Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Доклад
Рафаэль Санти (Raffaello Santi) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвыше...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смыслов...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Ацтеки называли свою родину «островом Ацлан» (место, где живут цапли). Точное местонахождение их прародины неизвестно, однако большинство исследовател...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Недоросль Митрофанушка и гениаль...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Глава 1 .................................................................................................................2

Глава 2 .................................................................................................................4

Заключение ........................................................................................................22

Список литературы ...........................................................................................23

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Чтение как средство формирования языковых и речевых навыков и умений

Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть различными.

Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:

  • использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

  • коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают, умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

  • упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

1.2. Особенности формирования техники чтения на среднем этапе обучения. Система упражнений на формирование речевых навыков и умений

Традиционно в методике обучения иностранному языку говорят о формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При этом, как уже отмечалось, далеко не каждый обучаемый может овладеть всем комплексом речевых умений. В основе любого речевого умения лежат определённые навыки, то есть те действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает.

Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно отнести владения различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать её в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу.

Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина в своей книге «Методика обучения английскому языку на среднем этапе» говорят о чтении как о единстве содержательного и процессуального планов.

Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на среднем этапе обучения чтению речь идёт в первую очередь о формировании техники чтения, то есть «процессуального плана».

Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или иного навыка, но учителю понимать это абсолютно необходимо для того, чтобы выбрать оптимальный путь достижения поставленных практических задач обучения.

В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:

  • соотнесение зрительного \ графического образа речевой единицы с её слухоречедвигательным образом;

  • соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением;

Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац.

Р. К. Миньяр – Белоручев выделяет три основных компонента техники чтения:

  1. Зрительный образ речевой единицы.

  2. Речедвигательный образ речевой единицы.

  3. Значение.

Ассоциации 1 – 2 относятся им к навыкам первой группы. Ассоциации 2- 3 к навыкам второй группы.

Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента чтения последовательно задействуются в процессе чтения. Даже при чтении текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами, проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадия понимания.

Задачи учителя при формирования техники чтения заключаются в том, чтобы:

  1. как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образцом речевой единицы и её значением;

  2. последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести её как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;

  3. сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, паузации и интонирования.

ГЛАВА 2. ТЕКСТ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ

2.1. Текст как единица речи

Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.
Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.

Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.

Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.

Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.

Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов отбора языковых единиц.

  • Выделяют 3 типа текстов:

    • описание;

    • повествование;

    • рассуждение.

Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи.

Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.

Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

Жанрами текстов являются:

    • текст-побуждение;

    • текст-ретроспекция;

    • оценочный текст;

    • контактоустанавливающий текст.

Указанные жанры текстов встречаются в разных функциональных стилях речи.

В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание; в деловой речи - приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание; в публицистической речи - призыв, совет, рекомендация.

Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или официальный отчет.

Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии.

Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления, рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма - предложения о сотрудничестве.

Особенности работы с текстом в процессе иноязычного общения

Текст является основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и адекватного его использования в качестве образца функционирования изучаемого иностранного языка. Преподавателю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы составления преподавателем, обучаемыми собственных речевых произведений на немецком языке.

2.2. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапы работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не как средство формирования умений читать, а для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.

Рассмотрим цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

Дотекстовый этап (этап Антиципации)

Цели

  1. Определить \ сформировать речевую задачу для первого прочтения.

  2. Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

  3. По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания

  1. Работа с заголовком

По заголовку можно попросить учащихся определить:

- тематику текста;

- перечень поднимаемых в нём проблем;

- ключевые слова и выражения и так далее.

  1. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.

- к какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

- Кто, по - вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и так далее.)

- Где и в какое время может происходить действие?

  1. Сформулировать предположения о тематики текста на основе имеющихся иллюстраций.

  2. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику, проблематику текста на основе языковой догадки.

Задача учащихся – определить основную идею текста.

  1. Просмотреть текст, первый абзац и определить основную идею текста.

  2. Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

  3. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Преодоление трудностей в обучении чтению на английском языке в средней школе

    Задача >> Иностранный язык
    ... такое же значение.При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из ... к экзаменам, или могут быть использованы как дополнительные при обучении чтению.
  2. Обучение аудированию (2)

    Реферат >> Иностранный язык
    ... а также проводится работа по обучению аудированию как самостоятельному виду Р.Д. на базе связанных текстов ... как средство обучения, допускает многократное прослушивание одного и того же речевого материала; а аудирование, как естественная речевая деятельность ...
  3. Обучение грамоте детей 6 - летнего возраста с ФФНР

    Реферат >> Педагогика
    ... различных форм деятельности. Чтение и письмо - Виды речевой деятельности, основой для ... произносимых? 3. В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие ... обучением письму. Дети печа­тают или складывают после устного анализа, а позднее самостоя­тельно ...
  4. Чтение как средство формирования вторичной языковой личности на уроках иностранного языка

    Реферат >> Иностранный язык
    ... числе родным. Глава II. Обучение чтению. II.1. Чтение как вид речевой деятельности. Чтение тесно связано с понятием вторичной языковой ... для самостоятельного чтения. При самостоятельном чтении учащиеся должны широко опираться на свой речевой опыт. Особое ...
  5. Обучение аудированию с опорой на видеоматериалы в старших классах средней школы

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... тесно связано с другими видами речевой деятельности (далее — РД). И аудирование, и чтение направлены на восприятие и ... Развитие навыков аудирования как вида речевой деятельности является одной из самостоятельных задач обучения иностранному языку. Аудирование ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019569396972656