Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой ча...полностью>>
Социология->Реферат
Рост внимания к проблеме формирования сильного имиджа организации не случаен. Он обусловлен необходимостью решения практических задач в сфере управлен...полностью>>
Социология->Реферат
Проблема групп является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию групп возник очень давно,...полностью>>
Социология->Доклад
В деревнях существовало некое равновесие между силами, нарушающими и охраняющими общественный порядок. 99% всех нарушений карались на уровне семьи или...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ……………….5

    1. Теории и понятия дезадаптации……………………………………………..5

    2. Факторы и проблемы, влияющие на процесс дезадаптации……………...13

    3. Типология детско-подростковой дезадаптации…………………………...17

  1. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

……………………………………………………………………………………….23

    1. Направления и технологии деятельности социальных служб по работе с несовершеннолетними за рубежом (опыт Голландии)…………………………..23

    2. Организация социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации в России………………………………………………30

    3. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми в условиях социально-реабилитационных центров (на примере ГУРО «СРЦ г.Новошахтинска»): инновационные аспекты……………………………………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49

ВВЕДЕНИЕ

Содержание социальной политики раскрывается и воплощается в жизнь социальной работой, главная цель которой - способствовать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, раскрытию его внутреннего потенциала.

В условиях распада прежней ценностной системы и медленного формирования совокупности норм нового общества, сокращения масштабов деятельности старых воспитательно-образовательных учреждений многие дети и подростки, в том числе и нуждающиеся в коррекции поведения, оказались предоставленными самим себе. Во многих местах перестали действовать специализировавшиеся на работе с несовершеннолетними клубы, секции, кружки, спортивные, военно-спортивные лагеря и другие центры организованного досуга, трудовой, физической, нравственной закалки и направленного формирования личности подростков.

В нашей стране все не так - принятые в цивилизованных странах законы не соблюдаются, и за последние пять лет число беспризорников только увеличилось, а детское население России сократилось больше чем на три с половиной миллиона человек.

В России сегодня постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорниками.

Знакомство с литературой показало, что проблема дезадаптированных несовершеннолетних привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов, и на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем в стране.

Степень научной разработанности. Данной проблемой занимались такие социологи как Хоменко М.Г. (внесла крупнейший вклад в становление и выявление дезадаптации в России., Холостова Е.И (внесла значительный вклад в изучение социальной работы с дезадаптированными детьми), а также Бочарова В.Г., Беличева С.А., Пчелинцева Л.М., Гаврилова Т.П.1, работы которых имеют как общие, так и специфические признаки, свойственные любому проявлению социальной работы с дезадаптированными детьми в современной России.

Цель работы – выявление традиционных и инновационных элементов ведущих технологий социальной работы с дезадаптированными подростками в условиях социально-реабилитационных центров.

Достичь цели предполагается через решение следующих задач:

  • Рассмотреть теории и понятия дезадаптации

  • Выявить факторы и проблемы, влияющие на процесс дезадаптации

  • Выяснить типологию детско-подростковой дезадаптации

  • Изучить направления и технологии социальных служб по работе с несовершеннолетними за рубежом

  • Выявить организацию социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации: отечественный опыт

  • Проанализировать основные технологии в СРЦ г.Новошахтинска, выделить инновационные аспекты

Объект исследования: проблема дезадаптации

Предмет исследования: технологии социальной работы с дезадаптированными подростками.

Теоретической основой исследования являются нормативные документы, статьи, учебная литература по социологии, технологии и теории социальной работы, психолого-педагогическая литература.

Практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт работы учреждений социальной работы может быть использован социальными работниками в своей практической деятельности.

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

1.1. Теории и понятия дезадаптации

Поскольку социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация - это нарушение процесса социального развития индивида. Существует 3 основных подхода к проблеме дезадаптации: медицинский, социально-психологический и онтогенетический.

