Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Актуальность темы исследования. Концертная деятельность является одним из важнейших звеньев в работе руководителя творческого коллектива. Выступление ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Бег на короткие дистанции по сравнению с бегом на длинные дистанции проходит в более высоком темпе, с большой скоростью. Особенностью техники бега на ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых. Дело не только в том, что из всех периодов древности она лучше всего изу...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Древняя Индия – одна из первых мировых цивилизаций, принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Это богатейший субконтинент со...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

42

Управление культуры Белгородской области

Белгородский государственный институт культуры и искусств

Кафедра социально-культурной деятельности

Молодежный досуг: проблемы организации и совершенствования.

Курсовая работа

по дисциплине

Социально-культурная деятельность

Выполнил: студент

очного отделения

группы 21 М

Артебякин Р.Н.

Научный руководитель

Ст. преподаватель

Мирошниченко Е.В.

Белгород 2007

Содержание

Введение

Глава. Методологические аспекты молодежного досуга.

1.1 Специфика и содержание молодежного досуга

1.2 Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи

Глава 2. Региональные особенности по организации молодежного досуга

2.1 Основные подходы и формы работы по организации досуга молодежи.

2.2 Пути совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи.

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования Глобальные социально-экономические и политические трансформации последних двух десятков лет вызвали глубокий кризис в сфере духовной жизни, культуры, образования, создали реальную угрозу утраты национальной культурной идентичности народов

России, породив культурный конфликт поколений.

В сложившейся ситуации не только судьба реформ, но и государства, и нации, способность общества к самосохранению и саморазвитию решающим образом зависят от того, каким образом и в каком направлении будут развиваться процессы в сфере культуры — будет продолжаться падение ее уровня, культурная деградация большей части общества либо посредством адекватных политических, экономических, социальных и иных мер. Кризис в этой сфере сменится культурным ренессансом.

Культурные процессы в условиях глобализации информационного пространства моделируются, формируются, прежде всего, в таких больших городах и мегаполисах, распространяясь затем в масштабах всего государства.

Актуальность темы исследования заключается в том, что 20 последних лет стагнации и деградации российской культуры отложили негативный отпечаток на национальное самосознание, социальное самочувствие всех поколений россиян, в особенности младших поколений. Процесс социализации, которых пришелся на время распада социалистических идеалов и культурных нормативов, период перестройки, формирования основ нового государства, утраты существовавшей и отсутствия новой доктрины культурного воспитания и просвещения на фоне активной культурной экспансии извне. Негативными последствиями сложившейся культурной

ситуации стали, в частности, и такие явления, как социальная инфантильность, вымывание национальных, культурных традиций, внедрение в массовое сознание психологии индивидуализма и эгоцентризма, развитие различных форм девиации, рост националистических проявлений, снижение уровня патриотического сознания и доверия государству,

формирование узкого слоя культурной элиты, с одной стороны, и одновременное формирование в массовом сознании ложных ценностей масс культуры, псевдо и антикультуры — с другой.

Вместе с тем, отсутствие четких идеологических ориентиров в обществе особенно на начальном этапе реформ нового типа государственности, тяжелое экономическое положение большей части населения, отдельные негативные программы телевидения и СМИ привели к появлению отрицательных последствий, коснувшихся в первую очередь молодежи. В результате в обществе наблюдается снижение уровня культуры у большей части молодежи, это ведет к росту криминальных проявлений, агрессивности, девиантного поведения, негативному отношению к старшему поколению.

Актуальность исследования определяется острой потребностью в научно обоснованных методиках и практических рекомендациях по разрешению реальных проблем в сохранении и развитии культуры и прививания ее сегодняшней молодежи и подрастающему поколению, и конечно же решение этой проблемы лежит на культурно – досуговых центрах, а именно в предоставлении ими качественного досуга молодеже.

Проблемная ситуация заключается в том, что с конца 1980х гг. в связи с глобальными переменами в российском обществе и связанным с ними системным кризисом нарушена преемственность национальных культурных традиций, имеют место кризисные явления в культуре, культурном воспитании, культурном развитии страны. В общественном сознании происходят существенные перемены, изменяются ценностные ориентации. Следует иметь в виду, что культурное развитие, культурные запросы тех или

иных слоев населения не всегда соответствуют как предложениям со стороны традиционных институтов культуры, так и общественным представлениям о духовности, морали, нравственности, культурных ценностях.

