Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Болонский процесс- движение, целью которого является создание единого образовательного пространства. Российская Федерация присоединилась к Болонскому ...полностью>>
Педагогика->Дипломная работа
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. Это период ускоренного развития психических процессов, свойств личност...полностью>>
Педагогика->Конспект урока
Цели: развитие памяти, внимания, наблюдательности, смекалки; активизация мыслительной деятельности; формирование у учащихся навыков самостоятельной ра...полностью>>
Педагогика->Конспект урока
21 серпня 2010 року .Указом Президента України В. Ф. Януковича №860/2010 Миколаївському державному університету імені В. О. Сухомлинського. надано ста...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы применения дидактической игры в развитии профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства

1.1 Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема

1.2 Педагогические основы применения дидактической игры в процессе развития личности в вузе

Глава 2. Педагогическое проектирование и реализация дидактических игр, развивающих профессионально значимые качества личности

2.1 Педагогическое проектирование системы личностно ориенти-рованных игр, развивающих профессионально значимые качества будущего учителя технологии и предприниматель-ства

2.2 Реализация личностно развивающих дидактических игр в процессе организации учебных занятий по Предприниматель-ству, Менеджменту и Маркетингу

2.3 Условия успешного влияния дидактических игр на развитие профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства

Заключение

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Период обучения в ввузе является очень важным для становления личности, поскольку в возрасте 18-22 лет происходят глубокие социальные и психофизиологические изменения. Многие исследователи (В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов, И.И. Мороз) подчёркивают, что это период становления характера и интеллекта, интенсивного формирования системы взглядов, внутренней позиции личности. Во время учебы в ввузе у студентов происходит преобразование всей системы ценностных ориентаций личности - с одной стороны, и интенсивное развитие специальных способностей в связи с профподготовкой - с другой. Одновременно в юности активизируется ценностно-ориентационная деятельность, связанная с познанием собственных качеств и с усвоением новых знаний происходит оценка выбора профессии, переоценка своих способностей и отношений с людьми. Всё это требует поставить в центр внимания коллективов ввузов все механизмы влияния на мотивацию учёбы, сознание и поведение обучающихся, разработку эффективной системы воспитания студентов в ходе образовательного процесса.

Между тем, в практике вузовского обучения обнаруживается противоречие между традиционными путями решения воспитательных задач по формированию и саморазвитию профессионально значимых качеств личности учителя технологии и предпринимательства и современными требованиями к подготовке профессионально компетентного учителя технологии и предпринимательства. Анализ научной литературы показывает, что эта задача может быть решена при применении интенсивных методов обучения, в том числе игровых форм обучения, так как игры (дидактические, организационно-деятельностные, коммуникативно-деятельностные и др.) позволяют эффективно организовать творческое взаимодействие педагога и обучающихся, создают условия для развития личности.

В своё время на дидактических способностях игры решать задачи обучения и воспитания акцентировали внимание классики зарубежной и отечественной педагогики (А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.). А.С. Макаренко отмечал, что без игры нет и не может быть полноценного нравственного и умственного развития, так как в ней раскрываются творческие способности личности. История развития психологии игры как специфической формы деятельности, актуальной для разных возрастов, нашла отражение в трудах, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, и др. Значительный вклад в решение педагогических вопросов развития личности в игре и её применения в учебно-воспитательном процессе внесли Н.П. Аникеева, Ю.К. Бабанский, О.С. Газман, А.А. Люблинская, П.И. Пидкасистый и т.д.

Однако игра не всегда широко и системно используется в качестве равноправного средства воспитания и развития личности учителя технологии и предпринимательства. Между тем, дидактические игры в вузовских условиях могут решать не только функцию обучения, но и специфические функции воспитания. Выступая в качестве средства педагогической коррекции и руководства, они способны стимулировать творческое мышление обучающихся, помочь обучающимся приобрести опыт нравственного общения и организации деятельности и тем самым способствовать развитию профессионально значимых качеств личности. Игры в вузовском обучении могут помочь в проектировании принципиально новых педагогических систем, поскольку не только развивают способность к сотрудничеству и самоопределению, но и обеспечивают направленность на личностную самоорганизацию, развивают способы заинтересованного осуществления деятельности.

Важно педагогически умело использовать игры в системе новых технологий, где каждый метод, каждое средство находит своё место и приносит максимальный эффект в целях развития профессионально значимых качеств личности учителя технологии и предпринимательства (А.М. Князев, Э.Н. Коротков, Н.П. Шилов).

Межличностное общение как реальное проявление общечеловеческих ценностей в коллективе обеспечивает развитие важных социальных качеств личности (А.А. Леонтьев), а поэтапная смена ведущей деятельности ведёт к интенсивному становлению учебных способностей, необходимых для подготовки к практической деятельности, что в своей совокупности даёт новый уровень развития профессионально значимых качеств личности обучающихся.

Таким образом, проведённый анализ психолого-педагогической литературы показывает актуальность исследований зависимости развития профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства от применения педагогической системы дидактических игр на занятиях по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу.

Суть проблемы состоит в педагогическом построении системы различных видов дидактической игры на занятиях по вышеперечисленным предметам в ввузе, специально нацеленной на развитие наиболее важных профессионально значимых качеств личности будущего учителя технологии и предпринимательства с описанием комплекса педагогических условий, влияющих на успешность становления этих качеств.

Педагогическое решение проблемы позволит преодолеть противоречия: между существующей традиционной методикой подготовки кадров и необходимостью системной разработки новых подходов к обучению, включая игровые технологии; между методикой преподавания предпринимательской деятельности, менеджмента и маркетинга в вузе, ориентированной прежде всего на развитие умений и навыков в предметной области и педагогическими возможностями дисциплин в развитии профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства.

