Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
На сегодняшний день, численность пенсионеров составляет около 30% населения, они являются большой социальной группой Практически все страны мира, кром...полностью>>
Социология->Реферат
Основным фактом человеческого существования является истинный диалог между человеком и человеком, основанный на признании его Я и на готовности слушат...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Какая теория объясняет аномию следующим образом: аномия появляется и принимает массовый характер в отдельные переломные периоды развития общества, ког...полностью>>
Социология->Учебное пособие
З терміном “соціологія” кожний з нас зустрічався неодноразово В сучасному житті вона, як мовиться, у всіх “на слуху” Телебачення, радіо, газети повідо...полностью>>

Главная > Лекция >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Семья возник. в недрах род. строя, когда появ. необход-ть накопл. и передачи по наслед-ву опред. видов собств. Разв. отнош. собств. посредством семьи и др. соц. инст. пород. прав. инст., эл-том кот. стал брач. союз м/у мужч. и женщ. Однако даже оформ. юридически брач. союз не опред. специфики семьи, ибо глав. ее назнач. – воспр-во нов. покол.

существ. особ-ти семьи выраж-ся в ее ф-циях , стр-ре и в рол. повед. ее членов. Ф-ции семьи выраж. взаимозавис-ти как в нутр., так и м/у семьей и об-вом. Эконом. ф-ция семьи заключ. в созд. материал. и дух. благ Соц. ф-ция семьи выраж-ся в пр.-ве гр-н, сост. различ. соц. общности и гр., путем передачи им матер., а также общечел-ких, класс., нац., т.е.спец. эл-тов образа жизни, к-ры, жизнедеят-ти. С колич. т. зрения различ. двухпоколенные – нуклеарные семьи, сост. из род-лей и детей. В отлич. от нуклеарной сущ-ют и трех поколенные – патриарх. семьи, в кот. кроме назв., членами явл-ся дедки и бабки, тести и тещи, свекры и свекрови. С качест. т. зрения различ.семьи авторитарные, в кот. жена жестоко подчин. мужу, дети – родит., и семьи демократ., где распред. ролей м/у членами опред. возр., полом. В своем разв. семья проход. не-ко этапов: образ-е семьи (заклбч. брака), нач. деторожд. (появ. перв. реб.), оконч. деторожд. (послед. реб), "пустое гнездо" (вступ. в брак и отдел. от род. послед. реб.), прекращ. сущ-ния семьи (мерть одного из супр.).

Общая хар-ка соц. исслед.: стр-ра, ф-ции, типы. Соц. исслед. – сист. лог. послед. методолог., метод. и орган-тех. объект. дан. об изуч. соц. явл. Выдел. 3 эт.:1) подготовка, 2)сбор первич. соц. инф-ции, 3) подготовка собр. инф-ции для обраб. на ЭВМ, сост. пр.-мы обраб., обраб. на ЭВМ, 4) анализ инф-ции, подгот. получ. отчета, форм-ние выводов и рекомнд. для заказчика. Виды соц. исслед.: раведыв. (сам. прост. вид соц. анализа; пр.-ма максим. упрощ., обслед. сов-ти невелики); описательная (с его пом. получ. инф-цию, дающую относ. цел. представ. об изуч. соц. явл. Провод. в том случ., когда объект анализа относ. больш. сов-ть отлич. разнообраз. хар-ками); аналитический (сам. серьез. Не только опис. эл-ты изуч. явл. , но и позвол. выясн. причин, леж. в его осн., поиск прич.-следст. связей). Подгот. соц. исслед. начин. с разраб. пр.-мы, сост. из методолог. (форм-ка и обоснов. соц. пробл., опред. объекта и предмета исслед. , опред. задач, формул-ка гипотез) и методич.

Город - территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно индустриальным трудом. (Разнообразие трудовой производственной деятельности, Проф. неоднородность, Специфический образ жизни, Место концентрации транспорта, Культуры, Сферы обслуживания, Высокая плотность населения, Архитектурно планированное устройство, Низкий соц. контроль)

Деревня как СТО Деревня (село) - форма расселения людей, занятых в основном сельскохозяйственным (аграрным) трудом. (Малочисленность видов трудовой деятельности, Большая социальная и профессиональная однородность, Специфический образ жизни, Слабая социальная мобильность, Наличие подсобного хозяйства, Жесткий социальный контроль,

Малочисленность населения)

Регион - совокупный объект города и деревни как двух основных форм расселения людей, выступающих как интегрированный объект социологии «города и деревни».