Тем не менее в последние несколько лет наблюдается процесс активизации возрождения традиционной культуры и духовности. Для его систематизации необходимы научно обоснованные коррективы как в концепции, так и в механизме реализации государственной культурной политики, основанной на новых социально-политических и экономических реалиях. Суть проблемы состоит в том, что стагнация культурного развития сдерживает развитие экономики, снижает эффективность внутренней и внешней государственной политики, искажает и разлагает общественное сознание.

Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования потенциала культурно-досуговой деятельности в системе организации досуга приобрела особую актуальность. Имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, из-за отсутствия необходимых навыков, недостаточной организационно-педагогической помощи молодежь часто не готова к осознанному выбору видов деятельности, способствующих их полноценному развитию.

В последние годы заметно обострилось противоречие между потребностью молодежи использовать досуг как сферу удовлетворения творческих потребностей, самоутверждения, полноценного общения и неумением реализовать себя в свободное время ввиду недостаточности усилий в организации воспитательной работы со стороны вузов, которая сегодня чаще всего сводится к отдельным развлекательным мероприятиям или к перенесению в сферу досуга методов и форм учебной деятельности. Из-за отсутствия системности организации, координации в осуществлении воспитательной работы и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни молодежи воспитательный потенциал досуговой сферы, а также большой опыт организации культурно-досуговой деятельности, накопленный отечественной высшей школой и за рубежом, реализуется не в полной мере.

Степень научной разработанности проблемы

Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского,  И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев,  В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.). В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.

Объект исследования: молодежный досуг
Предмет исследования: деятельность культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга

Цель курсовой работы: изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практические рекомендации по его совершенствованию.

Задачи курсовой работы:

  1. Определить сущность и функции досуга молодежи.

  2. Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга.

  3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга

  4. Определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга.


  • Методы исследования:
    теоретические: анализ, интеграция, библиографическая эвристика.

эмпирические: наблюдение, изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации молодежного досуга;
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах

1.1. Специфика и содержание молодежного досуга.

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро  разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой  подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев –Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение  в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

- необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

- источник творческого преобразования индивида в личность;

- форму передачи знаний и социального опыта;

- исходный пункт самосознания личности;

- регулятор поведения людей в обществе;

- самостоятельный вид деятельности;


Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

- в эмоциональном контакте, сопереживании;

- в информации;

- в объединении усилий для совместных действий

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе  организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

- по содержанию (познавательные, развлекательные);

- по времени (кратковременные, периодические, систематические);

- по характеру (пассивные, активные);

- по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).


Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается, с особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция.


Надо подчеркнуть, что характеристика  молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и  с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Муниципальная молодежная политика - проблемы и решения (на примере г. Нижнекамска)

    Дипломная работа >> Социология
    ... молодежных и детских организаций; участия в организации досуга, развития творчества, организации ... и социально-экономические проблемы в молодежной среде: 21% детей ... информационных технологий, совершенствование организации инфраструктуры информационных центров ...
  2. Современные формы молодежного досуга

    Реферат >> Социология
    ... молодежного досуга 7 1.1. Досуг как форма реализации свободы выбора для молодёжи 7 1.2. Проблемы молодежного досуга 13 1.3. Неорганизованные формы досуга ... организации молодежного досуга 2.1. Творческий подход к организации досуга молодежи Сфера досуга ...
  3. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России

    Реферат >> Социология
    ... осуществлен целый ряд исследований, посвященных и проблемам молодежного досуга (работы К.Г. Мяло, Б.А. Трегу-бова, А.С. ... различными государственными органами и общественными организациями при планировании и совершенствовании работы с мо- 9 9 лодежью, ...
  4. Молодежная политика

    Реферат >> Политология
    ... образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг ... : молодежных и детских коммерческих организаций; молодежных и детских религиозных организаций; молодежных и ... существу проблема молодежной политики до ... , воспитанников, совершенствованию системы профилактики ...
  5. Организация досуговой деятельности молодежи

    Курсовая работа >> Социология
    ... выдвигается проблема совершенствования досуга молодежи. Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи ... незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012669563293457