Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Военная кафедра->Дипломная работа
Как показывает опыт боевых действий последних лет, одним из ключевых элементов группировки войск являются средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Возр...полностью>>
Военная кафедра->Курсовая работа
За сравнительно короткий срок авиационная промышленность США стала крупнейшей отраслью индустрии страны. Сейчас выпускаются самолеты, скорость которых...полностью>>
Военная кафедра->Курсовая работа
Анализ результатов служебно-боевой деятельности воинских частей и подразделений ВВ МВД России в ходе выполнения задачи роты в группе досмотра железнод...полностью>>
Военная кафедра->Дипломная работа
С развитием ракетной техники в мире наиболее остро встает вопрос о повышении её эффективности, надежности, снижении затрат на стадии разработки и прои...полностью>>

Главная > Реферат >Военная кафедра

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1) резкий прирост экспортных доходов от реализации вооружений, продемон­стрировавший, что военно-промышленный ком­плекс (ВПК) может быть не только потребите­лем бюджетных ресурсов;

2)упор на раз­работку «двойных технологий» как средства конверсии оборонных про­изводств.

Условия развития производства в советский период продукции гражданского назначения на обо­ронных предприятиях предусматривали возможность быстрой переналадки произ­водственных линий для изготовления продукции военного назначения. Типичный пример - производство машин для сельского хо­зяйства. Оно создавалось с таким расчетом, чтобы его можно было быстро перест­роить на военные нужды, т. е. сельскохозяйственная техника должна была иметь узлы с характеристиками, сходными с военными. Поэтому затраты на подготовку производства были довольно высокими, а адаптация к гражданским целям была ограничена. Так, излишний вес тракторов снижал эффективность их применения в сельском хозяйстве.

С одной стороны это приводило к ограничению но­менклатуры гражданской продукции. Например, видовое разнообразие химичес­кой продукции гражданского назначения на одних и тех же заводах зависело, прежде всего, от потребностей в продукции военной химии, чем объяснялся пере­кос в структуре минеральных удобрений в сторону избытка азотосодержащих со­единений. С другой стороны, уровень технологических и технических требований к гражданскому производству был существенно занижен по сравнению с военным.

В отличие от гражданского сектора экономики, где очевидна тенденция к со­кращению сроков внедрения новых технологий и производства принципиально новых видов продукции, в военном секторе промышленности наблюдается обрат­ный процесс - производство новых видов вооружений и военной техники все больше растягивается во времени.

Указанные различия привели к возникновению серьезных проблем в динамике производства товаров гражданского назначения в оборонном секторе.

Но применение технологий двойного назначения в гражданских целях имеет ограничение. Технологии оборонной промышленности имеют специфические цели, поэтому в гражданском секторе они используются частично. Применение в гражданской сфере технологий двойного назначения предполагает снижение уровня высоких технологий.

Экономическая политика в области конверсии должна учитывать тот факт, что только часть оборонных предприятий может адаптировать технологии двойного назначения к расширению гражданского производства. Политика конверсии обретает полный смысл только в том случае, если возможны либо полная переори­ентация предприятий на гражданское производство, либо их закрытие. Мощности невостребованной оборонной промышленности должны участвовать в других го­сударственных программах, но не в программе конверсии.

Технологический разрыв между военной и гражданскими отраслями про­мышленности в России по-прежнему велик — как ни в какой другой индустриальной стране. Проблема со­стояла не в том, что военные не хотели переда­вать свои технологические секреты граждан­ской промышленности. Дело было в другом: в отсутствии у последней эффективных стимулов для внедрения передовых инноваций. Дешевая рабочая сила, свобода от конкуренции, доминирование количественных показателей плана выпуска — все это никак не побуждало советские предприятия к тому, что­бы перенимать у военной промышленности тех­нологические новинки. В современной России бездарно были потрачены средства конверсионной программы 1993— 1995 гг., когда, например, часть оборонных предприятий разрабатывала для нефтяников оборудование, аналогичные образцы которого уже серийно выпускались другими заводами.

Спрос на технологические ин­новации в гражданской промышленности тра­диционно велик, поскольку он основывается на эко­номическом интересе к получению дополни­тельной прибыли. Поэтому, например, для США, более важ­на вторая сторона политики «двойных техно­логий» — оздоровление самой военной про­мышленности на основе заимствования деше­вых технологий гражданского сектора.

У нас положение совершенно иное. Инно­вационная активность гражданской промыш­ленности отнюдь не возросла с советских вре­мен. Российской оборонной про­мышленности нечего взять взамен у техноло­гически отсталой гражданской обрабатываю­щей индустрии. Поэтому стратегической цели политики «двойных технологий» — одновре­менного подтягивания технологических уров­ней гражданской и военной промышленности на основе взаимопроникновения инноваций, унификации технологических операций — до­стичь не удается.

