Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Доклад
1. Классическая теория условных рефлексов И.П. Павло­ва явилась фундаментом, на котором было построено со­временное здание поведенческой коррекции. На...полностью>>
Психология->Лекция
Когнитивная психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнитивной психокоррекции основное внимание удел...полностью>>
Психология->Доклад
Э. Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, ...полностью>>
Психология->Лекция
Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Открытая» шкала

1. Когда я думаю о своем ребенке, то ... счастлива, что я его родила.

11. Скорее всего, он/она ... <- - ->

21. Я всегда замечал(а) ... что он очень реагирует на несправедливые замечания и наказания.

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста ... он более подвижен.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ... он всех заводит и начинает шумные игры.

Значимые характеристики ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка ... любознательность и упрямство.

23. Мой ребенок силен в ... пока не знаю (по-моему, хорошо разбирается в музыке).

Позитивные особенности ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок ... занят увлекательным и познавательным делом (лучше, если самостоятельно).

13. Мне нравится в моем ребенке... что он правильно понимает некоторые жизненные ситуации — отношения детей к взрослым, к девочкам — одних уважать, других защищать, не обижать.

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы ... он был здоров.

14. Я всегда мечтала о том, что ... чтобы он вырос хорошим человеком, грамотным.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... он хорошо учился в школе.

26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... неплохо учиться в школе.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... неусидчивость к занятиям.

15. Я боюсь, что ... он заболеет.

25. Мне бы не хотелось, чтобы ... он рос слабым, беззащитным, не дающим отпора своим недругам.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... чтению.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... сильно баловаться.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда... он не убирает за собой свои вещи, игрушки.

17. Мне не нравится в нем/ней ... некоторая лень.

21. Думаю, что ему/ей мешает ... невнимательность.

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... <- - ->

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... он был очень спокойным ребенком, до трех лет делал все сам (одевался, раздевался, ел, выливал свой горшок, убирал игрушки), мне не позволял ничего за ним убирать.

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок ... <- - ->

Интересы, предпочтения ребенка

9. Моего ребенка интересует ... конструкторы, книги.

19. Мой ребенок любит ... играть в машинки, игрушки, подвижные игры, купаться, лазать по детским тренажерам.

29. Он/она предпочитает ... любит сладкое, кататься на велосипеде, Роликах, самокате, купаться в ванной, в речке на даче.

Ситуация «Мы-взаимодействия»

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком ... занимаемся, и у него все получается, особенно, когда читаем, считаем (подготовка к школе).

20. Мой ребенок и я ... друзья.

30. Наши отношения с ребенком ... хорошие.

  

Пример 4. Протокол сочинения мамы Лены К. (Приложение 3)

«Открытая» шкала

1. Когда я думаю о своем ребенке, то ... испытываю чувство нежности.

11. Скорее всего, он/она ... <- - ->

21. Я всегда замечал(а) ... если она обижается, то это долго не проходит, и нужно время, чтобы она забыла об обиде.

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста ... она очень подвижна и требовательна.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ... то я стараюсь не вмешиваться в их отношения до тех пор, пока это возможно.

Значимые характеристики ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка ... это правильность, прямолинейность; если ей один раз объяснили, что нужно делать так, то ее трудно переубедить, что можно это сделать и по-другому.

23. Мой ребенок силен в ... <- - ->

Позитивные особенности ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок ... проявляет самостоятельность, просит что-нибудь ей объяснить, помогает мне в чем-либо, слушает родителей.

13. Мне нравится в моем ребенке ... такие качества, как доброта, честность.

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы ... она была более терпеливой и научилась ждать.

14. Я всегда мечтала о том, что... чтобы она хорошо кушала и слушалась.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... она почаще прислушивалась к тому, что ей говорят или что от нее требуют.

26. Мои ребенок достаточно способен, чтобы ... делать мелкую домашнюю работу, обслуживать себя, содержать свои вещи в порядке.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... проявление лидерских качеств, в командном тоне; ее частые ОРЗ.

15. Я боюсь, что... <- - ->

25. Мне бы не хотелось, чтобы ... она болела, капризничала без повода.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... занятиям (логопедические, подготовка к школе).

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... капризничать.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда ... дочь меня не слушает или не хочет слышать, что я ей говорю или прошу сделать что-либо.

17. Мне не нравится в нем/ней ... нетерпеливость.

27. Думаю, что ему/ей мешает ... ее лень.

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... она никогда ни минуты не могла сидеть спокойно на одном месте, и из-за этого с ней происходило много разных историй, не очень хороших.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой)... <- - ->

28. Самое трудное, что пережил мой ребенок ... когда ее отец уехал в длительную командировку (около трех месяцев).

Интересы, предпочтения ребенка

9. Моего ребенка интересует ... компьютер, книги.

