Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Физкультура и спорт->Реферат
Лазовский район расположен в юго-восточной части Приморского края, на восточных склонах хребта Сихотэ-Алинь, обращенных к Японскому морю. Администрати...полностью>>
Физкультура и спорт->Реферат
Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от туризма, занимает значитель...полностью>>
Физкультура и спорт->Реферат
Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально-экономическое развитие многих стран мира. Дл...полностью>>
Физкультура и спорт->Реферат
Современный туризм столь же противоречив, что и процессы, протекающие в современном мире. Но именно туризм стал одним из способов формирования общечел...полностью>>

Главная > Реферат >Физкультура и спорт

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Туризм на древнем Востоке

С возникновением первых цивилизаций заметно активизируется торговля. Этому способствует, во-первых, протекционистская политика правителей крупных держав, направленная на создание и поддержание инфраструктуры путей сообщения. Строятся дороги и каналы, возникают постоялые дворы и почта, строятся порты. Во-вторых, принимаются меры по безопасности, как самих купцов, так и торговых путей, морских и сухопутных. В древних зако-нодательствах появляются статьи, оберегающие жизнь и имущество торгов-цев, как отечественных, так и зарубежных. В-третьих, развитие прикладных наук позволяет добиться значительных успехов в кораблестроении, что поз-воляет совершать всё более дальние и длительные походы.

    На Древнем Востоке по сравнению с периодом военной демократии резко возрастает и экспансионистская политика, находящая своё отражение в многочисленных военных походах. Возникновение цивилизаций привело к накоплению огромных богатств у правящей элиты, что было предметом вож-делений соседних государств и народов. Сложившийся институт рабства также существовал, в основном за счёт военных экспедиций.

Но в то же время возникает такое явление, как дипломатия. Взаимоот-ношения между государствами требуют определённых норм общения. Появляются институты посольств. На Древнем Востоке начинает развиваться наука. Ряд экспедиций носит не просто ознакомительный торгово-экономи-ческий или военно-стратегический, но и конкретно научный характер. Фараоны и цари снаряжают целые экспедиции, чтобы получить знания в первую очередь географического, а также этнографического, биологического характера. Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождавшие путешествен-ника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священ-ным трепетом. Путешествующий воспринимался как отмеченный или оберегаемый богом человек.

Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами челове-ческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры наро-дов Древнего мира. В обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам, которое выступало формой защиты их личности и имущества.

В странах Древнего Востока было принято путешествовать на верблюдах, собираясь в большие караваны. На караванных путях для ночевок разбивали шатры. Опасаясь песчаных бурь и нападения разбойников, путники нередко останавливались в так называемых караван-сараях, первые свидетельства о которых относятся еще к III тыс. до н.э., к временам Древней Ассирии. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные ком-плексы, которые включали загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Удобства, которые предоставлялись путешественникам в Азии, значительно превосходили те, на которые в это время можно было рассчитывать в Европе.

В древности отлично понимали важность хорошо обустроенных путей. Строительство дорог было одной из первых забот государства. Уже в странах Древнего Востока имелась система мощеных дорог с каменными столбами для указания расстояний, водосточными желобами станциями для смены лошадей.

Дороги древности играли важную роль в межкультурных коммуникациях народов. Историческое значение древних дорог трудно переоценить, какой бы ни была последующая судьба конкретной дороги. Одним дорогам повез-ло, на их месте построены современные транспортные магистрали. Другие можно отыскать только на древних картах, как, к примеру, Великий шелко-вый путь. Но от этого они не потеряли своего исторического значения, как не потеряет культурный смысл деятельность путешественника. Имея под ру-ками современные средства передвижения, нам порой трудно бывает понять, что для древнего жителя за простыми, казалось бы, житейскими заботами: обойти охотничьи угодья, попасть в соседнее селение, посетить святые места – скрывалась трудная задача, если они располагались далеко от места его обитания. А каким тяжелым и продолжительным были путешествия в другие страны! Тяжелый физический труд, опасности и нескончаемые трудности были способны напугать, но не могли остановить тех, кого толкала в путь либо нужда, либо звала жажда нового, неизведанного. История человеческой культуры – это история дорог и совершенствования средств передвижения: от утлой лодчонки до современных морских комфортабельных лайнеров, от коня или верблюда до скоростного автомобиля или вездехода, делающих современное путешествие приятным и комфортабельным.

Значение передвижений людских коллективов как средства перемещения информации усиливается в предцивилизационный период и во времена возникновения и формирования древневосточных деспотий. До V в. до н.э. мировым центром, генерирую­щим основные идеи в области техники и новейших технологий, был регион Ближнего и Среднего Востока.

Неолит «подарил» человечеству не только переход к земледе­лию и скотоводству, но также и гончарное производство, и тка­чество. Это была, в свою очередь, и последняя ступень перед ве­ком металлов. И хотя предцивилизационный неолит в разных рай­онах наступал в разное время, его хронологические рамки можно четко фиксировать по археологическим находкам.

Первые каменные серпы и примитивные зернотерки стали появляться в этом регионе еще во времена позднего мезолита. Это под­тверждает тот факт, что труд собирателей был основным в период ранней родовой общины. На их долю приходилось до 60-90 % всей добываемой пищи.

К наиболее ранним керамическим изделиям относятся образ­цы, датируемые IX-началом VIII тыс. до н.э., найденные в Пе­редней Азии: в Иерихоне, Мурейбите, Гильгале и др.

Начало металлургии относится к VII тыс. до н. э. Изделия из чистой меди этого периода находят в регионе Ближнего Востока.

Ткачество было известно в районе Среднего Востока с VII тыс. до н. э. Не так давно был обнаружен тайник льняных изделий в пещере в Иудейской пустыне (Нахал Хемере), заложенный около 6500 г. до н.э.

Распространение основных достижений эпох позднего неолита и ранней бронзы показано в таблице 1.1, из которой отчетливо явствует, что эти достижения распространились благодаря мигра­ционным процессам по всей ойкумене.

Следующими технологическими новшествами, которые стали появляться начиная с середины IV тыс. до н. э. опять же в районе Ближнего и Среднего Востока, были: соха, колесо, колесный транспорт и упряжь для животных, механические подъемники воды – шадуфы, усовершенствованный (вертикальный) ткацкий станок.

 Технологические импульсы на Ближнем и Среднем Востоке продолжались и во II тыс. до н.э. В Египте и Месопотамии была модернизирована соха, к ней добавили лемех и рукоятки, она стала совмещаться с сеялкой, появилась борона. Гончарный круг стало возможно приводить в действие при помощи ног, что вы­свобождало у гончара вторую руку. У колеса появились спицы. Усовершенствование упряжи привело к тому, что лошадей (а не только волов, как до этого) стали использовать как тягловых животных. Шадуф стал двойным, благодаря новому механизму стало воз­можно поднимать одновременно воду из двух водоемов. И нако­нец, осуществился переход к обработке железа. Первая низкока­чественная сталь была получена на севере Малой Азии в XV–XIV вв. до н.э., несколько веков народы, населявшие эту территорию, были монополистами по производству стали. В VIII в. до н. э. ассирийцы впервые получили латунь путем сплава меди и цинка.

