Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Маркетинг->Реферат
Анализу были подвергнуты тексты социальной рекламы на немецком и русском языках. Комплексная методика исследования, включающая семантический, интроспе...полностью>>
Маркетинг->Курсовая работа
Понятия «бренд», «брендинг» и «бренд-менеджер» появились в российском лексиконе маркетинга сравнительно недавно. Реакция на эти новые для отечественно...полностью>>
Маркетинг->Реферат
Агрегация данных позволяет объединять группы наблюдений в обобщенные наблюдения и создавать новый файл данных. Наблюдения агрегируются на основе значе...полностью>>
Маркетинг->Реферат
Разработка, производство и введение на рынок новых товаров - это продолжительный и дорогой процесс. Как свидетельствует мировая практика, только незна...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Маркетинг

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Во-первых, на смену «утечки мозгов» пришла их миграция. Хотя США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые развивающиеся страны.

Во-вторых, движение квалифицированных специалистов происходит не только «к капиталу», но и «одновременно с капиталом или вслед за ним». Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру.

В-третьих, миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивая ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства.

В-четвертых, миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих регионах мира. Закончив курс обучения, выпускники часто остаются на длительный период для работы в этой стране, а иногда навсегда связывают с ней свою жизнь.

Ежегодные прямые потери России в результате «утечки умов» можно оценить не менее, чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды - в 50-60 млрд. долларов. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолжности.

Параллельно «утечке умов» в 90-е годы появилось и новое для России явление - бизнес-миграция. Это явление представляет эмиграцию предпринимателей, стимулируемую отсутствием политической и экономической стабильности России, засилием криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке.

Общие итоги миграции населения, 1994—2001 гг., млн чел.

Потоки миграции

1994

1996

1998

2000

2001

Тр

Тпр

В пределах России

3,0

2,9

2,6

2,3

2,1

0,7

-0,3

  в том числе: внутри регионов

1,5

1,6

1,4

1,3

1,2

0,8

-0,2

между регионами

1,5

1,3

1,2

1,0

0,9

0,6

-0,4

Обмен с зарубежными странами:

прибывшие

1,2

0,6

0,5

0,4

0,2

0,17

-0,83

  в том числе: из стран СНГ и Прибалтики

1,2

0,6

0,5

0,4

0,2

0,17

-0,83

из других стран, тыс. чел.

45,0

16,0

19,0

9,0

7,0

0,16

-0,84

выбывшие —

0,3

0,3

0,2

0,2

0,1

0,33

-0,67

в том числе: в страны СНГ и Прибалтики

0,2

0,2

0,1

0,1

0,06

0,3

-0,7

в другие страны

0,1

0,1

0,1

0,1

0,05

0,5

-0,5

4) Основные проблемы и пути решения

Во избежания миграции молодых специалистов необходимо разработать устойчивую систему сохранения, подготовки и сопровождения кадров. Необходимо сохранить или увеличить долю ресурсов на поддержку научной среды, требуемой для генерации знаний. Причем, наряду с приоритетной поддержкой фундаментальных исследований должно быть широкое поле для инновационной деятельности, участия бизнеса, различных предприятий. Создавать и поддерживать эту систему наряду с Центром должны и регионы.

В настоящее время средний возраст исследователей составляет 49 лет, в том числе кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год (рис. 6,   7, табл. 2). Между тем, выдающиеся открытия совершаются, чаще всего, в возрасте 25 - 40 лет. Возникла реальная опасность утраты преемственности поколений.