19. Мой ребенок любит ... сладкое, читать, родителей, рисовать и многое другое.

29. Он/она предпочитает ... больше быть на улице, гулять, прыгать, бегать.

Ситуация «Мы-взаимодействия»

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком ... что-то вместе делаем.

20. Мой ребенок и я ... любим вместе гулять, ездить в гости или на представления театра, цирка и т.д.

30. Наши отношения с ребенком ... нормальные.

Пример 5. Протокол сочинения мамы Анны П. (Приложение 3).

«Открытая» шкала

1. Когда я думаю о своем ребенке, то ... хочу, чтобы она смогла реализовать в своей жизни максимум способностей и задатков.

11. Скорее всего, он/она ... выберет себе профессию с гуманитарным уклоном.

21. Я всегда замечал(а)... что в сложных ситуациях мы ведем себя одинаково.

Сравнительная оценка ребенка

2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста ... многие вещи воспринимает более по-взрослому, иногда даже слишком.

12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ... она стремится к лидерству.

Значимые характеристики ребенка

22. Самое главное в характере моего ребенка ... целеустремленность (хотя пока трудно сказать).

23. Мой ребенок силен в ... спорах. Переспорит всех.

Позитивные особенности ребенка

3. Я люблю, когда мой ребенок ... делает что-либо с удовольствием, интересом (играет, ест, слушает музыку).

13. Мне нравится в моем ребенке ...то, что она знает, с кем надо разговаривать и с кем не надо.

Идеальные ожидания

4. Я хотел (а) бы, чтобы ... моя дочь научилась находить общий язык с людьми, чтобы у нее были хорошие друзья.

14. Я всегда мечтала о том, что ... мой ребенок будет учиться в России, т.к. наше образование во многом лучше зарубежного.

24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... она меньше спорила, а больше слушала. 26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... добиться в жизни успеха.

Возможные страхи, опасения

5. Меня беспокоит в нем/ней ... чрезмерное упрямство.

15. Я боюсь, что... получение этого образования будет слишком дорогим через несколько лет.

25. Мне бы не хотелось, чтобы... моя дочь имела секреты от своих родителей.

Реальные требования

6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... когда вырастет, спортивным занятиям.

16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... расстраиваться до слез из-за мелких неудач.

Причины трудностей

7. Я очень раздражаюсь, когда ... в некоторых ситуациях не всегда знаю, как объяснить, сказать, успокоить...

17. Мне не нравится в нем/ней ... то, что не всегда начатое дело доводите до конца.

27. Думаю, что ему/ей мешает ... упрямство (и в общении, и в занятиях).

Анамнестические данные

8. Когда он/она рос(ла) ... интересы менялись (они еще будут меняться много раз), но читать любила и любит и, надеюсь, будет любить.

18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... то была гораздо беспокойнее, чем сейчас.

28. Самое трудное, что пережим мой ребенок... на сегодняшний день — это переезд из маленького города в Москву.

Интересы, предпочтения ребенка

9. Моего ребенка интересует ... рисование, т.к. рисует с полутора лет с удовольствием.

19. Мой ребенок любит ... все то, что любит любой другой малыш: маму, папу, бабушек, конфеты, кошек и собак...

29. Он/она предпочитает ... играть с родителями или друзьями, чем одна.

Ситуация «Мы-взаимодействия»

10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком ... вместе ходим на концерты, спектакли, в цирк.

20. Мой ребенок и я ... во многом похожи.

30. Наши отношения с ребенком ... надеюсь, будут такими же доверительными всегда, как сейчас.

 

Приложение 4

Сравнительный анализ родительских сочинений по типам взаимодействия «Ребенок-родитель»

 

Тип взаимодействия

1. Конфликтный тип

2. Гармоничный тип

3. Дистантный тип

4. «Родитель-диктатор»

5. «Ребенок-диктатор»

Параметры сравнения

Примечания

Слабая ориентация на эмоционально-личностные особенности ребенка, распространенность описания низкая, по сравнению с другими группами выражена ориентация на настоящее

Выражена центрированность на отношениях с ребенком (в настоящем, прошлом)

Редко упоминается категория «доброта», выражена амбивалентность в описании ребенка, по сравнению с другими группами, выражена ориентация на будущее

По сравнению с другими группами, ожидания от ребенка наиболее конкретизированы

В актуальном образе ребенка почти не встречаются определения «тревожен», «плаксив» и часто встречается упоминание об эгоизме, акцент на значимости для родителя позитивного эмоционального настроения у ребенка

Значимые характеристики

Коммуникативные качества, различные способности

Личностные качества (доброта как наиболее встречаемое качество)

