Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Российские предприятия испытывают большие затруднения в заполнении вакансий контроллеров в своем департаменте по причине отсутствия на рынке труда раб...полностью>>
Государство и право->Реферат
Локальный акт предприятия по вопросу организации договорной работы регламентирует деятельность всех его подразделений и должностных лиц, связанных с п...полностью>>
Государство и право->Кодекс
Институт наказания в уголовном праве имеет большое значение. Наказание имеет конкретные цели: восстановление социальной справедливости, исправление ос...полностью>>
Государство и право->Реферат
Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединений в однородные правовые ...полностью>>

Главная > Закон >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 4. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществ­ляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.

2. Полномочия прокурора и формы прокурорского реагирования на нарушения закона ор­ганами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.

3. Акты прокурорского надзора при осуществлении надзора за исполнением законов орга­нами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.

4. Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях.

5. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел.

6. Надзор за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности.

7. Прокурорский надзор за соблюдением конституционных гарантий в досудебных стадиях уголовного процесса.

8. Надзор прокурора за обеспечением права обвиняемого на защиту.

9. Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя.

10. Организация прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия.

11. Расследование преступлений органами прокуратуры.

1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является:

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

— соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и го­товящихся преступлениях;

— соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

— соблюдение установленного порядка проведения расследования;

— законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную дея­тельность, дознание и предварительное следствие.

Выделение данной деятельности органов прокуратуры в самостоятельное направление обусловле­но прежде всего тем, что при производстве оперативно-розыскной деятельности, дознания и предвари­тельного следствия неизбежно затрагиваются, а иногда и существенно ограничиваются права и закон­ные интересы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими законам: право на свободу, на тайну переписки, телефонных переговоров, на неприкосновенность жилища, на свободу передвижения и другие. Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается по ос­нованиям и соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, уголовно-процессуальным и иными законами.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор в этой стадии уголовного процесса с тем, чтобы:

— ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;

— задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;

— никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответствен­ности или иному незаконному ограничению в правах;

— никто не подвергался аресту без судебного решения или санкции прокурора;

— соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан;

— при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправ­дывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;

— выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА И ФОРМЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Полномочия прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса сформулированы в Федераль­ном законе «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РСФСР, Федеральном законе «Об оператив­но-розыскной деятельности», в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, до­кументы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления;

2) проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 3) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

4) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розы­ске лиц, совершивших преступления;

5) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение дру­гих следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия престу­плений и обнаружении лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;

6) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;

7) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспон­денцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных УПК РСФСР;

8) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в слу­чаях и порядке, установленных УПК РСФСР;

9) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указа­ниями о производстве дополнительного расследования;

10) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного ор­гана предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

11) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела; 12) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении;

13) прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам;

14) дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех слу­чаях, когда это предусмотрено УПК РСФСР;

15) утверждает обвинительные заключения (постановления);

16) направляет уголовные дела в суд.

3. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ: ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кроме вышеназванных полномочий, прокурор вправе:

— внести представление об устранении нарушений требований закона;

— вынести постановление о возбуждении административного производства.

Осуществляя указанные полномочия, прокуроры используют предусмотренные законом и вырабо­танные практикой формы прокурорского реагирования на установленные нарушения закона, к которым относятся:

1) санкция;

2) согласие;

3) утверждение.

Одной из эффективных форм прокурорского надзора за исполнением законов в досудебных стади­ях уголовного процесса является санкция прокурора на производство следственных действий, которые в существенной мере затрагивают права и законные интересы граждан. Уголовно-процессуальное законо­дательство существенно расширяет перечень процессуальных действий и актов, выполняемых следова­телем, которые приобретают силу лишь после того, как прокурор санкционирует их выполнение. Суть состоит в том, что производство этих следственных действий возможно лишь тогда, когда на их выпол­нение дает согласие прокурор. К числу таких следственных действий относятся санкция: на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или залог; на обыск; на арест и выемку почтово-телеграфной корреспонденции; на выемку документов, содержащих требования, составляющие государ­ственную тайну; на отстранение обвиняемого от занимаемой должности.

Прокурор утверждает обвинительное заключение и постановление органа дознания или предвари­тельного следствия об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела вслед­ствие акта амнистии.

Согласие прокурора в обязательном порядке требуется в случаях прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям: вследствие изменения обстановки, вследствие деятельного раскаяния или примирения с потерпевшим, а также при направлении в суд уголовного дела для применения к не­совершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 6—9 УПК РСФСР).

Одним из действенных средств по устранению нарушений закона является проверка прокурором жалоб обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовно-процессуальной деятельности на дей­ствия следователя или органа дознания.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 10) установлено общее прави­ло рассмотрения прокурорами заявлений: заявления, жалобы, иные обращения рассматриваются в по­рядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ прокурора на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, на решение либо действия кото­рого принесена жалоба.

Жалобы могут быть поданы прокурору как в письменной, так и в устной форме. Устные жалобы зано­сятся в протокол, который подписывает заявитель и лицо, принявшее жалобу. Лицо, производящее дознание, и следователь обязаны в течение 24 часов направить поступившую к ним жалобу вместе со своими объяснения­ми прокурору. По поступлении жалобы прокурор обязан в течение 3-х суток ее проверить и сообщить заявите­лю о результатах ее рассмотрения. В случае отказа в удовлетворении жалобы прокурор излагает мотивы при­нятого решения.

Не допускается направление в суд уголовных дел, если поступившие до утверждения обвинитель­ного заключения жалобы не разрешены следователем по существу и доводы заявителя глубоко и всесто­ронне не проверены. Поступившие в ходе следствия жалобы и принятые по ним решения приобщаются к материалам уголовного дела или помещаются в надзорное производство по уголовному делу.

4. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРИЕМА, УЧЕТА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений

    Реферат >> Государство и право
    ... прокурорского надзора как отрасли права и прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, а также место прокурорского надзора за оперативно-розыскной ^ деятельностью в системе отраслей прокурорского надзора ...
  2. Прокурорский надзор за исполнением законов и соблюдением законности

    Реферат >> Государство и право
    ... отраслью государственной деятельности занимается прокуратура—единая централизованная система органов. В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за ...
  3. Прокурорский надзор (15)

    Реферат >> Государство и право
    ... выступает прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности по ... государственных и общественных институтов. Прокурорский надзор в РФ представляет собой отдельный и самостоятель­ный вид основной (конституционной) деятельности государственной ...
  4. Прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов

    Реферат >> Государство и право
    ... самостоятельностью ... прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры Прокурорский надзор ... прокурорского надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы надзора ... гражданина как отрасль прокурорского надзора появилась ...
  5. Правовое регулирование банковской деятельности (3)

    Закон >> Государство и право
    ... государственный банковский контроль и надзор за кредитными организациями. При выделении банковского контроля и надзора как самостоятельных направлений государственной деятельности ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002032995223999