Поли­тика «двойных технологий» эффективна в этом направлении лишь тогда, когда она способству­ет одновременному технологическому обновле­нию как военной промышленности, так и со­пряженных с нею гражданских отраслей.

Расширяя сферу «двойных технологий», государство повышает и степень независимости национальной технологической базы, способствует развитию в смежных с военным производством отраслях таких технологий, которые ранее существовали только за рубежом. Трансформация ряда военных технологий в разряд «двойных» снимает с государства весь­ма значительные финансовые обязательства постольку, поскольку гражданская составляю­щая данных технологий способна компенсиро­вать затраты на их разработку через коммерчес­кую реализацию соответствующих проектов. В такой ситуации правительство получает воз­можность направить большую часть высвобож­дающихся средств на разработку новейших кри­тически важных военных технологий.

Недостатки в ходе реализации Государственной программы кон­версии и сложное финансово-экономическое положение конверсируе­мых предприятий обусловили необходимость разработки новой про­граммы. Федеральная целевая программа конверсии оборонной про­мышленности на 1995-1997 гг. предусматривала перепрофилирование и модернизацию высвобождаемых мощностей для организации разра­ботки и серийного производства высокотехнологичной, конкуренто­способной продукции гражданского назначения для переоснащения важ­нейших отраслей народного хозяйства, развития экспортного потенци­ала и снижения экономической зависимости от импорта продукции. Предполагалось создание свыше 400 тыс. рабочих мест для работников, высвобождаемых из военного производства, и введение дополнительных производственных мощно­стей для выпуска продукции гражданского назначения и товаров народного потребления на 41,1 трлн. руб.

Положение конверсируемых предприятий тем не менее продолжало ухудшаться. Падение производства (в том числе гражданской продук­ции) составило в 1995 г. 22,7% по сравнению с 1994 г., в 1997 г. по сравнению с 1996 г. - еще 16%. Только за один 1995 год высвобождено 26% работающих в военном производстве. Но в гражданском производ­стве было создано лишь около 50 тыс. рабочих мест. В 1995-1996 гг. введено всего 13% запланированных производственных мощностей.

Главная причина - недофинансирование: в 1995 г. ОПК получил 86,4% запланированных дотаций из бюджета, 22,5 - целевого кредита на конверсию, 77,8% - запланированных средств на НИОКР. В 1996 г. дотации из бюджета составили 52,8% плановых, в 1997 г. - 86,3%; финансирование НИОКР в 1996 г. равнялось лишь 47,7% предпола­гавшейся величины. Не изменилась и ситуация с финансированием конверсии: на конверсионные проекты в 1996 г. было выделено 11% средств, предусмотренных бюджетом, в 1997 г. - 15,5%.

В целом "результаты" конверсии впечатляют: только в 1992-1996 гг. военное производство сократилось почти в шесть раз, об­щий объем производства продукции ОПК - в семь раз (то есть производство гражданской продукции снизилось еще больше, чем воен­ной), из военной сферы, высвобождено, по разным оценкам, от 2 млн. до 3,5 млн. работников.

К середине 1997 г. оборонная промышленность находилась в состоянии глубокого кризиса. С 1997 г. уже в меньшей степени акцентиру­ется внимание на отсутствии государственных заказов, недостаточном спросе и старении оборудования.

Все меньший объем ресурсов, выделяемый государством на конверсию, привел к тому,что для решения производственных проблем возникла необходимость поиска внутренних ресурсов и обращения к негосударственным источникам помощи, например, к сотрудниче­ству с иностранными компаниями.

В1998 году ситуация была критиче­ской: годовой выпуск само­летов и ракет упал до еди­ниц, в то время как мощнос­ти авиационных заводов рас­считаны на производство бо­лее чем 500 самолетов в год.

Основные подходы к реформированию оборонной промышленности, содержащиеся в Федеральной целевой программе на 1998-2000 гг., включа­ли: концентрацию оборонно-промышленного потенциала ;пере­вод там, где это целесообразно, производства техники с серийных заво­дов на опытные производства при ведущих НИИ и КБ; формирование наукоемкой, высокотехноло­гичной промышленной базы, обеспечивающей в перспективе техническое перевооружение армии и флота и устойчивое развитие предприятий и организаций оборонной промышленности.

В последнее время в зарубежной литературе высказывается мне­ние о возможном возникновении в будущем новой модели производства военной продукции: без оборонной промышленности. Так, Япония, являющаяся производителем высококачественной военной техники (8 японских компаний входят в число 100 компаний мира - основных производителей оружия), не имеет собственно оборонной промышлен­ности. Тем не менее по­добная ситуация не характерна для мировой практики: доля военной продукции в общем объеме продаж 23 компаний - крупнейших произ­водителей оружия в мире - составляла в 1993 г. в среднем 51,5%.

