Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Как только мы не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий) Думается...полностью>>
Психология->Реферат
В зависимости от используемых средств общение оно может «быть» непосредственным и посредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и неверба...полностью>>
Психология->Реферат
Человек как личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений Значимость группы для л...полностью>>
Психология->Реферат
В наше время все больше внимания люди стали уделять невербальным средствам общения, в частности, языку жестов Все чаще люди стали замечать, как именно...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

______________________________________________

Кафедра психологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология»

на тему «Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состоянием человека».

Выполнил: студент 5-го курса
заочной формы обучения факультета
таможенного дела, группа 531-з
Е.А. Васильев

Проверил:

(инициалы, фамилия преподавателя)

(уч. степень, уч. звание)

Оценка

Подпись

«___» 2010 г.

Санкт-Петербург

2010

Оглавление

Введение 3

1. Структура мозга и психики человека 5

2. Основные психические процессы человека и их связь с мозгом ……..…8

Заключение…………………………………………………………………….16

Список используемой литературы………………………………………...…17

Введение

Тема данного реферата «Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состоянием человека» занимает важное место при изучении психологии личности в рамках дисциплины «Психология и педагогика».

Каждый человек в современном обществе должен обладать научным знанием о психике человека. Эти знания помогают в решении проблем, как в повседневной, личной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Так же такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.

Проблемой является то, что проявления психики человека нельзя рассматривать только через изучение деятельности мозга. Тесная связь естественным образом существует, так как повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Мозг это центральный отдел нервной системы позвоночных животных, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками (http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозг). Так же это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир. То есть, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.

Поэтому в реферате будут рассмотрены: структура мозга и психики человека, основные психические процессы человека, связь структуры мозга с психическими состояниями, психические свойства человека.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих потребностей, совершает определенные поступки. Психические процессы, состояния и свойства вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Хотя все формы проявления психики исследуются отдельно, в действительности они связаны друг с другом и составляют единое целое.

  1. Структура мозга и психики человека

Головной мозг (лат. cerebrum, др.-греч. ἐγκέφαλος) — часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, её головной конец; у позвоночных находится внутри черепа. В анатомической номенклатуре позвоночных, в том числе человека, мозг в целом чаще всего обозначается как encephalon — латинизированная форма греческого слова; изначально латинское cerebrum стало синонимом большого мозга (telencephalon)1.

Головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма.

Важнейшими областями и деталями строения мозга, имеющими отношение к психике являются: левое и правое полушарие2.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудо­вой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного чело­века. И хотя видовые биологически-морфологические осо­бенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудо­вой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктив­ный характер; труд, осуществляя процесс производства, за­печатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений (см.Таблицу 1)3.

Таблица 1.Структура психики человека.

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства

Ощущения

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Речь

Воображение

Эмоциональные

Познавательные

Волевые

Характер

Темперамент

Способности Направленность

Психические процессы — динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического яв­ления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющи­еся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом но­вого процесса. Отсюда непрерывность психической деятель­ности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воз­действиями, так и раздражениями нервной системы, иду­щими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование зна­ний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Под психическим состоянием следует понимать опреде­лившийся в данное время относительно устойчивый уро­вень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные пси­хические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и про­дуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологиче­ских факторов, хода работы, времени и словесных воздей­ствий.

Психические свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный ка­чественно-количественный уровень деятельности и поведе­ния, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практи­ческой деятельности.

2.Основные психические процессы человека и их связь с мозгом

Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действи­тельности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химиче­ская, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде все­го была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Наиболее распространенная классификация ощущений – И.Шеррингтона4:

1) экстерорецептивные – возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецептивные – сигнализируют о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль);

3) проприорецептивные – расположены в мышцах и сухожилиях.

Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения за­нимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голо­да, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощу­щений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, при­косновения) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слухо­вые; и особенно зрительные системы рецепторов.

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств ин­формации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием («перцепция»). К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Вос­приятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической дея­тельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся сис­темой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

2) За сложившимися образами предметов воспри­ятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстоя­ния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету ив тени. Но если бы мы видели только не­большой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.

3)Человек воспринимает мир в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4)Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5)Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позво­ляет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Мозг и психические процессы

    Реферат >> Психология
    ... мозга как субстрата психики ... структур и функции левого и правого полушарий головного мозга человека ... преимущественно связано с ... локальных поражениях мозга» [4], «Мозг и психические процессы» [5], « ... основных процесса: пространственно организованные-состояния ...
  2. Эмоциональные состояния человека

    Курсовая работа >> Психология
    ... структура курсовой работы. В первой главе "Изучение эмоциональных состояний человека" раскрыты основные ... психические процессы и состояния человека ... состояние человека Музыкальные звуки выделяются среди других звуков тем, что их частоты связаны ... психику человека ...
  3. Психические процессы состояния и образования

    Дипломная работа >> Психология
    ... : «Психические процессы состояния и образования» 2005 1. Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов В основе психики человека лежат сенсорно-перцептивные процессы ...
  4. Психические процессы воображение

    Реферат >> Психология
    ... в мозгу человека локализовано воображеиие? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На ... воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на ...
  5. Основные психические процессы воображение

    Реферат >> Психология
    ... связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым"психическим" из всех психических процессов и состояний ... , где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017261505126953