Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные иссл...полностью>>
Психология->Реферат
Життя доводить, що в складних умовах, в умовах, що постійно змінюються, найкраще орієнтується, приймає рішення, працює людина творча, гнучка, креативн...полностью>>
Психология->Реферат
Психология – это особая наука и особая практика; как и в любой области, связанной с человеческим бытиём, здесь нет бесспорного, а то, что кажется очев...полностью>>
Психология->Реферат
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Однако общеп...полностью>>

Главная > Доклад >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Групповая дискуссия как метод групповой работы

Дискуссия от латинского discussion (рассмотрение, ис­следование):

1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

2) метод обучения, повышающий интенсивность и эф­фективность процесса восприятия за счет активного вклю­чения обучаемых в коллективный поиск истины.

Групповая дискуссия относится к методам групповой психокоррекции. Наряду с термином «групповая дискуссия» употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискуссия», и др. Традиционно груп­повую дискуссию относят к вербальным методам, так как основным средством взаимодействия здесь является вербаль­ная коммуникация, а в центре анализа находится преиму­щественно вербальный материал. Подобное деление несколько условно, так как анализ невербального поведения согласо­ванности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии.

Дискуссия — это один из эффективных способов активи­зации группы для решения многих других задач, достиже­ние иных аффектов и результатов. Обычно дискуссия про­текает часа за полтора.

Применяется этот метод в целях обучения, развития, ус­тановления взаимоотношений в группе, а также в психоте­рапевтических целях.

По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конеч­ной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит кол­лективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме. Психологическая ценность дискус­сии состоит в том, что благодаря принципу обратной свя­зи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индиви­дуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.

Используется групповая дискуссия в целях коррекции межличностных отношений или личностных проблем. В за-визимости от этого различают: биографическую, темати­ческую или интеракционную дискуссию.

Обычно в качестве ведущей выделяют интеракционнуь ориентацию дискуссии, поскольку она определяет специ­фику групповой психокоррекции как метода, основанной на использовании групповой динамики, обеспечивая реа­лизацию одного из важнейших факторов этого метода обратной связи. Интеракционная ориентация дискуссии на­правлена на анализ особенностей межличностного взаимо­действия в группе и ситуаций, возникающих в ходе груп­пового процесса.

Биографическая дискуссия предполагает обсуждение ис-. тории жизни клиента, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, устано­вок, особенностей поведения и т.д.

Тематическая ориентация дискуссии концентрирует вни­мание группы на актуальных для большинства участников общих темах. Например, «Как управлять собой в сложных ситуациях?»; «Конфликт — зло или благо?» и т.д.

В дискуссии вырабатывается общее коммуникативное умение отстаивать в дискуссиях свои позиции. Например, П.Б. Гурвич и Е.В. Шантарин выделили следующие основ­ные специфические дискуссионные умения:

— дать определение явлению (дефинировать), а в плане контраргументации потребовать дефиницию от противника и оспаривать ее правильность; : ,

— привести яркие примеры в целях аргументации или контраргументации и оспаривать значение примеров, при­веденных противником;

— приводить в качестве доказательств сравнение по ана­логии или по контрасту и оспаривать правомерность анало­гий и контраста противника;

— построить правдоподобные «гипотетические случаи» для обоснования своего мнения и доказать неправдоподоб­ность таких случаев, приведенных противником;

— препарировать факты и явления, абстрагируясь от от­дельных их сторон, условий и т.д.;

— оперировать аксиомами и общепринятыми истинами, доказывая неуместность их употребления противником;

— классифицировать — расчленять, объединять, груп­пировать явления и факты;

— учитывать специфику условий (фактор времени, мес­та, направленности, характера и др.) и опровергать про­тивника со ссылкой на игнорирование этой специфики;

— рассматривать дебатируемый вопрос как единство про­тиворечий, т.е. всесторонне, и доказать узость, односторон­ность рассмотрения его противником;

— видеть перспективу развития явлений и уличить про­тивника в игнорировании перспективы;

— подтверждать свои высказывания ссылкой на источ­ники, доказывать их достоверность, требовать указания ис­точников противником и оспаривать их достоверность;

— отталкиваться в своих выступлениях от противоречий в выступлении противника;

— предвосхищать невысказанные аргументы противника (умение антиципировать).

Дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит фор­мирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и теоретико-прак­тических проблем. Особенностью дискуссии как коллек­тивной формы работы является возможность равноправ­ного и активного участия каждого клиента в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оцен­ке их правильности и обоснованности. Специфически пси­хологическим фактором выступает общение с равно ин­формированными партнерами— членами группы, в отли­чие от общения с разно информированным партнером — ведущим дискуссии, преподавателем, тренером. Это рас­крепощает интеллектуальные возможности участников

группы, снижает барьеры общения, повышает продук­тивность общения.

