Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Шпаргалка
Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негатив...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Я поступила на работу как стажер и по истечении испытательного срока, ожидала соответствующий перевод и изменение зарплаты Но даже отработав четвертый...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Большинство ученых полагают, что чувство страха присуще всем высшим животным и еще в большей мере свойственно человеку с его тонко развитой психикой Ж...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Все чаще и чаще мы приходим к пониманию того, что эффективность человеческих ресурсов нашего бизнеса определяет очень многое Еще несколько лет назад т...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.

Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе. По данным статистики, в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. За последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.

Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни подростка отражаются на особенностях его личностного развития.

Степень научной разработанности. Изучение индивидуально -психологические особенности подростков в неполных семьях всегда привлекало и привлекает внимание исследователей. Большой вклад в исследование проблемы генезиса неполных семей, вопросов воспитания и развития эмоционально-личностной сферы детей, живущих в таких семьях внесли такие ученые как: М.И. Буянов, А.И. Захаров, И.С. Кон, Й. Лангеймейр, З. Матейчик, В.С. Мухина, М. Скофилд, А.С. Спиваковская, М. Хофман, Р. Эванс.

В работах А. Адлера, Д. Баумринда, Дж. Боулби, К. Леонгарда, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, Е.Е. Маккоби, Е.О. Смирновой, А.С. Спиваковской, Е.С. Шеффера, Э.Г. Эйдмиллера и других ученых анализируются детско-родительские отношения, выделяются и описываются типы семейного воспитания.

Тем не менее, возникает проблема: несмотря на проведенные исследования, проблема коррекции детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях остается недостаточно изученной.

Проблема исследования связана с противоречиями, обусловленными:

  • резким возрастанием количества разводов и беззащитностью детей в ситуациях распада семьи;

  • уменьшением количества детей в семьях и возрастанием сложностей социализации.

Цель исследования – изучение индивидуально-психологических особенностей подростков в неполных семьях, обслуживаемых в отделении социальной помощи семье и детям Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения «Таяныч» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе «город Казань».

Объект исследования - индивидуально-психологические особенности личности.

Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности детей подросткового возраста, воспитывающихся в неполных семьях.

Гипотеза исследования заключается в следующем допущении: подростки из неполных семей отличаются от подростков из полных семей по следующим индивидуально-психологическим особенностям: подростки проявляют повышенную тревожность, агрессивность, враждебные реакции и тенденции личности, кроме того у них чаще всего неадекватная самооценка.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. В ходе теоретического анализа изучить отечественные и зарубежные подходы к исследованию психологической природы индивидуальности и индивидуально-психологических особенностей личности; проблему влияния структуры семьи на развитие индивидуально-психологических особенностей подростков.

2. Экспериментально проверить гипотезу о том, что подростки из неполных семей по своим индивидуально-психологические особенностям отличаются от подростков из полных семей.

3. Составить и апробировать коррекционную программу по устранению нарушений во взаимоотношениях родителей и детей в неполных семьях.

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

  • общие теории личности и индивидуальности: А. Маслоу, Дж. Келли, Э. Эриксона и Б. Скиннера, Г. Айзенка, Р. Кеттела, Г. Олпорта, К. Юнга и Майерс-Бриггс, Э. Кречмера, У. Шелли, К. Леонгарда, А. Личко;

  • работы авторов, которые изучали семью и семейные отношения: И.М. Балинский, А.И. Захаров, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко и другие.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс следующих методов исследования:

  • теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме исследования;

  • сбор эмпирических данных по методикам:

  • констатирующий и формирующий эксперименты;

  • диагностические методы;

  • методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. Первый этап (май – декабрь 2009 г.) - анализ научных публикаций по проблеме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; определение гипотезы и методов исследования; анализ существующих методических приемов, позволяющих диагностировать индивидуально-психологические особенности личности; проведение пилотажного этапа исследования.

  2. Второй этап (январь – март 2010 г.) включал в себя проведение экспериментального исследования, количественный и качественный анализ полученных данных, разработку и проведение коррекционной работы.

  3. Третий этап (апрель – май 2010 г.) - качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики; обобщение результатов, а также окончательное оформление выпускной работы.

Организация исследования. Экспериментальное исследование было проведено в отделении социальной помощи семье и детям ГБУ Центр социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани. В нем участвовали подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, обслуживающихся в данном центре.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная система специально организованных коррекционных занятий позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми, как в полных, так и в неполных семьях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений; теоретической аргументацией и апробацией методик на различных этапах исследования; репрезентативностью выборки; системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами осуществляемого исследования; количественным и качественным анализом полученных данных, а также математической обработкой результатов исследования.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены на педагогическом совете Центра социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани; заслушаны на научно-практической конференции студентов специальности «Психология» филиала РГСУ в г. Чебоксары «Современные тенденции профессионального развития будущего психолога и педагога» 17 марта 2010 г.; опубликованы в Сборнике научно-исследовательских разработок студентов филиала РГСУ в г. Чебоксары.

Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике, содержанию и результатам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятие «индивидуально-психологические особенности личности»

Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, то есть особенностей, присущих именно ему как индивидууму.

Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающего от других людей.

Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

В понятие «индивидуальные особенности» входят не только психологические, но и соматические («сома» - по-латыни «тело») особенности человека: цвет глаз и волос, рост и фигура, развитие скелета и мышц и т. д. Индивидуальность человека, характеризуется со стороны своих социально значимых отличий от других людей и проявляется в своеобразии психики и личности индивида, ее неповторимости, а также в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. С позиций материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности заключается в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Индивидуально-психологические особенности отличают одного человека от другого.

Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы, образующие четыре основные стороны личности:

1. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности).

2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов.

4. Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).

Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Но все черты характера, понятно, являются особенностями личности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Индивидуально-психологические особенности подростков группы риска

    Реферат >> Психология
    ... полных/неполных семей в исследовательских подгруппах. Группа Полная семья Неполная семья Норма ... что индивидуально-психологические особенности подростков группы «риска» являются результатом смешения индивидуально-психологических особенностей подростков ...
  2. Подростки из неполных семей в МЛС

    Дипломная работа >> Психология
    ... личности несовершеннолетних осужденных подростков 1.1 Социально-психологические особенности исполнения наказания в ... неполных семей и сирот 2.1 Индивидуально-личностные особенности осужденных из неполных семей и сирот Среди проблем неполных семей особенно ...
  3. Психологические особенности трудного школьника и работа с ним

    Реферат >> Психология
    ... проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих ... семей: семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семья ... характерологичес­кие и личностные особенности детей и подростков (упрямство, ...
  4. Психологическая реабилитация подростков с наркотической зависимостью

    Реферат >> Психология
    ... особенно подростков и родителей; отсутствие контроля со стороны родителей, низкая дисциплина в семье ... социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость ... недоразвитие и психологический инфантилизм. Индивидуально-психологические особенности и нервно- ...
  5. Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах различного профиля

    Дипломная работа >> Психология
    ... семьи, друзей и школы [37]. Поэтому задачи изучения индивидуально - психологических особенностей ... [44]. К моменту окончания неполной средней школы очень часто у ... учитывая индивидуальные и социально-психологические особенности личности каждого подростка, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.007288932800293