Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее п...полностью>>
Философия->Реферат
В предыдущем разделе { имеется ввиду конспект лекций И.А. Щекалова, В.Н. Сумятина "ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ" } речь шла о выдающи...полностью>>
Философия->Реферат
Одной из важнейших задач философии как рефлексии предельных оснований всех видов человеческой деятельности является концептуализация миропонимания и м...полностью>>
Философия->Реферат
Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Область действия движущих сил развития техники распростра­няется на все сферы общественной жизни начиная от материального производства и заканчивая явлениями надстроечного порядка. Как пишет С. В. Шухардин "Главной движущей силой развития техники является потребность общества в материальных и культурных бла­гах, которая проявляется в противоречии между постоянно расту­щими материальными и культурными потребностями людей и техниче­скими возможностями удовлетворения этих потребностей.»[20,42]

Сами личные и общественные потребности в своем росте и разви­тии прежде всего зависят от состояния производства и формиру­ются им. Но они обладают определенной самостоятельностью, мо­гут опережать достигнутый уровень развития производства, за­ставлять его развиваться дальше по линии создания новых матери­альных благ и средств удовлетворения растущих культурных по­требностей или по линии более полного обеспечения уже су­ществующими материальными и культурными благами.

Можно выделить два вида потребностей, возникающих в тех или иных сферах общественной жизни и формирующих при участии и регу­лировании со стороны экономических отношений определенные за­казы на развитие производства и техники. Во - первых это потреб­ности в таких благах , которые используются , потребляются в какой-либо области, но сами не являются средствами труда. На­пример, мебель, будучи предметом потребления в сфере быта не служит средством труда в этой области. Рост такого рода потреб­ностей стимулирует соответствующее развитие определенных от­раслей производства и используемой в ней технике. Во - вторых, это потребности, связанные с необходимостью использования со­ответствующих средств труда в той или иной сфере человеческой деятельности. Их рост и удовлетворение вызывают к жизни проти­воречия между целью процесс труда и отсутствием технических средств для ее реализации, или между целью и недостаточно пол­ной возможностью ее осуществления с помощью имеющихся техниче­ских средств. В первом случае возникает необходимость в созда­нии новой техники, а во втором - в совершенствовании существую­щей. И те и другие противоречия находят свое разрешение в раз­витии существующих отраслей техники только в материальном про­изводстве.

Здесь мы и подходим к той грани, которая разделяет области действия движущих сил и источников развития техники. Однако, было бы не совсем верно решать вопросы слишком однозначно, ис­ключая из области действия движущих сил развития техники мате­риальное производство. Оно имеет отраслевую специализацию, ко­торая постоянно расширяется. Поэтому невозможно и нецелесооб­разно, чтобы каждая отрасль для себя создавала необходимую тех­нику. Потребности в этом реализуются в той отрасли, где данная техника изготовляется. Но и здесь разделительная грань относи­тельна. Например, химическое производство удовлетворяет свои потребности в развитии соответствующей техники за счет химиче­ского машиностроения, которое, в свою очередь выдвигает опреде­ленные заказы общему машиностроению, приборостроению и т. д. Здесь постоянно меняется соотношение внешнего и внутреннего, движущих сил и источников развития техники.

Процесс развития техники непосредственно осуществляется не за счет движущих сил, несмотря на всю их значимость, а благодаря действию источников ее развития. К ним относится прежде всего сам человеческий труд в той отрасли материального производства, где непосредственно создается и совершенствуется техника. Далее к источникам развития техники относятся те факторы, которые участвуют в этом процессе в разрешение соответствующих противо­речий через человеческую деятельность. Это - научные знания, культурно-технический уровень работников, их общее и специально образование, профессиональные навыки, и т. д.. Разумеется, вы­деление этих факторов несколько условно, так как они принадле­жат самому человеческому труду. Сделано это только для того, чтобы акцентировать на них внимание. Наконец, к источникам раз­вития техники относятся средства труда, технология и организа­ция производственного процесса, его специализация и коопериро­вание.

