Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >Философия
Философия нового времени
Это
период в истории философии, с 17-го по
середину 19-го столетия, в течении которого
получила классическую формулировку и
решение центральная проблема западной
философии - проблема тождества бытия и
мышления. Новое время прошло под знаменем
торжества рационального дискурса.
Поскольку монополией на него обладала
и обладает наука, то философия Нового
времени может быть понята только как
рефлексия над основаниями научного
знания. Философия пыталась выяснить,
насколько оправданы попытки науки стать
господствующим мировоззрением и
потеснить религию, искусство и саму
философию. В литературе этот период
называют иногда "эпохой модерна".
Корни
философии Нового времени
*
Формирование капиталистических
производственных отношений.
*
Появление и развитие новой социальной
структуры, связанной с новым способом
производства.
*
Секуляризация общественной и частной
жизни.
*
Пантеистические тенденции в философии
позднего средневековья и Возрождения.
*
Гуманизм и антропоцентризм философии
Возрождения.
Черты
философии Нового времени
*
Преобладание гносеологической
проблематики над онтологической.
*
Отчетливо выраженный интерес к методологии
научного познания.
*
Рационализм и антропоцентризм как
основания философствования.
*
Просветительская направленность.
*
Критика религии и теологии.
Основные
проблемы философии Нового времени
*
Условия и границы обыденного, научного
и философского познания.
*
Проблема истины в познании.
*
Чувственное и рациональное познание,
их соотношение
*
Природа методов научного познания.
*
Классификация наук.
*
Соотношение единого и многого в
субстанции.
*
Природа государства и права.
*
Влияние культуры на развитие человека
Культурное и природное в человеке.
Наиболее
значительные направления и школы в
философии Нового времени
Английский
естественнонаучный материализм 17
в.
Французская
рационалистическая философия 17
в.
Философия
Просвещения в Англии в 17-18 вв.
Философия
Просвещения во Франции в 17-18 вв.
Философия
Просвещения в Германии и Голландии в
7-18 вв.
Английский
естественнонаучный материализм
Главное
в английском эмпиризме
Склонность
английских философов раннего модерна
к эмпиризму объясняется тем, что в Англии
начали формироваться буржуазные
отношения в производстве и социальной
жизни, что потребовало принципиального
изменения статуса науки: последняя все
активнее вмешивается в промышленность,
политику и право. Наука нуждалась в
концептуальном и методическом обеспечении,
а это - задача философии. Именно ориентация
на гносеологические и методологические
вопросы отличает английский эмпиризм
от континентальной философии этого же
периода. Наиболее известные представители
английского эмпиризма - Ф.Бэкон и
Т.Гоббс.
Философия
Френсиса Бэкона
(1561
- 1626 гг.)
Главное
в философии Бэкона
Считал
целью человеческой жизни достижение
счастья посредством истинной культуры
и гуманности. Для этого необходимо
открытие законов природы и покорение
её. Бэкону принадлежат слова: "Знание
есть сила, и тот, кто овладеет знанием,
тот будет могущественным". Он сторонник
эмпиризма в обосновании познания, автор
теории элиминативной индукции. Главные
труды: "Новый Органон", "О
достоинстве и преуспеянии наук",
"Опыты политические и моральные",
"Новая Атлантида".
Требования
Бэкона к познанию
Объектом
познания выступает природа. Задача
познания - исследование её законов, а
цель познания - установление господства
человека над природой. Причина плачевного
состояния науки кроется в отсутствии
надежного метода. Истинное знание - это
знание причин. Основа познания -
опыт.
Учение
Бэкона о призраках познания
Истинному
познанию мешают различные объективные
и субъективные факторы, которые Бэкон
называет "идолами" или "призраками"
познания. Их четыре:
Идолы
рода. Они коренятся в самой природе
человека, в ограниченности его ума и в
несовершенстве органов чувств. Идолы
рода искажают познание, вносят в него
антропоморфные элементы.
Идолы
пещеры. Их источник - индивидуальные
особенности человека, его происхождение,
воспитание, образование и т.д.
Идолы
рынка. Они порождены общественными
отношениями и связанными с ними
условностями: языком, понятиями обыденного
и научного мышления;
Идолы
театра. Вызваны слепой верой в авторитет
личностей и теорий.