 В Китае и Европе эти инновации появились позже, очевидно, что они были привнесены туда и не носили автохтонного характера. Но процесс ассимиляции новых технологий в Европе и Китае носил характер постоянного ускорения. Это привело к тому, что к середине I тыс. до н.э. технологические уровни этих трех регионов практически сравнялись.

 С возникновением первых цивилизаций заметно активизирует­ся торговля. Этому способствовала, во-первых, протекционист­ская политика правителей крупных держав, направленная на со­здание и поддержание инфраструктуры путей сообщения. Строи­лись дороги, порты и каналы, возникали постоялые дворы (про­образы будущих гостиниц) и почта. Во-вторых, принимались меры по безопасности как самих купцов, так и торговых путей, морских и сухопутных. В древних законодательствах появлялись ста­тьи, оберегающие жизнь и имущество торговцев, как отечествен­ных, так и зарубежных. В-третьих, развитие прикладных наук позво­лило добиться значительных успехов в кораблестроении, что дало возможность совершать все более дальние и длительные походы.

 На Древнем Востоке по сравнению с периодом военной демо­кратии резко возрастает и экспансионистская политика, находя­щая свое выражение в многочисленных военных походах. Можно, пожалуй, даже говорить о государствах-агрессорах, таких как Ак­кадское царство (XXIV–XXIII вв. до н.э.), Ассирия (IX–VII вв. до н.э.), Персидская держава (VI–V вв. до н.э.) и др. Возникно­вение цивилизаций привело к накоплению огромных богатств у правящей элиты, что было предметом вожделений соседних госу­дарств и народов. Сложившийся институт рабства также суще­ствовал, в основном за счет военных экспедиций.

Но в то же время возникло и такое явление, как дипломатия. Взаимоотношения между государствами требовали определенных норм общения. Появляется институт посольств. Императорские или царские послы отправлялись в путешествия в другие страны с дипломатическими миссиями. Этому есть многочисленные свидетель­ства в китайских хрониках, библиотеках Шумеро-Аккадского цар­ства, древнеегипетских памятниках письменности.

На Древнем Востоке начала развиваться наука. Ряд экспедиций носил не просто ознакомительный торгово-экономический или военно-стратегический, но и конкретно научный характер. Фара­оны и цари снаряжали экспедиции, чтобы получить знания в пер­вую очередь географического, а также этнографического, биологического характера. К подобным походам можно отнести путешествие финикийцев вокруг Африки в правление фараона Нехо II или плавание карфагенянина Ганнона, или экспедицию Скилака, организованную персидским царем Дарием.

Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни. Но в силу того, что условия, сопровождающие путе­шественника, были крайне тяжелы, к походам и экспедициям относились со священным трепетом. Путешествующий восприни­мался как отмеченный и оберегаемый богом человек. Перед лю­бым предстоящим походом обязательно совершались сложные об­ряды, во время которых приносились обильные жертвы богам, чтобы они максимально оберегали странников.

У большинства народов древности был миф о Всемирном по­топе. И всегда бог (боги) сохранял жизни праведнику и его се­мье, «разрешив» путешествие по бушующим волнам во время катаклизма. Затем эти «туристы» становились основателями рода человеческого.

Таков, Утнапиштим в «Эпосе о Гильгамеше», составленном впервые еще в Шумере. Его «тур» продолжался две недели.

Знаковым можно считать тот факт, что жертва праведного «ту­риста» Ноя привела к тому, что «...сказал Господь про себя: «Не буду я больше проклинать землю из-за человека».

Аналогичное предание существовало и в Древней Индии, где основоположником рода человеческого считался Ману, пережив­ший потоп. В Древней Индии бог Индра – «царь богов» считался «помощником странников». В одном из сборников ведической ли­тературы «Брахманы» говорится:

 

«Цветами осыпаны ноги странника,

Плодоносно крепкое его тело,

Избавляется он ото всех грехов,

Смытых потом его странствий».

 

Как явствует из древних мифов, странствующий уподоблялся богам и светилам, находясь всегда под покровительством божеств, он или являлся праведником, или же избавлялся от многих грехов именно благодаря «очищающим» трудностям путешествия. В ментальности древних странствия носили богоугодный, благой характер.

Одной из первых цивилизаций, зародившейся в Междуречье – между Тигром и Евфратом – в IV тыс. до н.э., была цивилизация шумеров, загадочного народа: до сегодняшнего дня не смолкают споры о его происхождении.

Кочевая жизнь, а может быть, какие-то другие причины, ка­тастрофа сдвинули шумеров с насиженных мест. И они стали миг­рировать, в том числе (а возможно, и только) в Двуречье. Шуме­ры не являлись автохтонами, они поселились в районе Тигра и Евфрата в VII–VI тыс. до н.э., создав свою неповторимую циви­лизацию.

Распространение цивилизационных ценностей Древнего Меж­дуречья шло очень активно. Шумерам были хорошо известны не только просторы иранских полупустынь, но и богатая природа Индии. С III тыс. до н.э. в Месопотамии стали воздвигать зиккураты – ступенчатые храмы. Аналогичные постройки, сделанные так­же из сырцового кирпича, были обнаружены и в Средней Азии (Туркмения, около города Каахка), и на Аравийском полуострове (в районе Омана), и даже на острове Сокотра в Индийском океа­не. Из расшифрованных текстов известно, что шумеры активно торговали со страной Мелуха – возможно, это Индская цивили­зация Хараппы и Мохенджо-Даро, которая существовала на севе­ро-западе полуострова Индостан. Оттуда поступали в шумерские города-государства рис, хлопок, лес, бусы из сердолика.

В свою очередь, многочисленные шумерские цилиндрические печати найдены при археологических исследованиях в Индии. Кро­ме того, на печатях в Шумере изображали иногда животных, ко­торых там не водилось: слонов, остромордых крокодилов – гевиалов, обитающих в Индии. В болотистых низинах Индии (северо­-западные районы) до сих пор растет камыш берди, родиной ко­торого, по авторитетному мнению ботаников, является Месопо­тамия. Именно из такого камыша шумеры и делали лодки. По сви­детельству индийского ученого Ш.Р.Рао, лодки, напоминающие древнешумерские, и по сей день применяются на озере Нал близ Лотхала.

Из Омана в Двуречье, крайне бедное полезными ископаемы­ми, доставляли медь, а также скульптурный камень. Согласно древним документам, в прибрежных районах Омана возвышалась Медная гора, по которой и сверяли свои маршруты кормчие шу­мерских кораблей.

