Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Эрих Фромм родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Он был единственным ребенком родителей-евреев. Фромм вырос, зная два разных мира – ортодоксаль...полностью>>
Философия->Реферат
1881 году, в двухлетнем возрасте переехал с родителями в Вену. Первые работы посвящены истории и проблемам государственного права, в частности, взгляд...полностью>>
Философия->Реферат
Известно, что в истории ведущую роль играют не отдельные личности, а народные массы. В жизни общества и, следовательно, в истории нет ничего, кроме де...полностью>>
Философия->Реферат
В XX в. философия развивается по разным направлениям, в разных философских контекстах. Понятно, что неклассическая философия не явилась на свет, как д...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Детерминизм

Важным аспектом понимания мира является ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер.

Причина и следствие.

Принцип детерминизма – признание причинной обусловленности любого явления. Предсказание поведения объекта – результат познания причинно-следственной связи.

Долгое время в истории философии под причиной понималось воздействие внешней силы на ту или иную материальную вещь. При этом возникало такое затруднение - познание любой вещи уводит нас в бесконечность, предполагая познание бесконечного множества других вещей (на этом строилось одно из доказательств бытия божьего средневекового философа Фомы Аквинского: должна быть конечная причина всех причин – и это бог).

Причина возникновения и развития материальных образований содержится в них самих и представляет собой взаимодействие элементов их образующих.

Например, причина возникновения государства – взаимодействие антагонистических классов в обществе.

Следствие – изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах или материальных явлениях в результате их взаимодействия.

Причинно-следственные связи могут быть прямыми и опосредованными, а также имеют различную форму.

П1 С1

П2 С2

. С П . П –– С1 –– С2 –– ...Сn

. .

Пn Сn

Причину необходимо отличать от повода, который служит только толчком, импульсом какого-либо события.

Долгое время в науке и философии господствовал механистический детерминизм, его приверженцами были Демокрит, Спиноза, Ньютон, Лаплас. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность отрицалась. Признавалась только жесткая, однозначная связь между предметами. Детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами. Исходя из такого миропонимания, получалось, что возможно однозначное описание всех прошлых и будущих состояний системы.

«Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движением легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором».

Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. Гл. 1. М., 1908. С. 9.

В конце 19 – начале 20 века началось исследование явлений микромира и некоторые ученые пришли к идее индетерминизма, т.е. случайности, необусловленности явлений в этой области действительности: невозможно одновременно определить положение и скорость микрочастицы и предсказать ее дальнейшее поведение. На самом деле это означало переход к новому, статистическому пониманию детерминизма, что учитывает неоднозначное соответствие между причинами и следствиями. Развитие многовариантно, не задано жестко, включает случайность, но случайность подчиняется закономерности – статистической.

Попробуйте объяснить, почему из индетерминизма логически вытекает агностицизм.

Необходимость и случайность.

Связь причины со своим следствием носит необходимый характер, но причинность не тождественна необходимости. Причинность отражает обусловленность одних форм бытия другими, их генетическую связь. А необходимость отражает неизбежность проявления тех или иных связей или свойств при соответствующих условиях.

Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. При соответствующих условиях они наступают неизбежно.

Свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, т.е. обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Значит, они могут наступить, а могут и не наступить.

Объективное существование случайности, так же как и необходимости, уходит своими корнями в причинность. Если в основе необходимости лежит связь причины и следствия, то в основе случайности – пересечение двух или нескольких причинных рядов. Звенья каждого такого ряда связаны между собой необходимым образом, но в моментах пересечения их образуются новые причины, возникают взаимодействия, не вытекающие из внутренней природы вступивших в них образований. Таким образом, «случайность – дополнение и форма проявления необходимости» (Ф. Энгельс).

Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Эта теория широко используется в квантовой механике, генетике, теории надежности в технике и других областях.

Все в мире причинно обусловлено.

Все в мире необходимо.

Эквивалентны ли эти высказывания?

Возможность и действительность.

