как в предмете их удовлетворения шилощаются и фиксируются все указанные потребности, он становится "смысловым центром" всякой непосредственно к принимаемой ребенком ситуации.

Социальная ситуация развития задает ту форму активности,

которая ей соответствует, - типичную для данного возраста наглядность ребенка. Так, для младенческого возраста такой «ватной социальной ситуации деятельностью будет и посредственно-эмоциональное общение. В каждом возрасте потребности в разных видах деятельности разнообразны и имеют свою иерархию. В связи с этим вводят понятие ведущей деятельности.

Ведущей деятельностью называется такой ее вид, который не данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности.

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является ролевая игра, хотя дошкольники в доступных для них занимаются и учебной, и трудовой деятельностью. Но именно игра определяет те ведущие новообразования психики и личности ребенка, которые обусловливают необходимость перехода к новому возрастному периоду - младшему школьному возрасту. Таким образом, психологические новообразования являются результатом, своеобразным продуктом ведущей деятельности по мысли Л.С.Выготского, психологические новообразования ухудшают сущность возрастного периода, аккумулируя в изменения, происходящие в деятельности и личности ребенка. Формируясь и проявляясь в ведущей деятельности, психологические новообразования представляют собой функциональную систему из ряда сторон психического развития ребенка" (Л.С.Выготский). Накапливаясь течением времени, они постепенно приходят в противоречие о старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и строению новых отношений, задающих новую форму и новые возможности для развития ребенка в слeдующем возрастном периоде. Сущностная характеристика любого возрастного периода складывается из единства этих трех взаимосвязанных составляющих: характеристики социальной и ситуации развития, анализа типичных для данного периода и следующего видов деятельности и определения психологических новообразований, имеющих свою структуру и динамику.

Заключение

Исследовать изменения, происходящие в душе человека на протя­жении его жизни можно посредством рефлексий на собственное детст­во, отрочество, юность и дневниковых записей близких ребенку заин­тересованных взрослых. Обычно исповедания и автобиографический анализ жизненного пути не заканчиваются анализом детства и отрочества. Человек стре­мится осмыслить свое бытие, смысл своей жизни и свои достижения. Выдающиеся мыслители, поэты, писатели, ученые, художники в ду­ховное богатство человечества привносили свои дарования к само­рефлексии на свои воспоминания о детстве, отрочестве, юности и зре­лой жизни. Ни один профессиональный психолог не должен обойти этот дар мудрого проникновения, анализа и самооценки, который мы имеем благодаря духовному таланту исключительных личностей.

В пределах одного возраста мы встречаем такое обилие индивиду­альных вариаций психического развития, что каждый новый дневник окрашивает по-новому чудо человеческой психики.

Список литературы

  1. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под. ред. В.А.Романенко, Н.П. Ничипоренко. – Калуга, 2004.

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Учеб. пособие/Сост. И.в. Дубровина. М., Академия, 2005.

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004.

  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М., Гардарики, 2005

  1. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие/ Л.М. Семенюк. Воронеж 2003.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Предмет и задачи детской психологии

    Шпаргалка >> Психология
    ... по ходу выполнения. ВОПРОС 8. Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии Предмет психологии - наука о душе, которая ... 17. Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии Возрастная периодизация – это процесс деления всего ...
  2. Предмет и задачи педагогической психологии

    Реферат >> Психология
    ... психологии…………………………………4 2.Задачи педагогической психологии……………………………………………...9 3.Проблемы педагогической психологии……………………………………...….10 4.Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками……………12 4.1.Взаимосвязь с возрастной психологией ...
  3. Предмет и задачи современной психологии

    Курсовая работа >> Психология
    ... Предмет и задачи современной психологии” Выполнила: Проверила: Содержание Содержание 2 Введение. 3 1. Что такое психология 5 2. Возникновение психологии 8 4. Предмет психологии 16 5. Задачи ... . Продуктивны также возрастные исследования, прослеживающие ...
  4. Предмет и задачи социальной психологии (1)

    Курсовая работа >> Психология
    ... предмет и задачи социальной психологии. В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы: 1. Изучить предмет социальной психологии ... (например, возрастная психология, психология управления и др.). Социальная психология, естественно, ...
  5. Шпаргалга по Возрастной психологии

    Реферат >> Психология
    ... высокому. 7. Теоритические и практические задачи возрастной психологии. Возрастная психология изучает факты, законы и закономерности, ... инвалидам. 8. Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение. Предмет: закономерности ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001945972442627