Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Доклад
В В Путин, определяя стратегическую линию национального проекта «Образование», сказал: «Мы должны, наконец, создать основы для про­рывного инновационн...полностью>>
Социология->Реферат
Тема моего реферата «Образование и карьера» выбрана мной не случайно Любой выпускник ставит перед собой вопросы «Надо ли продолжать учиться?» и «Куда ...полностью>>
Социология->Дипломная работа
В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации был связан с достижениями науки и образования Образование ...полностью>>
Социология->Реферат
Образование — это прежде всего функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие общества как целостной социальной системы и систем деятельно...полностью>>

Главная > Лекция >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Осн функ: необх для макс разв личн; способствовать взаимодействию людей в общ посредством выполнения тех или иных соц ролей; обеспечить сохранение общ путем п/дачи новым членам соответствующих знаний, убеждений и образцов поведения.

Первичн социализ – семья, детск учрежд, улица, школа…

Соц среда явл основ социализ и осн системообр элем. При анализе взаимод чела с соц сред use 2 подх: когда исслед индив с его сособ и когда исслед межличн связи.

Факт с-ии: субъект и объект(окруж усл жизни, сис образ, культура…, сущ в дан общ)

В кач регулят мех соц выст сис соц эталонов(разл виды предпис, норм, оценочн крит, образцов…). Сис соц стат, ролей явл организационно-регул мех, придающ соц воздейств опред формы – соотв права, обяз чела.

Агент соц – личн/гр/соц инст, кот способств социализ.

Фазы соц: соц адаптац (отраж проц приспособл инд к опред соц-эк усл); интернационализация (более глуб степ соц – включ соц норм и цен во внутр мир чела).

Соц происх под воздейств особ общ, соц среды, культ, обр жизни… Эти особ нах выраж в соц типе личн. Осн соц типы: конформист (стремиться приспос к мнен большинства), изгой (характ стремл к отчужд, безразл в полит, общ жизни), фанатик (стремл реш пробл люб средств).

Соц. стратификация. Общее теоретическое рассмотрение пр-сов стратификации в России осуществлено В.А.Ядовым , В.И.Ильиным, М.С.Комаровым, В.В.Радаевым, Р.В.Рывкиной, В. О. Рукавишниковым. Отдельные проблемы маргинализации в российском об-ве изучены Е.Н. Стариковым, о среднем классе писали Л.А. Беляева и В.М. Умов, о формировании гражданского об-ва З.К. Голенкова, соц. анализ интеллигенции был дан Л.Гудковой,номенклатуру изучил М.С.Восленский, феномен «нов. русских» В.Б.Пастухов.

Пр-с стратификации российского об-ва очень болезненный и сложный. Но некот. общие тенденции намечаются. И, прежде всего, это касается формирования среднего класса.

Средний класс – уникальное явл. в мировой истории. Он появился лишь в ХХ веке и в об-ве выполлняет роль стабилизатора. Он как бы разводит два противоположных полюса – богатых и бедных и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем они ближе к друг другу, тем вероятнее их столкновение.Как пр-ло, в него входят те, кто обладает экономической независимостью, предприятием, фиромой, частной практикой, своим делом (ученые, врачи, адвокаты, менеджеры, мелкая и средняя буржуазия).

Как известно, именно средний класс – опора демократии и от того, каков его процент в общей массе, зависит судьба демократической России. Надо сказать, что средний класс в нашей стране еще только появл-ся. Обычно его подразделяют на старый (мелкие собственники) и нов. (работники умственного труда), который в свою очередь можно разделить на верхний (менеджеры, специалисты с высшим образованием) и нижний (торговые работники, учителя, медсестры).

Г.Френкель выделял такую особенность среднего класса – он близок и к рабочим и к верхнему слою. Научный подход к данному вопросу означает увеличение доли среднего класса и уменьшение доли рабочего класса, что ведет к угасанию классовой структуры и замене ее слоевой.

В настоящее время в России доля среднего класса чрезвычайно мала и это тревожный признак, т.к. он свидетельствует о нестабильности, об обнищании об-ва, об опасности революционных потрясений. Средний класс - это люди с относительно высоким и устойчивым заработком, имеющие хорошие квартиры, дачи, машины, гаражи, импортную бытовую технику, люди, кот. могут дать детям прекрасное образование, иногда за границей, неплохо одеваются и не им. проблем с питанием , лечением, отдыхом. За границей средний класс в основном представлен адвокатами, учителями, врачами. Низший средний класс получает от 200 до 400 долларов в месяц, средний средний класс – 2 тысячи долларов в месяц, а высший средний – 3 тысячи долларов в месяц.

