Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансовые науки->Курсовая работа
Деньги – одно из величайших изобретений человеческой мысли В живой природе аналогий не найти Пожалуй, вся структура современной экономики предопределе...полностью>>
Финансовые науки->Шпаргалка
Переход от нат хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквиваленьности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия котор...полностью>>
Финансовые науки->Шпаргалка
Деньги – это актив, обладающий абсолютной ликвидностью Ликвидность – возможность свободно выступать в качестве покупательного платежного средства или ...полностью>>
Финансовые науки->Контрольная работа
Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой В каждой стране денежная система складыва...полностью>>

Главная > Контрольная работа >Финансовые науки

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Российский государственный торгово-экономический университет

Экономический факультет

Контрольная работа

по дисциплине: Налогообложение в сфере коммерческой деятельности

тема: Единый социальный налог

Работу выполнила

с

Преподаватель: проф. Горина Г. А.

тудентка 2 курса

заочной формы обучения

ускоренный курс

группа 22 ЭФ

Кузьминых Л.В.

Москва 2004 г.

Содержание

Введение

  1. Налогоплательщики. Льготы

  2. Объект налогообложения. Налоговая база. Суммы, не подлежащие налогообложению.

  3. Налоговый и отчетный периоды. Ставка налога.

  4. Порядок исчисления и уплаты налога.

Список использованной литературы

Введение

Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразования производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог.

  1. Налогоплательщики. Льготы.

Плательщики единого социального налога объединены в две группы, для каждой из которых установлен самостоятельный объект налогообложения.

К первой группе налогоплательщиков относятся работодатели, производящие выплаты наемным работникам:

  • организации;

  • индивидуальные предприниматели;

  • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

Во вторую группу налогоплательщиков включены - не работодатели:

  • индивидуальные предприниматели;

  • адвокаты.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Если налогоплательщик одновременно относится к двум перечис­ленным группам, то он признается налогоплательщиком по каждому от­дельно взятому основанию.

Для отдельных категорий налогоплательщиков установлены на­логовые льготы, специфика которых обусловлена целевым назначением средств, источником которых он является.

От уплаты единого социального налога освобождены:

1. Организации любых организационно-правовых форме сумм вып­лат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового пе­риода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

2. Работодатели с сумм выплат и иных вознаграждений, не превы­шающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдель­ного работника.

Сюда относятся:

а) общественные организации инвалидов (в том числе созданные
как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов кото­рых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их
региональные и местные отделения;

б) организации, уставной капитал которых полностью состоит из
вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработ­ной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;

в) учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных
и иных социальных целей и т.д.

Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3. Налогоплательщики - не работодатели, являющиеся инвалида­ми I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской или иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в течение налогового периода.

4. Российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи) предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

2. Объект налогообложения. Налоговая база. Суммы, не подлежащие налогообложению.

Особенностью единого социального налога является то, что он имеет не один, как обычно, а несколько объектов налогообложения, установленных для различных категорий налогоплательщиков.

1.Для налогоплательщиков - работодателей (кроме работодателей - физических лиц) объектом налогообложения признаются:

- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе: вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.

2.Для налогоплательщиков – физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

3. Для налогоплательщиков - не работодателей объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйст­ва (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исклю­чаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связан­ные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанные в пункте 1 выплаты и вознаграждения
(вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются
объектом налогообложения, если:

у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расхо­дам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организа­ций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физи­ческих лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на дохо­ды физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

При определении налоговой базы налогоплательщики - работода­тели (кроме работодателей - физических лиц) учитывают любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложе­нию, - статья 238 Налогового кодекса), начисленные работникам в де­нежной или натуральной форме, а также материальную выгоду, получен­ную работником от работодателя за налоговый период.

К материальной выгоде, которую получает работник за счет работодателей относятся:

  • выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;

  • выгода от приобретения работником у работодателя товаров (работ, услуг) по ценам более низким по сравнению с ценами, которые
    обычно устанавливают продавцы этих товаров (работ, услуг);

  • выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов
    по договорам добровольного страхования в случаях, если эти взно­сы (полностью или частично) внесены работодателем.

Налогоплательщики - работодатели, являющиеся физическими ли­цами, при определении налоговой базы учитывают выплаты и вознаграж­дения, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплаченные за налоговый период в пользу работников по всем основаниям.

Налогоплательщики - работодатели определяют налоговую базу по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждо­го месяца нарастающим итогом (в данном случае обеспечивается индиви­дуальный учет). По окончании налогового периода рассчитывается пол­ная налоговая база.

