Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >Государство и право
2. Анализ затрат на рубль товарной продукции
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции -затраты на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
В процессе анализа следует изучить также динамику затрат на рубль товарной продукции и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.
Следующий этап анализа - изучение выполнения плана и определение влияния факторов на изменение уровня данного - показателя.
Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукцию и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость товарной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.
Таблица 10 - Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат
на рубль товарной продукции
Затраты на рубль товарной продукции |
Фактор |
||||
Объем пр-ва |
Стр-ра пр-ва |
Уровень удельн.пер-х затрат |
Сумма постоян. затрат |
Отпускные цены на пр-цию |
|
План = 40950:43794=93,5% |
План |
План |
План |
План |
План |
Условие 1 = 41671:44758=93,1 |
Факт |
План |
План |
План |
План |
Условие 2 = 43270:45382=92,7 |
Факт |
Факт |
План |
План |
План |
Условие 3 = 45283:45382=96,0 |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
План |
Условие 4 = 45722:45382=97,6 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
План |
Факт = 45722:46925=92,7 |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
общ = 92,7-93,5= -0,8 |
-0,43 |
0,36 |
3,3 |
1,6 |
-4,9 |
Аналитические расчеты из таблицы 11 показывают, что предприятие уменьшило затраты на рубль продукции на 0,8 коп.,
в том числе:
за счет увеличения объема производства на 0,43 коп.,
изменение структуры производства – 0,36 коп. за счет оптовых цен – 4,9 коп.
Остальные факторы (уровень удельных переменных затрат на единицу продукции, увеличение суммы постоянных расходов) вызвали повышение этого показателя соответственно на 3,3 и 1,6 коп.
Сумма постоянных и переменных затрат в свою очередь зависит от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией.
Чтобы установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах (табл. 11).
Таблица 11 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли
Фактор |
Расчет влияния |
Изменение суммы прибыли, тыс.руб. |
Объем выпуска товарной продукции |
-0,43х49794 |
214 |
Структура товарной продукции |
-0,56х49794 |
179 |
Уровень переменных затрат на единицу продукции |
3,3х49794 |
-1643 |
Увеличение суммы постоянных затрат на произв.и реализ.пр-ции |
1,44х49794 |
-717 |
Изменение уровня отпускных цен на продукцию |
-4,9х49794 |
2440 |
Итого в т.ч.: за счет изменения ресурсоемкости стоимости ресурсов |
0,3х49794 3,2х49794 |
473 -149 -1593 |
На данном предприятии за счет повышения уровня оплаты труда, переоценки основных фондов, увеличение стоимости сырья, материалов, энергии сумма затрат в отчетном году возросла на 1452 тыс.руб., а за счет ресурсоемкости - на 136,2 тыс.руб. (1452/45382)х100 = 3,2 коп.; (136/45382)х100 = 0,3 коп.
3. Анализ производства и реализации продукции
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 12).
Таблица 12 - Динамика производства и реализации продукции
в сопоставимых ценах
Годы |
Объем произв. пр-ции (тыс.руб) |
Темпы роста, % |
Объем реализац пр-ции (тыс.руб) |
Темпы роста, % |
||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
|||
1999 |
32049 |
100 |
100 |
32890 |
100 |
100 |
2000 |
37818 |
118 |
118 |
36450 |
118 |
118 |
2001 |
45382 |
142 |
120 |
43740 |
132 |
110 |
Из таблицы 20 видно, что за три года объем производства возрос на 42%, а объем реализации на 39%. За последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 18,99%, а реализация продукции – 13,99%.
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис. 1).
Рис. 1. Динамика производства и реализации продукции
за период с 2008 по 2010 год
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 13 Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 3,8 %, а по реализации - только на 2,1 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Таблица 13 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ОАО «Армхлеб»
Изделия |
Объем производства продукции, (тыс.руб) |
Реализация продукции (тыс.руб) |
||||||
план |
факт |
|
% выполн |
план |
факт |
|
% выполн |
|
Хлеб белый |
13850 |
13276 |
-576 |
-4,1 |
13416 |
12105 |
-1311 |
-9,8 |
Хлеб бородинский |
17874 |
17554 |
-320 |
-1,8 |
17874 |
16523 |
-1351 |
-7,6 |
Лаваш |
7950 |
9207 |
1257 |
15,8 |
7630 |
8374 |
744 |
4,5 |
Батон нарезной |
4120 |
5345 |
1225 |
29,3 |
3918 |
4338 |
420 |
10,7 |
Итого: |
43794 |
45382 |
1588 |
3,8 |
428338 |
43740 |
902 |
2,1 |
4. Анализ качества произведенной продукции
Похожие страницы:
Анализ внутренней среды предприятия (4)
Реферат >> Маркетинг... публикациям. Исследование внутренней среды предприятия целесообразно проводить ... предприятии ОАО «….» 2.1. Краткая характеристика предприятия акционерного общества 2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия Для исследования внутренней среды предприятия ...Внутренняя среда предприятия (4)
Реферат >> Менеджмент... ……………………………….………………………………... 3 1. Внутренняя среда организации и ее влияние на деятельность предприятия…………………………………………….……………………….. 5 1.1. Факторы внутренней среды и их оценка ... В заключении проведенного исследования внутренней среды и анализа ее влияния ...Исследование внутренней среды организации
Курсовая работа >> Менеджмент... Специальность 0602МенеджментГруппа М-313 Курсовая работа Исследование внутренней среды организации. Пояснительная записка. Руководитель работы ... в аренду. Вывод. Предприятие выгодное. Матрица “SWOT” Внутренняя среда Внешняя среда Сильные стороны Высоко ...Внутренняя среда предприятия (1)
Курсовая работа >> Менеджмент... дисциплине «Основы менеджмента» на тему: «Внутренняя среда предприятия» Москва, 2008. Содержание Введение ………………….…………………………………………...….4 Глава ... труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам; минимизация издержек производства и т.д. ...Внутренняя среда предприятия (2)
Реферат >> Экономика... . 1.Внутреняя среда предприятия и ее переменные. 1.1Сущность внутренней среды предприятия, цели и задачи. Изучение внутренней среды предприятия является ... труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам; минимизация издержек производства ...