Рабочий класс России в настоящее время социально неоднороден и представляет собой скорее сов-ть отдельных слоев рабочих, а не класс – единый и монолитный, каким он был в советское время. Наблюдаются пр-сы сокращения численности рабочих, рост безработицы, переход рабочих в частный и кооперативный сектора. Упадок отечественного производства отрицательно сказывается на всей российской экономике.

Следующая стратификационная группа в нашем об-ве – мелкие собственники средств производства – ремесленники, торговцы, фермеры, кооператоры, крестьяне. Они вынуждены работать сами, хотя и владеют средствами производства, часто применяют наемный труд, но в небольших объемах.

Крестьяне –сельскохозяйственные производители, кот. с помощью простых орудий руда производят для семьи и власть предержащих продукцию.

Следующей стратификационной и наименее малочисленной гр. нашего об-ва явл-ся нарождающаяся буржуазия, предприниматели, численность кот. не определена, но примерно равна лишь 2-3 процентам населения.

Соц-я образа жизни.Образ жизни – это очень широкое понятие. Типы образа жизни бывают разл.и – американский, французский, японский, русский, азиатский и т.п.

Образ жизни состоит из нескольких составляющих – это и способ производства материальных благ и среда обитания, политическая сист. об-ва, быт, традиции, привычки.

Важное значение для формирования образа жизни им. природно-космический фактор. Климат места - реки, горы, степь, хар-р почвы, богатство или бедности земли металлами, т.е. среда, сложившаяся вокруг чел-ка, определяет поведение и уклад жизни об-ва. Фактические примеры подтверждают это. Космическая среда России, например, наложила отпечаток на всю нашу историю: густая речная сеть, наличие огромных лесных массивов, степи с их условиями для хлебопашества и наличием кочевников – злых сил, удаленность первое время от морей и океанов, все это играло огромную роль. Причем, народы, живущие в одинаковых природных условиях, во многом сходны друг с другом – древние скифы и современные киргизы занимаются скотоводством, их образ жизни – кочевой, жилища легкие и подвижные, торговля ведется караванами, пища их –молоко и мясо. Совершенно отличны от них народы горные, однако они сходны м/у собой. Они живут на горных площадках, жизнь их сурова, горы – отличное убежище, отсюда – независимость горцев, горы мешают общению с др.и народами – отсюда консервативность горцев. Сходны горные народы и по темпераменту.

Т.о., образ жизни может быть коллективным и индивидуальным, региональным, в зависимости от среды проживания. Люди проживают внутри районов, областей, краев, зон, регионов, в малых и больших территориальных образованиях.

Уровень жизни существенно отличается от образа жизни и состоит в достижении наивысшей степени удовлетворения материальных потребностей и духовных запросов чел-ка. Уровень жизни может быть высоким и низким.

Качество жизни – это степень удовлетворения человеческих потребностей, качество жизни зависит от того, насколько развито об-во и что оно может дать чел-ку.

Стиль жизни – это ритм труда и отдыха, упорядоченность отношений, повседневное поведение, моральный облик, семейно-бытовые отношения.

Все эти показатели – образ жизни, качество, уровень жизни, стиль – все они тесно взаимосвязаны. Чел-к стремится к улучшению эт. показателей, но целиком зависит о т окружающего его об-ва, соц. и природной среды, преобразование которой в лучшую сторону его главная задача.

Образ жизни – соц катег, охват совок типичн видов жизнедеят индив, соц гр, общ в целом, кот берется в единстве с услов жизни, опред ее. Эта катег дает возможн комплексно рассм основн сферы жизнедеят людей: их труд, быт, обществ жизнь, культуру. Обр жизни – совок типичн форм жизнедеят людей, объективно сущ в общ: труд, общ-полит сфера, образ и т.д. Понят «обр жизни» дополн «жизн поз» - хар-ка конкретно субъекта, кот в рамках данного образа жизни ведет материальную и духовно-идеалогическую жизнь определенной направленности, содержания и активности. Образ жизни общ, соц гр, труд коллект предст для S люб ур как специфич обществ условие, активно детермин и его образ жизни. Личн сталк с разл ситуац жизн выбора и в завис от обстоят приним ту/иную жизн поз (активн, средн, пассивн, негативн, антиобществ). Образ жизни индив во многом опред соц статус, соц роли, доход. На обр жизни влияет соц, полит, экон усл в общ, а также обр жизни соц гр, с кот инд взаимод.