 Первое централизованное государство возникло в Месопота­мии в XXIV в. до н.э. Его создал Саргон Великий (Древний). Это был один из самых великих завоевателей древности. Недаром его называли «царем битвы», он лично участвовал в 34 сражениях. Саргон Великий не только, завоевав, объединил южное Двуречье, где располагались города-государства шумеров, но создал державу, контролирующую пространства от Средиземного моря на за­паде до Каспийского на северо-востоке. Его воины совершили ритуальное «омовение оружия» в водах Персидского залива, ког­да покорили юг Междуречья. На всем этом огромном простран­стве стала интенсивно развиваться торговля. Саргон Великий за­воевывал страны и народы, чтобы полностью контролировать торговлю в этом самом передовом регионе планеты в то время. Еди­ное централизованное государство выступало гарантом безопас­ности караванных путей и морских сообщений. Составленные в его правление многочисленные карты и планы легли в основу первого известного географического описания Передней Азии и стран Персидского залива, которое было сделано на статуе энси (царя) Лагаша – Гудеа в XXII в. до н. э.

Навигации по Нилу способствовала сама природа. Течение по­могало передвигаться с юга на север, а практически постоянный бриз делал возможным плавания под парусами и в обратном направлении. Нил был стержнем всей жизни древних египтян. Это была та «столбовая дорога», благодаря которой стали возможны контакты и с Нубией, находящейся на юге, и со средиземномор­скими странами, лежащими на севере и северо-востоке от Египта. Из центральной части страны начинался близ Копта караванный путь, который вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха – привалы. Там всегда были хранилища с питьевой во­дой, представляющей главную ценность в пустыне.

Речное судостроение развилось у египтян очень рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древнейших египетских гробниц встречают­ся изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из па­пируса.

На позднейших памятниках уже запечатлены плывущие с грузом большие речные суда со снастями, каютами и прочими атрибутами настоящего корабля, а не лодки. Обыкновенные грузовые корабли, несмотря на примитивность их конструкции, могли тем не менее поднимать грузы в несколько тысяч талантов. Эти корабли плавали по всей судоходной части Нила, поддерживая весьма оживленные торговые отношения между египетскими номами (рис. 1.1).

 Сохранились сведения, что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну возглавил экспедицию на побережье Красного моря за драгоцен­ными камнями, слоновой костью и благовонными смолами и растениями. Первое плавание по Средиземному морю было, види­мо, осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н.э. Из ис­точников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ, откуда возвратилось «сорок судов с кедро­вым деревом». Веком позже при фараоне Сахуре в Палестину и Сирию из дельты Нила также была отправлена флотилия, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.

Корабли всегда помещали и в погребальные камеры фараонов. Так, в пирамиде фараона Хеопса был обнаружен корабль длиной 43,4 м. Впоследствии из-за нехватки древесины даже для фараонов стали делать модели судов в масштабе 1:100.

Мореплавание активизировало контакты между странами. Не­обходимую древесину, сосну например, заготавливали в Сирии. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, велась посредническая торговля с Инди­ей и Китаем. Активно шла торговля с государствами и народами Восточной Африки, где находилась страна Пунт, откуда фарао­нам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.

Известно, что в правление царицы Хатшепсут (1505– 1484 гг. до н.э.) были организованы экспедиции в страну Пунт за сажен­цами деревьев и кустарников, из которых можно было получать благовония. Путешествия были удачными. Но, к сожалению, де­ревья и кустарники не смогли прижиться в новом, малоподходя­щем для них сухом климате Египта, хотя их везли со всевозмож­ными предосторожностями в мокрой рогоже, а затем высадили в специальные кадки. Фрески во дворце Хатшепсут, которые побе­дили время, и сегодня рассказывают многочисленным туристам об этих вояжах.

 Необходимость создания глобальной торговой сети, объединя­ющей акватории Атлантического и Индийского океанов, прояви­лась в создании канала (прообраза Суэцкого, так как у него был несколько иной маршрут). Во времена VI династии (2350 — 2180 гг. до н.э.) был построен канал, соединивший Красное море через город Бубастис со Средиземноморьем. Известно, что он был вос­становлен в XIX в. до н.э. Канал восстанавливался в древности не менее пяти раз, но потом в периоды упадка его вновь и вновь заносило песком.

О районах экваториальной Африки в Древнем Египте было весьма смутное представление, потому что египтяне не соверша­ли дальних путешествий на юг. Их торговые маршруты оканчива­лись около современного Хартума — столицы Судана. А вот о Ливии, расположенной к западу от Египта, им было многое извест­но. Геродот, ознакомившись с географическими знаниями егип­тян, писал следующее: «Ливия, лежащая внутри материка выше моря и приморских жителей, занята дикими зверями. Еще далее от страны диких зверей тянется песчаная полоса – страшно безводная, совершенно безлюдная голая пустыня».

Можно предположить, что египтяне были искусными карто­графами. Возможно, это и так, но ими в основном производились символические карты Вселенной или путей в загробный мир. Есть лишь один подлинный артефакт светской карты, где указано рас­положение дорог в золотоносных шахтах на берегу Красного моря. Эта карта относится к 1500 г. до н.э.

Можно предположить, что достопримечательности Мемфиса и Фив, бывших в разное время столицами государства, знамени­тый лабиринт и Фаюмский оазис, величественные храмы в Ком-Омбо и Абу-Симбеле и, наконец, пирамиды и большой сфинкс уже в древности привлекали туристов ничуть не меньше, чем в наши дни. Об этих «туристических» центрах Египта с восхищени­ем пишет, например, Геродот.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро была расположена на северо-западе полуострова Индостан. По занимаемой территории она превосходила почти в два раза объединенные земли Древнего Двуречья и Египта, раскинувшись на 1,3 млн км2. Более 1000 посе­лений насчитывала эта страна. Пакистанский археолог Сайд А. Накви назвал Мохенджо-Даро «Манхэттеном бронзового века». В каждом городе были рынки и храмы. Купцы и монахи, богатые бездель­ники и чиновники, жаждущие знаний юноши и авантюристы во множестве передвигались по рекам и караванным путям Индско­го государства. Есть определенный соблазн говорить, что те или иные постройки в древности служили, возможно, постоялыми дво­рами. Но этому не существует, к сожалению, объективных архео­логических доказательств. Из-за того что письменность этой цивилизации до сегодняшнего дня все еще представляет загадку, невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты «туристов» Хараппы и Мохенджо-Даро.

Доказано, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея недавно найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218х36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские.

Индия была родиной одной из трех мировых религий – буд­дизма, возникшего в VI в. до н.э. Основателем его был Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (563–483 гг. до н.э.). Он познал четыре великие истины и стал «человеком просветленным» – Буддой. Это произошло, когда ему было, согласно преданию, 35 лет. На протяжении оставшихся 45 лет своей жизни Будда непрестанно путешествовал по северной Индии, проповедуя свое учение. У него появились тысячи последователей. После смерти Будды тело его было кремировано и прах разделен между последователями. Эти останки стали первыми реликвиями. Их помещали в ступах – куль­товых мемориальных сооружениях. К этим святыням стали стекаться многочисленные паломники, и они становятся одними из первых центров религиозного туризма.

 Буддизм был учением, оппозиционным официальным рели­гиям Индии – брахманизму, а затем сменившему его индуизму. Буддизм выступал за всеобщее равенство, против существовав­шего кастового строя. Буддизм, таким образом, вступил в проти­воречие с государственной идеологической доктриной. На буд­дийских монахов начались гонения со стороны официальных властей, монастыри разрушались. Началась массовая буддийская эмиграция.

