Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Закон
Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон — ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического измене...полностью>>
Философия->Реферат
Корни философии скрыты в глубине тысячелетий. Зачатки философского мышления находятся в индийских Ведах (25-20 вв. до н. э.), в древнекитайской филосо...полностью>>
Философия->Закон
Философия возникла как продукт вопрошающей и недоуме­вающей мысли. “Удивление и есть начало философии”. Во все времена “ удивление побуждает людей фил...полностью>>
Философия->Реферат
Человек всегда задавался вопросом, насколько свободна его свободная воля, существующая в падшем мире, где правит закон причинности. Традиционно вопрос...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Философия истории. Культура и цивилизация.

Термин «Философия истории» впервые употребил Вольтер (1694-1778), имея в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.

Философскому рассмотрению подлежат многие явления:

Философия права, философия религии, философия науки, философия искусства и т.д. … и наконец философия истории.

История философии ≠ философия истории.

Греческое слово история означает рассказ о прошлом, о том, что действительно было.

История – это установление, классификация и интерпретация фактов прошлого.

Под философией истории можно понимать только попытку осознать ход человеческой истории в ее целостности.

Философия истории пытается обобщить истории разных государств и различные истории научных дисциплин: история государства и права, история науки, история культуры и т.д.

Философия истории является частью более общей дисциплины – социальной философии.

История исследует исторические тексты и археологические данные. Научная история – это перечисление событий.

А нам необходимо понять волю людей и их цели, необходимо понять дух эпохи.

Есть ли смысл в истории?

Смысл человеческого существования состоит (два момента) в продлении существования и обретения совершенного существования.

Из истории мы также знаем не только факты или их интерпретацию, но и то, что человек сделал, и тем самым – что он собой представляет.

Основу обращения к истории составляет четко фиксируемый разрыв цели, которую мы себе ставим, и результата нашей деятельности.

Бытие всегда не оправдывает наших ожиданий.

Анализ разрыва между желаемым и действительным составляет основу философии истории.

Из этой проблемы проистекает различные варианты понимания истории.

Если рассматривать историю в эмоциональном плане (мироощущение), то мы получаем два варианта:

Пессимистический (цели нет, смысла нет, всё бессмысленно, человек глуп от природы его никто и ничто не спасет. Экологическая ситуация – исчерпание ресурсов, космические катаклизмы – смерть Солнца как светила и т.д.)

и оптимистический (цель существования общества есть, есть цель и смысл исторического развития, человек в состоянии преодолеть трудности на пути исторического развития).

Позицию пессимизма можно назвать историческим регрессом, а оптимизма – историческим прогрессом.

Если рассматривать историю с рациональной, а не эмоциональной точки зрения (позиции), то получаем несколько вариантов. Точнее три варианта.

Фатализм, субъективистско-волюнтаристский подход и подход признающий возможность познания законов исторического развития.

Есть объективные законы независящие от человека и его воли. Человек не может эти законы познать и тем более управлять ими.

С позиции разума получаем:

1. Фатализм (от лат. fatalis – роковой, определенный судьбой) – вера в предопределенность и неотвратимость судьбы, вера в судьбу. Мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе (см. также Детерминизм).

Фатум (лат. fatum) – судьба, слепая необходимость природы.

Amor fati – любовь к судьбе, по Ницше – признак человеческого величия.

Всё предопределено, люди ничего не могут изменить.

Эта концепция признает существование независимых от людей законов, считая при этом, что деятельность людей не способна влиять на ход исторического развития.

Фатализм характерен для Восточной философии (даосизм) и античности (стоицизм). Христианство заменяет понятие судьбы понятием Божественного Провидения.

Фридрих Шеллинг (1775-1854). История – откровение абсолюта.

Концепция фатализма недооценивает роль сознательной активности людей в историческом процессе.

2. Имеет место и противоположная крайность, когда сознание и воля людей рассматриваются как единственный фактор истории. Если сознание людей и воля людей объявляется независимыми (свободными) от каких бы то ни было обстоятельств (законов), то такой подход в рассмотрении истории называется субъективистским (сознание людей) или волюнтаристским (от лат. voluntas – воля; воля людей). Основателями волюнтаризма считаются А. Шопенгауэр (1788-1860) и Ф. Ницше (1844-1900).

Представителем субъективистского подхода является И. Кант (1724-1804).

Позиция субъективизма и волюнтаризма называется еще индетерминизмом.

Индетерминизим (от лат. in – приставка, озна­чающая отрицание, и детерминизм), философская позиция, которая отрицает

1)объек­тивность причинной связи между явлениями, событиями и истории в целом. Нет причины в историческом процессе.

2)познавательную ценность причинного объяснения в науке и как следствие в истории. Причинное объяснение чего-либо не имеет смысла.

Амбиции, желания человека сильнее любых объективных законов. Человек отказывается изучать, соблюдать эти законы, и тем более им подчиняться.

Индетерминизм трактует волю, сознание человека как автоном­ную силу. Принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения.

Карл Поппер (1902-1994) – английский философ и социолог.

Иррационализм, индетерминизм рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленно­сти, лишенный цели.

3. Мы рассмотрели два крайних варианта: фатализм (всё закономерно) и индетерминизм (всё случайно).

