Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Западная философия конца XIX-XX вв. обусловлена особенностями развития в это время культуры, науки, техники и всей человеческой деятельности. Рассматр...полностью>>
Философия->Реферат
Каждому современному человеку знакомо такое понятие как философия. Это понятие он использует в своей исследовательской деятельности, в дискуссиях на р...полностью>>
Философия->Реферат
СодержаниеВведение………………………………………………………………….3Понятие свободы………………………………………………………...5Философия свободы Н. Бердяева……………………………………….6Проблемы свободы в ...полностью>>
Философия->Реферат
Средневековье стоит на рубеже между древностью и средними веками: собирая обломки древней культуры, он вместе с тем закладывает основы средневекового,...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Карагандинский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет
имени Е.А. Букетова
Допущена к защите:

«____»_________2006г.

Зав. кафедрой философии

к.ф.н., доцент Иманбеков М.М.

курсовая работа

Философия техники в системе общественного сознания.

специальность 050201 «Философия»

Студент Смелова Е.В.

Научный руководитель Джалилов К.Ш.

Караганда – 2007

Содержание

Введение 3

курсовая работа 2

32

Заключение 33

Список используемой литературы: 35

Настоящее и будущее экономики любой страны зависит во многом от того, как новейшие достижения науки и техники внедряются во все сферы жизни. Наука и техника, как направления человеческой деятельности су­ществуют с давних пор. Однако, если в прошлых столетиях про­блемы этих областей интересовали лишь узкий круг причастных к ним интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло оба этих явления в центр обще­ственного внимания, привлекло к ним взоры миллионов людей. Осмысление их значимости для истории и каждого человека стало насущей задачей философской мысли.

Предметом исследования работы является техника, осмысление ее значимости для человечества.

Рассматриваются такие вопросы как, сущность техники, взаимодействие ее с природой, обществом, человеком. Кроме этого рассматриваются закономерности ее развития и определение отношения к ней.

В данной работе рассматривается техника с самых различных позиций, имевших место на всех исторических этапах развития человечества - от Аристотеля до наших дней.

Первой задачей стоит – показать сущность техники.

Второй задачей является необходимость проследить причины и закономерности ее развития. Оценить степень ее взаимодействия с человеком, обществом и природой.

Кроме этого предметом анализа становятся проблемы и перспективы развития тех­ники, состояние ее на текущем этапе развития человечества, так как решение этих вопросов в значительной степени влияет на практическую деятельность человека.

Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д. В нашем веке это принципи­альным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Немаловажно и другое обстоятельство. Современная техника все больше создается усилиями коллективного творчества, особенно если речь идет о сложных системах. Она требует огромных затрат, нередко основы­вается на таких интенсивных процессах, которые могут быть опасны и разрушительны. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника взаимодействуют между собой не только на произ­водстве, но и в быту, в повседневной жизни. Это общение усили­вается вместе с растущей технизацией общественной жизни.

Все вышесказанное определяет актуальность рассмотрения этой темы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ.

1.1 ПОНЯТИЕ ТЕХНИКИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.

Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись истори­ческие эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основы­валась на новой технической базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни, новым содержанием наполня­лись новые, давно сложившиеся понятия.

Так произошло и с техникой. Это понятие возникло еще в антич­ном обществе и берет свое начало от греческого слова "техне", означавшего умение, мастерство, искусную деятельность. Теперь это слово ассоциируется у большинства людей с машинами, различ­ными орудиями, все более сложными системами, которые пронизы­вают практически все сферы общественной жизни и человеческой деятельности. Но сохранилось и старое значение этого слова: го­ворят о технике художника и музыканта, актера и спортсмена, подразумевая все то же умение и мастерство. Появляются новые тенденции в понимании техники, связанные с возрастанием роли науки в техническом развитии, а так же с тем, что теперь не­редко гораздо сложней и трудней разработать, спроектировать, техническую систему, чем ее изготовить. Это выдвигает на первый план научное и техническое творчество, порождая новые аспекты в интерпретации самой техники.

Многозначность в понимании техники и разнообразие ее определений, неизбежно заставляет начать изуче­ние проблемы с рассмотрения вопроса о том, какое содержание ох­ватывает это понятие. Обратимся к философскому энциклопеди­ческому словарю.