Один из выдающихся индийских правителей – Ашока, пра­вивший в III в. до н.э., принял буддизм. При его активной под­держке буддизм стал вновь широко распространяться в Индии, а также «экспортироваться» за ее пределы – на Цейлон, в Бирму, затем в Юго-Восточную Азию, Малайзию и вплоть до территории современной Индонезии. Буддийские миссионеры в III в. до н.э. проникали в Египет и Грецию, а чуть позже в Тибет, Афгани­стан, Центральную Азию. Буддизм нашел для себя очень благодат­ную почву в Китае, откуда он прошествовал в Корею и Японию. Можно говорить о первом случае в истории массового миссио­нерства. Роль Ашоки в становлении буддизма как мировой рели­гии очень велика. Именно он субсидировал миссионерскую дея­тельность буддийских монахов, и в значительной степени благодаря этим мероприятиям буддизм из религии местного значения (на­циональной) становится религией мировой.

 Основатель другой оппозиционной официальному брахмани­зму религии – джайнизма, Вардхамана Махавира, родившийся в начале VI в. до н.э., так же как и Сиддхартха Гаутама, происходил из царского рода и тоже, покинув все в возрасте 28 лет, становит­ся странствующим монахом. Достигнув просветления в 42 года, он, как и Будда, оставшиеся 30 лет жизни посвятил проповедова­нию своего учения, продолжая странствовать.

Если буддизм видит итог в выходе из сансары, череды беско­нечных перерождений души, посредством просветления, качествен­ного перехода человека в Будду, то джайнизм представляет собой религию, где души верующих, являясь «вечными странниками», могут освободиться от «пут кармы», разделив душу и материю, что под силу «Джине» – великому герою или победителе

В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.

Под напором китайской и индийской колонизации островов Юго-Восточной Азии малайцы, проживавшие там, вынуждены были мигрировать. Ими были открыты и освоены такие острова, как Борнео, Целебес, Моллука, Новая Гвинея. Это случилось за несколько веков до начала нашей эры. Кроме того, малайцы про­никали и далеко на запад: до острова Мадагаскар.

Миграционные процессы в Китае были чрезвычайно активны еще в доцивилизационные времена, причем они носили не только сухопутный характер. Согласно памятникам, еще в мезолитиче­ские времена существовало развитое морское сообщение по зали­ву Бохайвань между Шаньдунским и Ляодунским полуостровами. В одной из древних летописей, записанной на бамбуковой до­щечке, дается предание об использовании вод (т.е. морей) еще в правление мифической династии Ся неким императором Юем.

В середине II тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ зарождается цивилизация Древнего Китая. Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. Китай­цы активно осваивали и акватории морей, омывающих их земли, пытаясь выйти в Тихий океан. В период династии Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», где в одной из частей, названной «Шицзин» (Книга песен), говорилось, что «грозный Сян Ту привел в повиновение заморские земли». В XI в. до н. э. при восхождении одного из императоров династии Чжоу (XII–V вв. до н.э.) на престол ему был в качестве дара приморским племенем юэчжэней преподнесен корабль. Известны географиче­ские карты отдельных провинций Китая, а также прилегающих к нему стран, сделанные в X в. до н.э. Эти карты размножались кси­лографическим способом. Они использовались в основном в воен­но-административных или торговых целях. О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, сви­детельствует и тот факт, что правитель царства Ци в VI в. до н.э., «совершая увеселительную прогулку по морю, не возвращался в столицу шесть месяцев». Из этого сообщения можно сделать вывод и о масштабности морских путешествий.

 Великий китайский философ Конфуций (551–479 гг. до н.э.) в трактате «Лунь юй» сообщает, что «ему очень бы хотелось по­плавать по морю в деревянной шаланде». Видимо, этот вид мор­ского путешествия был комфортен и приятен. Известно, что Кон­фуций более 13 лет провел как странствующий учитель. Идеалом философа было гармоничное общество, где каждый добросовест­но исполняет свой долг. Согласно его учению, служение богам и Духам не принесет пользы тому, кто забывает о служении людям.

Основатель даосизма – легендарный Лао-цзы, видя упадок правящей династии Чжоу, эмигрировал из страны. Предание гла­сит, что его задержали на одной из застав на западной границе империи. Начальник заставы приказал письменно изложить осно­вы его учения. За три дня мудрец надиктовал «Дао дэ цзин» – величайший из даосских текстов. «Дао» переводится как «путь», «тропа», «закон». Следовать этому пути – значит идти путем космического порядка. Главным для даоса является постижение Дао и построение своей жизни в соответствии с ним. Оставив запись своего учения на заставе, Лао-цзы продолжил свое путешествие верхом на буйволе. Можно предположить, что если бы не вынуж­денное путешествие, то мир лишился бы изложения учения даосов.

Неслучайно Китай называют страной «трех путей». На протя­жении более 2 тыс. лет три учения (три духовных пути) определяли общественную и духовную жизнь Китая: конфуцианство указыва­ло путь гармонизации отношений в обществе; даосизм – индиви­дуального мистического постижения мира, а буддизм – спасение через сострадание и молитву. Как видим, объединяла мудрецов, в частности, любовь к странствиям, в результате которых они не только смогли постичь смысл жизни, но и пытались указать путь к спасению и совершенствованию народам и государям.

Кроме торговых и прогулочных судов были в Древнем Китае и грозные военные корабли. «Существует много различных видов судов: большие лодки, маленькие лодки, быстроходные абордаж­ные суда, многопалубные фрегаты, дозорные шаланды и др.», – отмечал летописец. Он также сообщал и о крупном морском сра­жении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные «корабельные павильоны» – верфи, где возводились, кроме военных, и гражданские суда, в частности, для правительственных чиновников и послов.

Китай представлял собой разновидность древневосточной ко­мандно-административной системы, поэтому не только внешняя, но и в значительной степени внутренняя торговля были централизованы властью верховного правителя – вана. Для активизации внутренней торговли в стране стали создаваться уже с VII в. до н.э. подробные географические обзоры. Наиболее полные и извест­ные из них – «Шаньхайцзин» и «Юйгун». Наряду с многочислен­ными мифологическими сюжетами там содержатся описания кон­кретных путешествий по внутренним районам государства и положение последних по отношению к морским бассейнам или рекам, горным хребтам.

 В правление Цинь Шихуанди процветал, если так можно сказать, «государственно-чиновничий» туризм. Сам император в сопро­вождении огромной свиты совершил по стране несколько инспекционных поездок. Не пренебрегал он и морскими путешествиями – в 215 и 210 гг. до н.э., о чем сообщают летописи. Стали регулярны­ми в его правление торговые связи с островом Тайвань. При Цинь Шихуанди были продолжены поиски островов, на которых проживали отшельники, хранящие секрет бессмертия. С истинно им­ператорским размахом он в 219 г. до н.э. организовал экспедицию под руководством даосских философов и придворных магов Хань Чжуна и Сюй Ши, а также алхимика Сюй Фу, в которой приняло участие несколько тысяч человек. Правда, они, не найдя, а мо­жет, и, не стремясь отыскать острова, со временем основали посе­ление на Корейском полуострове. Их можно рассматривать как одних из первых политических эмигрантов в истории. Впоследствии древнекитайский историк и путешественник Сыма Цянь вложит в их уста следующее оправдание такого поступка: «Цинь Шихуанди так жаден до власти, что незачем добывать ему лекарство бес­смертия».

