Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Зміни, які відбуваються нині в політичному, економічному житті українського народу, потребують проведення реформ у формуванні духовності його, зокрема...полностью>>
Психология->Реферат
Современность - многозвучная гамма понятий и чувств, связывающих человека и жизнь Право быть современным завоевывается в в постижении этого многообраз...полностью>>
Психология->Сочинение
Но все же любовь есть Она живет в сердце каждого человека Ведь любовь бывает разной: любовь к близкому человеку, родителям, любовь к какому-то неодуше...полностью>>
Психология->Реферат
HЛП, нейролингвистическое программирование - современное направление практической и теоретической психологии Основатели HЛП, Джон Гриндер, Ричард Бенд...полностью>>

Главная > Лекция >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Когнитивное направление психокоррекции

§ 1. Особенности когнитивной психокоррекции

Когнитивная психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации позна­вательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внут­ренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция орентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в ин­дивидуальной, так и в групповой форме, а также для кор­рекции семейных и супружеских отношений.

Можно выделить следующие его особенности:

1. Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему — мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправле­нию: например, если человек приходит к врачу с перело­мом кости, то в задачу врача входит заживление перелома, а не изучение причин, которые привели к нему.

2. В основе коррекции лежит научение новым способам мышления.

3. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия.

4. Основная задача коррекции — изменения в восприя­тии себя и окружающей действительности, при этом при­знается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представле­ния о себе и мире.

В когнитивном подходе можно выделить два направления:

1. Когнитивно-аналитическое.

2. Когнитивно-поведенческое.

Когнитивно-аналитическое направление

Методологической и теоретической основой данного на­правления являются работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, тео­рия Д. Келли, работы А. Риле.

Основная задача — создание модели психологической про­блемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно.

Модель строится на основе метода репертуарных решеток Д. Келли и представляет собой набор согласованных и логи­чески взаимосвязанных гипотез (так называемый модуль процедурной последовательности), в котором взаимодейству­ют восприятие, эмоции, действия и мысли. Элементы мо­дуля находятся в реципрокной зависимости: каждый эле­мент вызывает следующий, а последний вновь вызывает запускающий элемент, который часто воспринимается кли­ентом как основная проблема.

Задачей психолога Д. Келли считал выяснение неосозна­ваемых категорий мышления (которые являются источни­ком негативных переживаний) и обучение клиента новым способам мышления. Для этого он создал техники непосред­ственной коррекции неадекватных способов мышления.

Основные понятия, используемые в когнитивно-анали­тическом направлении: «ловушки», «дилеммы», «препятст­вия».

Ловушки — сложные, повторяемые поведенческие шаб­лоны. Например, имеющееся у клиента чувство неуверенно­сти порождает стремление демонстрировать уверенное пове­дение. Это стремление приводит к наблюдению за проявле­ниями уверенности у других и копированию подобного поведения, что ведет к еще большему дистанцированию от окружающих и порождает страх одиночества. Со страхом оди­ночества связан отказ от уверенной модели поведения, что, в свою очередь, способствует осознанию неуспешности и усилению чувства неуверенности.

Начальным и конечным элементом указанного процесса является чувство неуверенности. Специфика психологичес­кой организации данного клиента такова, что любая по­пытка преодолеть чувство неуверенности (в рамках данного модуля) приводит к его усилению.

Дилеммы— это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и предполагающие две взаимо­исключающие формы поведения. Например, у клиента есть выраженное стремление к близости с другим человеком. Однако возникающая форма близости такова, что при этом клиент теряет самостоятельность, возникает ощущение за­висимости. Самостоятельность же означает полную проти­воположность близости и вызывает чувство одиночества. Таким образом у клиента возникает дилемма: либо он само­стоятелен, но одинок, либо он близок с любимым челове­ком, но зависим. Оба эти варианта клиента не устраивают, и он демонстрирует поочередно каждый из них, испытывая при этом страдания и неудовлетворенность.

Препятствия — вариант поведения, при котором, ставя цель, клиент не осознает и не учитывает ее серьезности. Примером может служить попытка фрустрированного кли­ента бросить курить. При этом цель — попытка бросить ку­рить — недостижима, поскольку при ее постановке клиент осознает только некоторые (видимые) аспекты курения (на­носимый вред своему здоровью, окружающим, неприят­ный запах, расходы и т.д.), но не осознает, что курение для него является важным элементом копинг-поведения, и встроена в стратегию борьбы со стрессом. При любой по­пытке бросить курить нарастает дискомфорт и резко снижа­ется толерантность к фрустрации и стрессу, что усиливает желание закурить.

Основные этапы работы с клиентом:

1. Диагностический.

2. Активного взаимодействия.

3. Перерыв.

4. Заключительный.

/. Диагностический этап. Знакомство с проблемами кли­ента, глубокое изучение его биографии, совместное с кли­ентом формулирование его проблем.

Завершается этап передачей клиенту письма, в котором излагаются эпизоды его биографии, по мнению психолога, имеющие отношение к настоящей проблеме, раскрывается психологический смысл этих эпизодов, суммируются пред­ставления психолога о причинах проблемы, раскрывается связь ситуации, в которой возникает симптоматика, с име­ющимися «невротическими способами поведения» и силь­ными эмоциональными переживаниями.

