Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее п...полностью>>
Философия->Реферат
В предыдущем разделе { имеется ввиду конспект лекций И.А. Щекалова, В.Н. Сумятина "ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ" } речь шла о выдающи...полностью>>
Философия->Реферат
Одной из важнейших задач философии как рефлексии предельных оснований всех видов человеческой деятельности является концептуализация миропонимания и м...полностью>>
Философия->Реферат
Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Несомненно одно: техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека, преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. И совершенно очевидно, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности. В качестве аналогии Ясперс приводит пример с открытием первобытными людьми огня: оно так же таит в себе огромные возможности и огромную опасность. " Теперь как и тогда, человечество вступает на совершенно новый путь - быть может, его ждет власть разрушительных сил и мрак небытия". [22,116]

Совершенно иную позицию по отношению к технике опираясь на труды К. Маркса занимает В. И. Ленин. Прогресс техники по мысли Ленина в конечном итоге приводит к социальным преобразованиям (классы, семья, личность). Взаимодействие техники как элемента производительных сил с социальными институтами носит сложный и неоднозначный характер. Техника оказывает воздействие на общество различными путями в различных формах. В зависимости от социально-экономических условий ее применения это воздействие претерпевает модификации - смягчается, амортизируется, или наоборот, усиливается, усугубляется. И наконец, само развитие техники испытывает мощное влияние экономических, политических и идейных институтов общества, которое может или стимулировать научно-технический прогресс, или тормозить его, модифицируя технические формы и задерживая их развитие в соответствии с экономическими или политическими целями того или иного класса.

При анализе механизма социального воздействия техники важно обратить внимание на следующие три момента. Воздействие техники на общество идет прежде всего через повышение производительности труда, которое обуславливается развитием технических средств. Рост производительности труда, явившийся следствием усовершенствования первоначальных простейших орудий производства привел к росту общественного богатства, к возникновению некоторого излишка совокупного общественного продукта, и следовательно, к частной собственности, а затем к общественному неравенству и классовому расслоению. Скачок в повышении производительности труда, происшедший с переходом к машинному производству, способствовал дальнейшей поляризации эксплуатируемых и эксплуататоров.

Другим направлением воздействия техники на общество является специализация средств труда, служащая технической основой разделения труда. Развитая автоматика, полностью устраняющая субъекта как механическое орудие из своей структуры, кладет конец разделению человеческого труда на основе разделения средств производства.

Наконец, в-третьих, при анализе социальной роли техники следует иметь в виду меру замещения техническими средствами трудовых функций человека. Опредмечивание основных технологических функций физического труда, а затем умственного, обуславливает коренные изменения в технологическом способе производства, в способе соединения человека и техники в трудовом процессе. Коренные же изменения в технологическом способе производства, в свою очередь, вызывают цепную реакцию изменений в технике, производстве, экономических и социальных институтах общества. Переход от ручного труда к машинному вызвал существенные изменения не только в профессиональной, но и в социальной структуре общества (класс рабочих и класс владельцев средств производства превратились в основные классы общества). В конце концов новый технологический способ производства привел к укреплению и господству нового общественного способа производства - на смену феодальным общественным отношениям пришли капиталистические общественные отношения.

Рост производительности труда, являясь главным, итоговым направлением воздействия техники на общество, основывается на двух других отмеченных направлениях этого воздействия. Помимо основных факторов влияния техники на общество можно назвать так же и некоторые другие: форму технических средств, их структуру, материал, технологические методы воздействия. Все эти факторы, вместе взятые, характеризуют тот или иной уровень развития производительных сил общества.

Влияние техники на общество происходит в наше время не только через сферу материального производства. В значительной мере под непосредственным ее воздействием преобразуются система образования, искусство, культура, быт. Техника программированного обучения, например, обуславливает переворот в методах преподавания. Кино, радио, телевидение создали новые возможности для распространения культуры, вызвали к жизни новые виды и жанры искусства, оказали глубокое воздействие на всю духовную жизнь общества. Техника революционизирует и условия быта, влияет на мировоззрение человека, его психологию, мышление и т. д.