Верфь Гуанчжоу в эпоху Цинь имела три платформы, где могли причаливать корабли длиной почти 90 м и шириной 30 м. Для сравнения: «May flower» (Майский цветок), на котором в 1620 г. был отправлен десант «отцов-основателей» в Америку, имел в длину 20 м, в ширину – 9 м.

В правление династии Хань заметно активизировались морские путешествия. В этот период налаживались внешнеторговые и дип­ломатические связи с рядом стран и народов южных морей и Индийского океана, становятся регулярными контакты с Япони­ей, которые осуществлялись через Корейский полуостров.

В период Западного Хань (первые века нашей эры) купцы пла­вали на Суматру, Цейлон, достигали юго-западной оконечности Малаккского полуострова, а также Мадраса в Индии, откуда привозили жемчуг и «билюли» (разновидность драгоценных камней). Традиционным же экспортным товаром для Китая был шелк, монопо­лию на торговлю которым он держал до VI в. н.э., когда по приказу византийского императора Юстиниана коконы тутового шелкопряда были тайно вывезены из Китая в полых посохах монахов.

Буддийские миссионеры уже китайского происхождения на­чинают свое шествие по Индокитаю.

Благодаря тому, что китайцы были одним из самых «историче­ских» народов в древности и начали летописание с середины II тыс. до н.э., в настоящее время имеется большое количество письменных источников, в том числе освещающих и деятельность выдаю­щихся путешественников.

Одним из первых китайских «землепроходцев» был Чжан Цянь, живший во II в. до н.э. и занимавший при императорском дворе высокую дипломатическую должность. Ему по делам службы при­ходилось часто бывать за границей. Знаменитый китайский исто­рик древности Сыма Цянь пишет, что «он сумел завоевать любовь южных и восточных иноземцев», также он, видимо, пользовался и неограниченным доверием императора.

Чжан Цяню была поручена важная миссия: заключить союз с вождем могущественного кочевого племени юэчженей против гуннов, с завидным постоянством разоряющих северные райо­ны страны. Посольство Чжан Цяня насчитывало около 100 человек. Вскоре после начала путешествия они были захвачены гуннами, пра­витель которых продержал их в почетном плену 10 лет. Чжан Цяню удалось бежать на запад. Он сумел преодолеть Центральный Тянь-Шань и выйти к Иссык-Кулю – «Незамерзающему озеру». Здесь он узнал, что юэчжени откочевали дальше, в Ферганскую долину. От­важный путешественник преодолел горные перевалы и по одному из притоков Сырдарьи пришел в страну Давань. Но и здесь юэчже­ней не оказалось. Они откочевали еще дальше, в пределы Бактрии и Согдианы, расположенных по среднему течению Амударьи.

Правитель Давани – процветающего государства, понимая все выгоды от торговли с Китаем, хотел через Чжан Цяня завязать дип­ломатические отношения с этой страной. Но Чжан Цянь неумолимо продолжал поиски юэчженей, выполняя императорский приказ.

Наконец Чжан Цянь сумел достичь ставки вождя юэчженей. Но тот, завоевав к тому времени огромные территории, не хотел и думать о новой войне, даже совместно с таким союзником, как Китай.

Через год путешественник отправился домой. Его путь проле­гал через Памир, южную оконечность пустыни Такла-Макани и озеро Лобнор, расположенное на необъятной равнине. И вновь на границе с Китаем он попадает в плен к гуннам, где пробыл около года. Ему удалось бежать и вернуться на родину. Во время этого путешествия, как он сам подсчитал, ему пришлось пройти более 14 000 км.

Крайне важно упоминание в летописи о том, что в 166 г. н.э. «посланцы государя Дацинь Аньдо через Жинань привезли из-за границы в дар ханьскому императору слоновую кость, рога носо­рога и изделия из черепашьих панцирей». Ведь Дацинь – это ки­тайская транскрипция Римской империи, а Аньдо – не кто иной, как римский император Марк Аврелий Антоний, правивший с 166 по 180 гг. н.э. Вызывает интерес и тот факт, что посланцы Рима прибыли в столицу через Жинань, который был портовым городом. Хотя созданный со временем Шелковый путь был, как известно, сухопутным.

Видимо, с этого времени можно говорить о налаживании транс­континентальной торговли между Европой и Азией, где основ­ными торговыми партнерами долгое время были Китайская и Римская империи.

В правление династии Хань создаются огромные многопалубные суда (известно о четырехпалубных исполинах), на которых несли служ­бу свыше 1000 матросов. Это были корабли, предназначенные для дальних морских экспедиций военного и дипломатического характера. Не случайно упоминается о том, что на них были специальные каюты для чиновников и послов императора. Видимо, императорский флот уже во времена династии Хань состоял из нескольких тысяч судов. Для обучения моряков было даже сооружено искусственное озеро.

Характеризуя состояние морских путешествий этого периода, летописец сунской династии, буддийский монах, писал: «По мор­ским путям корабли плывут один за другим, торговцы и послы отправляются из страны в страну». Очевидно, что все морские трассы от залива Бохайвань до Гуандуня были связаны к концу правления династии Хань в единую систему.

Продолжала развиваться и картография. Самые древние из со­хранившихся карт (168 г. до н.э.) относятся к правлению динас­тии Хань. В 70-х гг. XX в. были найдены две карты, выполненные на шелке. Одна из них – чисто географическая, а другая – военная, на ней указано расположение войск в кампании 183 г. до н.э.

Известно, что в более ранние времена также существовали карты, но на них не было масштабной сетки.

Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна (II в. н.э.). Видимо, он первый создал географическую сетку. В III в. н. э. в Китае уже существовали официальные стандарты по изго­товлению карт.

В Древнем Китае были даже трехмерные карты. Во дворце им­ператора Цинь Шихуанди находилась удивительная карта, на которой реки и «великое море» (Тихий океан) были сделаны из ртути и приводились в движение скрытыми помпами. Это первая из известных механическая рельефная карта.

Китайцам же приписывают и изобретение руля (примерно в Ш в. до н. э.), так как находят много глиняных изображений судов с рулями в захоронениях, относящихся ко II–I вв. до н.э. Китайцев же считают и изобретателями компаса, который был известен китайцам уже на рубеже эр. Из куска магнетита (природный маг­нитный железняк) вырезался ковш, который помещался на гладкую каменную поверхность. Ручка этого ковша показывала на юг. Ковшеобразная форма, видимо, имитировала Большую Медве­дицу. Это приспособление назвали синан. Упоминание о нем есть в книге, относящейся к 80 г. н.э.

Можно смело констатировать, что к Средневековью в Китае был самый крупный военно-морской флот в мире.