Письмо клиент читает вначале самостоятельно, а затем в присутствии психолога. После прочтения уточняются фор­мулировки и причины проблемы, обсуждаются с клиентом и принимаются цели и план коррекции.

Этап составляет 3—5 встреч.

2. Активный этап. Задача данного этапа — научить кли­ента видеть неадаптивные формы собственного поведения. Наблюдая за собой (используя для этого различные при­емы — ведение домашнего дневника, заполнение когнитив­ных карт и др.) и обсуждая с психологом результаты на­блюдений, клиент начинает понимать, какие процессы уп­равляют его жизнью. Этот этап состоит из 9—12 встреч.

3. Перерыв. В течение 2—3 мес клиент самостоятельно (не встречаясь с психологом) использует освоенные формы поведения в повседневной жизни.

4. Заключительный этап. Клиент и психолог обсуждают прогресс в ситуации клиента, новые формы поведения, проблемное поведение клиента с целью доработки самых сложных его элементов.

Этот этап составляет 3—4 встречи.

В ситуации клиентов с ярко выраженными психологи­ческими проблемами коррекционная работа ведется без пе­рерыва для поддержания высокого уровня мотивации взаи­модействия и для оказания эмоциональной помощи и под­держки клиенту.

Когнитивно-аналитическая коррекция показана для кли­ентов: с личностными нарушениями, депрессивными реак­циями, страхами, нарушениями влечений, страдающих за­висимостями разного вида (алкоголь, наркотики и др.), психосоматическими заболеваниями.

Целями когнитивной психокоррекции являются:

— исправления ошибочной переработки информации;

— помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмо­ции.

Позиция психолога. Позиция психолога достаточно ди­рективная, он — учитель, наставник.

Техники

Для опровержения дисфункциональных убеждений и со­действия более реалистичному адаптивному мышлению ис­пользуются как когнитивные, так и некоторые поведен­ческие методы. Когнитивная психокоррекция предполагает* что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибоч­ных предпосылках и допущениях. Эти неправильные пред­ставления возникают в результате неправильного науче­ния в процессе познавательного или когнитивного разви­тия личности. А отсюда выводится формула воздействия: психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышле­нии и научиться альтернативным, более реалистичным спо­собам формулирования своего опыта. Когнитивная психо­коррекция вначале нацелена на снятие симптома, включая проблемное поведение и логические искажения, но ее ко­нечной целью является устранение систематических пре­дубеждений в мышлении клиента. Когнитивная психокор­рекция рассматривает убеждения пациента как гипотезы, которые можно проверить с помощью поведенческого эк­сперимента.

Поведенческий эксперимент — проверка искаженных убеж­дений или страхов в ситуации реальной жизни. Когнитив­ный психолог не говорит клиенту, что его убеждения ирра­циональны или неправильны, или что ему необходимо при­нять убеждения психолога. Вместо этого психолог задает вопросы для извлечения информации о значении функций и последствиях убеждений клиента. В конце концов клиент сам решает, отвергать, модифицировать или сохранять ли ему свои убеждения, предварительно осознав их эмоцио­нальные или поведенческие последствия. Так, Д. Келли в центр своей теории личностных конструктов ставил пред­ставления о том, что главным является то, какими сред­ствами располагает человек для описания мира для прогно­зирования будущих событий.

По Д. Келли, человек строит образ реальности на осно­ве особых индивидуальных понятийных шкал, позволяю­щих устанавливать сходство и различие между событиями. Простейшие примеры таких шкал: добрый — злой; сильный — слабый; умный глупый. Эти шкалы (они же и есть лично­стные конструкты), включенные в сложные взаимосвязи, образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире.

Не подтверждение гипотез влечет либо отказ от конст­рукта, либо перестройку отношений между конструктами. Личностные сложности, по Келли, обусловлены неадекват­ностью конструктов, трудностями в их перестройке. И со­ответственно на это необходимо направить коррекционные усилия.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Групповая психокоррекция

    Лекция >> Психология
    ... в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррек­ции, а представляет лишь специфическую ... неадаптивными способами поведения. Инсайт относится к когнитивному научению и вместе с эмоциональным коррекционным ...
  2. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике

    Лекция >> Психология
    ... , в центр своей деятельности выдвигают когни­тивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы — найти ... понятным или неизвестным. § 5. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции ...
  3. Психокоррекция стрессовых состояний жертв природных и социальных катастроф

    Шпаргалка >> Психология
    ... и социоцентрированной психокоррекции. Выбор психотерапевтических методов в первую очередь определяется их направленностью и эффективностью ... , переживших травматический опыт. Направления групповой терапии: когнитивно-бихевиоральные, психолого-образовательные, ...
  4. Психокоррекция личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... . К методам психокоррекции, используемым в случаях педагогической запущенности детей относят когнитивную тренировку, развитие ... и функционирования индивида». Психокоррекция — «это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии ...
  5. Когнитивная сфера у больных шизофренией

    Курсовая работа >> Психология
    ... деятельности при шизофрении были когнитивно-ориентированными и шли в двух направлениях. Первое реализовало информационный ... и коррекции течения заболевания 3.1 Деятельностный подход в психокоррекции больных Рассмотрение психологической структуры шизофрении ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014791488647461