Учение
Бэкона
о методе
Требования
к методу Бэкон выражает в форме иллюстрации
особенностей работы муравья, паука и
пчелы;
"Путь
муравья" - это метод крайнего эмпиризма.
Он отличается простым собиранием фактов
без их осмысления;
"Путь
паука - метод радикального рационализма,
который, подобно пауку, извлекает из
себя знания;
"Путь
пчелы" - метод, снимающий крайности
эмпиризма и рационализма.
Классификация
наук по Бэкону
Истинное
знание происходит от правильного
сочетания разума и чувств;
В
основании классификации наук лежит
различие познавательных способностей.
Памяти
соответствует наука истории, которую
Бэкон понимает как собирание
фактов.
Рассудку
соответствуют теоретические науки или
"философия" в широком смысле слова,
включающая в себя: собственно философию;
философию природы; философию человека;
естественную теологию или косвенное
познание Бога через факты, и гражданскую
философию или политику.
Воображению
соответствует поэзия, литература,
искусство вообще.
Политический
идеал Бэкона
Монархию
считал лучшей формой устройства
государства;
Идеальное
общественное устройство может быть
достигнуто за счет научного подхода к
управлению, возведению ученых на вершину
пирамиды власти, подавления индивидуальной
свободы.
Философия
Томаса Гоббса
(1586-1679
гг.)
Главное
в философии Гоббса
Философия
должна служить практическим интересам
и нуждам людей. Религия не имеет никакого
влияния на философию. Последняя есть
суммарное теоретическое знание причин
вещей и процессов. Гоббса отличают
крайний номинализм и сенсуализм,
отрицание свободы воли. В его философии
наиболее ценным считают учение о знаках.
В практической философии он является
одним из авторов теории общественного
договора.
Учение
Гоббса о знаках
Учение
о знаках - аналог бэконовского учения
об идолах познания. Перед началом
познания необходимо очистить почву
познания от неточных слов и выражений
языка. Знак есть то, чем обозначаются
восприятия вещей. Он состоит из материала
знака и значения знака.
Выделяют
такие виды знаков: сигналы; метки
естественные и произвольные; собственно
естественные знаки; собственно
произвольные знаки; знаки в роли меток;
знаки знаков. Главное в познании - не
смешивать вещи с их знаками. Реально
существуют только единичные вещи, а не
их имена. Это и есть крайний
номинализм.
Материализм
Гоббса
Первичными
являются телесные вещи, а познание
начинается с ощущения чувственных
вещей. Материя не исчезает и не создается,
она вечна. Преходящи только отдельные
проявления материи. Первое и необходимое
свойств тела - занимать некоторое
пространство. Основными атрибутами
материальных тел выступают: протяженность;
движение и покой; время. Материальные
тела оказывают на органы чувств
воздействия, называемые ощущениями.
Учение
Гоббса о государстве
Сущность
государства, политики и права выводится
из природы человека, которая понимается
как совокупность потребностей,
способностей и страстей. Естественное
состояние есть первое историческое
состояние людей. Его признак - борьба
всех против всех. Чтобы не погибнуть в
бесплодной борьбе за существование
люди договариваются и создают государство.
Сущность государства состоит в ограничении
и подавлении индивидуальной свободы в
интересах общества.
Французская
рационалистическая философия 17
века
Сущность
французского рационализма
Если
в Англии в 17 веке были заложены основы
эмпирико-индуктивной философии, то во
Франции примерно в это же время начинает
складываться принципиально иная
философская традиция, получившая
название рационализма.Суть последнего
можно свести к утверждению, что логическое
сцепление идей и фактическая связь
вещей тождественны. Истина должна быть
абсолютной, вечной, общеобязательной
и, следовательно, не может быть выведена
из опыта. Её источником является разум.
Наиболее обстоятельно идея рационализма
разработана в трудах Декарта и его
последователей, а также в
окказионализме.
Философия
Рене Декарта
(1569-1650
гг.)
Главное
в философии Декарта
Один
из родоначальников новой философии,
выступивший с требованием пересмотра
всей предшествующей традиции. Нужна
философия, опирающаяся на такие
предпосылки, которые нельзя было бы
опровергнуть и из которых можно вывести
всю систему наук. Для отыскания абсолютного
основоположения предлагаются принципы
сомнения и непосредственной очевидности.