Причина развития техники - центральная проблема, но весьма важно и то, как протекает это развитие, в чем выражается, какие основные закономерности лежат в его основе. Развитие техники - сложный процесс, представляющий собой совокупность изменений в природной основе, элементах, структуре и функциях технических устройств и технических систем. Этот процесс связан всегда либо с улучшением существующей техники, либо с созданием принципиально новой. Как уже отмечалось выше - развитие техники глубоко диалектично и неизбежно включает в себя количественные и качественные изменения, периоды эволюционного движения и глубокие революционные преобразования. Как и все в природе , техника , конечно же развивается по диалектическим законам единства и борьбы противоположностей , перехода количественных изменений в качественные, и отрицания отрицания. Влияние этих основополагающих законов на технику показано в работах известного советского ученого С. В. Шухардина. [20,21]

Закон единства и борьбы противоположностей проявляется в форме борьбы нового со старым, и не только в борьбе прогрессивных научно - технических идей с идеями консервативными, но и в форме возникновения и развития нового, его сосуществования со старым, и постепенного вытеснения последнего. Закон отрицания отрицания выступает в форме якобы возврата к старым техническим идеям и использования их на новой технической основе. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно находит выражение в эволюционном и революционном развитии факторов, влияющих на производительную силу труда.

Эти основные законы диалектики влияют на развитие техники и технического прогресса в целом. Иногда говорят, что техника развивается по законам природы. В доказательство приводится тот факт , что любая машина и орудие основаны на законах и явлениях природы, которые нельзя игнорировать, создавая технику. Действительно, эти законы нельзя отбросить. Чем лучше мы их знаем, тем успешнее создаем технику , полнее используем в ней силы и явления природы. Но сама природа никогда не создавала и не создает технику, "...техника создается людьми, обществом, а раз так, то бессмысленно пытаться законами природы объяснить технический прогресс ", - пишет Ю. С. Мелещенко. [6,273]

Техника - общественное явление, поэтому, ее развитие подчинено общественным законам. Техника развивается не по экономическим, политическим или иным законам, свойственным определенным сторонам общественной жизни, а по законам, которые выражают ее взаимодействие с этими сторонами, устойчивые связи и отношения с ними. Говоря о естествознании и технике, необходимо отметить, что они "имеют свои специфические закономерности, в которых выражаются относительно постоянные отношения и связи их с другими общественными явлениями " [7,109]. Следовательно, стремясь обнаружить закономерности техники и технического прогресса, необходимо в первую очередь изучать их взаимодействие с другими сторонами и явлениями общественной жизни. Это одна группа закономерностей.

С ней связана и от нее зависит группа закономерностей , характеризующая непосредственное взаимодействие людей и техники в системах "человек и орудие", "человек и машина", "человек и автомат", кроме того , сюда относятся закономерные связи, имеющиеся между людьми и техникой в процессе технического творчества, а так же закономерности взаимодействия людей и технической среды.

Наконец, еще одна группа закономерностей, зависящая от первой и второй, выражает те устойчивые связи и отношения, которые внутренне присущи самой технике, как особому общественному явлению. Рассмотрим эту группу закономерностей более подробно.

Сложные орудия, машины, технические устройства состоят из отдельных элементов, которые представляют собой не какую - то часть дробного целого, а образуют это целое. Машины и устройства - не хаотическое сложение узлов и деталей, отдельных элементов, они имеют определенную внутреннюю организацию, структуру, благодаря которой элементы определенным образом связаны друг с другом. Таким образом, обычно каждое техническое устройство, будучи сложным образованием, состоит из ряда элементов имеет внутреннюю структуру. Под структурой понимается способ связи элементов , их система отношений между собой. Причем структура является законом который придает совокупности отдельных элементов целостный характер, организует их в целостную систему.

Поэтому, есть основания считать, что существует ряд закономерностей элементов внутренней организации, структуры технических устройств и технических систем. Наглядным примером учета, сознательного использования таких закономерностей является стандартизация и нормализация.

Одним из объективных законов, которые находят свое отражение в стандартах, является взаимозаменяемость деталей, узлов, механизмов, машин.

Суть закона проста: любая деталь, узел, агрегат, машина всегда могут быть заменены другими такими же изделиями независимо от того, где, кем и когда они изготовлены. Этот закон является сравнительно общим, он складывается на базе целого ряда частных законов, выражающих

существенные, устойчивые и повторяющиеся многократно признаки элементов и структуры конкретных видов технических устройств, особенно тех, которые находятся в массовом производстве. В стандартах такие законы находят свое постоянное отражение.