Возрастной состав научных кадров России

+------------------------------------------------------------------------+

| | До 29 | 30 - 39 | 40 - 49 | 50 - 59 | 60 - | 70 лет и |

| | лет | лет | лет | лет | 69 лет | старше |

|------+---------+---------+-----------+----------+--------+-------------|

| 1994 | 9 % | 24 % | 32 % | 26 % | 8 % | 1 % |

|------+---------+---------+-----------+----------+--------+-------------|

| 2000 | 10 % | 16 % | 26 % | 27 % | 18 % | 3 % |

|------+---------+---------+-----------+----------+--------+-------------|

| 2010 | 8 % | 17 % | 13 % | 20 % | 27 % | 15 % |

+------------------------------------------------------------------------+

В этой ситуации особое значение приобретает разработка комплекса мер по расширенному воспроизводству, сопровождению и поддержке кадров научно-технологического комплекса, поднятию престижа профессии ученого. Эти меры должны быть адресованы всем возрастным категориям исследователей, включая их достойное пенсионное обеспечение. Но острие внимания, конечно же, должно быть нацелено на молодых. Очень хорошо, что в стране в последние годы складывается система, стимулирующая приток молодежи в науку. Это, в частности, гранты Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, докторов наук, ведущих научных школ России… Это программа РФФИ "Молодые ученые, аспиранты, студенты" … Это федеральные целевые программы интеграции науки и высшего образования, в рамках которых создано 154 учебно-научных центра в 40 регионах России, сформировано 788 филиалов вузовских кафедр в 364 научных учреждениях. Однако, при всей значимости перечисленного, этих мер явно недостаточно. Назрела необходимость объединить усилия Минпромнауки, Минобразования, РАН и отраслевых академий, имеющих государственный статус, МГУ, Санкт-Петербургского и других ведущих университетов, заинтересованных министерств и ведомств с тем, чтобы изменить ситуацию с кадровым обеспечением российской науки. Немалая роль должна быть отведена и координации усилий всех регионов страны. Особые поручения Президента, безусловно, помогли бы создать такую систему.

Система образования - вот та область, где начинается воспроизводство научного потенциала.7 В стране есть хороший опыт организации всей цепочки: школа, вуз, производство, хороший опыт отбора в вуз талантливой молодежи путем проведения олимпиад, творческих конкурсов, организации молодежных научных школ, конференций, создания школ-интернатов для одаренных старшеклассников. Эту работу надо расширять, тем более что увеличивающееся социальное расслоение российского общества существенно сужает стартовые возможности молодежи, особенно из сельской местности, маленьких городов. Возникает проблема доступности качественного образования для талантливой молодежи.

Обеспечение доступности образования носит комплексный характер, наряду с системой олимпиад во всех регионах по отбору талантливой молодежи в качестве одной из важных мер могла бы стать система беспроцентного кредитования молодых людей для получения высшего образования, с определением перечня банков, способных обеспечивать и контролировать этот процесс. Причем договоры должны были бы быть трехстронними: студент, работодатель, университет с определением соответствующих прав и обязанностей. В эти рамки могли бы быть включены и система целевого набора, и система государственного заказа, в том числе и для оборонных отраслей. Молодой специалист мог бы вернуть, в той или иной форме, взятый кредит, через 7 - 10 лет или проработать несколько лет по необходимой для страны профессии, например, учителем сельской школы. Таким способом можно было бы эффективно решить проблему кадрового обеспечения для социально значимых сфер, в том числе здравоохранения. Важно, чтобы при этом решалась и проблема получения жилья, например, через ипотеку. Докладчик подчеркнул необходимость создания действенной системы приобретения, покупки жилья. Причем такой, в которой были бы заинтересованы регионы, бизнес и различные фирмы, предприятия.

5) Программа регулирования «интеллектуальной миграции»

Основные мероприятия программы представляется реализовать в 3 этапа :

На первом этапе в качестве центральных выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки. Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.).

Вместе с тем уже на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной элиты России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров.

На этом этапе большое значение имеет совершенствование законодательства.

Создание нормативно-законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан.

Следует ввести положение, регулирующее деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан. Необходимо добиваться, что бы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы— на основе предложений органов исполнительной власти регионов, входящих в состав Российской Федерации, был разработан типовой трудовой контакт между российской и иностранной сторонами.

Второй этап осуществления государственной программы связан с обретением отечественной наукой новой парадигмы в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить существенная перестройка структуры научных исследований при изменении источников их финансирования. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные фонды. Трансформация науки в этом направлении создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящих наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их рост.

Третий этап - перспективный этап регулирования «интеллектуальной миграции» начнется тогда, когда Россия преодолев трудности переходного общества, сформирует эффективно функционирующее гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности для широкого возвращения ученых-эмигрантов на Родину, а так же для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах (что было традиционным для отечественной науки до революции).

Предложенный организационно-экономический механизм позволит эффективно управлять процессом «утечки умов» на всех уровнях и в национальных интересах России.

Таким образом, основными причинами «утечки умов» В России являются недостаточное финансирование науки и недостаточно большое внимание к специалистам. Это неизменно ведет к упадку отечественной науки, старению кадров. Молодые специалисты предпочитают уезжать за границу, главным образом в Германию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, представители перспективных направлений медицинской науки.

Однако, современное правительство ощущает угрозу «одурения» нашего государства и упадок науки, принимаются необходимые меры по улучшению жизни научных сотрудников. Только дыра в этой сфере настолько велика, что за один год или даже за несколько лет решить все проблемы в этой области жизни нашего государства невозможно.

С другой стороны, можно отметить, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России.

