Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Познание и взаимное воздействие людей друг на друга — обя­зательный элемент любой совместной деятельности. [1] Познание — это не только знание о предм...полностью>>
Психология->Реферат
Эта работа по формату не претендует на научное исследование. Это скорее рассуждения вслух, вызванные потребностью осознать проблему, сделать выводы и ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Актуальность проблемы. Человек как личность начинает формиро­ваться в семье при помощи взрослых. Семью можно считать колыбелью личности. В процессе бл...полностью>>
Психология->Реферат
В последнее время в России происходит бурное развитие банковской сферы. В целом оно проходит на неблагоприятном фоне общественного сознания. Общее нап...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Признаки

  1. Вербализация.

  2. Чрезмерная забота.

  3. Зависимость от семьи.

  4. Подавление воли.

  5. Ощущение самопожертвования.

  6. Опасение обидеть.

  7. Семейные конфликты.

  8. Раздражительность.

  9. Излишняя строгость.

  10. Исключение внесемейных влияний.

  11. Сверхавторитет родителей.

  12. Подавление агрессивности.

  13. Неудовлетворенность ролью хозяйки.

  14. Партнерские отношения.

  15. Развитие активности ребенка.

  16. Уклонение от конфликта.

  17. Безучастность мужа.

  18. Подавление сексуальности.

  19. Доминирование матери.

  20. Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка.

  21. Уравнение отношения.

  22. Стремление ускорить развитие ребенка.

  23. Несамостоятельность матери.

Приложение 2

Методика «Родительское сочинение»

 

Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений позволяет выявить особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью методики «Родительское сочинение» возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.  Методика позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.

Процедура проведения методики

Методика «Родительское сочинение» состоит из тридцати незавершенных предложений. Предложения разделены на одиннадцать шкал. На каждую шкалу приходится несколько незавершенных предложений.

 Родителю предъявляется бланк с незавершенными предложениями. Желательно, чтобы на странице бланка было расположено не более 10-15 незаконченных предложении с достаточным свободным местом для их завершения. Психолог предлагает завершить предложения наиболее подходящей для родителя фразой или несколькими фразами. Родитель может писать все, что он хочет, считает важным и нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании и объеме текста психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время психологического обследования.

Список незаконченных предложений

  1. Когда я думаю о своем ребенке, то...

  2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста...

  3. Я люблю, когда мой ребенок...

  4. Я хотел(а) бы, чтобы...

  5. Меня беспокоит в нем/ней...

  6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания...

  7. Я очень раздражаюсь, когда...

  8. Когда он/она рос (ла)...

  9. Моего ребенка интересует...

  10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком...

  11. Скорее всего, он/она...

  12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей...

  13. Мне нравится в моем ребенке...

  14. Я всегда мечтала о том, что...

  15. Я боюсь, что...

  16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а)...

  17. Мне не нравится в нем/ней...

  18. Когда он/она был(а) маленьким(ой)...

  19. Мой ребенок любит...

  20. Мой ребенок и я...

  21. Я всегда замечал(а)...

  22. Самое главное в характере моего ребенка...

  23. Мой ребенок силен в...

  24. Я был(а) бы рад(а), если бы...

  25. Мне бы не хотелось, чтобы…

  26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы...

  27. Думаю, что ему/ей мешает...

  28. Самое трудное, что пережил мой ребенок...

  29. Он/она предпочитает...

  30. Наши отношения с ребенком...

Распределение незаконченных предложений по шкалам приведено ниже в таблице.

Обработка и интерпретация результатов

 Обработка и интерпретация данных осуществляется с помощью качественного и количественного анализа результатов обследования.

 Контент-анализ сочинения проводится путем выделения в высказываниях родителей определенных содержательных категорий. При анализе содержания высказываний необходимо учитывать их временную направленность – на прошлое, будущее, настоящее; центрирование - на конкретном субъекте детско-родительского взаимодействия (родитель, ребенок) или процессе взаимодействия в целом; эмоциональный знак - положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный.