С другой стороны и техника испытывает воздействие со стороны общества. Это воздействие определяется:

  • Технологическим уровнем развития производства;

  • его организацией;

  • социально-экономическими отношениями;

  • хозяйственной политикой государства;

  • экономическими и политическими отношениями между государствами и международным разделением труда.

Техника развивается под воздействием общественных, в том числе и производственных потребностей, то есть переход от орудий ручного труда к машинной производственной технике диктовался всей совокупностью производственных социально-экономических, технологических, научных предпосылок и требований.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ.

2.1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ.

Анализ техники не может быть ограничен рассмотрением ее только в статике. На протяжении всей истории человеческого общества техника постоянно развивалась и совершенствовалась. Это развитие стало теперь настолько очевидным, что не вызывает ни у кого сомнения. Вопрос о его причинах занимает теперь многих исследо­вателей. Сложность этого вопроса состоит в том, чтобы раскрыть источник технического развития. Обычно развитие техники связы­вается с деятельностью людей, с их целеполаганием, твор­чеством. Такую мысль выдвигал немецкий философ Ф. Дессауэр, "реальным творчеством" называл создание техники и саму технику П.К. Энгельмейер. Другой немецкий философ К. Тухель пишет, что " в технике выражается творческая сила человека, реализующая предварительно намеченные цели, и что под "историей техники мы понимаем не что иное , как то, что "в технике выражается твор­ческая сила человека , реализующая предварительно намеченные цели" , и, что "под историей техники мы понимаем не что иное , как то, что техника, будучи творением человека , выступает в исторически меняющихся формах, которые создаются самими людьми". [5,112]

В обстановке широкого распространения взглядов техницизма, различных концепций, вычленяющих технику из системы обществен­ных отношений, центр тяжести довольно часто переносится на ду­ховную сферу, на внутренний мир человека, создающего и разви­вающего технику. Правда, это не значит, что при рассмотрении причин развития техники совершенно игнорируются экономические и хозяйственные факторы, но они не выходят из круга практических проблем и задач. В области же теории, где вступают в свои права философия и социология, стремление выдвинуть на первый план среди причин, определяющих развитие техники именно духов­ные моменты, становится совершенно очевидным.

Здесь чаще всего ссылаются на знания, на науку. Например, французский философ Ж. Фурастье пишет: "Следовательно, и во-первых и во-вторых причиной ускорения прогресса является про­гресс науки [3,192] Обращается к науке и немецкий философ Г. Рот. Он пишет : "Каждая область жизни порождает теперь уже при­надлежащую ей науку, каждая наука - принадлежащую ей технику. Этот круговорот нашего мышления мы не смеем и не можем игнори­ровать". [3,194]

Обращение к науке сейчас вполне естественно, т.к. ей принад­лежит огромная и в некоторых отношениях именно авангардная роль в техническом прогрессе. Но нельзя преувеличивать, абсолютизи­ровать роль науки в развитии производства и техники. Если быть последовательными, то логично поставить вопрос : чем обуславли­вается развитие самой науки, есть ли глубинные причины за пре­делами духовных явлений, которые определяют ее движение, или наука развивается самопроизвольно, не покидая области чистой мысли?

Иногда этот вопрос остается без ответа, в других же случаях предпринимаются попытки найти какое-то решение. Например круп­ный немецкий философ К. Ясперс считает, что " ..было бы нелепо вообще отвергать практическую пользу науки, не пользуясь ее до­стижения". [22,114] Но практические потребности по его мнению не могут длительное время поддерживать научно-технический про­гресс. Наука развивается самостоятельно, в результате внутрен­него стремления людей к знанию, их извечной пытливости, любо­знательности Он пишет: "В противовес принижению науки посредством ее подчинения целям техники и жизненной практики, наука утверждается как самоцель, как право изначальности стремления к знанию". [22,127]. Но с такой точки зрения развитие науки за­мыкается самой же наукой. Возникает круговорот сознания.

Часто помимо науки обращаются непосредственно к изобрета­тельству, стремясь здесь найти первопричину развития техники. Разумеется, техническое творчество, изобретательство необхо­димы для развития техники. Но взятые с чисто идеальной стороны, абстрактно, вне детерминации социально-экономическими отноше­ниями и потребностями, которые возникают в обществе, эти фак­торы не позволяют раскрыть действительные причины развития тех­ники.