Для выявления сущности важно исследование не только настоящего, наличного состояния, но и предшествующего, а на этой основе – способность заглянуть в будущее. Диалектика взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего отражается в категориях «возможность» и «действительность».

Возможность – совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, становления новой действительности (того, что может быть, но чего еще нет).

Действительность – ставшее, т.е. осуществившаяся возможность и основа существования новых возможностей.

Действительность содержит в себе множество возможностей («веер возможностей»), однако реализоваться способны не все: для каждой требуются соответствующие условия, которые могут и не сложиться.

Можно выделить различные виды возможностей.

Реальные и формальные.

Реальными являются те возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта. Они осуществляются при соответствующих условиях. Если студент хорошо подготовился к экзамену, выучил все вопросы, то получение положительной оценки – реальная возможность.

Формальными будут возможности, обусловленные случайными сторонами и связями. Даже при соответствующих условиях они могут осуществиться, а могут не осуществиться. Если вы купили лотерейный билет, то это не значит, что вы обязательно выиграете.

Конкретные и абстрактные.

Конкретные возможности – те, для осуществления которых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия. Каждый студент может участвовать в политической деятельности, став членом партии или общественного движения.

Абстрактными называются те возможности, для которых нет соответствующих условий, но они могут появиться на последующих стадиях развития. Каждый студент имеет возможность стать президентом России.

Исключающие и сосуществующие.

Дайте определение и приведите примеры такого вида возможностей.

4. Развитие

Наука и философия изучают связи между объектами мира, но таких связей существует необозримое множество и далеко не все следует учитывать для понимания действительности.

Закон – внутренняя, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между объектами или внутри них. Знание законов природы лежит в основе успешной практической деятельности людей. Но необходимо различать объективные, научные и юридические законы.

Объясните, в чем состоит различие между этими видами законов.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных или идеальных объектов. Три закона, раскрывающие различные аспекты развития принято называть основными законами диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей выясняет источник развития, отвечает на вопрос: почему происходит развитие?

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает «механизм» развития, отвечая на вопрос: как оно происходит?

Закон отрицания отрицания говорит о направленности развития и отвечает на вопрос: в каком направлении оно происходит?

Ответы на эти вопросы необходимы и достаточны для понимания сущности развития.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Данный закон применим только к целостным, саморазвивающимся самостоятельным системам. Каждый такой объект обладает тождеством и различием с самим собой, т.к. представляет собой единство противоположностей – сторон, которые обладают одной природой, основой, поэтому взаимополагают, взаимообуславливают и взаимопроникают друг в друга, и, одновременно, взаимоотрицают, взаимооткалкивают, взаимоисключают друг друга, составляя единое целое. Притяжение и отталкивание, усвоение и выделение, производство и потребление, ум и глупость - примеры такого рода мы обнаруживаем во всех областях действительности.

Единство и борьба противоположностей являются движущей силой, источником саморазвития. Противоположные начала, стороны, тенденции неравноценны. Одно из них является главным, ведущим, решающим, определяющим для существования и развития объекта. В паре противоположностей «единство и борьба» ведущим является борьба – она абсолютна и вечна, а единство условно и преходяще.

Развитие объекта представляет собой ряд этапов: сначала, когда объект формируется и природа его еще недостаточно проявилась, можно говорить о стадии различия, еще не развернувшегося противоречия; затем идет стадия противоположности, раскрывшегося противоречия, природа объекта раскрывается во всей ее полноте; последний этап представляет собой разрешение противоречия, когда, исчерпав свои возможности, объект трансформируется, превращается во что-то другое. Как говорил В. Шекспир: «Экономична сущность бытия – все новое в нем шьется из старья». Новый объект опять представляет собой единство противоположностей. Процесс развития идет бесконечно, хотя отдельные этапы могут по нашим человеческим меркам тянуться очень долго.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Каждый объект обладает большим количеством свойств, но не все они важны для него. Одни свойства являются «факультативными», необязательными, без них объект может существовать и оставаться самим собой, а другие являются существенными, без них объект «обойтись» не может, перестает быть самим собой, превращается в нечто иное. Качество – это целостная характеристика, совокупность признаков, выражающая специфику предмета, его отличие от всех других.