Распределение незаконченных предложений по шкалам

шкалы

Название шкалы

Номера предложений в сочинении

1

«Открытая» шкала

1, 11, 21

2

Сравнительная оценка ребенка

2, 12

3

Значимые характеристики ребенка

22, 23

4

Позитивные особенности ребенка

3, 13,

5

Идеальные ожидания

4, 14, 24, 26

6

Возможные страхи, опасения

5, 15,25

7

Реальные требования

6, 16

8

Причины трудностей

7, 17, 27

9

Анамнестические данные

8, 18, 28

10

Интересы, предпочтения ребенка

9, 19, 29

11

Ситуация «Мы-взаимодействия»

10, 20, 30

 

В общем виде категории делятся на следующие блоки:

 I. Блок «Образ ребенка»: здоровье, физическое состояние; внешность; эмоциональные особенности; личностные качества; интеллектуальное развитие; тендерная идентификация; саморегуляция (энергетические и деятельностные характеристики); возрастной статус; предпочтения, интересы; отношения с окружающими (со сверстниками, взрослыми); достижения; перспективы, жизненные планы; анамнестические данные. Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка.

 II. Блок «Образ отношений в семье»: особенности позиции во взаимодействии, эмоциональный компонент отношения, совместная деятельность, принятие ребенка, воспитательная позиция (требования, запреты, санкции, контроль), ожидания.

 III. Блок «Я как родитель»: личностные качества, эмоциональное состояние, воспитательная компетентность, ожидания, факты биографии (развод, смена работы, болезнь и т.д.).

 Дополнительные сведения может дать количественный анализ результатов написания сочинения. Он становится возможен за счет применения субъективной шкалы оценок высказываний по критерию «принятие–отвержение» ребенка. Отношение родителя к ребенку может характеризоваться как безусловное принятие, условное принятие, амбивалентное отношение, индифферентное отношение, скрытое и явное отвержение.

 Диапазон шкалы оценок по критерию «принятие–отвержение»: от –3 баллов (явное отвержение) до +3 баллов (максимальное принятие).

 - 3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено явное непринятие особенностей ребенка (холодность, раздражение и т.п.), что характеризует отношение к ребенку по типу отвержения – высокий уровень отвержения;

 - 2 балла приписывается высказываниям, характеризующим не столь явное, а скорее скрытое отвержение ребенка – средний уровень отвержения;

 - 1 балл приписывается высказываниям со слабой выраженностью неудовлетворенности ребенком или отношениями с ним – низкий уровень отвержения;

0 баллов приписывается нейтральным высказываниям, в которых приводятся конкретные сведения или факты без выраженного отношения к ним;

+ 1 балл приписывается высказываниям, близким к нейтральным, но все же содержащим слабую выраженность позитивного отношения к ребенку – низкий уровень принятия;

+ 2 балла приписывается высказываниям, отражающим позитивное отношение к ребенку – средний уровень принятия;

+ 3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено максимально позитивное отношение к ребенку, безусловное принятие тех его качеств и особенностей, о которых пишет родитель — высокий уровень принятия.

По результатам суммирования баллов, приписываемых высказываниям, делаются выводы о характере отношения родителя к ребенку и возможных зонах неблагополучия во взаимодействии с ребенком.

 Выраженность отрицательного полюса говорит о высокой степени отвержения в исследуемой сфере отношений.

Выраженность положительного полюса свидетельствует о том, что в рассматриваемой сфере родитель демонстрирует принятие ребенка.

1.«Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Когда я думаю о своем ребенке, то ...

- Скорее всего, он/она ...

- Я всегда замечал(а) ...

2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- По сравнению с другими детьми его/ее возраста ...

- Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ...

3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психодиагностика детско-родительских отношений

    Реферат >> Строительство
    ... деятельностью, в частности в младшем школьном возрасте (о чем свидетельствует наше исследование ... деятельности, в разнообразные виды отношений: отношение к Миру, Людям, ... . — Содействовать созданию детских общественных объединений, ученического самоуправления ...
  2. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

    Курсовая работа >> Психология
    ... Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка 1. Личность младшего школьника Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст ... Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами ...
  3. Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами ребёнка дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... в младшем школьном возрасте, вся ... возраста со сверстниками // Психолог в детском саду.- 2003.- №3.- с.89-109. Селивёрстова Н.Я. Психодиагностика ... детско-родительских отношений. М., 2001.- 118с. Слободская Т.П. Темперамент в раннем возрасте: родительские ...
  4. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... развития младших школьников 2.1.Методы психодиагностики младших школьников ... Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских ... избавиться от родительской зависимости, ... интересов и динамика отношения младших школьников к учению ...
  5. Психология развития личности в младшем школьном возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... родительской ... младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в детском ... младшего школьного возраста. В I классе у школьников еще нет ясно выраженного отношения ... психодиагностики. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0067348480224609