Повторяемость, сохранение признаков и свойств могут иметь различную степень общности, охватывая не только узлы и детали строго определенного технического устройства , но и ряда устройств. Так, многие детали , предназначенные для соединения, установки, передачи движения, как показывает практика, мало зависят от назначения машины. Поэтому, например шарикоподшипники, кольца, винты, гайки, болты, шестерни могут с успехом применяться без всяких изменений в самых разных машинах. У них одинаковое непосредственное назначение, они должны отвечать одинаковым требованиям. То же самое относится к ряду узлов и механизмов. На этой основе строится нормализация деталей, имеющая большое прогрессивное значение в машиностроении, в технике. Нормализация учитывает закономерности устойчивости и повторяемости признаков, но уже применительно к деталям и узлам для многих технических устройств.

Структурные закономерности технических устройств обнаруживаются в любой машине, а так же в системе машин. Сейчас широко используются многоинструментальные станки, состоящие из тысяч деталей, приводящие в движение сотни инструментов. Станки обычно связаны между собой, образуют линию, состоящую иногда из десятков станков, сочетание которых отнюдь не произвольно, а подчиняется определенному закону, вытекающему из природы и назначения технологического процесса.

В сложных системах возможны и неизбежны поломки и неисправности, выход из строя отдельных машин, узлов, деталей, из-за чего прекращается работа всей системы. Специалисты в области математики подсчитали, что вероятность выхода из строя механизма, машины, линии пропорциональна произведению вероятностей выхода из строя каждой входящей в их состав детали. Ясно, что если число деталей велико, то вероятность выхода из строя машины или системы машин весьма велика. Чрезмерно громоздкие линии вообще могут не работать, хотя входящие в нее отдельные машины, узлы и детали сами по себе довольно надежны. Отсюда огромная важность исследования законов связей и взаимодействия, организации сложных технических систем и на этой основе рациональное их конструирование.

В заключении главы хотелось бы отметить, что никакая техника не возможна без участия человека, о технике без человека не может идти и речи. Поэтому чрезвычайно важно проследить механизмы взаимодействия техники и человека.

2.2 Проблемы и противоречия развития техники и их отражение в философии и технике.

Развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны без техники просто невозможно представить развитие человечества, а с другой техника - мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Не продуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит сегодня к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т. д.

На протяжении веков научная и техническая деятельность считались морально нейтральными. Сегодня мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого или инженера.

Инженер в современном мире должен осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией. Сегодня инженер - служитель гуманности. Человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются сегодня не только инженерной, государственной, управленческой, но и этической проблемой.

"Никогда еще прежде в истории, - пишет немецкий философ А. Хунинг, - на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой - многократно возросшей, благодаря технике, властью над другими природными существами и видами, над своей окружающей средой и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек в региональном или даже в глобальном масштабе может уничтожить свой собственный вид и все высшие формы жизни или, по меньшей мере причинить огромный ущерб." [18,377] Человек так глубоко проник в недра природы, что по сути своей, техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а человек - частью эволюции.

Становясь соучастником эволюции человек должен и помогать ей. Необходимо задуматься, должен ли человек делать все, что он может. Современная техника достигла такого уровня развития, обрела столь мощное влияние в мире, что можно говорить об определенной самостоятельности техники, о способности действовать, направлять развитие общества, формировать мировоззрение. Сейчас уже трудно понять: техника служит человеку, или человек - технике. Усовершенствуя технику человек сам подпадает под ее власть. И чем точнее, чем совершеннее технические средства, тем больше нуждается в них человек, и подчиняет им свое существование, что, в свою очередь, ограничивает его свободу и достоинства. Подобное широкомасштабное развитие техники, охватившее почти все сферы человеческой жизнедеятельности сродни экспансии. Стоит задуматься, нужно ли человеку делать все, что он может, на что способен его технический гений, нужно ли осуществлять все/ свои технические потенции?

На пороге XXI в. человечество оказалось перед необходимостью решения проблем мирового порядка: загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства; невосстановимое исчерпание природных ресурсов; нарушение баланса в демографических процессах; опасность радиоактивной катастрофы и т. д. Все это заставляет задуматься о целях и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения.

Неуправляемая технологическая экспансия вызвала широкую полемику на Западе. 60-е годы стали вехой в нарастании кризисного сознания эпохи. Это время пришло на смену повальному увлечению техникой, преклонению перед успехами НТР и отмечено изменением соотношений в системе "общество - техника - природа", возрастанием общественного беспокойства, массовыми выступлениями молодежи, движением "зеленых" в защиту окружающей среды.

