Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Имя П Я Гальперина известно как в нашей стране, так и за рубежом прежде всего в связи с созданной им и приобретшей всемирную известность теорией поэта...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять д...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Увага - це особлива властивість людської психіки Вона не існує самостійно - поза мисленням, сприйняття, роботи пам'яті, руху Не можна бути просто уваж...полностью>>
Психология->Реферат
Любовь… Стоит произнести это слово, и сердце начинает биться чаще… Кто-то при этом расплывётся в улыбке, кто-то погрузится в печаль, один взволнуется,...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение

Глава 1. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе.

1.1. Психическое развитие с позиции психоаналитической теории З.Фрейда

1.2. Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона

1.3.Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж.Пиаже

Глава 2.Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе.

2.1.Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского

2.2.Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе

2.3.Возрастные стадии психического развития человека с позиции А.Н.Леонтьева

Заключение

Литература

Введение

Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн, , 3. Фрейд, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Психика – это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения.

Развитие психики это прежде всего закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют два пути истории развития психики: филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальный), филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий; онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема.

Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. «онто» – сущее + «генез» - развитие). Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Цель данной работы рассмотреть основные периоды развития психики индивида.

Объектом нашего исследования является психическое развитие.

Предмет исследования – развитие психики человека в онтогенезе.

Развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

Глава 1. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе

1.1 Психическое развитие с позиции психоаналитической теории З. Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены З.Фрейдом (1856-1939) [26]. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного ("Сверх Я"), предсознательного ("Я") и бессознательного ("Оно"), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента – Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно.

Оно (Ид)- примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер. Фактически является энергетической основой личности. "Оно" - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В "Оно" содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта.

Я (Эго) – рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. По мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго – объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были нарушены.

Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием "Сверх-Я".

Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др.

Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале 20 века в «Трех очерках по теории сексуальности»(1905) [27;123-202]. Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах.

Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Известная фрейдовская периодизация личностного развития делает основной акцент на развитии либидо [27;123-202], рассматривая его как важнейшую движущую силу развития и описывая тем самым в основном развитие психосексуальное. В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности. Фрейд выделили пять стадий личностного развития.

Оральная стадия (от 0 до 1 года.) Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия (от 1 до 2 лет) развития личности, связанная с возникновением Эго. Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению удовлетворения либидо в анальную область тела. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделении. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены неверным поведением родителей. Родители могут придавать слишком большое значение данному процессу, постоянно фиксировать внимания ребенка на необходимости соблюдать чистоту тела, выражать либо бурную радость удачным действиям ребенка, либо отвращение к его экскрементам. Они хаотично приучают ребенка к туалету, то ругают, то хвалят его. Такая неупорядоченность требований и действий рождает трудности в регуляции поведения ребенка, что также нарушает его развитие. Фиксация (застревание, остановка, которая происходит из–за неудовлетворенности реализации либидо через соотвествующие эрогенные зоны) ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности как пунктуальность, скупость, чрезмерная чистоплотность или упрямство. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка.

Фаллическая стадия (с 2 до 5 лет). Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Ребенок интересуется своими половыми органами и половыми органами других детей. Он начинает постигать половые отличия мальчиков и девочек. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3.Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. Суть комплекса состоит в том, что ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет “устранить”. Становление полового сознания предполагает представление не только о своем поле, но и другом, то есть должно быть представление не только о мужском, но и о женском. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие психики человека. Историческое развитие психики и сознания (филогенез)

    Контрольная работа >> Психология
    ... Развитие социального поведения человека* На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства. Развитие психики человека ... формирования сознания). Развитие психики в онтогенезе Теории периодизации психики Первые психологические периодизации ...
  2. Психика и сознание основные этапы и содержание их развития в фило-и онтогенезе

    Реферат >> Психология
    ... и. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ре­бенка. 4.3. Развитие психики человека в онтогенезе. Филогенез психики и сознания — это история формирования ...
  3. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

    Реферат >> Психология
    ... психики человека еще в большей степени проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч «относ» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики ...
  4. Развитие психики и сознания

    Контрольная работа >> Психология
    ... ; Установление соотношения основных этапов филогенеза и онтогенеза. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи ... его становление. Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии. Данный ...
  5. Психофизическое развитие человека в онтогенезе и роль в нем сна

    Курсовая работа >> Психология
    ... Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов, с которыми взаимодействует индивид с окружающей средой. В основе развития психики человека ... к проблеме развития психики человека. В учении Ст.Холла (1846–1924) онтогенез психики рассматривается как ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002061128616333