Налогоплательщики - не работодатели исчисляют налоговую базу с сумм доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения
данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном
порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков
налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового Кодекса РФ. Фактически произведенные расходы должны быть подтверждены доку­ментально.

Норматив расходов, учитываемый при определении налоговой базы у налогоплательщиков, получающих авторские вознаграждения за со­здание, издание произведений науки, литературы и т.д., установлен в пре­делах от 20 до 40 % от доходов.

Все налогоплательщики, осуществляющие выплаты и иные вознаг­раждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете налоговой базы учитывают их по стоимости, исчисленной в рыночных ценах (в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса РФ), а при госу­дарственном регулировании цен - исходя из государственных регулируе­мых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включаются соот­ветствующие налоги - налог на добавленную стоимость, налог с про­даж и акциз.

При определении налогооблагаемой базы по единому социально­му налогу не учитываются отдельные виды выплат, доходов, стоимость оказанных услуг и т.д. По большинству позиций суммы, не подлежащие налогообложению, совпадают с суммами, не включаемыми в состав до­ходов, учитываемых при определении налога на доходы физических лиц.

В отличие от ранее действовавших законодательных актов харак­терна более широкая социальная направленность этих льгот.

Суммы, не подлежащие налогообложению, перечислены в статье 238 Налогового кодекса. Рассмотрим некоторые из них:

  • государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по
    безработице, беременности, родам;

  • компенсационные выплаты, установленные в соответствии с зако­нодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (возме­щение вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья);

  • бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;

  • оплата стоимости или выдача полагающегося натурального до­вольствия и т.д.;

  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями работникам в связи со стихийным бедствием, другими чрезвычайными обстоятельствами и т.д.;

  • суммы материальной помощи, оказываемой организацией, финансируемой из бюджета, работникам, уволившимся в связи с выхо­дом на пенсию по инвалидности или по возрасту (но не более 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период);

  • суммы возмещения (оплата) организацией, финансируемой из бюджета, своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и инвалидности, членам их семей) стоимости приобретенных ими медика­ментов по назначению врача (но не более 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период);

  • выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов
    каждому члену профсоюза при условии, если они производятся не
    чаще одного раза в три месяцам не превышают 10 тыс. руб. в год;

  • суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих,
    садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы,
    оказывающим услуги для этих организаций;

  • доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства.

Это далеко не полный перечень сумм, не подлежащих налогообло­жению единым социальным налогом.

3. Налоговый и отчетный периоды. Ставка налога.

Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полуго­дие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки единого социального налога дифференцирова­ны по ряду оснований. Ставки различаются:

  • по группам налогоплательщиков;

  • по видам налогоплательщиков внутри групп;

  • по признаку соответствия налоговой базы налогоплательщика -
    работодателя в расчете на одного работника определенным коли­чественным критериям;

  • по видам социальных фондов.

Дифференциация ставок единого социального налога для налого­плательщиков - работодателей и налогоплательщиков - не работодателей вызвана различиями в объектах налогообложения.

Однако не все налогоплательщики - работодатели применяют при исчислении сумм налога одинаковые ставки.

Таблица 1

Ставки единого социального налога для основной категории налогоплательщиков – работодателей, производящих выплаты наемным работникам

Налоговая база для каждого

Работника

Размер ставки

До 100 000 руб.

35,6%

От 100 001руб. до 300 000 руб.

35 600 руб.+20% с суммы, превышающей 100 тыс.руб.

От 300 001 до 600 000

75 600 руб.+10% с суммы, превышающей 300 тыс.руб.

Свыше 600 000 руб.

105 600 руб.+2% с суммы, превышающей 600 тыс.руб.

Как было отмечено выше, ставки единого социального налога диф­ференцированы по фондам. Так, общая максимальная ставка единого налога для основной категории налогоплательщиков - работодателей в размере 35,6 % сложилась следующим образом:

  • в Пенсионный фонд (ПФ) - 28 %;

  • в Фонд социального страхования (ФСС) - 4 %;

  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
    (ФФОМС)-0,2%;

  • в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - 3,4%.

Льготные ставки налога установлены для организаций, произво­дящих сельскохозяйственную продукцию, крестьянских (фермерских) хо­зяйств, а также для родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

Для налогоплательщиков второй группы - не работодателей ставки единого социального налога ниже, чем для налогоплательщи­ков - работодателей.

Таблица 2

Ставки единого социального налога для лиц, занимающихся предпринимательской и иной профессиональной деятельностью (кроме адвокатов)

Налоговая база на каждого работника

Размер ставки

До 100 000 руб.

13,2%

От 100 001 руб. до 300 000 руб.

13 200 руб. + 7,4% с суммы, превышающей 100 тыс. руб.

