Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Европа, исторически будучи одной из трех частей Старого Света, а также одной из шести частей Света в целом, занимает пространственную территорию равну...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
В культуру каждого народа входят созданные им виды спорта. На протяжении веков они сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизне...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Различают продольное и поперечное плоскостопие. Обычно имеет место сочетание ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Впервые об этой болезни узнали ещё в древности, именно тогда камни использовались в виде украшений, а также для всевозможных обрядов. Причина возникно...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Канцелярия городских дел», созданная для надзора над сооружением Петропавловской крепости, вскоре стала архитектурным штабом всей новой столицы (Трезини же был правой рукой главы Канцелярии У. А. Сенявина). Здания и целые комплексы по проектам швейцарского мастера возводились в ключевых точках Петербурга. Из них сохранились: Летний дворец Петра в Летнем саду (1710–1714), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717–1722), здание 12 коллегий на стрелке Васильевского острова (ныне университет; 1722–1734), последнее выделяется своей особой протяженностью (фронтальная ширина 383 м). Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания. Если его церковные образы, более «южные» по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и 12 коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Постоянно работая по личным указаниям Петра, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»).

Дом Трезини функционировал как домашняя школа: из числа его помощников — «гезелей» вышел целый ряд видных зодчих, в том числе архитекторы Петро Антонио Трезини (сын Доменико; р.1710 – год смерти неизвестен), строивший в Александро-Невской лавре, и М. Г. Земцов.

Основные работы:

  • Крепостные ворота в Нарве (1705);

  • Петровские ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (1717—1718);

  • Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (1712-1733);

  • Колокольня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (1712-1733);

  • собор св. Петра и Павла;

  • дворцы Петра I — Летний (1710-1714) и Зимний (не сохранился);

  • здание 12 коллегий (1722-1733, университет);

  • госпиталь на Выборгской стороне (перестроен);

  • собственный дом на Университетской наб.;

  • проект застройки Васильевского острова;

  • проекты «образцовых» домов.

Умер Трезини в Петербурге 19 февраля (2 марта) 1734.3

Достижения "петровского барокко"

Основные памятники «петровского барокко», сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге:

  • Летний дворец Петра I (Кутузовская наб. Летний сад) (1710 – 1716). Д.Трезини, А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, Н.Пино

  • Дворец Меньшикова (Васильевский остров Университетская наб.,15) (1710 – 1727). Д.И. Фонтана, И.Г. Шедель, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови

  • Собор св. Петра и Павла (Заячий остров)(1712 – 1733). Д. Трезини.

  • Кикины палаты (Ставропольская ул., 9)(1714 – 1720)

  • Петровские ворота Петропавловской крепости (Заячий остров) (1717 – 1718). Д. Трезини, Н. Пино

  • Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (наб. реки Монастырки,1) (1717 – 1725). Д. Трезини

  • Здание Кунсткамеры (Университетская наб., 3)(1718 – 1734). Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г.К. Киавери, М.Г. Земцов

  • Здание Двенадцати коллегий (Университетская наб.,7) (1722 – 1742). Д. Трезини, Л.Т. Швертфегер4

Летний дворец Петра I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург).

Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из 14 комнат.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.

Первым зданием на набережной Васильевского острова, которое своими масштабами и архитектурной обработкой значительно отличалось от "образцовых" домов, был каменный дворец Меньшикова (1710-1716 гг.) Этот дворец, с выступающей средней частью, украшенной аттиком со скульптурами, не имел замкнутого характера московского Лефортовского дворца. Его главный фсасад, обращенный на юг, к Неве, включался в общий ансамбль застраиваемой набережной. Противоположный фасад дворца с небольшим прямоугольным двором выходил в регулярный сад. Фасады дома были поэтажно обработаны пилястрами ионического и коринфского ордеров; ризалиты главного фасада имели сложное по форме завершение. Просторный вестибюль, широкая лестница во второй этаж, подчеркнуто осевая композиция фасада, колоннада портика и богато разработанный спуск к реке придавали зданию новый в русской архитектуре облик парадного городского дворца. Дворец строили архитекторы М. Фонтана и Г. Шедель.

Кикины палаты — памятник архитектурыпетровского барокко, находящийся вСанкт-Петербурге по адресуСтавропольская улица, дом 9.

Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижниковПетра IАлександра Кикина. Он был построен в1711720 годах неизвестным архитектором Смольного Андреасом Шлютером). В1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевичаАлексея Петровича, а его дом взят в казну. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровскойКунсткамера и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были перестроены неизвестным архитектором. С1733 года здесь разместились канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка. В 1829 году здание было перестроено по проекту архитектораАлександра Штауберта, а декор в стиле барокко уничтожен. Во времяЛенинградской блокады Кикины палаты сильно пострадали, но в 1952—1956 годах были восстановлены в первоначальном виде архитекторомИриной Бенуа. В настоящее время в здании размещается музыкальный лицей.5

Каменные Петровские ворота с деревянным резным убранством были построены в1708 году (в 1716—1717 годах перестроены) по проектуДоменико Трезини. Арку венчает мощныйаттик с полукруглым лучковымфронтоном, украшенный деревянным резным панно «НизвержениеСимона-волхваапостолом Петром» скульптораКонрада Оснера (перенесено с ворот 1708 года). Это панно символизирует победыРоссииСеверной войне (Симон отождествляется со шведским королёмКарлом XII, апостол Пётр — c Петром I). Ширина деревянного барельефа составляет 4.9 м, высота — 3.35 м.

На фронтоне аттика выполнен горельеф богаСаваофа, держащего в руке сферу — символ вселенской власти. В нишах справа и слева расположены аллегорические фигуры Осторожности и Стойкости.

В августе 1720 года над аркой установлен российский двуглавый орёл, выполненный в свинце мастеромФрансуа Вассу (до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб»). Помимо перечисленного скульптурное убранство Петровских ворот включало ещё семь несохранившихся статуй, среди которых центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами.

1941 году Петровские ворота были повреждены артиллерийским обстрелом. В1951 годуА.А. Кедринским, А.Л. Ротачом была произведена реставрация.

Двухэтажная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1717–1722 гг. по проекту Д. Трезини, расположена в северо-восточном углу монастыря. Это первая каменная церковь лавры. В 1724 г. из владимирского Боголюбского Рождественского монастыря в Благовещенскую церковь были перенесены мощи святой князя Александра Невского. Верхний храм Благовещенской церкви был освящен 30 августа 1724 г. во имя святой благоверного князя Александра Невского. Нижний храм, освященный 25 марта 1725 г. архиепископом Феодосием в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, служил усыпальницей для особо царствующего дома (императора Петра III Феодоровича, Анны Леопольдовны, царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I великих княжон Марии и Елисаветы) и государственных деятелей (А.М. Голицына, А.А. Безбородко, И.И. Панина, А.В. Суворова, И.И. Бецкого). Решением Леноблисполкома от 15 февр. 1933 г. храм был закрыт, в 1948 г. передан Музею городской скульптуры. С 1988 г. в Благовещенской церкви ведется комплексная реставрация.

Здание Кунсткамеры, строившееся с 1718 по 1734 год, принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников архитектуры первой четверти 18 века. Первоначальный проект здания был разработан архитектором Г. Матарнови, а осуществляли строительство архитекторы Н. Гербель, Г. Киавери и М. Земцов.

Кунсткамера состоит из двух равных по внешнему облику трехэтажных корпусов, которые соединены центральным корпусом сложной конфигурации. Над центральным корпусом возведена многоярусная башня. Восточный корпус с двухэтажным залом предназначался для библиотеки, западный с точно таким же залом - для музейных коллекций. В центральном корпусе и башне, которую первоначально венчала деревянная вышка, размещались анатомический театр и обсерватория. В круглом зале третьего этажа был размещен Готторпский глобус-планетарий. Этот уникальный глобус, созданный в 17 веке в Германии, был привезен в Петербург в 1717 году в качестве подарка Петру I. Диаметр глобуса составлял 3,1 метра. Снаружи были изображены все известные тогда страны, моря и реки, а внутри глобуса располагался первый в мире планетарий.

Одна из самых ранних построек на Васильевском острове - здание Двенадцати коллегий, возведенное в 1722-1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году. В начале 19 века коллегии были заменены министерствами. Проект здания был разработан Доменико Трезини; строительство велось под руководством Трезини и Т. Швертфегера, а завершили работы М.Г. Земцов и Джузеппе Трезини.

