Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику само...полностью>>
Экономическая теория->Курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих,...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Деньги — важнейший раздел экономической науки. Они играют огромную роль в жизни страны, актуальность этой темы неоспорима. Это неотъемлемая и существе...полностью>>
Экономическая теория->Курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме, в которой раскрывается сущность рынка, его виды и функции. Актуальность рассматриваемой темы с практической сто...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Успехов в этом направлении в России можно достичь только на уровне государственной антикризисной инновационной политики, поскольку предприятия не способны добиться таких изменений самостоятельно.

Изучение опыта экономически развитых стран по созданию меха­низма государственного регулирования научно-технического разви­тия является позитивным фактором в преодолении инновационного кризиса в нашей стране.

Осуществление научно-технической политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа — Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований, и Американский научный совет, представляющий интересы промышленности и университетов в научно-технической политике. Важнейшую роль в осуществлении государственных ис­следовательских программ играют Министерство обороны и Наци­ональное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Другие министерства и государственные орга­низации (Министерство энергетики, Национальный институт здраво­охранения, Национальное бюро стандартов и др.) также оказывают содействие в стимулировании НИОКР, но только в пределах отрас­левых программ.

Особенностью американской структуры управления научно-тех­ническим прогрессом является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансиру­емых за счет государственных и частных источников, организаций. Среди них — Национальный центр промышленных исследований, Национальная академия наук, Национальная техническая академия и Американская ассоциация содействия развитию науки, основная задача которых заключается в поисках путей повышения научно-технического и экономического потенциала страны. Одно из на­правлений реализации этой задачи — эффективное использование уже накопленного арсенала достижений, изобретений и нововведений, полученных в ходе выполнения федеральных программ и контрактов, и передача их для внедрения в частный сектор.

Инновационная политика западноевропейских стран базируется на стимулировании «национальных чемпионов» — небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фир­мами США и Японии. Им достается основная часть государствен­ных средств на промышленные НИОКР.

35.

36.42. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса.

Создание новых инновационных структур — одна из основных задач экономической политики как экономически развитых, так и развивающихся стран. Эти структуры позволяют стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического спада, струк­турной перестройки, сопровождающихся сокращением рабочих мест, уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научное разви­тие, а также в условиях значительного накопления научно-техничес­кого потенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.

Инновационные структуры нового типа в ряде случаев возникли как условие выхода из кризисной ситуации.

Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно-экономических механизмов. Это, в первую очередь, связано с условиями неопределенности, которые характерны для инновационной деятельности. Неопределенность охватывает практически все фазы: от научно-исследовательских ра­бот до продажи научно научно-технической продукции на рынке. Всегда существует опасность того, что стоимость полученных инновационных решений может оказаться слишком высока или новая продукция потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффек­тивности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха. Эта проблема может быть решена путем формирования специаль­ной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс.

Инновационная инфраструктура представляет собой организа­ционную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распре­делению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции.

Создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной эконо­мики. В странах, имеющих развитую производственную инфра­структуру, наблюдается процесс софтизации (soft infrastructure в от­личие от hard infrastructure), характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, инфор­матизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией — опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжинирин­говых, сервисных, информационных услуг, способствующих под­держке инновационных процессов.

В условиях трансформирующегося общества инновационная ин­фраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры.

При формировании рыночных отношений инновационная ин­фраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой дея­тельности. В этом качестве она выступает в отношении как отдель­ного хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы), так и целого региона.

В рамках инфраструктуры получают значительное развитие такие инновационные структуры, как научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, технополисы, центры высоких технологий и т. п. Все эти структуры, вне зависимости от названия и внутренней организа­ции, имеют общие цели: формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности; поддержка создания и раз­вития фирм, представляющих собой рисковое предпри­ятие небольшого размера, занятое разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты; селекция и под­держка перспективных научных проектов; успешная коммерци­ализация результатов научных исследований и научно-технических разработок. Технопарки решают важнейшие проблемы региона: дают новые рабочие места, способствуют структурной пере­стройке и переходу традиционных производств на новые технологии, поэтому участие властей всех уровней в развитии технопарка имеет большое значение.

Одним из позитивных факторов развития инновационных структур является создание предприятий малого и среднего бизнеса, что помогает решать проблему занятости и социальной стабильности общества и в целом способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.

37.43. Инновационные проекты, критерии их отбора.

Инновационные структуры типа технопарка, бизнес-инкубатора, техноцентра, инновационного фонда и др. при формировании стра­тегии своего развития, как правило, определяют, в какой роли они будут выступать: адаптера, инноватора или реципиента (или выби­рают их эффективное сочетание). В зависимости от избранной стра­тегии формируются критерии отбора инновационных проектов.

Инновационные проекты характеризуются:

• высокой степенью неопределенности получаемых научно-тех­нических результатов;

• длительностью периода разработки и доведения продукта до конечного потребителя;

• высокой степенью риска достижения коммерческого успеха;

• значительным объемом необходимых инвестиций;

• в случае успеха — высокой доходностью;

• цикличностью развития инновационных процессов. Отбор проектов может происходить в три этапа.

Первый этап заключается в формулировке задач, стоящих перед данной инновационной структурой, здесь определяются приоритет­ные направления научно-технического развития с учетом экономи­ческих задач, стоящих перед регионом.