Заключение

«Утечка умов», или интеллектуальная миграция, является серьезной проблемой мирового масштаба. Главным образом эта проблема касается стран с менее устойчивой экономикой. Государства не в состоянии удовлетворять в достаточной степени все потребности населения, а население не желает мириться с отсутствием достаточного внимания. Из этого вытекает желание уехать в другое место, в другую страну, где труд более высоко оплачивается, где в большей степени ценится умственная работа. Это выгодно для принимающих стран, так как они зачастую имеют возможность выбирать более подходящие кадры, более высококвалифицированные и достойные. Принимающие страны за счет мигрантов поднимают еще выше уровень экономики, безопасности и престижа на мировой арене. Яркий пример - это США, являющиеся несомненным лидером в мировых отношениях. Эта страна является самым большим магнитом для интеллектуальной миграции, для специалистов разных областей из разных стран. Для стран, теряющих своих интеллектуалов, явление «утечки умов» проявляется с худшей стороны. Если миграция является временной, то может приносить пользу стране-донору в форме дополнительного капитала. Но по большей части миграция осуществляется на длительные сроки, на весь период жизни. Из-за этого страна теряет часть своего интеллекта, теряет возможность эффективных разработок, подъема экономики и безопасности.

Очень остро стоит проблема интеллектуальной миграции и в нашей стране. Здесь в недостаточной степени ценится труд научных работников. Ученые, профессора, преподаватели, специалисты других областей считают, что их деятельность заслуживает более трепетного внимания и уважения. В сравнении с заработной платой специалистов в других странах не нужно быть экспертом, чтоб понять, что в России материальное вознаграждении за вклад в подъем престижа науки и других сфер недостаточно велико и даже неадекватно, смешно.

Проблема «Утечки умов» заслуживает огромного внимания во всем мире и в нашей стране. Необходимы все новые и новые меры по предотвращению высыхания интеллектуального потенциала отдельных стран.

Список литературы:

  1. Голуб Л. А. Социально-экономическая статистика. 2003

  2. Бурцева С. А. Статистика финансов. 2004

  3. Громыко Г.Л. Теория статистики. 2007

  4. Назаров М. Г. Курс социально-экономической статистики. 2003

  5. Палий И.А. Прикладная статистика. 2007

  6. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.Г.

  7. Практикум по социальной статистике: Учеб.пособие/ Под ред. И.И.Елисеевой.-М.: Финансы и статистика, 2002.

  8. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002.

  9. Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2003. – 584с.

  10. Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2006. – 656с. – (Высшее экономическое образование).

  11. Угикалов И., Валюков В. Утечка умов и рынок научных кадров// Российский экономический журнал, № 5, 1993.

  12. Ушкалов И., Воронков В. “Утечка мозгов” и интеллектуальная безопасность России // доклад на семинаре ”Интеллектуальная эмиграция и безопасность России” 4 марта 1999.

1 объем, состав мигрантов, направление перемещений, их интенсивность, результативность и другие

2 Бурцева С. А. Статистика финансов. 2004

3 Громыко Г.Л. Теория статистики. 2007

4 Палий И.А. Прикладная статистика. 2007

5 соответственно в прежние годы эти потоки составляли 1,2 - 0,6 млн. человек и 0,7-0,2 млн. человек в год

6 Угикалов И., Валюков В. Утечка умов и рынок научных кадров// Российский экономический журнал, № 5, 1993.

7 Ушкалов И., Воронков В. “Утечка мозгов” и интеллектуальная безопасность России // доклад на семинаре ”Интеллектуальная эмиграция и безопасность России” 4 марта 1999.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Статистическое изучение миграции населения

    Курсовая работа >> Социология
    ... миграции, переселения, приживаемости новоселов; используемые в анализе ... Миграция в Санкт-Петербурге По официальным статистическим данным, в 2005 году в ... населения Санкт-Петербурга за счет миграции в современных условиях являются другие регионы России ...
  2. Территориальная мобильность и решение о миграции

    Реферат >> Государство и право
    ... МОБИЛЬНОСТЬ В РОССИИ……………………… 2.1. Анализ территориальной мобильности в России…………………………. 2.2. Проблемы низкой мобильности населения в России и ... жительства Имеющиеся статистические данные позволяют сопоставить миграцию населения России за годы переходного ...
  3. Место России в мировой экономике (1)

    Реферат >> Экономика
    ... туристический обмен, международную миграцию населения и т.д., концентрированное выражение ... условия контракта. Анализ внешних заимствований России за годы реформ приводит к ... Житков В.Б. Российский статистический ежегодник 2007. Статистический сборник, Росстат, ...
  4. Статистический анализ уровня жизни населения РФ

    Реферат >> Маркетинг
    ... жилья и др. За годы реформ уровень жизни населения упал примерно у 60 ... здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и ... уровня населения России. В-четвёртых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России ...
  5. Анализ состояния безработицы в России

    Дипломная работа >> Экономика
    ... стране. За период е 1992 по 2000 г. население России уменьшилось более ... безработных Анализ статистических данных позволяет утверждать, что за годы реформы в экономике России наблюдается ... для трудовой территориальной миграции и т.д. Государственное управление ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018649101257324