Следующий вариант анализа истории “лежит по середине” между фатализмом и субъективистско-волюнтаристским подходами.

Третья позиция – это те, кто считает, что есть определенная логика в истории, считая исто­рию целенаправленным, закономерным процессом, – к дан­ной категории относится большинство философов. Детерминизм.

Детерминизм – философское учение о существовании причинности (лат термин determino – означает – определяю).

Противоположное детерминизму – индетерминизм (философское направление исключающее существование причинности).

Детерминизм – учение о первоначальной определяемости (закономерности) всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни. Детерминизм может перейти в фатализм.

Противоположностью индетерминизма выступает детерминизм.

Этот подход основывается на изучении объективных закономерностей исторического процесса. И естественно, что такая точка зрения изначально признает, что жизнь общества протекает по определенным законам. Наблюдаются расхождения в том, как понимать эти объективные законы.

Можно указать на основные точки зрения.

Материалистическое и идеалистическое понимание исторического развития.

Подход признающий возможность познания законов исторического развития.

Материалистические и идеалистические интерпретации исторического процесса.

Подзаголовок. Материалистическое понимание истории.

Материалистическое понимание истории. Географический детерминизм. Монтескье, Гумилев, Маркс.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755).

Основной работой Монтескье является “О духе законов”.

Монтескье объяснял, что природная среда, климат, географические условия имеют влияние на формирование общественного развития.

Эти его идеи положили начало географическому детерминизму.

Монтескье ставит за­дачу проследить влияние природных условий на общественную жизнь.

1. Характер народов определяется климатическими условия­ми.

Народы севера энергичны, воинственны, храбры, выносливы, свобо­долюбивы.

Народы, населяющие южные страны, напротив, ленивы, робки, изнежены, покорны и порочны.

Климат, считает Монтескье, оказывает огромное влияние на чувства, воображение и ум, а, следовательно, на нравы, быт, религию и законы народов. Так, есть прямая зависимость индусского учения о нирване от жаркого климата Индии, расслабляюще­го умственные способности и вызывающие желание покоя

2.Монтескье говорит о связи характера почвы с политическим устройством народа.

Управление одного лица (деспотизм, монархия) чаще бывает в землях плодородных, а управление многих (республика, конституционная монархия) – в зем­лях бесплодных.

3.Государственное устройство зависит от размера территории, занима­емой народом. “Небольшие государства по своей природе должны быть республиками, государства средней величины – подчиняться монарху, а обширные империи – состоять под властью деспота”.

4.Имеет место взаимообратная связь. Условия определяют общественное развитие.

Таким образом, чтобы не было противоречий в обществе, законы общества должны находиться в соответствии со свойствами географической среды, условиями жизни народа и характером народа, сформированным под влиянием климатических условий. Законодатель (правитель) должен учитывать изменение географических факторов и характера народа.

Законы должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату, (холодному или умеренному), качествам почвы, ее географическому положению и размерам, образу жизни ее народов (земледель­цев, охотников или пастухов).

При законотворчестве должны учитываться также степени свободы, допускаемой устрой­ством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; обстоятельства возникновения, цели законодателя, порядок вещей которым законы утверждаются.

Недостатки географического детерминизма. Пример Японии и США. Обе капиталистические развитые державы.

Л.Н. Гумилев (1908-1992). Разработал теорию этногенеза.

Этногенез – эмпирическое обобщение историко-географических факторов. Основные понятия? Этнос, пассионарность и мутагенез.

Основная работа – “Этногенез и биосфера Земли”.

Этнос – это коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства подсознательного ощущения близости на основе простого противопоставления: “Мы – они”.

После Дарвина считалось, что отдельные расы и этносы образуются вследствие борьбы за существование.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Культура и цивилизация и проблемы их взаимодействия

    Реферат >> Культура и искусство
    ... философии истории. Шпенглер ничего не дает для проникновения в смысл этого первофеномена истории. 2. Культура и цивилизация. О понятие “цивилизация”. Цивилизация и культура ...
  2. Культура и цивилизация, их взаимодействие

    Реферат >> Культура и искусство
    ... «расчлененной эстетической непрерывностью» (у американского философа истории Ф.С.К. Нортропа). Эта типично мистическая концепция ... любом случае, история цивилизаций – это история культуры. Изучение цивилизации – это изучение ее культуры. 7. Список ...
  3. Культура и цивилизация. Построение типологии культур и цивилизаций

    Реферат >> Культура и искусство
    ... «расчлененной эстетической непрерывностью» (у американского философа истории Ф.С.К. Нортропа). Эта типично мистическая ... любом случае, история цивилизаций – это история культуры. Изучение цивилизации – это изучение ее культуры.8Список использованной ...
  4. Культура и цивилизация сущность и соотношение этих понятий

    Реферат >> Культура и искусство
    ... в области социологии культуры, философии истории и философии культуры. "Закат Европы" - это произведение, которое содержит биологическую философию истории: культуры - это ...
  5. Культура и цивилизация (16)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... отсутствовала рефлексия места культуры в содержании истории, культура и цивилизация отождествлялись. Но понимание культуры как земного ... . - 288с. Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник для студентов вузов/ Л. А. Никитич ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.00205397605896