От 300 001 руб. до 600 000 руб.

28000 руб. + 3,65% с суммы, превышающей 300 тыс. руб.

Свыше 600 000 руб.

38 950руб. + 2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.

Несколько иные ставки налога установлены для адвокатов, ока­зывающих бесплатную юридическую помощь физическим лицам.

Таковы ставки на сегодняшний день, но с 1 января 2005 года предполагают снижение ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26%. Таким образом, при доходах работника до 300 тыс. руб. в год работодатель по регрессивной шкале будет платить в виде ЕСН 26% от этой суммы, при доходе до 600 тыс. руб. - 10%, свыше 600 тыс. - 2%.

Рассмотренные выше ставки единого социального налога свиде­тельствуют о том, что для этого налога характерна регрессивная шкала
налогообложения. Это означает, что с увеличением налоговой базы ставка налога уменьшается. Такой метод налогообложения не нашел широкого использования в российском налоговом законодательстве.

4. Порядок исчисления и уплаты налогов.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками от­
дельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых плате­жей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации налогам и сборам.

Кроме того, налогоплательщики обязаны представлять в региональные
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения
(отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:

  1. начисленного налога в Фонд социального страхования Российской
    Федерации;

  2. использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособ­ности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им
    возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на
    другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

  3. направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное
    обслуживание работников и их детей;

  4. расходов, подлежащих зачету;

  5. уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федера­ции.

Для налогоплательщиков единого социального налога - не работо­дателей (кроме адвокатов) расчет сумм авансовых платежей производит­ся налоговым органом исходя из налоговой базы за предыдущий налого­вый период и соответствующих ставок.

Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринима­тельскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, то они обязаны в пятидневный срок по ис­течении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода и предполагаемых расходов определяет­ся налогоплательщиком самостоятельно.

Расчет сумм авансовых платежей за текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из сумм предполагаемого дохо­да с учетом расходов, связанных с его извлечением.

Новая налоговая декларация представляется также, если в нало­говом периоде будет значительное увеличение доходов (более чем на 50 %). При значительном уменьшении доходов налогоплательщик вправе представить новую налоговую декларацию. Перерасчет авансовых пла­тежей производится налоговым органом на текущий год по не наступив­шим срокам уплаты налога, но не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные сроки для очередного авансового пла­тежа либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.

Налогоплательщики, не являющиеся работодателями, обязаны произ­водить уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений:

  • за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере
    половины годовой суммы авансовых платежей;

  • за июль - сентябрь - не позднее 15 сентября текущего года в размере
    одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

  • за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в раз­
    мере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
    Окончательный расчет налога по итогам налогового периода про­изводится налогоплательщиком - не работодателем (за исключением адвокатов) самостоятельно с учетом всех полученных в налоговом периоде
    доходов и расходов, связанных с их извлечением. Сумма налога исчисляется отдельно в отношении каждого фонда.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в те­чение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате в соот­ветствии с налоговой декларацией, должна быть уплачена либо зачтена в счет предстоящих платежей или возвращена налогоплательщику.

Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются юридическими консультациями в порядке, предусмотренном для налого­плательщиков - работодателей.

Налогоплательщики единого социального налога, не являющиеся работодателями, представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Адвокаты вместе с налоговой декларацией представляют от кол­легии адвокатов (ее учреждений) данные о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд, Фонд соци­ального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью внесения взносов в перечисленные выше государственные соци­альные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социаль­ного налога, осуществляется налоговыми органами РФ.

Список использованной литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004г.)

  2. Горина Г. А. Налоги и налогообложение. Часть 3. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 2001.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Единый социальный налог (8)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... или процентов). 2. Единый социальный налог. Единый социальный налог является серьезным новаторством, ... социальные фонды в единый налог. 2.1. Причины, вызвавшие необходимость введения единого социального налога. До введения единого социального налога ...
  2. Единый социальный налог (16)

    Реферат >> Финансы
    Единый социальный налог Единый социальный налог (сокращенно ЕСН) заменил совокупность уплачивавшихся ... ). Смысл введения налога заключался в упрощении процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем ...
  3. Единый социальный налог (14)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... 3 ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, ЕГО СУЩНОСТЬ 5 1. Экономические предпосылки введения единого социального налога 5 2.Сущность Единого социального налога 8 3. Метод снижения ...
  4. Единый социальный налог (3)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... фондов. 3 2. Экономическая сущность Единого Социального Налога (взноса). 5 3. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога (взноса): 7 3.1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ 7 ... России появился новый федеральный налогединый социальный налог. Для многих организаций ...
  5. Единый социальный налог (7)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... : введение единого социального налога – правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.005558967590332