Урбанизация – процесс роста городов и влияния гор образа жизни, расширения городов. В наше время становится преобладающим. Миграция - форма территориальной подвижности населения , связанная с переменой места жительства.

Регион – тип СТО, кот выступает как интегративный объект социол города и деревни. С т. зрен соц законом разв рег и роли урбаниз и мигр в проц разв, влиян на соц нерав Урбаниз – проц роста городов и влияния гор образа жизни, расширения городов. В наше время становится преобладающим. Соц прих выдел рег, т.к. м/у гор и дер сущ нерав. И к тому же они взаимосв, не м. сущ др без др. При изуч рег предм явл исслед соц законом разв рег и роли урбаниз и мигр в этом проц, а также законом влиян форм агломерац на динамику усл и содерж труд и быт деят чела на преодол различ м/у гор и дер, обр жизни гор нас и сельск. Соц стр рег обусл ролью, кот заним рег в общ разд тр. Выдел индустр, индустр-агр, агр-индустр, агр рег. Сущ откр и закр рег сис, т.е. соц разв рег происх во взаимосв с др рег или за счет внутрирег воспроизв. Поэтому больш знач имеет изуч проц мигр.

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности. Этапы: 1) Ранняя (общекультурные знания, представления о взаимоотношении людей), 2) Вторичная (Проф. специализация  адаптация к проф. культуре  пенсионный возраст) (Агенты социализ.)

Социальные регуляторы и соц. контроль. Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в соц. системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.

Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма – соц. одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.

Санкции - поощрения и наказания, связанные с выполнением норм.

Девиация - явления, не укладывающиеся в рамки норм. Аномия – Безнормность.

Культура как социальная реальность Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Культура - система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми. Теор. подходы: Функционализм, Символизм, Адаптивно-деятельностный подход. Элементы культуры: Язык, Ценности, Нормы. Функции: Коммуникативная, Регулятивная, Интегрирующая.

Социальная коммуникация 1) передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов

2) процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.

3) механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Виды: 1) межличностная (индивидуализированная), специализированная (групповая), массовая, 2) официальная, неофициальная, 3) вербальная, невербальная.

Процесс коммуникации: коммуникатор, сообщение, канал, реципиент, результат, обратная связь, помехи. Информационные барьеры (техн., психофиз., знаковые, смысл.)

Образование как социальный институт Учение – основная форма деятельности человека в сфере образования. Учение, образование – структурные составляющие социализации. Причина появления инст. - появление и развитие науки и письменности. Универсальность, полидисциплинарность. Поддерживается инст.: государством, религиозными и т.д. Модели обучения:

Экстенсивная модель (Передать как можно больше опыта), Продуктивная модель (Подготовить учащегося необходимым видам деятельности), Интенсивная модель (Развитие готовности к постоянному совершенствованию). Основные функции: теоретически познавательная, информационная, прогностическая, функции реформ образ.

Наука как социальный институт. Наука, сфера человеческой деятельности, функция к-рой - выработка и теоретич. систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм обществ. сознания. Непосредств. цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, состовляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и техн. Н. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями обществ. практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе ист. развития превратилась в важнейший соц. институт, оказывающий значит. влияние на все сферы об-ва и культуру в целом. В развитии Н. чередуются экстенсивные и рев. периоды - науч. рев-ции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее орг-ции; для Н. характерно диалектич. сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундам. и прикладных иссл.

Труд как важнейшая форма социальной деятельности людей. Труд - это целенаправленная деятельность по преобразованию действительности, решающая сила формирования самого человека, формирования личности. Уровень развития труда - главное условие развития и функционирования всех сторон общества.

Отношение к труду выражает связь индивида с обществом, проявляется через общественную оценку труда – престиж профессии. Отношение к труду определяет объект (содержание, характер труда, условия труда) и субъект (систематической ориентации и мотивов трудовой деятельности) факторы. Отношение к труду связано с соц. активностью человека и выражается в его поведении и трудовой деятельности.