ТЕХНИКА (от греческого "техне" - искусство, мастерство, уме­ние) - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса, опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие, образует составную часть производительных сил общества и яв­ляется показателем тех общественных отношений, при которых со­вершается труд; составляет материальный базис каждой обществен­ной формации.[19,564]

Таким образом, техника - это феномен, требующий детального ана­лиза и глубокого философского осмысления. Сразу же нужно отме­тить, что философия начала изучать феномен техники с явным опозданием. Античные концепции уже упоминавшегося "техне" имели в виду скорее не технику, а искусство производства вещей, во­площающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия. Французские и немецкие просветители (Даламбер, Дидро, Алштед, Бекман, Юр и др.) обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и изобретения. Гегель в "Реальной фи­лософии" и "Философии права" связал возникновение машины с разделением труда, дал первый философский анализ орудийного отно­шения человека к природе. Однако предпочтение, которое всегда оказывалось философией теоретическому знанию и разуму, теорети­ческой установке перед практическим знанием и разумом, очевидно и было одной из причин того, что философия с явным опозданием обратилась к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека. В повороте философии к технике громадную роль сыграли труды К. Маркса, который дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Эту роль Маркса в социально-философском анализе техники признают все философы техники.

В наши дни исследования техники развертываются в различных на­правлениях, техника показала свою фундаментальную роль во всем бытии человека, сформированы различные концепции философии тех­ники.

Можно сказать, что ни один крупный мыслитель ХХ века не обошел своим вниманием феномен техники в процессе технизации современ­ной культуры. Среди наиболее значительных философов техники, следует отметить культурно - историческую концепцию (Ф. Дес­сауэр, Т. Литт), феноменологию Э. Гуссерля, философию жизни (А. Бергсон, О. Шпенглер), экзистенциализм (К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер), философскую антропологию (А. Гелен, Г. Плесснер), Эсхатологическую метафизику Н. А. Бердяева, неомарк­сизм франкфуртской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.)

Если проанализировать те проблемы, которые лежат в основании различных концепций техники, то можно выделить четыре структу­рообразующих отношения, которые и определяют способ рассмотрения техники: техника и человек, техника и природа, техника и бытие, техника и социокультурный мир. В соответствии с этим все много­образие философских концепций техники может быть схематизиро­вано исходя из того или иного типа отношения, которое считается наиболее фундаментальным. Поэтому можно говорить об антрополо­гии техники, натуралистической онтологии техники, об онтологии техники и культурологии техники. Таковы типы философских кон­цепций техники, которые, конечно, по-разному определяют и су­щество техники и перспективы ее развития.

Начнем с трудов крупнейшего испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета (1883-1955), которые пользуются широкой известностью в нашей стране. Это один из философов, оставивших глубокие и ори­гинальные размышления о технике. Ортега исходит из того, что техника - это практические действия, которые изменяют или пре­образуют природу. В эти действия обязательно входят изобретения и технические устройства. Техника, согласно Ортеги и есть сово­купность таких актов, которые преображают природу ради удовлет­ворения потребностей человека. "человек творит новые, благопри­ятные обстоятельства." [4,27] В противовес приспособлению к среде, которое характерно для отношения животного к природе, человек благодаря технике приспособляет среду к себе. Такова исходная предпосылка его анализа техники. В ходе ее конкретиза­ции Ортега показывает, что техника - это действия, которые не ограничиваются удовлетворением человеческих потребностей, а действия избыточные, направленные на изобретение чего-то, на выполнение плана деятельности. Тем самым, техника уменьшает усилия человека, и, изменяя обстоятельства, улучшает его жизнь. "Техника, - отмечает Ортега, - это главным образом усилие ради сбережения усилий" [4,39]

Проблематика лекций Ортеги весьма широка. Техника и жизнь, техника и благосостояние, критика идеи прогресса технического детерминизма, техника и угрозы европейской культуре, направлен­ность развития техники и типы культур, связь техники с точной и строгой наукой, изменчивость и лабильность техники, периодиза­ция развития техники, в основе которой отношение "человек - ма­шина", превращение человека в придаток машины, техницизм как способ мысли, возникший вместе с Галлилеем и получивший в наши дни свою высшую форму, - вот круг проблем, обсуждавшихся Орте­гой.