В 1972 году стало сенсационным опубликование "Пределов роста" - первого доклада Римского клуба, ныне всемирно известной международной общественной организации. Этот доклад был подготовлен на основе результатов исследования, проведенного группой ученых Массачусетского технологического института под руководством Д. Медоуза в рамках проекта "Сложное положение человечества". Выводы, к которым пришли американские ученые, опрокидывали все привычные представления о тенденциях мирового развития, стабильности и благоденствии, о целях и перспективах человеческого существования. Содержащиеся в докладе оценки и предположения произвели сенсацию не только в научном мире, но и среди тех, кто размышляет и беспокоится о судьбе мира: они заставили задуматься о недалеком будущем нашей планеты, о реальной угрозе, которая нависла над ней. Могут ли быть темпы роста численности населения и запасов капитала, говорилось в этом исследовании, физически реализованы в нашем мир? Какое количество людей в состоянии обеспечить всем необходимым наша планета, на каком уровне и на какой срок?

По прогнозу Медоуза и его коллег, сделанному более четверти века назад, человечество уверенно идет навстречу глобальной катастрофе, избегнуть которую можно, только приняв соответствующие меры, направленные прежде всего на ограничение, регулирование роста производства, добычу и производство природных ресурсов. Но дело не только в этом. Особую ценность представляет принципиально новый подход ученых к понятию самих критериев социального прогресса, которые до сих пор традиционно усматривались в непрерывном наращивании производительных мощностей, направленных на постоянное увеличение продуцируемых с их помощью материальных благ. "Пределы роста" показали, что рост не может продолжаться до бесконечности. Настало время, когда человечество должно отказаться от количества в пользу качества.

Выводы, к которым пришли исследователи, вызвали множество критических замечаний, споров, дискуссий. Книга была встречена с огромным интересом и переведена на 35 языков. В ней Д. Медоуз писал: "Часто задается вопрос, продолжаем ли мы и сейчас считать, что полученные в ходе нашего исследования результаты являются точными... я могу утверждать без всяких оговорок, что все главные варианты будущего мирового развития, которые мы выявили и исследовали в своей книге, подтвердились развитием событий и новыми мировыми открытиями 70-80-х гг."

За четверть века учеными разных стран по инициативе Римского Клуба подготовлено свыше 20 докладов. В основе этих докладов - широкомасштабные исследования глобальных проблем современности. При создании Римского Клуба был определен круг задач этой организации: помочь людям планеты осознать значимость и сложность проблем, стоящих перед человечеством на рубеже XXI в.; способствовать установлению новых отношений, которые необходимы для предотвращения глобальной катастрофы, для выживания человечества.

Одно из направлений деятельности Римского клуба - информирование широкой общественности о проблемах, стоящих перед человечеством, о результатах исследований, проводящихся по инициативе Римского клуба, о перспективах и социальных последствиях научно-технического, промышленного, экономического развития в мире.

В 1991 году Римский клуб обратился к человечеству с призывом о солидарности. Судьба мирового сообщества зависит от понимания серьезности глобальных проблем и сопричастности каждого человека к их решению.

Заключение

Проделанная работа показала роль философии техники в системе общественного сознания.

Можно заключить, что область исследований "философия и техника" охватывает следующие ключевые моменты:

1 Включение техники в картину мира с тем, чтобы обеспечить формирование в общественном сознании оптимистической оценки техники и ее развития в противоположность абстрактно-иллюзорным либо критико-пессимистическим представлениям.

2 Изучение диалектики техники и технических наук, а так же их развития с целью соотнесения условий управления НТП с гуманистической постановкой целей (отношения между структурой и функцией, элементом и системой, факторами и закономерностями, тенденциями и механизмами).

3 Анализ методологических и теоретико-познавательных проблем технических наук и инженерной деятельности для повышения их эвристической эффективности.

4 Теоретическое решение нравственных и этических проблем развития техники, служащее основой для ответственной и рациональной деятельности в эпоху, во многом определяемую наукой и техникой.

Значимость вопроса к чему может привести человека безудержное развитие техники настолько велико, что в настоящее время эта отрасль человеческой деятельности стала едва ли не главной проблемой понимания нашей ситуации. Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и которые недоступны даже самой пылкой фантазии, хотя мы и находимся в самом центре того, что конституирует механизацию и технизацию нашей жизни.