Преувеличение роли сознания, науки, чистого технического твор­чества и изобретательства, абсолютизация их значения представ­ляют собой те гносеологические причины, которые приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники.

Противоположную точку зрения занимает материалистическая диа­лектика, которая исходит из признания самодвижения, саморазви­тия явлений природы и общественной жизни, видит первопричину этого развития и самодвижения в единстве и взаимодействии тех про­тивоположных сторон, сил, тенденций, которые внутренне присущи предметам и явлениям. Эти принципиальные положения, характери­зующие ядро диалектической концепции развития имеют универсаль­ное значение и применимы к любой области явлений в том числе и к технике.

Любое общественное явление развивается при участии человека и благодаря его деятельности, поэтому говорить о саморазвитии техники в строгом смысле этого слова нельзя. Можно лишь подра­зумевать возникновение и обнаружение определенных внутренних противоречий в технике, обусловленных субстанциальными струк­турными или функциональными причинами, общим ходом ее развития. Но эти внутренние противоречия раскрываются и преодолеваются людьми в процессе их трудовой деятельности, в процессе создания и усовершенствования техники.

Таким образом, основные причины и противоречия, связанные с развитием техники необходимо искать в процессе труда, в самой деятельности людей. Но нельзя забывать и о том, что сам процесс труда может осуществляться в различных сферах общественной жизни, через которые он

включен в существование и развитие всего общественного организма. Существенно так же то, что в от­личие от использования техники, которое

может происходить в любой области, непосредственное ее создание и усовершенствова­ние осуществляется только в материальном производстве. В ре­зультате образуется очень сложное переплетение и сцепление при­чин, действие многочисленных противоречий, в различной степени и различным образом влияющих на развитие техники. Исследование механизма этих причин и противоречий связей и отношений оказы­вается весьма сложным. Трудности усугубляются и тем, что этот процесс реализуется через сознательную деятельность людей и обязательно требует технического творчества.

Одним из возможных путей преодоления трудностей, связанных с изучением причин и противоречий развития техники является выде­ление движущих сил и источников технического развития, а так же выяснение соотношения между ними.

Под движущими силами развития техники понимаются такие причины и противоречия, которые являются внешними относительно непо­средственной области ее создания, изготовления. Их общим пози­тивным признаком является то, они вызывают необходимость разви­тия техники, являются своеобразным катализатором, ускоряющим этот процесс или , напротив, факторами, тормозящими его. Другой существенный признак этих движущихся сил состоит в том, что они сами непосредственно не участвуют в процессе создания новой, или совершенствовании существующей техники. Они создают лишь определенные предпосылки и условия для осуществления этого про­цесса.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия как форма общественного сознания

    Шпаргалка >> Философия
    ... стабильная система определенных ... общественного богатства. Вместе с прогрессом техники ... сознание - проникает в закономерную сущность явлений. Формы общественного сознания: В современной социальной философии выделяют такие формы общественного сознания ...
  2. Философия (конспект лекций). Философия как разновидность мировоззрения

    Конспект >> Философия
    ... ; • философия. 2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего ... науки и техники, возросшей ... философия; • философия западников и славянофилов; • философия Чаадаева; • консервативная религиозная и монархическая философия; • философия системы ...
  3. Сознание в философии (4)

    Конспект >> Философия
    ... Сознание Постановка проблемы сознания в философии Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания Сознание ... обычно и именуются системами общественного сознания. Во-вторых, ... спе­циальной психотерапевтической техники. Существенным ...
  4. Формы общественного сознания (1)

    Реферат >> Философия
    ... системе общественного сознания. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания ... другие формы общественного сознания: религия, наука, философия, право ... развитие науки и техники вступает в серьезное ...
  5. Философия, ее смысл и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... в данном обществе система ценностей, поощрялись ... теоретической оформленностью. Философия – это форма общественного сознания; учение об ... философию природы, философию техники, философию права, философию культуры, философию истории и.т.д. Функции философии: ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.007565975189209