Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
В последние годы Россия переживает один из самых драмати­ческих периодов своей истории. Рухнул тоталитаризм — комму­нистический режим. Величайшая из к...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельност...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Экономическая история свидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами оживления деловой активности ...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Финансирование выплаты пенсий осуществляется за счет средств Пенсионного фонда, образуемых за счет уплаты страховых взносов работодателями и гражданам...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Причины и последствия кризисов государственного управления.

  1. Системный кризис государственного управления.

(англ. financial system crisis) - глубокое расстройство функционирования всех основных составляющих финансовой системы страны. Финансовый системный кризис, как правило, выражается в полной неплатежеспособности основных финансовых институтов и сопровождается «финансовой паникой». В мировой истории известны отдельные финансовые системные кризисы, вызванные войнами и другими чрезвычайными экономическими и политическими событиями. Финансовый системный кризис, порождаемый чрезвычайными событиями, нередко сопровождается глубокой инфляцией, поскольку огромные расходы покрываются эмиссией бумажных денег. Так, в США острый финансовый системный кризис был вызван Гражданской войной 1861-65, в царской России - Крымской войной 1853-56. Еще один финансовый системный кризис возник в России по причине политических событий в период 1-й мировой войны и революционных событий 1917, когда непосильные бюджетные расходы финансировались печатанием необеспеченных бумажных денег. Финансовый системный кризис, возникший под воздействием экономических и политических событий в России сразу после распада СССР (конец 1991-начало 1992), носил затяжной характер, т.к. с огромным бюджетным дефицитом сочетались ликвидация традиционных внешних и внутренних рынков России и необходимость перестройки институциональных основ экономики. При глобализации финансовых рынков (см. Глобализация мировой экономики) финансовые системные кризисы могут быть охвачены группы стран или целые субрегионы. Наиболее типичным примером последнего является азиатский финансовый кризис конца 1997, который затронул ряд государств Юго-Восточной Азии: Таиланд, Индонезию, Южную Корею, Японию и в 1998 пришел в Россию. Основой любого финансового системного кризиса, кроме тех случаев, когда он вызван чрезвычайными событиями, являются экономические причины, связанные с недостаточно надежной и адекватной финансовой политикой государства, которая, в конечном счете приводит к тому, что как государственный, так и корпоративный секторы оказываются неспособными в срок и полностью исполнять свои долговые обязательства. К составляющим ненадежной финансовой политики государства можно отнести: чрезмерный дефицит бюджета, финансируемый займами на финансовом рынке или кредитами центрального банка; неэффективное использование займов корпоративным сектором; чрезмерные гарантии по поддержанию стабильности валютного курса; диспаритет (несоответствие) по срочности активов и пассивов банковского сектора и др. Доверие инвесторов, вкладывающих денежные средства в упомянутые долговые инструменты, в какой-то момент (после накопления критической массы негативной информации) оказывается подорванным, и они либо полностью отказывают в дальнейшем рефинансировании долгов и кредитов, либо резко повышают цену заемных средств. Отказ в рефинансировании долгов и кредитов - 1-й этап развития финансового системного кризиса. На 2-м этапе, предвидя сложности с погашением долгов, инвесторы начинают вывод средств с финансовых рынков страны, международные резервы центрального банка подвергаются атаке, возникает угроза девальвации национальной валюты.

  1. Преодоление кризисов государственного управления.

Переход национальной экономики к режиму устойчивого эконо­мического роста требует надежной опоры на государство: его регу­лирующие методы становятся решающим фактором.

Преодоление финансового кризиса требует принятия в качестве исходных следующих мер:

  • разделить функции бюджетной системы и деятельность ее орга­низационных структур в части формирования доходов и обеспе­чения режима финансирования, определив границы ответственности по исполнению Закона о бюджете в рамках установок по формиро­ванию доходов и отдельно — по финансированию расходов бюджетных организаций;

  • поставить бюджетное финансирование расходов субъектов Рос­сийской Федерации по всем статьям в рамки жесткой зависимости от установленных законом сроков и объемов финансирования;

  • ввести в законодательно-правовое русло процесс использования денежной эмиссии;

  • пресечь практику неограниченных заимствований на бесплат­ной и безвозвратной основе средств фондов социального страхова­ния, Пенсионного фонда и других для покрытия текущих расходов бюджета;

  • сбалансировать распределение налогового бремени между от­раслями

  • поставить политику смещения налоговой нагрузки с предпри­ятий на население в четкую зависимость от роста доходов основной массы населения;

  • преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству.

Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господст­вующим в стране ресурсоемким технологиям. Важно устранить цено­вые диспаритеты, в результате которых значительная часть произ­водства оказалась нерентабельной и прекратила функционирование. Оставшиеся предприятия не получают доходы, позволяющие разви­вать производство. Они функционируют в основном в режиме прос­того и суженного воспроизводства.

С названными выше тесно связана проблема крайне незначи­тельного участия бюджетной системы по поддержке и развитию экономики, отсутствия действенных мер по повышению конкуренто­способности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

Производство. Преодоление кризисного состояния требует созда­ния материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Ни­какой другой институт не в состоянии добиться необходимой опти­мизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырь­евой направленности экспорта.

  1. Реформы как средство антикризисного управления.

Реформа – это глубокое преобразование политических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления.

Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества, с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивно-консервативного характера, когда часть «прошлого» сохраняется не ради прошлого, но ради будущего. Если реформы по своим методам и средствам приводят к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ускоренная модернизация может быть определена как «революция сверху». Она, однако, неизбежно ведёт к расколу общества на сторонников и противников реформ (или методов, какими они проводятся) и способна «взорвать» социальное пространство, привести к политической катастрофе. Стратегия реформ должна предусматривать предварительную оценку социальных последствий этих решений, их корректировку и систему мер по смягчению и компенсации негативных последствий.

Частью социально-политических преобразований, проводимых «сверху», являются административные реформы. Они проводятся во всех странах как ответ на потребности внутреннего развития системы государственной власти и адаптация к изменившимся факторам внешней среды.

В России в процессе административных реформ ставились следующие задачи:

· организационная перестройка в сторону сокращения госаппарата, чёткое определение функций различных структур всех уровней по вертикали и горизонтали, обеспечение механизма административной взаимозависимости и соподчинённости, размежевание в функциях, объёме власти, сферах власти между госструктурами и негосударственными институтами, налаживание горизонтальных связей на всех этажах власти;

· определение концепции преобразований в сфере государственного управления (во имя чего, для чего, какие услуги должны предоставляться государством обществу и т.д.), выделение основополагающих приоритетов внутри- и внешнеполитической деятельности, на основе которой можно было бы создать модель государственного управления с определёнными принципами, структурой и т.п.;

· обеспечение правовой базы и механизма передачи управленческих функций новым негосударственным структурам и рыночным образованиям;

· усиление начал (функций) планирования, координации и контроля, с тем чтобы обеспечить проведение единой государственной политики в рамках реализации полномасштабных рыночных реформ. Сокращение непосредственного административного воздействия и обеспечение функций политического руководства защитой суверенитета и целостности страны, правопорядка, гарантий прав, свобод и законных интересов граждан;

· становление начал федеративных отношений нового типа: управляемой децентрализации, расширения прав и полномочий субъектов Федерации, налаживания их политических и экономических взаимоотношений. Соответственно и в структуре органов государственного управления начались изменения – административная реорганизация.

Характеризуя основные результаты административных реформ, приходится констатировать, что российская система государственного управления и государственной службы как государственно-публичный правовой институт не сложилась, она функционирует не ради общественных потребностей, а исходя из политических целей. Более того, госструктуры, аппарат в первую очередь, оказались вовлеченным в политическую борьбу и сами стали объектом этой борьбы. Так, с лета 1990 г. по декабрь 1991 г. шло противоборство между союзным центром и российским руководством. В этих условиях в России появилась громоздкая управленческая система.

После 1992г. доминантой в политической жизни России выступало противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти. Стремление каждой перетянуть на себя «властное одеяло» и даже «подмять» под себя другую привело к появлению дублирующих функций уже существующих органов, разрастанию госаппарата, появлению новых структур – в итоге численность персонала государственного управления превысила более чем в три раза союзные показатели, а качество управленческой деятельности резко упало.