В дискуссии, являющейся моделью предметных и соци­альных отношений членов группы, клиент может научить­ся точно выражать свои мысли в выступлении, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию противника. В такой рабо­те человек получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т.е. построения собственной деятельно­сти, что обусловливает высокий уровень его интеллекту­альной и личностной активности.

В процессе дискуссии возрастает заинтересованность в предмете общения, формируется уважение к личности про­тивника. Необходимым условием развертывания продук­тивной дискуссии являются личные знания участников дис­куссии, которые приобретаются ими в процессе самостоя­тельной работы с проблемным материалом, а также со специальной литературой. Успешность дискуссий во мно­гом зависит от умения ее организовать и от умения диску­тировать.

Необходимо различать диалогоподобное общение, когда каждый из дискутирующих ведет «свою партию» лишь по внешним связям, словам, перекликающимся с монологи­чески развиваемой позицией партнера, и собственно диа­лог, при котором идет совместное развитие точки зрения, а результат дискуссии выступает продуктом совместных уси­лий и может быть получен только таким путем.

В дискуссии выделяют следующие основные фазы: 1) ори­ентировка, 2) оценка, 3) завершающая фаза.

Этим фазам соответствуют следующие шаги:

□ Определение цели и темы дискуссии (ориентировка).

Q Сбор информации (знаний, суждений, мнений, но­вых идей, предложений всех участников дискуссии) по Обсуждаемой проблеме — сбор альтернатив (вари­антов решения проблем).

G Упорядочение, обоснование и совместная оценка по­лученной в ходе обсуждения информации — уяснение, анализ и выбор решения из набора имеющихся, по­явившихся в ходе обсуждения альтернатив.

□ Подведение итогов дискуссии: сопоставление целей дис­куссии с полученными результатами (завершающая фаза, фаза собственно решения проблемы).

Г.Е. Филатова описывает следующие формы организации дискуссии:

Первый вариант. Для неподготовленных участников, для начинающих групп или для групп с низким уровнем дис­куссионных навыков самым простым способом ведения не­подготовленной дискуссии является следующий.

Участники группы располагаются за круглым столом. Дис­куссию начинает ведущий. Он излагает суть проблемы (вмес­то устного выступления ведущего может быть использована полемическая журнальная или газетная статья, проблемное сообщение и т.д.). Затем участникам дискуссии предлагается по очереди высказать свое мнение по сути проблемы. Перед началом дискуссии регламентируется время выступления, хотя некоторые дискуссии могут проводиться и без ограничения времени высказываний. Право высказаться может получить участник группы, которому передается игровой предмет (пе­сочные часы, игрушка и т.д.). Песочные часы, поставленные перед выступающим, несут дополнительную психологичес­кую нагрузку. Обладатель игрового предмета не только имеет право высказать свое мнение, но и обязан отвечать на все вопросы, обращенные к нему. Игровой предмет может пере­даваться как в заранее определенной последовательности по кругу, так и тому, чье мнение в данный момент дискуссии хочет услышать группа, им может оказаться и ведущий. В заключение дискуссии ведущий подводит итоги, оценивает изложенные точки зрения.

Согласно второму способу ведения дискуссии, тема со­общается участникам заранее. Выбирается она таким обра­зом, чтобы проблема дискуссии имела несколько вариантов решений. Например, «Наказания в воспитании: если нака­зывать, то как, если нет, то почему». Ведущий предлагает участникам дискуссии разделиться на группы по 2 челове­ка, в течение 10—15 мин подготовить свой вариант реше­ния проблемы. После того как работа завершена, ведущий предлагает объединить две группы по 2 человека в группу из 4 человек и вновь выработать свой вариант решения. За­тем четверки объединяются в группы по 8 человек и вновь пытаются прийти к единому мнению. Следующим этапом дискуссии является выступление представителей от каждой группы из 8 человек и защиты своего варианта решения. В конце общего обсуждения ведущий подводит итоги дискус­сии, дает оценку совместно найденного варианта решения.

Третий вариант ведения дискуссии удобен при обсуж­дении проблем, решение которых для членов группы доста­точно знакомо или может быть осуществлено на уровне здра­вого смысла.

Чтобы придать обсуждению материала полемическую за­остренность, участникам дискуссии раздаются зафиксиро­ванные на карточках позиции, установки (сомнение, удив­ление, согласие, несогласие, согласие-подтверждение и т.д.). Ведущий дискуссии освещает существо проблемы, а участ­ники, согласно заданным позициям, опровергают, выра­жают сомнение, одобрение и т.д., используя различные при­меры, аргументы и т.д. В заключение ведущий подводит ито­ги, оценивает достигнутое группой решение проблемы.