Путешествия на воздушных шарах своим рождением обязаны Древнему Китаю. Воздушные шары – в то время, правда, только игрушки – первоначально делали из полых яичных скорлупок, куда нагнетали теплый воздух.

Уже к первым векам до нашей эры китайцам были хорошо известны все территории от Амура на севере до Индокитая на юге, от Восточно-азиатских островов до Средней Азии. Проник­новение в районы Средней Азии и создание караванного торго­вого пути с Индией и через посредников с Европой стало воз­можно во II в. до н.э., когда китайцы разгромили кочевые племена сюнну (гуннов). Караваны шли из тогдашней столицы Китая Си­аня до Бухары и Ферганы, была и дорога до Пенджаба в Индию.

Государство Финикия было расположено в Восточном Среди­земноморье, оно имело многочисленные торгово-экономические связи с Египтом и Месопотамией, испытывало на себе, конеч­но, и их колоссальное культурное влияние, которое, в свою оче­редь, не могло носить одностороннего характера.

Финикийцы были одними из лучших мореходов древности. Их корабли по мореходным качествам, видимо, лидировали долгое время в акватории Средиземного моря. Крупные государства Ближ­него Востока не давали им возможности расширять свои террито­рии в глубь азиатского материка. Поэтому финикийцы вынужде­ны были активно заниматься колониальной политикой. По побережью Средиземного и Черного морей насчитывались десятки их колоний. Одна из наиболее крупных североафриканских колоний – Карфаген – со временем отделилась от метрополии и стала само­стоятельным и весьма влиятельным государством.

Финикийцы вели прямую и посредническую торговлю со все­ми странами и народами, имевшими выход в вышеуказанные моря. Финикийские купцы не брезговали и пиратством. Часто они грабили и прибрежные поселения, обращая их жителей в рабов, которых потом с выгодой перепродавали. Ведь рабы были весьма прибыльным товаром. Именно они были гребцами и грузчиками на их кораблях и трудились в копях.

Сухопутные торговые пути внутри страны «были снабжены по­стройками для отдыха караванов», часть этих караван-сараев была укреплена. Они «строились по одному образцу в подражание обширным дворам сирийских храмов и состояли из четырехугольно­го большого двора, окруженного крытыми галереями, разделен­ными внутри на отдельные помещения. Рядом были сделаны колодцы и насажены деревья». Знаменитый город древности – Пальмира, видимо, начал свою историю с подобного караван-сарая, который был отстроен по указу царя Соломона.

Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Ев­ропы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе из Средиземного моря в Атлантический океан города Гадес (Кадис) и Тингис (Танжер), тем самым фи­никийцы смогли контролировать торговлю на огромных территориях. О том, что финикийцы вели активную торговлю с жителями Британских островов, или, как их называли в древности, Касситеридов – Оловянных островов, – свидетельствует то самое оло­во. Оно распространялось финикийцами по всей Циркумсредиземноморской зоне (рис. 1.2).

По поручению царя Иудеи Соломона они совершили путеше­ствие в страну Офир. Видимо, это были либо территории Афара, расположенные на южном побережье Красного моря, либо город Абхира недалеко от устья Инда.

 В VII в. до н. э. финикийцы совершили плавание вокруг Африки по заданию египетского фараона Нехо II (609–594 гг. до н.э.), который хотел иметь доказательства того, что Ливия, как тогда называли Африку, со всех сторон омывается морями. Об этом, видимо широко известном путешествии есть упоминание и у Геродота. «После прекращения строительства канала из Нила в Аравий­ский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикяне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогну­ли Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне» (рис. 1.3).

 Со времен плавания финикийцев у западных цивилизованных народов древности сложилось устойчивое и во многом верное представление о трех частях света: Азии, Европе и Африке. Двум из них именно финикийцы дали имена. Земли, лежащие на вос­ток от Средиземного моря, они называли Асу – восход; со временем это название трансформировалось в Азию. Европейские полу­острова, лежащие к западу от Финикии, стали называться странами заката – Эреб – Европа. Африка в то время носила название Ли­вии, а свое современное название она получила лишь во времена Римской империи. У Геродота, правда, по этому вопросу несколько иное мнение.

Трансконтинентальная торговля финикийцев и их сказочные доходы не могли оставить равнодушными пиратов. Финикийцы, видимо, первые в истории стали «донорами» для института рэке­та. Им было выгоднее платить определенный процент со своих доходов пиратам и вести торговлю в более или менее безопасном экономическом пространстве, чем быть в постоянном страхе как за свои торговые операции, так и за саму жизнь.

Карфагеняне были достойными преемниками финикийцев. У ан­тичных авторов есть упоминание о том, что в VI в. до н.э. под руко­водством Гамилькона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиренейского полуострова до Британских островов и Ирландии. Это путешествие в целом заняло около четырех месяцев. Около 450 г

. до н.э. (ученые не пришли к единому мнению относительно датировки этого плавания) из Карфагена отправи­лась большая экспедиция под началом государственного деятеля и полководца Ганнона на 60 пятидесятивесельных кораблях. В ней приняло участие до 30 000 женщин и мужчин. И это не случайно. Целью экспедиции было открытие и колонизация Западно-Африканских территорий. По мнению ряда ученых, Ганнон, выйдя из Средиземного моря через Геркулесовы Столбы (Гибралтарский пролив), продвинулся вдоль берегов Западной Африки к югу до территории современного государства Сьерра-Леоне. Некоторые считают, что он достиг даже берегов Гвинейского залива. Из-за недостатка продовольствия они повернули обратно. Но все же цель этого похода была достигнута. На широте Канарских островов ими была основана колония – Керна

Существуют сведения, что информация о походе была выбита на каменной плите, которую установили в храме Ваала в Карфа­гене, уничтоженном, как и весь город, в ходе 3-й Пунической войны в 146 г. до н.э. Возможно, что эта информация была специ­ально уничтожена самими карфагенянами или хранилась в тайне, так как они опасались конкуренции в своей торговле с африкан­цами, жившими по побережью Западной Африки.

Сам же Ганнон оставил описание этого путешествия – «Перипл», которое известно по сокращенному греческому пересказу. Есть предположение, что карфагеняне могли даже осуществить путешествие и в Новый Свет.

К выдающимся мореплавателям и путешественникам древно­сти можно с полным основанием отнести и жителей острова Крит.

Критская (минойская) цивилизация существовала с середины III тыс. до н.э., достигнув своего расцвета к XVII–XV вв. до н.э. В это время флот династов Крита Миносов доминировал в Восточном Средиземноморье. Критяне даже сумели минимизировать пиратство в этом районе. Это удалось им сделать не только пото­му, что у них был прекрасный флот. Жители острова Крит под руководством царя сами достаточно долгое время занимались пи­ратством и прекрасно знали все места расположения, обычаи и уловки пиратов.

Критские корабли арендовали египтяне для перевозки фини­кийского леса. Крит проводил и активную колонизаторскую по­литику как в направлении материковой Европы – юг Балканско­го полуострова, так и по отношению к населению многочисленных островов Эгейского моря.