Характер, условия и содержание труда Характер труда - определяет место и роль соц. группы в общественной системе труда, выделяя его социальную неоднородность, а следовательно и степень ценности его для общества. Содержание труда - это совокупность конкретных действий, операций, которые осуществ. для произв. продукта с использованием имеющихся средств и орудий труда. Труд: это процесс и средство развития человека и общества; это ведущее средство удовлетворения потреб.; это определ. затраты физич., интел., психических усилий;

Человек - цель труда, потребитель условий труда и его результатов. Основные критерии: 1)Степень развития свободы труда, его творческих начал; 2)Уровень удовлетворенности человека своим трудом;3)Воздействие труда и его результатов на развитие личности человека и социальное и духовное развитие определенной социальной общности, всего человечества. С точки зрения социологии труда, на первый план выступает характер труда - это соотношение в процессе труда творческих, интеллектуальных функций.

Социальная сущность труда выражается в его разделении - это дифференциация видов трудовой деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исторического развития. С социальной стороны разделение (общественное разделение) труда есть разделение совокупного труда по его характеру.

Условия труда: Работники (их количество и качество), Отношение к труду, Экологические условия труда, Отношения в коллективе, Материальный и моральный стимул, Характер труда, Организация труда, Удовлетворенность трудом.

Содержание труда: технико-организационное и социально-экономическое. Характер труда меняется под влиянием н-т. р. и выражает социально-экономическую специфику труда.

Разделении труда: обособление скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия, обособление торговли. «+»: улучшение жизни, «–»: обезличивание и дегуманизация

Адаптация – это процесс включения в трудовую деятельность.

Трудовые организации: социальная структура, виды, функции Трудовые коллективы – это общности людей, объединенные совместной деятельностью, едиными целями и интересами, отношениями товарищества, снабженных органами управления и самоуправления. Функции коллектива: производственно-экономическую, соц.-политическую и духовно-идеологическую. Форма собств.(государственные, кооперативные, арендные, частные). По видам труда – на промышленные, сельские, торговые, культурные, строительные. Структура (формальные, неформальные). Сплоченные, расчлененные и разобщенные. Основная функции соц. ликвидация конфликтов в трудовых организациях, управление, проблема руководства, планирование, прогнозирование, контроль, пути и способы влияния на коллектив. Способы воздействия на коллектив – прямой (приказ), опосредованный (мораль. и матер стимул.).

Экономическая социология Объект – взаимодействие экономики и социологии. Предмет – соц. закономерности функционирования и развития экономики. Экономика как соц. явление - это система взаимодействия людей по поводу собственности, производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. Экономическая деятельность - это часть соц. система, соц. деятельности, выполняющая свою специфическую роль в этой системе деятельности. Исслед. механизмов воздействия экономики на социальную жизнь и социальных механизмов развития экономики, воздействия социальных отношений и форм организации труда на производительность и качество труда.

Политика как социальное явление Государство – соц. институт, распределяющий ресурсы и средства, поддерж. соц систему.

Личности как субъект политической жизни. Определяет границы политической ответственности. Главная задача (соц. условия =?= полит. строй). Предмет – соц. механизм власти. Объект – государство, полит. партии. Большое влияние общ. мнения.

Структурно-функциональный, Конфликтный, Поведенческая модель – подходы к полит проц. Офиц. – неофиц. контакты полит. структур. Полит сруктура – п. отнош., п. организаций, п. норм и п. культуры.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социология (24)

    Шпаргалка >> Социология
    ... в центре внимания феноменологически ориентированных социологов. В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные ... . В этой связи приведем некоторые определения социологии. «Социология – это научное изучение человеческого поведения ...
  2. Социология (26)

    Лекция >> Социология
    ... наук - социология морали, социология религии и так далее; общая социология - общетеоретическая социология. М. Вебер. Понимающая социология. Социология - наука ...
  3. Социология (17)

    Учебное пособие >> Социология
    ... культуры к анализу самой социологии. «Социология социологии» для него – часть исторической социологии и одновременно – историческое введение ...
  4. Социология (18)

    Учебное пособие >> Социология
    ... и явилось психологическое направление в социологии. Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения ... 3. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ: ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ Развитие социологии отражает эволюцию общества ...
  5. Социология (19)

    Учебное пособие >> Социология
    ... познания социологии. Понятие социального. Социология и другие науки об обществе. Структура социологии. Функции социологии. Социальные ... социальной мысли получило название субъективной социологии. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019819736480713