Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
ные суждения Известный дореволюционный ученый профессор Н Д Сергиевский отмечал, что в литературе насчитывается до 24 полных философских систем и окол...полностью>>
Государство и право->Дипломная работа
Реализация задачи охраны интересов личности, общества или государства от преступных посягательств предполагает применение судом к лицам, виновным в их...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
В последнее время ведется весьма интересная дискуссия вокруг проблемы смертной казни Является ли она фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли ...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Одним из необходимых и обязательных компонентов нормального функционирования любого государства является общественный порядок К числу наиболее опасных...полностью>>

Главная > Закон >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Присутствие прокурора на заседании позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении протеста вопросов и, во-вторых, иметь возмож­ность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к опротестованному им акту.

По поручению прокурора в рассмотрении протеста может принять участие его помощник. Пору­чение должно быть надлежащим образом оформлено.

Прокурор жестко не связан с позицией, изложенной в протесте. Мнение прокурора может изме­ниться в результате установления новых, ранее неизвестных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он мо­жет быть отозван. Право отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен,— прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ИЛИ ПРОИЗВОДСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «проку­рор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановле­ние о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установлен­ный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме».

Право вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и производства об административном правонарушении предоставлено только прокурору и его заместителю. В практике встречаются случаи, когда постановления выносятся помощниками прокурора, а прокурором только утверждаются. Подобные ситуации, как представляется, не соответствуют требованиям закона. Смысл закона состоит в обеспечении высокой тре­бовательности и ответственного отношения к принятию решения о возбуждении уголовного дела или произ­водства об административном правонарушении со стороны органа, правомочного его принимать. Именно про­курор и его заместитель, а не помощник прокурора, являются таким органом. Помощник прокурора в данном случае фактически подменяет прокурора. В свою очередь прокурор как бы перелагает часть своей ответствен­ности на помощника. Из этого может быть сделан вывод, что сформулированное в законе положение о праве возбуждения прокурором и его заместителем уголовного дела или производства об административном право­нарушении в интересах обеспечения законности не может подвергаться расширительному толкованию.

Постановление должно быть мотивированным. В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны:

— время, место вынесения постановления, кем оно вынесено, повод и основания к возбуждению уголовного дела;

— источники информации, послужившие поводом к возбуждению уголовного дела;

— материалы, свидетельствующие о признаках состава преступления;

— статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждено;

— дальнейшее направление уголовного дела.

В содержании постановления о возбуждении производства об административном правонарушении приводятся:

— время, место вынесения постановления, кем оно вынесено, повод и основания к возбуждению производства об административном правонарушении;

— данные, подтверждающие факт административного правонарушения;

——- виновность конкретного лица в его совершении;

— смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства;

— размер имущественного ущерба (если таковой имеется);

— иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрение дела;

— статья административного закона, устанавливающая ответственность за данное деяние.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется соответствующему органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об админист­ративных правонарушениях. Система органов, осуществляющих рассмотрение административных пра­вонарушений, устанавливается административным законодательством.

Постановление прокурора должно быть рассмотрено в сроки, установленные законом для дел об административных правонарушениях. Законом определен пятнадцатидневный срок рассмотрения дела с момента его поступления в орган, правомочный принимать по нему решение. Применительно к отдель­ным правонарушениям предусмотрен сокращенный, семидневный, срок рассмотрения дел. Администра­тивным законодательством могут устанавливаться и иные сроки.

О решении, принятом по постановлению прокурора, ему направляется письменное сообщение. В случае, когда решение принято с нарушением закона, прокурором на него приносится протест.

7. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ПРОКУРОРА О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА

В соответствии со ст. 25-1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о не­ допустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, ко­торому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке».

Предостережение объявляется обязательно в письменной форме. Его надлежит применять для предупреждения нарушений законности при издании правовых актов, в хозяйственной деятельности, совершении должностными лицами противоправных действий, связанных с нарушением прав и свобод человека и гражданина, или в случаях причинения государству материального ущерба.

Эффективность предостережения в определенной мере зависит от порядка его объявления долж­ностному лицу. Как правило, предостережение объявляется с вызовом должностного лица в прокурату­ру. При этом прокурор разъясняет сущность и последствия допущенного нарушения закона, вид и меру ответственности в случае совершения противоправных действий. Предостерегаемое лицо должно быть ознакомлено с предостережением и подтвердить это своей подписью в документе.

Предостережение должно содержать следующие реквизиты:

— указание фамилии, имени, отчества должностного лица, которому объявляется предостережение; —— время и место его вынесения;

— источник о возможной противоправной деятельности должностного лица;

— указание на конкретную норму закона, которая может быть нарушена.

Прокурору надлежит через определенное время убедиться в действенности объявленного предос­тережения. Это он делает путем проверки его исполнения на предприятии, организации или учрежде­нии, вызова в прокуратуру лица, которому было объявлено предостережение, или путем направления письменного запроса.

8. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

На основании ст. 230 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР: «В соответствии с Законом СССР о прокуратуре СССР прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при произ­водстве по делам об административных правонарушениях, вправе: возбуждать производство об админи­стративном правонарушении; знакомиться с материалами дела; проверять законность действий органов (должностных лиц) при производстве по делу; участвовать в рассмотрении дела; заявлять ходатайства; давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; проверять правильность применения соответствующими органами (должностными лицами) мер воздействия за административ­ные правонарушения; опротестовывать постановление и решение по жалобе по делу об административ­ном правонарушении; приостанавливать исполнение постановления, а также совершать другие преду­смотренные законом действия».

При применении данной статьи необходимо руководствоваться требованиями Федерального зако­на «О прокуратуре РФ» в редакции от 17.11.95 г. и изменениями от 10.02.99 г. В соответствии с этим За­коном прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, вправе:

— возбуждать производство по делам об административных правонарушениях;

— требовать от руководителей и должностных лиц для ознакомления и выяснения возникающих вопросов материалы дел об административных правонарушениях;

— знакомиться с этими материалами;

— вызывать должностных лиц по поводу нарушений, допущенных при разрешении дел об адми­нистративных правонарушениях;

— освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задер­жанию на основании решений несудебных органов;

— опротестовывать противоречащие закону правовые акты, вынесенные в связи с разрешением дела об административном правонарушении;

— участвовать в рассмотрении административного дела, заявлять ходатайства;

— в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер администра­тивного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или долж­ностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях реализуется также в ходе рассмотрения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан. Рассматривая заявления, жалобы и иные обращения граждан, осуществляя личный прием граждан по поводу разрешения дел об административных правонарушениях, прокурор принимает меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан.

Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение прокурора по жалобе на постановление суда по делу об административном правонарушении может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Наряду с указанными действиями прокурор, осуществляя надзор за соблюдением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе также вносить представления в государственные органы, должностным лицам об устранении нарушений закона.

9. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЩЕМУ НАДЗОРУ

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» с достаточной полнотой определил компетенцию органов прокуратуры при осуществлении общего надзора. В своей деятельности они должны строго руководствоваться положениями Закона и не подменять другие государственные органы.

Такая подмена опасна тем, что:

— во-первых, снижает эффективность усилий прокуратуры по решению своих прямых задач;

— во-вторых, влечет вмешательство в деятельность этих органов, затрудняя выполнение ими своих непосредственных функций. В конечном счете оказывается необеспеченными в должном объеме и та работа, которая возложена на прокуратуру, и те участки работы, которые поручены другим государ­ственным органам, поскольку происходит их фактическое устранение от выполнения возложенных на них обязанностей. Нельзя не учитывать, что в этих обстоятельствах прокуратура принимает на себя и значительную долю ответственности за чужие ошибки и просчеты.

С учетом требований о недопустимости подмены прокуратурой иных государственных органов в Законе определяются поводы и основания проверок исполнения законов. Они проводятся при наличии двух обязательных условий:

1) прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона;

2) содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуют принятия мер непосредственно про­курором.

Говоря о принципах организации общенадзорной деятельности органов прокуратуры, необходимо отметить, что четкое определение предмета и пределов прокурорского надзора является одним из ее ос­новополагающих принципов.

Второе непременное условие правильно организованной общенадзорной деятельности прокуро­ров — это четкое разграничение функций прокуроров всей иерархии прокурорской системы, что позво­ляет устранить параллелизм в работе прокуроров разных звеньев и в то же время не упустить из виду основные направления в осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законов.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений

    Реферат >> Государство и право
    ... прокурорского надзора как отрасли права и прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, а также место прокурорского надзора за оперативно-розыскной ^ деятельностью в системе отраслей прокурорского надзора ...
  2. Прокурорский надзор за исполнением законов и соблюдением законности

    Реферат >> Государство и право
    ... отраслью государственной деятельности занимается прокуратура—единая централизованная система органов. В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за ...
  3. Прокурорский надзор (15)

    Реферат >> Государство и право
    ... выступает прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности по ... государственных и общественных институтов. Прокурорский надзор в РФ представляет собой отдельный и самостоятель­ный вид основной (конституционной) деятельности государственной ...
  4. Прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов

    Реферат >> Государство и право
    ... самостоятельностью ... прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры Прокурорский надзор ... прокурорского надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы надзора ... гражданина как отрасль прокурорского надзора появилась ...
  5. Правовое регулирование банковской деятельности (3)

    Закон >> Государство и право
    ... государственный банковский контроль и надзор за кредитными организациями. При выделении банковского контроля и надзора как самостоятельных направлений государственной деятельности ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016539096832275