Морские суда критян даже позднеминойского периода (XXI–XV вв. до н.э.) были настолько усовершенствованы, что в них имелись каюты не только для кормчих, но и для пассажиров (изображение подобного корабля имеется на золотом перстне), что дает возможность говорить о морском туризме.

Очевидно, что жители Крита участвовали не только в военных или торговых экспедициях. Аристократия имела и свои корабли, которые курсировали из Кносса в Микены или даже к побережь­ям Финикии и Египта. В эти путешествия брали с собой и членов семей, как правило сыновей, для которых эти плавания были не только торговой и навигационной школой, но и прекрасным мор­ским вояжем.

Создание Персидской империи Ахеменидов в середине I тыс. до н.э., простирающейся от Средней Азии до Египта, привело к систематизации географических знаний.

Персидская империя осуществляла очень динамичные торго­вые операции как на своей территории, так и с сопредельными странами. Персидские цари были заинтересованы в активизации внутренней торговли. Из-за свободного передвижения по всей тер­ритории товаров и людей (верховная власть этому не препятство­вала, в отличие от многих современных ей восточных деспотий) путешествия с самыми различными целями были характерной чертой этого государства.

Известна разведывательная экспедиция, совершенная во вре­мена правления Дария I (522–489 гг. до н.э.), имеющая боль­шое познавательное значение. Вот что по этому поводу свидетельствует Геродот: «Большая часть Азии стала известна при Дарии. Царь хотел узнать, где Инд впадает в море (это ведь единственная река, кроме Нила, где также водятся крокодилы). Дарий послал для этого на кораблях нескольких людей, правдивости которых он доверял. Среди них был и Скилак-кариандинец. Они отправились из города Каспатира в Пактии и поплыли на восток вниз по реке (Инду. – М. С.) до моря. Затем, плывя на запад по морю, на тридцатом месяце прибыли в то место (на севере Крас­ного моря. – М. С), откуда египетский царь послал финикиян в плавание вокруг Ливии. После того как они совершили это пла­вание, Дарий покорил индийцев и с тех пор господствовал так­же и на этом море. Таким-то образом было выяснено, что Азия (кроме восточной ее стороны), подобно Ливии, окружена мо­рем».

Персидский царь Ксеркс в первой половине V в. до н.э. также организовал экспедицию, носившую научно-просветительский, военно-стратегический и торгово-экономический характер одновременно. По плану царя необходимо было обогнуть Африку, дви­гаясь с запада на восток. Но это, к сожалению, сделать не уда­лось, и флотилия вынуждена была вернуться в Египет. Обращает на себя внимание универсальный характер обеих экспедиций. Пред­ставители династии Ахеменидов явно стремились к реалистиче­скому познанию окружающего их мира.

Одним из наиболее «странствующих» народов являются евреи. История государства Израиль начинается в начале II тыс. до н.э., когда Авраам, один из патриархов древности и праотцов еврейского народа, покинул Месопотамию и переселился в Ханаан (Па­лестину), «землю обетованную».

Позже его потомки переселились в Египет. Но жизнь в Египте со временем стала для евреев невыносимой. На исторической аре­не появляется политический деятель, который возглавил исход своего народа из Египта. Это был Моисей. Сорокалетнему странствию посвящены четыре из пяти книг Моисеевых – «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие», которые являются составной частью Ветхого Завета. В Библии сказано: «И сказал Господь (Мо­исею): Я увидел страдания народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей (и ввести его) в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Ханаанеев».

Очевидно, что путешествие из Египта в Палестину не могло занять много времени, но оно, тем не менее, продолжалось сорок лет. Этот срок был установлен Богом. Когда народ, шедший за Моисеем, очередной раз возроптал на Господа, а Моисея решил побить камнями, то «сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди него? Все, которые виде­ли славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; (только детям их, которые здесь со мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все раздражавшие Меня, не увидят ее». Пророчество это было исполнено. И только через 40 лет Господь дал возмож­ность 120-летнему Моисею увидеть «землю обетованную», а избранному Богом народу – заселить ее.

Можно ли данное сорокалетнее странствие целого народа рас­сматривать в преломлении туристской тематики? С нашей точки зрения, несомненно. История знает бесчисленное количество при­меров, когда те или иные народы находились под чьим-то игом, страдая и подвергаясь геноциду. Нельзя сказать, что исход евреев из Египта преследовал сугубо утилитарные цели.

В данном случае мы вновь сталкиваемся с божественным вме­шательством. Яхве обещал целому народу не просто новые земли, но переоценку и обновление собственного «Я», самоутверждение и новые самодостаточные ценности, что в полной мере относит­ся к мотивации туризма.

На Древнем Востоке явственно проступили черты всех видов туризма. Некоторые из них, такие как паломнический и науч­ный, даже были неплохо развиты. Морские и речные путешествия также были хорошо известны жителям древних цивилиза­ций Востока.

Великий шелковый путь.

Еще более знаменитым является сухопутный торговый путь, соединивший Китай со Средиземноморьем. История Древнего Востока полна описаний удивительных дальних странствий. Немаловажную роль в развитии путешествий сыграли древние китайцы. Именно от великой китайской стены начинался самый знаменитый путь, по которому все страны Средиземноморья и Европы шли разнообразные товары и прежде всего шелк, давший название этому пути. Великий шелковый путь (это название в конце XIX в. Ввел ученый К. Рихтгофен в своей книге «Китай») существовал в те-чение тысячелетий, способствуя развитию контактов между Востоком и За-падом. Открытый во II в. до н.э. Великий шелковый путь вел из Синая через Ланьчжоу в Дуньхуан. Там он раздваивался, его северная ветвь вела в Фер-ганскую жолину, а южная, пересекая горные хребты Памира, - в Индию и на Ближний Восток. Как сообщает Птолемей, путешествие от тогдашней ки-тайской столицы Ланьчжоу до Памирского плато продолжалось семь меся-цев. Ученые предполагают, что путь от Красного моря до Китая мог состав-лять примерно 200 дневных переходов. Но фактически купцы затрачивали на него 2-3 года, поскольку караваны должны были останавливаться в городах и вести торговлю.

По Великому шелковому пути также двигались пешие и конные китай-ские войска, направлявшиеся в захватнические походы в древности. Торгово-дипломатические связи Китая достигли особенно большого развития на рубеже II- I вв. до н. э. Один из императоров эпохи Хань отправил своего посла Чжан Цяня на разведку и поиски предполагаемых союзников против гуннов. Чжан Цяню было поручено собрать сведения о внутренних ресурсах, населении и торговое Ферганы, Бактрии. Но его путешествие началось драматически. Отправившись в 138 г. до н.э. по приказу императора в путь, Чжан Цянь был схвачен в предгорьях Наньшаня и десять лет провел в плену у гуннов. Пережив немало приключений, посол-путешественник вернулся в Китай только в 126 г. до н.э. Благодаря Чжан Цяню китайцы узнали много нового о Центральной Азии, о великих горах Тянь-Шаня и Памира, о реках Сырдарье и Амударье. Именно Чжан Цяню принадлежит заслуга открытия маршрута, по которому на запад устремились китайские купцы, проникшие потом не только в Среднюю Азию и Индию, но и в страны Малой Азии и Палестину.