Здание представляет собой двенадцать одинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный вход. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивает их взаимосвязь при решении государственных задач.

Собор Святых Апостолов Петра и Павла (Петропавловский) построен в по проекту архитектора Доменико Трезини в честь небесного покровителя основателя города Петра I святого апостола Петра. В соборе похоронены все российские императоры, начиная с Петра I. Храм поражает посетителя своей стройной многоярусной колокольней, плавно переходящей в золоченый шпиль, который завершается флюгером в виде летящего ангела Купол, возвышающийся на легком барабане и увенчивающийся небольшой главкой, отличается скромностью. Во всем облике здания сказывается влияние композиционных приемов итальянской и североевропейской архитектуры. Петропавловский собор Петропавловской крепости в настоящее время является главной архитектурной доминантой города.6

Роль «петровского барокко» и Петра I в русской архитектуре.

Все вместе складывалось в очень определенный, легко опознаваемый стиль, соединивший где-то заимствованное и свое, традиционное, но и то и другое — переработанным в соответствии с задачами, которые выдвигало время. Трезвый рационализм определял общую тональность петербургского варианта стиля петровского времени. Но — задает вопрос И. Грабарь: «как могло случиться, что участие в строительстве итальянских, немецких, французских, голландских и русских мастеров не привело в архитектуре Петербурга к стилистической анархии, к механическому собиранию воедино всех национальных стилей, властвовавших в начале XVIII в. в Европе?.. Почему Петербург… получил и до сих пор сохраняет свое собственное лицо, притом лицо вовсе не чужеземное, а национальное русское?» И. Грабарь связывал это, прежде всего с огромной, решающей ролью личности Петра в создании облика Петербурга и с постепенно возраставшим участием русских мастеров, учившихся у иноземцев. Нет сомнения в значении того и другого. Однако главным была, конечно, жизнеспособность русской архитектурной традиции, открытой к развитию, гибкой, но вместе с тем имеющей прочную общекультурную основу. Многое из того, что определило новизну петровского барокко, созрело в процессах ее внутренних изменений, восприятие иного также было подготовлено ее саморазвитием. Традиция оказалась обновленной, но не разрушенной, не замененной, в обогащенной чужеземным опытом, который она ассимилировала.

Русская традиция прорвалась к «всемирному и всечеловеческому», вошла в систему общеевропейской культуры, оставаясь ее ясно выделяющимся, своеобычным звеном. Не только трезвый рационализм целевых установок и его отражение в стилеобразовании (простота и ясная очерченность объемов, скупость декора и пр.), но и прочная традиционная основа, по-прежнему задававшая характер пространственных и ритмических структур, определяли своеобразие русского в рамках общих характеристик европейского зодчества XVIII в.. Важно и то, что новые ценности, воспринятые русским зодчеством, отбирались на основе критериев, связанных со специфически национальным восприятием пространства и массы, природного и рукотворного. Изменения отнюдь не были измышленными и искусственно навязанными; их с необходимостью определила логика развития историко-культурных процессов.

Сама значительность роли Петра I определялась тем, что он верно угадал не только необходимость перемен, но и их плодотворное направление. Сумев подняться над замкнутостью русской культуры, он мог увидеть то, что, будучи привито ей извне, обещало прижиться в ней и обогатить ее, связывая со всечеловеческим. Прагматик и реалист, в сфере синтеза культур Петр умел руководствоваться образными представлениями, которые рождала его интуиция. В этом он следовал логике и метопу художественного творчества. Любитель и мастер парадоксов Сальвадор Дали характеризовал первого российского императора, отметив: «По-моему, самым великим художником России был Петр I, который нарисовал в своем воображении замечательный город и создал его на огромном холсте природы».

Петр, не будучи архитектором, был, пожалуй, первым, кто мог бы претендовать на личную принадлежность идей, осуществлявшихся в строительстве, то есть на роль автора в современном понимании. В его время уже совершалась исторически назревшая смена методов деятельности — проектирование обособлялось от строительства, его цикл завершался созданием чертежа. Чертеж, однако, воспринимался еще как «образец», допускавший достаточно свободное толкование (как и образец в старом понимании, здание-образец, или изображение в книге, со второй половины XVII в. расширившее сферу образцов). Такое отношение традиционно предполагало гибкую динамичность первоначального замысла и его анонимность, отчужденность от конкретной личности — участники строительного процесса по-прежнему считали себя вправе отступать от него или дополнять его, делая «как лучше».

