Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Кто такой учитель? Прежде всего, это человек, дающий нам знания. Им не обязательно должен быть преподаватель нашей школы или университета, учителями т...полностью>>
Педагогика->Реферат
В программе «Образование (Украина ХХI века)», в Национальной программе «Дети Украины»  разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Зростання потреб у спілкуванні та співпраці між країнами і людьми з різними мовами й культурними традиціями,нова освітня система в Україні вимагають с...полностью>>
Педагогика->Отчет по практике
Я, Полякова Екатерина Евгеньевна, проходила педагогическую практику в Государственном образовательном учреждение высшего профессионального образования...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050201 «Математика»

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения

1.2 Анализ возможностей и особенностей применения метода проектов в педагогической и методической литературе

1.3 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В 9-ОМ КЛАССЕ

2.1.Организация проектной деятельности на примере проекта «Строительство дачи»

2.2. Анализ занятий кружка «Строительство дачи»

2.3. Результаты кружка, посвященного организации проектной деятельности

Выводы по второй главе

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Введение

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации, становление постиндустриального, информационного общества поставили перед школьным образованием новые задачи. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.

Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам. Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.

Для успешного решения задач модернизации образования необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения.

Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.

Метод проектов активно используется в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности.

За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики.

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении информатики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.

Актуальность выбранного нами направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.

Проблема, поставленная в данном исследовании, заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении математике.

Объект нашего исследования – процесс организации учебной проектной деятельности школьников 9-х классов.

Предмет исследования – педагогические условия организации проектной деятельности школьников при обучении математике в 9-ом классе.

Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности школьников 9-х классов, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

Для достижения цели исследования нами поставлены следующие задачи:

  • выяснить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе;

  • охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;

  • описать методику организации проектной деятельности;

  • раскрыть методику проектной деятельности над проектом «Строительство дачи», организованной на занятиях математического кружка;

  • проанализировать занятия проведенного кружка;

  • описать результаты проведенной работы

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию математического кружка; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.

Практическая значимость работы заключается в разработке программы математического кружка, посвященного организации проектной деятельности.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения математики 9 класса, разработана структура проектной деятельности при изучении математики в 9 классе.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений. Первая глава направлена на раскрытие сущности проектной деятельности и метода проектов, как формы организации проектной деятельности, разработанность этих вопросов в методической и педагогической литературе, включает три параграфа. Вторая глава также содержит три параграфа, в которых описывается разработанная нами методика организации проектной деятельности в процессе обучения математики на занятиях кружка «Строительство дачи», анализируется ее внедрение в учебный процесс и анализируются результаты проведенной работы. Приложения содержат теоретический материал, который мы посчитали целесообразнее не включать в основную часть работы, ввиду его большого объема, разработки проектов по математике, программу кружка и материал к занятиям этого кружка.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Существует две точки зрения на связь проектной деятельности и метода проектов, так Г.В. Терехова [60] говорит в своем докладе, что метод проектов и проектная деятельность – это два понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. Большинство же авторов придерживаются мнения, что метод проектов и проектная деятельность существуют в тесной связи друг с другом.

Мы будем рассматривать в неразрывной связи проектную деятельность учащихся и метод проектов, как форму организации проектной деятельности учащихся.

1.1 Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения

В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

О.В Рыбина [51] считает, что перед такой школой стоят новые задачи. Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для учащихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в тоже время необходимо снизить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

Т. Громова и О. Быкова [15] утверждают, что в соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными, методов развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов.

Метод проектов имеет давнюю историю. Над этим вопросом работали такие ученные, как Б.Валясэк [10], В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов [23], И. Трухин [61], А.Н. Бренчугина-Романова [8], Е.С. Полат [37], В. Рохлов [49], Л.О. Филатова [62], И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская [26], В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов [28], В. Рохлов [49], Г.В. Нарыкова [34], В.Н. Рязанова, Н.К. Солопова [52]. С результатами их исследований можно познакомиться в Приложении 1.

Со временем идея метода проектов изменилась, отмечает В. Рохлов [49]. Из компонента свободного воспитания она становится важной частью вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний через проектную деятельность. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

На сайте Интернет [30] говориться, что формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. При этом педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Компетентностно-ориентированные задачи в процессе обучения математике учащихся основной школы

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... учебной деятельности при обучении школьников математике ... неразработанностью методики их использования в процессе обучения математике. ... смысл организации образовательного процесса, оценку ... деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности. Проектная ...
  2. Использование компьютерно-информационных технологий в организации проектной деятельности по математике

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... в организации проектной деятельности учащихся по математике. Для ... самообразования). Активное включение школьника в создание тех ... его прогрессивной методики обучения и развития ... средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. ...
  3. Педагогические основы развития инициативы и самостоятельности школьников в процессе обучения

    Реферат >> Педагогика
    ... школьников в процессе обучения» Выполнила: Студент 1 курса, гр 104/5 специальность: «Менеджмент организации» ... деятельности учащихся; ¦ разработать технологию формирования познавательной самостоятельности в проектных заданиях на уроках математики ... методики, ...
  4. Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела Лоскутная пластика

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... сущности методики руководства проектной деятельностью, который может быть использован в процессе обучения ... накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех ... Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать ...
  5. Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии

    Дипломная работа >> Психология
    ... апробирования разработанной методики организации уроков по ... Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. / П.И. Пидкасистый, Б.В. Горячев. - М., 1991. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0069539546966553