Педагогический анализ системы дидактических игр в процессе развития профессионально значимых качеств обучающихся на занятиях по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу в вузе представляется практически важным, так как разработка и внедрение такой системы дадут возможность выделить комплекс социально-педагогических, организационно-деятельностных и личностно-психологических условий повышения качества учебно-познавательной деятельности в ввузе, помогут выработать частно-методические требования к проектированию и реализации игр в целях развития личности будущего учителя технологии и предпринимательства.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить педагогические условия успешного применения системы дидактических игр, обеспечивающих развитие профессионально значимых качеств личности обучающегося в процессе занятий по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу. Объект: подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе занятий по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу.

Предмет: дидактические игры на занятиях по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу, как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства

Задачами работы являются:

С позиций личностно ориентированного обучения проанализировать психолого-педагогическую теорию организации дидактической игры и определить организационно-деятельностные и личностно-психологические условия их влияния на развитие профессионально значимых качеств личности.

Спроектировать систему игр по предпринимательской деятельности в педагогическом вузе, обеспечивающую развитие профессионально значимых качеств личности учителя технологии и предпринимательстваа.

Выявить условия и факторы, обеспечивающие успешность развития ведущих профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе игровой учебной деятельности.

Разработать методические рекомендации в помощь преподавателям предпринимательской деятельности по использованию дидактических игр в развитии профессионально значимых качеств обучающихся.

Практическая значимость работы.

Спроектирована система дидактических игр на занятиях по предпринимательской деятельности, менеджменту и маркетингу.

Определён комплекс организационно-деятельностных и личностно-психологических условий проектирования и реализации дидактических игр, обеспечивающих развитие профессионально значимых качеств личности обучающихся.

Материалы исследования и методические рекомендации могут быть использованы в системе повышения квалификации вузовских преподавателей и при организации вузовского учебного процесса на занятиях.

Глава 1. Теоретические основы применения дидактической игры

в развитии профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства

1.1 Развитие профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства как психолого-педагогическая проблема

Обращение к проблемам развития личности и её профессионального становления, выделение их в число важнейших направлений современной педагогической теории является результатом осознания возрастающей динамики процессов профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в обществе. Развитие научных интересов в этом направлении обнаруживает сложность и многоаспектность данного феномена, что влечёт за собой появление разнообразных подходов к его анализу. Рассмотрим имеющиеся в педагогике подходы к проблеме развития профессионально значимых качеств учителя технологии и предпринимательства, что поможет адекватно представить процесс развития личности будущего учителя технологии и предпринимательства в вузовской системе организации учебно-познавательной деятельности.

Анализ литературы показывает, что в качестве условий эффективного становления личности учителя технологии и предпринимательства в учебно-воспитательном процессе ввуза выступает прежде всего осознание будущим учителем технологии и предпринимательства тех требований, которые предъявляются профессией к его личностным качествам, необходимым знаниям, навыкам, умениям, то есть, по существу, настойчивое и последовательное самоформирование этих качеств на основе взаимосвязи и взаимодействия внутренних устремлений, мотивов студента с внешними организационно-педагогическими условиями деятельности[79].

Следовательно, чтобы будущий учитель технологии и предпринимательства отвечал требованиям, предъявляемым к нему в контексте его последующих социальных и профессиональных функций и задач самосовершенствования личности, необходимо постоянно формировать у обучающихся эталоны поведения в соответствии с профессиональными нормами. При этом профессиональные нормы трактуются как исторически сложившиеся или установленные стандарты профессионального поведения и деятельности [131].

Поскольку личность, становясь субъектом деятельности, «исходно выступает целостным образом, является организатором, формирующим свою способность к деятельности, свою активность» [1, С.181], то в случае организации вузовского процесса обучения речь идёт о личностном уровне управления, саморегуляции, регуляции способностей, потребностей, чувств в процессе педагогически организованной деятельности.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность предстаёт в психических внутренних (мотивы) и поведенческих внешних (деятельность) сферах своего проявления в их единстве. При этом по главной внутренней характеристикой личности выступает мотивационная сфера личности. С её «личностным смыслом», выражающим отношение целей деятельности человека к её мотивам. Чем шире и разнообразнее виды деятельности человека, тем внутренне богаче сама личность (134). Важным для описания становления личности является понятие, характеризующее внутренние свойства и особенности человека, его «внутренняя позиция», которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности (36).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Дидактические игры как средство обучения иностранному языку обучающихся наяальных классов

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... игра позволяет старшеклассникам окунуться в решение проблем, связанных выбором их будущего профессионального пути ... органическом единстве. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее ...
  2. Игра как средство развития интереса учащихся при обучении иностранному языку

    Реферат >> Педагогика
    ... также опе­рирование профессионально значимыми решениями. Можем рассмотреть структуру деловых игр: 1. Игра имитирует тот ... и нерешительность. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность. Обучающие игры отвечают современным ...
  3. Игра как вактор формирования личности дошкольника

    Реферат >> Культура и искусство
    ... исследования: Технология использования игры как средства формирования личности ... игре с нею; детскую активность, как необычайно ценное и значимое качество, ... Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у ...
  4. Игра, как средство формирования коммуникативных способностей

    Курсовая работа >> Психология
    ... возможности игры, как средства развития коммуникативных способностей. Отобрать и апробировать игры на развитие коммуникативных способностей. 1 Педагогические возможности игры 1.1 Игра ...
  5. Формирование профессионально значимых качеств педагога

    Реферат >> Педагогика
    ... развитие педагогических способностей Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у учителя профессионально значимых качеств ... формирования педагогического мастерства как одну из важнейших в обучении будущих учителей. Невозможно изменить ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017380714416504