Не случайно, что столь условно определяется авторство построек первой половины XVIII в., ответственность за которые часто передавалась из одних рук в другие. Начатое одним продолжал, изменяя по своему разумению, другой (так, па строительстве «Верхних палат» — Большого дворца в Петергофе — сменялись И.Ф. Браунштейн, Ж.Б. Леблон, Н. Микетти, М.Г. Земцов, Ф.Б. Растрелли; атрибуция других крупных построек того времени, как правило, не менее сложна). К тому же за сделанным архитекторами часто просматриваются идеи Петра I (вряд ли можно, например, в творчестве Д. Трезини уверенно отделить принадлежащее его индивидуальности от задуманного и предуказанного Петром). В этих условиях и у зарубежных зодчих, приехавших в Россию сложившимися творческими личностями, индивидуальность размывалась, оказывалась подчиненной «общепетербургским» процессам стилеобразования. Сохранявшаяся анонимность творчества была одним из свойств архитектуры петровского времени, отделявших её от последующих периодов развития зодчества.7

Заключение

Итак, как мы видим, этот великолепный и пышный стиль барокко просуществовал недолго и уже во второй половине VIII в. на смену ему приходит строгий и величественный классицизм, для которого характерна ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности.

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI – XVII вв. — XVIII в. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства барокко — залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание — вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.8

Список литературы

  1. Власов В.Г. Стили в искусстве. Петровское барокко. Т. 1. СПб., 1995, с. 416 - 419.

  2. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1995.

  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 448 с.

  4. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века: Учебник. М., 1999.

  5. Кайсаров Е.А. История культуры Петербурга. XVIII век: Мультимедийный учебник. 4-е изд. СПб.: СПбГУП, 2010.

  6. Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории. СПб., 2004.

  7. Овсянников Ю.М. Доменико Трезини. Л., 1988.

  8. Петров А.Н. Палаты Кикина // Архитектурное наследство. — Л.; М.: 1953. — С. 141-147.

  9. Платунов А.М. Так строился Петербург: Учебное пособие. СПб., 1995.

1 Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 448 с.

2 Кайсаров Е.А. История культуры Петербурга. XVIII век: Мультимедийный учебник. 2-е изд. СПб.: СПбГУП, 2008.

3 Овсянников Ю.М. Доменико Трезини. Л., 1988.

4 Кайсаров Е.А. История культуры Петербурга. XVIII век: Мультимедийный учебник. 2-е изд. СПб.: СПбГУП, 2008.

5Петров А. Н. Палаты Кикина // Архитектурное наследство. — Л.; М.: 1953. — С. 141-147.

6 Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории. СПб., 2004.

7 Власов В.Г. Стили в искусстве. Петровское барокко. Т. 1. СПб., 1995, с. 416 - 419.

8 Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 448 с.

20





Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Петровское барокко (2)

    Реферат >> История
    ... , в частности, Тессинами). Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние ... . В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный ...
  2. Барокко в архитектуре Москвы и Санкт-Петербурга

    Реферат >> Строительство
    ... План: Вступление Московское барокко Петровское барокко Заключение На рубеже XVII ... для характера архитектуры петровского Петербурга. "ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО". Русское градостроительство уже ... , что определило новизну петровского барокко, созрело в процессах ...
  3. Петровская эпоха в истории русской культуры

    Курсовая работа >> Культура и искусство
    ... быта в эпоху Петра Первого 6 2. Петровские преобразования в искусстве 13 2.1 Архитектура, ... называемый русским барокко первой трети XVIII века или петровским барокко. Все ... . Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков ...
  4. Барокко (6)

    Реферат >> История
    ... появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры ... и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление ...
  5. Петровские ворота Петропавловской крепости

    Реферат >> Строительство
    ... Государевым и Меншиковым бастионами. Памятник петровского барокко. 1. История Каменные Петровские ворота с деревянным резным убранством ... ремонтные работы. [1]. Литература А. Г. Раскин Петровские ворота Петропавловской крепости // Триумфальные арки ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0032908916473389