Вопрос о технике перерастает в его лекциях в вопрос о бытии человека в мире. Ортега исходит из того, что человеческое суще­ствование, пребывание в мире вовсе не похоже на пассивное при­сутствие, что "человек - это онтологический кентавр, одна поло­вина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы, т.е. ей трансцендентна"[4,56]. Жить, согласно этому философу, означает иметь дело с миром, обращаться к миру, действовать в нем, заботиться о нем. Жизнь в его интерпретации, тождественна деятельному производству, активному творчеству. А оно немыслимо без технических изобретений и создания технических средств. Реализация человеком своего бытия в мире невозможна без сбере­жения человеком своих усилий, которое осуществляется благодаря технике и в технике. Миссия техники - освобождение человека от его слитности с природой, от затраты усилий, перенесение усилий на мир технических средств, на машины.

Философская концепция техники М.Хайдеггера проти­востоит антропологии техники и ее можно назвать онтологией тех­ники. В центре его работ - онтологическая интерпретация тех­ники, ее связи с бытием, анализ ее в контексте отношения чело­века с бытием. Он не приемлет примелькавшееся представление о технике как средстве и как воплощении человеческой деятельности инструментальный и антропологический подходы к технике. Неявно полемизируя с Ортегой-и-Гассетом и К. Ясперсом, Хайдеггер видит в технике способ конструирования мира. Техника несет с собой и выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. В этом техника родственна искусству и сопря­жена с истинным познанием. Подобно искусству техника - творче­ство, отлагающееся в произведении, а поскольку всякое произве­дение выводит из потаенности в открытость, техника относится к той же области, где сбывается истина.

Однако, современная техника связана с забвением бытия и его открытости. В этом исток той угрозы, которую несет с собой тех­ника. Она формирует сугубо технический способ конструирования мира, где природа оказывается поставщиком энергии и материалов, ставится на службу производству как добыванию новых материалов, новой энергии, нового сырья. Техника из раскрытия потаенности бытия превращается в производящее, добывающее раскрытие, для которого бытие, ставшее сущим, поставлено как состоящее-в-нали­чии, функционально используемое человеком. Своеобразие совре­менного сознания заключается в том, что онтологическая природа техники, ее сопряженность с Тайной Бытия исчезает, элиминируется из сознания. Вещь конституируется в горизонте техники, утрачивает свою индивидуальность и самостоятельность, подчиня­ясь власти собирательного начала - поставления бытия как со­стоящего-в-наличии. Способ обнаружения сущности техники, форма раскрытия потаенности бытия, правящего современной техникой, не будучи чем-то техническим Хайдеггер называет поставом (Ge-stell).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия как форма общественного сознания

    Шпаргалка >> Философия
    ... стабильная система определенных ... общественного богатства. Вместе с прогрессом техники ... сознание - проникает в закономерную сущность явлений. Формы общественного сознания: В современной социальной философии выделяют такие формы общественного сознания ...
  2. Философия (конспект лекций). Философия как разновидность мировоззрения

    Конспект >> Философия
    ... ; • философия. 2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего ... науки и техники, возросшей ... философия; • философия западников и славянофилов; • философия Чаадаева; • консервативная религиозная и монархическая философия; • философия системы ...
  3. Сознание в философии (4)

    Конспект >> Философия
    ... Сознание Постановка проблемы сознания в философии Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания Сознание ... обычно и именуются системами общественного сознания. Во-вторых, ... спе­циальной психотерапевтической техники. Существенным ...
  4. Формы общественного сознания (1)

    Реферат >> Философия
    ... системе общественного сознания. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания ... другие формы общественного сознания: религия, наука, философия, право ... развитие науки и техники вступает в серьезное ...
  5. Философия, ее смысл и функции

    Контрольная работа >> Философия
    ... в данном обществе система ценностей, поощрялись ... теоретической оформленностью. Философия – это форма общественного сознания; учение об ... философию природы, философию техники, философию права, философию культуры, философию истории и.т.д. Функции философии: ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0070371627807617