Одно, во всяком случае, очевидно: техника только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью.

Итак, философская проблема техники существует. Технику изучали многие философы, но только в наше время эта проблема получила свое наибольшее распространение. Техника, преобразуясь сама, преобразует и человека, заставляет его жить в своем бешеном темпе. Философская мысль должна отчетливо понимать весь смысл этой реальности, и от того,

насколько правильно, осмысленно мы подойдем к решению этих вопросов, напрямую зависит будущее человечества.

Список используемой литературы:

  1. Арзаканян Ц. Философия техники как новая область знания. // Вестник высшей школы, 1990 , № 4, с. 58 – 66.

  2. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990 , 176 с.

  3. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М.: Политиздат 1976, 335 с.

  4. Вопросы философии. (сб. ст. посвященных проблемам техники).1993, № 10.

  5. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970, 248 с.

  6. Ламан Н.К., Корягин Н.И., Васильев В.И.Технология - материалы - машины (история, современность, перспективы). М., 1994, 315 с.

  7. Мелещенко Ю. С. Человек, общество, техника. Л., 1965, 344 с.

  8. Методологические проблемы науки. М.: Наука, 1964, 183 с.

  9. Митчем К. Что такое философия техники? М.: Аспект-пресс, 1995, 149 с.

  10. Новая технократическая волна на западе. Сб. ст. М.: Прогресс, 1986, 452 с.

  11. Омаров А. М. Техника и человек. Социально - экономические проблемы. М.: 1965, 286 с.

  12. Панкевич Г. Н. Некоторые вопросы взаимоотношений искусства, науки и техники. // Вопросы философии, 1988, № 3, с. 141-144.

  13. Розин В. М. Методологический анализ проблем философии техники. Методология и социология техники. Новосибирск, 1990, 215 с.

  14. Розин В. М. Философия техники и культурно - исторические реконструкции развития техники. // Вопросы философии, 1996, № 3, с. 19-29.

  15. Сахаров А. Д. Мир через полвека (мир в 2024 году) // Вопросы философии, 1989, № 1, с. 27-34.

  16. Соловьев В.С. Три разговора: о войне, прогрессе и конце всемирной истории. М., 1991, 40с.

  17. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники, М.: Контакт-Альфа, 1995, 384 с.

  18. Товмасян С. С. Философские проблемы труда и техники. М.:1972, 344 с.

  19. Философия и техника в ГДР: позиции, точки зрения, проблемы. // Вопросы истории естествознания и техники, 1990, №2, с. 63-69.

  20. Философия Мартина Хайдеггера и современность. Сб. ст. М.: Наука, 1991, 253 с.

  21. Шухардин С. В. История науки и техники. М.: Наука, 1974, 312 с.

  22. Шухардин С. В., Кузин А. А. Теоретические аспекты современной научно - технической революции. М.: Наука, 1980, 144 с.

  23. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994, 527 с.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия как форма общественного сознания

    Шпаргалка >> Философия
    ... стабильная система определенных ... общественного богатства. Вместе с прогрессом техники ... сознание - проникает в закономерную сущность явлений. Формы общественного сознания: В современной социальной философии выделяют такие формы общественного сознания ...
  2. Философия (конспект лекций). Философия как разновидность мировоззрения

    Конспект >> Философия
    ... ; • философия. 2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего ... науки и техники, возросшей ... философия; • философия западников и славянофилов; • философия Чаадаева; • консервативная религиозная и монархическая философия; • философия системы ...
  3. Сознание в философии (4)

    Конспект >> Философия
    ... Сознание Постановка проблемы сознания в философии Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания Сознание ... обычно и именуются системами общественного сознания. Во-вторых, ... спе­циальной психотерапевтической техники. Существенным ...
  4. Формы общественного сознания (1)

    Реферат >> Философия
    ... системе общественного сознания. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания ... другие формы общественного сознания: религия, наука, философия, право ... развитие науки и техники вступает в серьезное ...
  5. Философия, ее смысл и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... в данном обществе система ценностей, поощрялись ... теоретической оформленностью. Философия – это форма общественного сознания; учение об ... философию природы, философию техники, философию права, философию культуры, философию истории и.т.д. Функции философии: ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0025210380554199