Четвертая форма дискуссии является своеобразным спо­собом осмысления процесса и результата решения какой-либо задачи.

В самом начале занятия ведущий делит группу на две подгруппы, формулирует две задачи по одной и той же теме (например, подготовить и провести два фрагмента урока) и подчеркивает, что каждая группа не только кол­лективно решает свою задачу и силами своего представи­теля обосновывает свое решение задачи, но и выступает в роли эксперта, т.е. члены подгруппы задают уточняющие вопросы, выясняют процедурные подробности, указыва­ют на ошибки и неточности, оценивают результаты реше­ния задачи противоположной группой. Ведущий, подводя итоги дискуссии, оценивает работу обеих подгрупп, а так­же активность и конструктивность последующего обсуж­дения.

Пятая форма групповой дискуссии обязательно требует предварительной подготовки. В структуре такой формы груп­повой дискуссии выделяют следующие компоненты:

экспозиция,

пре ддискуссия,

этап уточнения понятий,

сообщение и поиск дополнительной информации,

аргументирование и контраргументирование выдвинутых

тезисов или собственно дискуссия,

заключение.

Первые пять этапов представляют собой период коллек­тивной и индивидуальной подготовки групповой дискуссии.

Экспозиция предусматривает ознакомление участников груп­пы с темой и проблемой дискуссии, включает в себя сообще­ния, тезисы, предложенные ведущим или сформулированные самими участниками группы. Дискуссионные тезисы распола­гаются в определенной последовательности, которая составля­ет костяк плана дискуссии. На этом этапе должна быть введе­на основная информация по обсуждаемой проблеме.

На этапе преддискуссии выясняются точки зрения участ­ников и уточняется их осведомленность по данной пробле­ме, что позволяет с помощью укрепления тех или иных точек зрения установить баланс противоречивости. Тут же участникам группы дается задание укрепить свою точку зре­ния, уточнить свою позицию и усвоить необходимый мате­риал для обоснования своей точки зрения.

Следующим этапом является уточнение содержания и объема понятий, что обеспечивает переход от спора о словах к спору по существу самой проблемы. В плане самостоятель­ной работы членам группы предлагается, отталкиваясь от уточненных понятий, продолжить сбор необходимой ин­формации для обоснования своей позиции, усилить аргу­ментацию, пользуясь своей точкой зрения.

На следующем этапе подготовки дискуссии осуществля­ется введение дополнительной информации по проблеме. Ве­дущий ставит участников в известность о наличии такой информации, представленной, например, в папке со стать­ями и заметками из газет, журналов, научных источников. При выполнении домашнего задания участник самостоя­тельно знакомится с дополнительной информацией и из­влекает из нее дополнительные аргументы и факты в пользу своей точки зрения.

Для успешного проведения групповой дискуссии необ­ходимо не только свободно оперировать фактическим мате­риалом, но и осуществлять чуткое сотрудничество участни­ков и тренера на подготовительных этапах. Например, веду­щий обычно старается сформировать у каждого члена группы общую установку на аргументирование и контраргументи­рование. Для этого он дает общие рекомендации, конкрет­ные советы, предъявляя отдельным участникам или под­группам специальные задания.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальное проектирование, как технология социальной работы с детьми с девиантным поведением

    Дипломная работа >> Социология
    ... формы оценки эффективности социального проектирования, как метода работы с детьми с девиантным поведением. В связи с ... групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы. В процессе такой работы участники ...
  2. Семейное насилие как проблема социальной работы

    Курсовая работа >> Психология
    ... работы КУРСОВАЯ РАБОТА Семейное насилие как проблема социальной работы Автор курсовой работы Н.В. Малоземова Обозначение курсовой работы ... Программа групповой терапии разрабатывается ... минут занимает дискуссия (это ... плане содержания и методов работы, а также ...
  3. Методы обучения. Понятие и сущность метода, приема и средств обучения

    Реферат >> Педагогика
    ... в изучаемом материале главное. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с учащимися всех возрастных ... . На семинаре в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара дает возможность ...
  4. Групповая психокоррекция

    Лекция >> Психология
    ... Методы групповой психокоррекции условно подразделя­ются на основные и вспомогательные. Основным является груп­повая дискуссия ... групповые роли; сплоченность группы; групповое на­пряжение. Все элементы групповой динамики обсуждаются в про­цессе работы, так как ...
  5. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества

    Диссертация >> Психология
    ... образовательного процесса. В таких работах, как О.Б. Скрябиной – изучение ... и современной японской школы; идеи группового и коммуникативного воспитания гуманистической психопедагогики ... первоначальном этапе работы нами использовались методы и методики ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0056450366973877