На втором этапе формируется исходное множество проектов.

На третьем этапе проводится экспертиза проектов, т. е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется прове­дением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов.

Группы критериев: 1. Соответствие экономическому развитию региона, его экологическим особенностям, научно-технологическим направлениям инновационной структуры (. Совместимость проекта с экономической ориентацией региона, Воздействие на экологию региона, Количество новых рабочих мест, Взаимодействие с национальной научно-технической политикой, Соответствие научно-техническим направлениям инновационной структуры, а также ее долговременным и краткосрочным целям, Оценка фазы инновационного цикла данной технологии (продукта),

Освоение данной технологии позволит выступать в роли адаптера, инноватора или реципиента); 2. Коммерческий успех нововведения (Соответствие потребностям рынка, Оценка общей емкости рынка, Оценка доли рынка,

Оценка периода выпуска продукции, Цена продукта (соотношение с аналогами и товарами-субститутами),

Стартовый капитал, его величина, Вероятный объем продаж, Соотношение с имеющимися технологиями и продуктами, Взаимодействие с конкурентами, Обеспечение каналами продвижения на рынок, Вероятность коммерческого успеха, Стоимость 1 кг продукции); 3. Научно-технические критерии (Новизна, Соотношение с мировым уровнем, Патентная чистота, Обеспеченность научно-техническими ресурсами, Возможность разработки «куста» новых технологий и продуктов, Вероятность технической реализации); 4. Финансовые критерии (Стоимость проекта, Чистая текущая стоимость (NPV - net present value), Внутренняя норма доходности (IRR - internal rate of return), Временные рамки, Ожидаемый срок действия инвестиций, Срок окупаемости, Отношение доходов к расходам, Коэффициент покрытия долга, Отношение затрат на разработку к капитальным вложениям для производства и реализации продукта); 5. Производственные критерии (Прогрессивность производственного процесса, Возможность обеспечения производственными мощностями, Возможность обеспечения производственными площадями, Наличие производственного персонала соответствующей квалификации, Издержки (соотношение со среднеотраслевыми),

Материалоемкость, Энергоемкость, Возможность развития производства, Добавленная стоимость, Экологичность и безопасность производства); 6. Реализуемость проекта с учетом различных видов риска (Научно-технический риск, Финансовый риск, Производственный риск, Коммерческий риск, «Страновой» («суверенный») риск, Трансфертный риск, «Систематический» риск, Процентный риск, Риск проекта и его соотношение с риском реализации всего портфеля).

  1. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении.

Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной политики важно обеспечивать связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основной целью антикризисной инвестиционной стратегии государства является структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприятий, осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособности предприятий для восстановления платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий.

Тактические и стратегические инвестиционные решения различаются масштабами финансовых вложений и степенью неопределенности результатов принимаемых решений, что обуславливает различную степень финансовых рисков.

Реализация государственной антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок, к которым относятся:

политическая и социально-экономическая стабильность в обществе;

наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налогового законодательства;

рост реальных налоговых поступлений в бюджет;

устойчивость национальной инфляции;

прекращение утечки капитала из страны.

На преодоление негативных явлений в экономике России должна быть направлена антикризисная инвестиционная стратегия.

В управлении инвестиционным процессом необходимо опираться на определенные следующие важных моментов:

должны быть четко очерчены цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т.д.);

необходимо выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами. Так, в современных условиях преимущественным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой принцип финансирования, как получение максимального эффекта при минимуме затрат;

следует выяснить реальные источники инвестиций и с учетом определенных возможностей создать законодательную базу для осуществления и развития инвестиций, в том числе иностранных.

Эти базовые условия должны способствовать решению основной задачи антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства – обеспечить процесс накопления для обновления основного капитал, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Мировые экономические кризисы причины и последствия

    Курсовая работа >> Экономика
    ... экономические кризисы: причины и последствия» 2006г. Содержание: Введение……………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Экономические кризисы ………………………………………………….5 Определение экономического кризиса ... выделяют 2 вида кризисов. Кризис перепроизводства товаров ...
  2. Мировой экономический кризис: причины, последствия, пути выхода

    Дипломная работа >> Экономика
    ... КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему "Мировой экономический кризис: причины, последствия, пути выхода" Студент 4 курса ... в рамках общего снижения темпов экономического роста, которые имеют вид экономического цикла, с 1960-х годов ...
  3. Современные экономические кризисы причины и механизмы преодоления

    Реферат >> Экономическая теория
    ... КРИЗИСОВ Сущность экономических кризисов Причины экономических кризисов Последствия экономических кризисов Механизм преодоления экономического кризиса в Украине: Причины современного экономического кризиса в Украине Пути преодоления экономического кризиса ...
  4. Причины мирового экономического кризиса и пути выхода из него

    Курсовая работа >> Экономика
    ... Содержание Введение Особенности современного экономического кризиса Причины возникновения мирового экономического кризиса Влияние кризиса на российскую экономику ... пузырей — искаженной, завышенной оценки различных видов активов. В отдельные периоды такие ...
  5. Кризис. Причины возникновения и пути преодоления

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... и права Курсовая работа По дисциплине “Экономическая теория” Экономический кризис: причины и пути преодоления Исполнитель: студент ... пропорций воспроизводства. Здесь выделяют 2 вида кризисов. Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018789768218994