Чем философское понимание качества отличается от обыденного?

Может ли у предмета быть несколько качеств?

Количество – это определенность предмета, выражающая число присущих ему свойств, сумму частей, величину, степень интенсивности качества. Оно не всегда выражается числом.

Взаимосвязь качественной и количественной сторон предмета выражается в понятии мера – это границы, в рамках которых предмет остается самим собой при изменении количественных и /или качественных параметров. При переходе этих границ в ту или иную сторону происходит изменение предмета, превращение его во что-то иное. Скачок – форма, способ перехода от старого качества к новому. При этом не имеет значения, длится ли этот переход очень долго, или происходит мгновенно – все равно это скачок.

Закон отрицания отрицания.

Развитие происходит через отбрасывание, отрицание предыдущих стадий. Но не заключается только в этом, поэтому нигилизм, настаивающий на полном уничтожении устаревших явлений, теоретически несосоятелен и на практике приводит к негативным последствиям.

Приведите примеры нигилистических учений, вспомните, к чему они привели.

Отрицание может быть абсолютным, метафизическим, оно ведет к уничтожению отрицаемого. И может быть диалектическим: такое отрицание, с сохранением положительных сторон, выступает как момент преемственности и называется «снятие». Оно представляет собой диалектическое единство противоположностей – отрицания и сохранения.

Таким образом, развитие является сочетанием поступательности и цикличности и его можно представить в виде расширяющейся спирали. Этот образ указывает на то, что повторение в процессе развития не полное, а на новом уровне. База развития накапливается и расширяется, поэтому развитие ускоряется и сопровождается втягиванием в «зону развития» все новых областей действительности.

Почему в законе идет речь о двойном отрицании? Объект в процессе развития исчерпывает те возможности, которые были заложены во взаимодействующих противоположных сторонах (каждая из них разворачивается и раскрывается полностью), поэтому исчезает как данный объект, превращается во что-то иное.

Этот закон труден для восприятия еще и потому, что носит интегративный характер и его проявление можно увидеть только в конце процесса развития, когда оно завершено. Мы же чаще всего имеем дело с фрагментами развития и не всегда способны уловить, а тем более понять и обосновать целое.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Диалектика и метафизика (3)

    Реферат >> Философия
    ... развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Под диалектикой Гегель ... Диалектика Гегеля послужила теоретическими предпосылками марксистской философии, сохранившей и развившей диалектику как теорию и диалектический метод познания ...
  2. Диалектика как метод исторического и гуманитарного исследования

    Контрольная работа >> Философия
    ... знания» Тема: Диалектика как метод исторического и гуманитарного ... на которых строится система исследования истории. А. ... диалектики Сутью диалектики В.И. Ленин назвал «раздвоение единого и познание ... немалыми трудностями теоретического порядка, обусловленными ...
  3. Диалектикакак философская концепция развития

    Контрольная работа >> Философия
    ... противоположных суждений диалектикой. Платон представил диалектику как метод анализа и ... мира и его познания. Диалектика постигает окружающее через ... «элемент», «структура», «система». Система - общенаучное понятие, которое ... из научно-теоретического, сколько из ...
  4. Методы экономической теории (4)

    Реферат >> Экономика
    ... понятию. Материалистическая диалектика как теория познания включает в ... системы и историческим переходом от нее к другой, более прогрессивной. 2.2 Инструментарий научного исследования: метод познания ... правдоподобности (истинности) теоретических выводов или ...
  5. Диалектика и метафизика две концепции развития

    Реферат >> Философия
    ... и метода творческого познания. Как всякое философское учение, диалектика имеет ... конкретным содержанием в системе зако- нов диалектики – основных и ... метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002202033996582