В поле политических конфликтов появился феномен коррупции как источник дестабилизации государственной власти. Коррупция (лат. сorruptio – подкуп), - продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц, злоупотребление служебным положением, прямое использование ими прав и полномочий в целях личного обогащения. Оно развивается как конфликт интересов внутри истеблишмента (бюрократов, теневиков, криминальных элементов во власти), где доступ к деньгам и ресурсам ограничен , а конкуренция чрезвычайно высока.

Коррупция наносит удар по экономической и политической безопасности. В результате продажности чиновников, недобросовестного выполнения ими служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная), организованная преступность в сфере экономики начинает контролировать значительную часть частных и государственных банков и предприятий. Практически ни один сектор экономики не защищён от её воздействия.

Провал социально-экономических реформ, неспособность системы государственной власти самоорганизоваться и выполнить общественные функции приводят к той критической точке, из которой структурно-функциональный кризис перерастает в дисфункциональный, общесистемный. Это опасный вид кризиса, избежать который возможно только в условиях антикризисного управления.

  1. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации

Экономическая теория подтверждает, что кризисное состояние возможно для всякой организации в процессе ее эволюции, и свидетельствует о накоплении в ней определенной критической массы сдерживающих факторов, устранение или активизация которых необходимы для продолжения процесса воспроизводства либо перехода в новое качество. В кризисное состояние организация входит, как правило, на протяжение достаточно длительного периода по мере накопления негативных факторов. Выход из кризисного состояния может быть как мгновенным в результате разовой акции, так и продолжительным по времени.

Практика показывает, что кризисы в развитии организации не только возможны, они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организа­ции, подчас не совпадающие с ритмами общего развития или разви­тия других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется законо­мерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отно­шения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы и кризисное развитие. Это могут быть факторы внешние и внутренние, общие и специфические.

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но на каждой это отражается по-разному. Все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и пр.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, професси­онализм управления, персонал, социальная атмосфера и др.). Орга­низация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них в сторону усиления отрицательных последствий в собственном состоянии.

Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса. Одни оказываются буквально мгновенно на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать такое положение во благо себе. Все это объясняется такими причинами как: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность и удачный риск..

Возможно и такое положение, при котором организация входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономи­ческой обстановке. Причиной также могут быть внутренние фак­торы развития, такие, как деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работы, низкий професси­онализм персонала, старение технологии, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и многие другие.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Мировые экономические кризисы причины и последствия

    Курсовая работа >> Экономика
    ... экономические кризисы: причины и последствия» 2006г. Содержание: Введение……………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Экономические кризисы ………………………………………………….5 Определение экономического кризиса ... выделяют 2 вида кризисов. Кризис перепроизводства товаров ...
  2. Мировой экономический кризис: причины, последствия, пути выхода

    Дипломная работа >> Экономика
    ... КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему "Мировой экономический кризис: причины, последствия, пути выхода" Студент 4 курса ... в рамках общего снижения темпов экономического роста, которые имеют вид экономического цикла, с 1960-х годов ...
  3. Современные экономические кризисы причины и механизмы преодоления

    Реферат >> Экономическая теория
    ... КРИЗИСОВ Сущность экономических кризисов Причины экономических кризисов Последствия экономических кризисов Механизм преодоления экономического кризиса в Украине: Причины современного экономического кризиса в Украине Пути преодоления экономического кризиса ...
  4. Причины мирового экономического кризиса и пути выхода из него

    Курсовая работа >> Экономика
    ... Содержание Введение Особенности современного экономического кризиса Причины возникновения мирового экономического кризиса Влияние кризиса на российскую экономику ... пузырей — искаженной, завышенной оценки различных видов активов. В отдельные периоды такие ...
  5. Кризис. Причины возникновения и пути преодоления

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... и права Курсовая работа По дисциплине “Экономическая теория” Экономический кризис: причины и пути преодоления Исполнитель: студент ... пропорций воспроизводства. Здесь выделяют 2 вида кризисов. Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017528533935547