Целями путешествий древних китайцев были только военные походы и торговля, но и паломничество. С распространением буддизма в этом регионе налаживаются межкультурные и религиозные контакты с Индией и другими странами. Позднее, в III- VI вв., Великий шелковый путь использовался преимущественно как «Дорога пилигримов», по которой буддийские монахи шли из Китая в Индию и обратно. Формирование этого древнего торгового маршрута было бы невозможно без тех странствий, которые осуществили первые китайские путешественники.

Древнекитайские путешественники.

Во II тыс. до н.э. на территории Северного Китая образовалось первое государство. Было несколько вариантов названия этой страны, хотя чаще всего использовались имена царствующих династий: Шан, Чжоу, Цинь, Хань и др. Самой большой рекой Китая, конечно, является Янцзы. Практически весь Центральный Китай располпгается в ее бассейне. Южный Китай пересекает Сицзян. И все же главной рекой Китая по праву считая бурная Хуанхэ, прозванная Желтой за цвеи воды. Именно на ее берегах – она проте-кает по районам Северного Китая – и возникло в ХVI в. До н.э. государство Инь (Шан), давшее начало одной из самых удивительных цивилизаций Древ-него мира. В конце XII – начале XII вв. до н.э. кровопролитные столкновения иньцев с племенами Чжоу и цянями привели к увеличению ойкумены древ-них китайцев и открытию Великой китайской равнины. В процессе захватни-ческих военных походов происходит расширение географических представ-лений древних китайцев. С XI в. До н.э. борьба чжоунских правителей при-водит к победе над иньцами; объединив множество племен, они создают государство Чжоу, которое именуют «Поднебесной» или «Срединной страной». Далее противоборство семи основных царств идет с переменным успехом на протяжении столетий, пока в 221 г. До н.э. правитель царства Цинь, покоривший все государства, не объявил себя императором Цинь Ши-хуанди. После объединения Китая император приказал построить сплошную стену, чтобы защитить северо-западные границы империи от нападения ко-чевых народов и обеспечить безопасность караванного пути на запад. Вели-кая китайская стена протянулась на 4-5 тыс. км от Ляодунского залива до прохода между хребтами Бэйшань и Ныньшань. Высота стены достигает 6.6 – 10 м., ширина в нижней части – 6,5 м., в верхней – 5,5 м. Через каждые несколько сотен метров на Великой китайской стене располагались сторо-жевые башни, а у главных горных хребтов – крепости, и, хотя стена оказа-лась малоэффективным оборонительным сооружением, она и поныне явля-ется одной из главных туристических достопримечательностей Китая.

О достижениях древнекитайской культуры написано немало книг. Китай-цы первыми в мире наладили производство шелка. Они создали боевые ко-лесницы, овладели техникой бронзового литья, изобрели иероглифическую письменность. Китайские путешественники с давних времен пользовались свойствами магнитной стрелки, умели составлять и печатать карты. Самой известной из них считается книга по географии Китая «Юкинг». Эти карты свидетельствуют о том, что география путешествий древних китайцев была достаточно обширна. С конца IV в. До н.э. в Древнем Китае появляется относительно достоверная хронология исторических событий.

История оставила нам имена первых китайских путешественников, среди них знаменитый Чжан Цянь, которого нередко называют «китайским Геро-дотом». Он родился в 145 г. до н.э. В двадцать лет он отправился в свое пер-вое путешествие по великим китайским рекам Хуанхэ и Янцзы. В дальней-шем Чжан Цянь посетил немало земель, завоеванных Китаем по времени династии Хань. В путевых заметках, составивших основу его многотомных «Историческмх записок» («Шицзи»), он дает много сведений географии-ческого и этнографического характера о странах, в которых побывал. «Исторические записки» состоят из 130 разделов и представляют собой первую свободную историю Китая и окружающих его народов. Чжан Цянь рассказывает о быте, религии и обычаях гуннов, живущих в III- II вв. до н.э. на обширной территории от современных северо-восточных китайских провинций до Средней Азии.

Вывод.

Развитию туризма на Древнем Востоке способствовали следующие факторы:

  • активизация торговли в связи с возникновением первых цивилизаций.

  • протекционист­ская политика правителей крупных держав, направленная на со­здание и поддержание инфраструктуры путей сообщения.

  • развитие прикладных наук, что позво­лило добиться значительных успехов в кораблестроении, появление возможности совершать все более дальние и длительные походы.

  • экспансионистская политика, находя­щая свое выражение в многочисленных военных походах.

  • возникновение дипломатии.

  • развиваться науки.

Приложение.

Рис. 1.1. Древнеегипетские корабль

Рис. 1.2. Корабли финикийцев

Рис. 1.3. Карты путешествия финикийцев вокруг Африки (а); Древнего Суэцкого канала (б)

Список литературы:

1. Воронкова. Л.П. История туризма, ФАИР, 2005

2. Соколова. М.В. История туризма., Академия, 2004.

3. http://www.kukiani.ru/index.php?page=content&subpage=s&r=12&p=38&s=143 - 84.25 Кб

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕРВИСА

ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ТУРИЗМА

Вариант № 6

Выполнил

Студент 1 курса СКСТ 081

РАС ЮРГУЭС

Ильямакова О.Д.

Ростов-на-Дону

2008-2009 г.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Характеристика и анализ лечебно-оздоровительного туризма на Дальнем Востоке

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... лечебно-оздоровительного туризма на Дальнем Востоке 21 2.3 Организация лечебно-оздоровительного туризма на Дальнем Востоке на примере санатория ... и отдыха [5]. Лечебно оздоровительный туризм относится к наиболее древним видам туристской индустрии. С античных ...
  2. Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... туризма на Дальнем Востоке. Многие туристические фирмы специализируются на этом направлении. Например: ОАО Авиакомпания ”Восток ... простирается прибрежные озера, древние лагуны, отделенные от ... в крае памятник древней культуры.На глыбах чёрного базальта ...
  3. Индустрия гостеприимства на Дальнем Востоке

    Реферат >> Физкультура и спорт
    ... гостиничных номеров. 3. Особенности туризма на Дальнем Востоке Современный туризм Дальнего Востока (ДВ) характеризуется аномально высоким ... и охотников в сезон перелета птиц. Остатки древних городищ и Владивостокская крепость с многокилометровыми подземельями ...
  4. Туризм древнего мира

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... древнего мира 2.1 Особенности развития услуг в древнем мире 2.2 Культурный туризм в древности 2.3 У истоков спортивного туризма 2.4 Курорты Древнего ... самое крупное сооружение подобного рода на Древнем Востоке, о чем свидетельствуют размеры бассейна этого ...
  5. Вопросы сотрудничества в сфере туризма на примере республик бывшего СССР: Азербайджан и Грузия

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт
    ... Востока. (Приложение 1). Любое исследование конкретного района с целью развития в нем туризма ... условия для развития туризма. На территории Аджарии на данный момент функционирует ... город Хурдалан, одно из поселений на древнем караванном пути. В здешних караван ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016379356384277