В Федеральной целевой программе отмечается, что ОПК страны включает 1749 предприятий и организаций и к 2000 г. их число нужно сократить до 667. Это свидетельствует о том, что в ОПК предполагается оставить только главных подряд­чиков Минобороны РФ (например, список подрядчиков Министерства обороны Ве­ликобритании в 1991 г. насчитывал более 11 тыс. фирм). Другой причиной неудачи хода конверсии является завышенные мобилизационные мощности. Так как на боль­шинстве предприятий производства военной и гражданской продук­ции не изолированы друг от друга, мобилизационные мощности ока­зываются "вкрапленными" в гражданское производство, затрудняют его нормальную работу и усложняют конверсию. Не полностью загруженное оборудование военных производств без адек­ватной финансовой поддержки со стороны государства порождало непосильные для предприятий расходы. Другая проблема- полная неопределенность с оборонным заказом, который еже­годно меняется и не известен предприятиям до июня-июля текущего года. Министерство обороны в отсутствие утвер­жденного бюджета "спускает" предприятиям завышенный оборонный заказ (часто и сами предприятия прилагают к этому значительные усилия), надеясь затем "продавить" необходимые деньги при приня­тии бюджета, что, однако, сделать удается далеко не всегда. В результате задолжен­ность за выполненный оборонный заказ в 1995 г. составляла 7,7 трлн. руб., в 1996 г. - 15,6 трлн. руб. (в текущих ценах).

За последнее десятилетие наши армия и флот по своему техническому оснащению превратились из передовых в отсталые, значительно уступают в этом отношении не только вооруженным силам развитых западных государств, но развивающихся стран. Если оснащенность новыми вооружениями Советских Вооруженных сил в среднем составляла около 70%, то этот показатель для российской армии в 1992 г., от которого началась новая история, составил всего около 30%.

В мировой практике предельно-критическим показателем технической оснащенности армии считается наличие 60% новейших образцов оружия и боевой техники, а при показателе ниже начинается техническая деградация, что и происходило в последнее десятилетие с нашей армией. В западных армиях доля современных вооружений составляет около 70-80%.

В 90-е годы не было обновле­ния парка самолетов и корабельного соста­ва, не было средств на их обслуживание и ремонт. Главком ВМФ адмирал Куроедов говорит: "Морская деятельность близка к распаду". Требует ремонта 70% ракетных крейсеров стратегического назначения, без­надежно устарело около 50% атомных под­водных лодок. В авиации неисправны 50% самолетов. Плачевно состояние ядерных стратегических сил, где 60% ракет и более 70% пунктов управления выработали гаран­тийные сроки хранения.

У государства нет денег для производства новой боевой машины пехоты (БМП), раз­работанной в Кургане и не имеющей анало­гов. Вместе с тем наш ОПК продает иностран­ным государствам (особенно Ближнего Вос­тока и Африки) современное вооружение, часто не имеющее аналога в мире Это - единственный способ продолжить разработки новых об­разцов вооружения.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Характеристика военно-промышленного комплекса России

    Контрольная работа >> География
    ... Архангельск 2010 СОДЕРЖАНИЕ Вопрос 1 Характеристика военно-промышленного комплекса России. Значение и роль в экономике ... использованной литературы Характеристика военно-промышленного комплекса России. Военно-промышленный комплекс (ВПК) России – это мощная ...
  2. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление

    Книга >> Информатика, программирование
    ... в развитии отечественного военно-промышленного комплекса, недостающие уже сейчас вооруженным силам России сложную военную технику и системы ...
  3. Военно-промышленный комплекс СССР

    Реферат >> История
    ... довольно многочисленных месторождений урановой руды в России в настоящее время разрабатывается только одно  ... ) производителей оружия и военных[6], для СССР «военно-промышленный комплекс» зквивалентен понятию «оборонная промышленность» (англ. defence industry ...
  4. Топливно-энергетический комплекс России (4)

    Реферат >> Политология
    ... /мес (март 2010). Оборонно-промышленный комплекс России В 2007 году объём реализации ... (32 %). В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с ... государствами мира, и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны, а ...
  5. Оборонно-промышленный комплекс. Конверсия ОПК

    Курсовая работа >> Экономика
    ... и созданием вооружения и военной техники. Оборонно-промышленный комплекс является непосредственной материальной основой ... -промышленного комплекса России» // Право и экономика. 2006. №11 5 Винслав Ю. «Конверсия отечественного оборонно-промышленного комплекса: ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020148754119873