Самостоятельность. Эмоциональный знак выраженно-нейтральный или амбивалентный

Коммуникативные качества

Волевые качества, любознательность, речевая активность

Положительная оценка ребенка

Способности, физическое благополучие

Личностные качества

Коммуникативная сфера, самостоятельность

Личностные и волевые качества

Самостоятельность, коммуникативные качества, умение «разбираться в жизни»

Сравнительная оценка ребенка

Коммуникативные качества

Коммуникативные качества

Коммуникативные качества

Большая «зрелость», по сравнению со сверстниками, выражена центрированность родителя на себе

Коммуникативные качества, отмечается удовлетворенность поведением ребенка

 

Опасения

Физическое благополучие, послушание

Обобщенные или относительно здоровья

Выраженные тенденции не выявлены

Подчинение чужому влиянию

Личностные особенности ребенка, самоконтроль, здоровье, внешние влияния

 

Образ ребенка в прошлом

Положительная оценка физической стороны развития и деятельностных предпочтений

Позитивное внутрисемейное взаимодействие, негативные эмоциональные реакции ребенка

Констатация отсутствия проблем с ребенком (спокойный, послушный)

Положительная эмоциональная окраска, отмечаются категории внешности, когнитивного развития, физической активности

Отмечаются категории беспокойства, капризов

 

Интересы ребенка

Не имеют яркой выраженности, тенденция к физическим занятиям

Широкий диапазон с выраженным предпочтением игры

Продуктивные виды деятельности

Нет выраженной тенденции в предпочтениях

Продуктивные виды деятельности, игра

 

Образ отношения с ребенком

Положительно окрашенный, приоритет определенных категорий не выявлен

Наиболее выражена категория дружбы

Декларация близости без выраженной позитивной эмоциональной окраски

Выражена категория дружбы. Эмоциональная оценка отношений критическая и ситуативная

Акцент на совместности во взаимодействии, но сфера позитивно окрашенной совместной деятельности ограничивается отдыхом, категория совместных занятий почти не представлена, как и категория дружбы

 

Причины трудностей

Негативные эмоциональные реакции ребенка

Волевые и коммуникативные качества ребенка

Личностные и волевые качества ребенка

Волевые качества ребенка

Волевые качества ребенка, взаимодействие с ребенком (неумение воздействовать на него)

 

Образ будущего

Успешность, достижения в различных областях

Обобщенные или связанные со здоровьем

Обучение в школе, здоровье

Требования послушания, но и активности в достижении целей

Ориентация на получение образования (часто высшего), требования послушания и самоконтроля

1 Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка// Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 1997.

2 Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика. – 2001.

3 Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. – 2002, № 1.

4 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т 2. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Педагогика, 1983.

5 Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка// Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 1997.

6 Железнякова З.Р. Организация взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. – Брест: БрГУ, 1997.

7 Федотов А.Ю. Психология семейных отношений. – М., 2000.

8 Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Изд-во: Владос, 2001, 96 с.

9 Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Педагогика. –1986, 263 с.

10 Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2001, № 3.

11 Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

12 Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996.

13 Зацепин В.И., Цимбалюк В.Д. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. – М.: 2001.

14 Земска М. Семья и личность. – М., Изд. Прогресс. – 1999, 133 с.

15 Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Институт практической психологии, 1995.

16 Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А. – М., Просвещение. –1989, 206 с.

17 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т 2. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Педагогика, 1983.

18 Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

19 Крайг Г. Психология развития. – СПб, Изд. Питер. – 2000, 992 с.

20 Практикум по возрастной и педагогической психологии/ автор-сост. Данилова Е.Е. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 160 с.

21 Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. – М., Мысль. – 1987, 351 с.

22 Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Изд-во: Владос, 2001, 96 с.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психодиагностика детско-родительских отношений

    Реферат >> Строительство
    ... деятельностью, в частности в младшем школьном возрасте (о чем свидетельствует наше исследование ... деятельности, в разнообразные виды отношений: отношение к Миру, Людям, ... . — Содействовать созданию детских общественных объединений, ученического самоуправления ...
  2. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

    Курсовая работа >> Психология
    ... Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка 1. Личность младшего школьника Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст ... Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами ...
  3. Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами ребёнка дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... в младшем школьном возрасте, вся ... возраста со сверстниками // Психолог в детском саду.- 2003.- №3.- с.89-109. Селивёрстова Н.Я. Психодиагностика ... детско-родительских отношений. М., 2001.- 118с. Слободская Т.П. Темперамент в раннем возрасте: родительские ...
  4. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... развития младших школьников 2.1.Методы психодиагностики младших школьников ... Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских ... избавиться от родительской зависимости, ... интересов и динамика отношения младших школьников к учению ...
  5. Психология развития личности в младшем школьном возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... родительской ... младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в детском ... младшего школьного возраста. В I классе у школьников еще нет ясно выраженного отношения ... психодиагностики. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0058119297027588