1. Медицинский подход. Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психиатрической литературе появился термин "дезадаптация", обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Его употребление достаточно неоднозначно, что обнаруживается прежде всего в оценке роли и места состояний дезадаптаций по отношению к категориям "норма" и "патология". Отсюда - трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим.; понимание под дезадаптацией нарушений, выявляемых при акцентуациях характера; оценка преневротических нарушений, невротических состояний как наиболее универсальных проявлений психической дезадаптации. Термин "дезадаптация", употребляемый в отношении психических больных, означает нарушение или утрату полноценного взаимодействия индивида с окружающим его миром.1

Ю.А.Александровский определяет дезадаптацию как "поломки" в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций. По мнению С.Б.Семичева, в понятии "дезадаптация", следует различать два значения. В широком смысле под дезадаптацией можно подразумевать расстройства адаптации (включающие и непатологические ее формы), в узком смысле дезадаптация предполагает лишь предболезнь, т.е. процессы, выходящие за пределы психической нормы, но не достигающие степени болезни. Дезадаптация рассматривается как одно из промежуточных состояний здоровья человека от нормы до патологии, наиболее близкое к клиническим проявлениям болезни. В.В.Ковалев характеризует состояние дезадаптации как повышенную готовность организма к возникновению того или иного заболевания, формирующегося под влиянием различных неблагоприятных факторов. При этом описание проявлений дезадаптации весьма схожие с клиническим описанием симптоматики пограничных нервно-психических нарушений.

2. Социально-психологический подход. Для более глубокого понимания проблемы важно рассмотреть соотношение понятий социально-психологической адаптации и социально- психологической дезадаптации. Если понятие социально-психологической адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социально-психологическая адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования, то социально-психологическая дезадаптация рассматривается большинством авторов как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное "несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям1.

В процессе социально-психологической адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ "Я", рефлексия, "Я-концепция", оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания.

Интересна позиция А.В.Петровского, определяющего процесс социально-психологической адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников. При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде1.

Противоречие между целью и результатом, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении.

Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, авторы выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности:2

а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки -это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятиях, социальных и внутрипсихических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.

в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологическими защитные механизмы.

Среди проявлений психической дезадаптации отмечают так называемую неэффективную дезадаптацию, которая выражается в формировании психопатологических состояний, невротических или психопатических синдромов, а также неустойчивую адаптацию как периодически возникающие невротические реакции, заострение акцентуированных личностных черт.

Результатом социально-психологической дезадаптации является состояние дезадаптированности личности.

Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Таким образом, на начальной стадии ребенок как бы дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность пройдет и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками

    Дипломная работа >> Социология
    ... 2.2 Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками 2.3 Неблагополучные семьи и работа с ними Глава 3. Авторский проект изменения принципов и технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками ...
  2. Технологии социальной работы

    Реферат >> Социология
    ... группы семей представляется понятие " социально дезадаптированная семья", исходящее из философского ... социальной работе. \ Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 1997. - 397 с. 5 Технология социальной работы с семьей и детьми / Департамент труда и социальной ...
  3. Социальная работа с "трудными" детьми в условиях реабилитационного центра

    Дипломная работа >> Социология
    ... мультимедийных художественно-творческих технологий. 3. Проведение досуговых мероприятий с детьми, занятия в группах ... «Российская энциклопедия социальной работы» (2 тома)/ Москва 1997г. Брошюра «Реабилитация социально - дезадаптированных детей и подростков» ...
  4. Технология социальной работы по защите прав мигрантов

    Курсовая работа >> Социология
    ... технологий социальной работы по защите прав человека Технологии социальной работы с мигрантами Социальная адаптация Социальная реабилитация Технологии экономической поддержки населения Технологии социальной работы ...
  5. Технологии социальной работы с неполной семьей

    Реферат >> Социология
    ... социальных услугах, развития учреждений социального обслуживания в городах и районах страны, внедрения современных технологий социальной работы с семьей и детьми ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018820762634277