Только разум есть средоточие истины,
которая выводится из него дедуктивным
методом.
Требования
Декарта к методу
*
Метод должен быть ориентирован на
получение ясного и очевидного знания.
*
Всякая сложная вещь, ради успешного её
изучения, согласно требованию метода,
должна расчленяться на простые части.
*
В познании нужно идти от простого к
сложному.
*
Знание всегда должно стремиться к
полноте своего содержания;
Сущность
рационализма Декарта
Основным
признаком рационализма Декарта можно
считать выведение факта существования
из факта мышления. Это выведение
осуществляется с помощью операции дедук
ции из врожденных разуму идей.
В
состав врожденных идей Декарт включает:
бытие Бога; существование понятия;
свободу воли. Образцом научного
доказательства, по Декарту, является
математическое доказательство,
опирающееся на априорные истины
разума.
Сущность
психо- физического параллелизма
Философия
Декарта дуалистична. Его решение вопроса
о соотношении души и тела называют
психофизическим параллелизмом. Телесная
и духовная субстанции взаимно несводимы
друг к другу и несоизмеримы. Тело не
может воздействовать на душу, а душа не
в состоянии влиять на тело. Между
протяженной субстанцией и мыслящей
субстанцией нет точек соприкосновения.
Однако распространение психофизического
дуализма на объяснение человека привело
к трудностям. Декарт пытался разрешить
их механически, предположив наличие у
человека шишковидной железы, служащей
вместилищем души.
Окказионализм
Он
появился как реакция на неспособность
декартовской философии решить проблему
соотношения духовной и телесной
субстанции. Если Декарт и картезианцы
все же пытались найти точки соприкосновения
души и тела, то окказионалисты исходили
из убеждения, что это в принципе
невозможно. Взаимодействие происходит
только в результате божественного
вмешательства в каждом конкретном
случае и является не правилом, а случаем.
Отсюда и название: в переводе с французского
окказионализм означает "случай".
Главные
представители: А.Гейлинкс и
Н..Мальбранш.
Арнольд
Гейлинкс (1624-1669)
Развивал
картезианство по пути преодоления
дуализма и установления идеалистического
монизма. Духовная субстанция обладает
абсолютным единством, неделимостью и
самодетерминированностью. Не только
идеи, но и ощущения не имеют телесной
причины. Соответствие физиологических
и психических явлений можно сравнить
с двумя часовыми механизмами: их показания
и ход совпадают, потому что они аведены
одним мастером. Под этим мастером
подразумевается Бог.
Николай
Мальбранш (1638-1715)
Считал,
что связь души и тела происходит случайно.
Божественная субстанция является
единственной причиной всякой деятельности,
как душевной, так и телесной. Естественной
причинности, проистекающей из самих
вещей, не существует. Только Бог приводит
в движение все существующее. Отчетливое
знание человек может иметь только о
материальных телах. Знания о душе, о
Боге - это компетенция не разума, а веры.
Не Бог существует в мире, а мир в Боге.
Похожие страницы:
Философия нового времени (26)
Реферат >> Философия... и целенаправленности – это разум. Основные проблемы философии Нового времени:1. связь человеческого сознания с социокультурной средой2 ... нищеты и тирании Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с ...Философия нового времени (11)
Реферат >> Философия... на тему: Философия нового времени 1. Особенности новоевропейской философии Хронологические рамки Нового времени, обычно очерчиваемые ... субстанции в философии Нового времени Одной из основных проблем философии Нового времени являлась проблема субстанции ...Философия нового времени (25)
Реферат >> Философия... Введение……………………………………………3 Эмпиризм философии Нового времени……………………………….. 4 Рационализм философии Нового времени……………………………. 6 Назовите основные социально - политические концепции в философии Нового времени? В чем состоят ...Философия нового времени (28)
Реферат >> Философия... строем и пережитками феодализма. Поэтому буржуазная философия нового времени, отражая глубокие изменения и противоречия в самой ... . Один из главных представителей философии Нового времени, рационалист, атеист. Философия Свою метафизику Спиноза строит ...Философия нового времени (27)
Реферат >> ФилософияВведение Формирование философии Нового времени Характерные черты философии Нового времени Декарт как представитель рационализма ... , архитектуры и др.) академий. Формирование философии Нового времени В 17 веке определилась просветительско - модернистская ...