Соц-я города и деревни. отдел-ние гор. от дер. осн-ся на измен. в пр.-ве. Пром. виды труда иным сп-соб связ. с прир., чем с с/х. С пр.-сом отдел. гор. от дер. связ.и раздел. труда на физ. и умст. Гор. более автоном., облад. больш. возм-тью выбора места возник., поск-ку прир. фактор оказ. меньш. воздейст. Гор. более интенс. осваив. тер-рию.

Социологические теории рассматривают город и село как ячейки соц. организации. Соц-я города и деревни изуч. генезис, сущность, ф-ии, закономерности развития и ф-ионирования городов и деревень как целостных систем на обще-соц. и эмпирическом уровнях.

В СССР соц-ю города и деревни изучали Велихов, Кабо, Милютин, Струмиллин, Хорев, Байков, Сероштан, Староверов, Баранов. В западной соц-и данными проблемами занимаются Босков, Хатт, Андерсон, Мерлен, Мерфи, Хаузер, Шпоре, Ганс, Боуг, Рейслан, Манн, Лендрю.

Город и деревня – понятия для обозначения разл. форм расселения людей. Это сложные объекты, определенным образом застроенные и заселенные пространства. В Х1Х веке Ратцель называл городом долговременное скопление людей и их жилищ. По определению Хорева, город – это населенный пункт, занятия жителей которого не связаны с земледелием.

Деревней Якушев считал поселение, жители которого занимаются сельским хозяйством. Город – более крупное территориальное образование, где изготавливают промышленные и ремесленные товары, занимаются торговлей.

За всю историю человечества произошло несколько наиглавнейших событий: становление скотоводческого и земледельческого об-в, отделение ремесла от земледелия, появл. городов, умственного и физического труда.

В Новое время, в эру капитализма число городов резко возросло, развилось частное предпринимательство, усилилась эксплуатация беднейших слоев населения, увеличились доходы нарождавшейся буржуазии. Политическая жизнь активизировалась и возник протестантизм – религия буржуазия, ставившая во главу угла личное обогащение чел-ка, его труд.

Трудности деревни идут от недостатка коммуникаций, путей и средств сообщения, инф-ционного голода и отсутствия условий для удовлетворения культурных запросов.

В Российской истории города возникают во времена Киевской Руси, ее так и называли – «Гардарикой», от того, что там было много городов. Но села и деревни играли важную роль, жили они натуральным хозяйством.

После революции 1917 года страну ждало много печальных экспериментов – индустриализация, ГУЛАГ, коллективизация и раскулачивание, хрущевские и брежневские реформы...

Великая Отечественная война унесла миллионы жизней, разрушила 1710 городов и 70 тысяч сел.

Какова сегодня структура сист. расселения в России?

1. Низовой уровень- колхозы и совхозы (42 тысячи).

2. Межхозяйственная сист. расселения – Дальний Восток, например.

3. Районная сист. поселений, наиболее развитая сегодня.

  1. Межрайонная с центром в малом, среднем или большом городе.

  2. Областная сист. расселения с центром в области (до 1 миллиона чел-к).

  3. Межобластная (сеть вузов, театры, цирк, универсамы).

  4. Национальная сист. расселения.

  5. Региональная сист. расселения (12 регионов типа Нечерноземья, Поволжья, Волго-Вятского района).

В СССР происходил активный рост городов, наблюдались пр-сы миграции сельского населения в города, если в 1979 в городах жило 62 % населения, то в 1990 – уже 80 %.

Личн. как соц. сист.. Личн. как соц. явл. представ. собой чрезвычайно сложную и многоплан. сист., эл-ты кот. сами по себе мог. выступ. в кач-ве слож. сист.

определ. знач. в становл. личн., ее соц-ции, занятии опред. соц. поз. (статусе), выполн. соц. ролей и т.п. им. соц. отнош. личн. с др. личн. (межличностные отнош.) и в цел. с соц. средой. Личн. представ. собой диалект. ед-во объекта соц. отнош. и его субъекта. Личн. в разв. под воздейст. среды осон. себя как личн. Эл-ми соц. кач-ва. личн. явл-ся целеполагание личн., выполняемые ею соц. роли, заним. соц. статусы, ур. знаний и т.д. Соц. кач-ва личн. явл-ся следст. слож. взаимод. м/у индивидом и средой, в рез-те чего он усваив. и накапл. исходя из своих индивид. возмож. соц. опыти в свою очередь по мере эт. возмож. и с поз., выраб. в ходе эт. взаимод., сам взаимод. на окр. мир. Память чел-ка позвол. ему овлад. соц. опытом, культ. наслед. и стан-ся личн. , осозн. себя, свое место в об-ве, стан-сяне только объектом, но и субъектом. ист.

Многие уч. счит., что все люди от рожд. не отлич-ся др. от др. по их природ. возм. Они как чист. лист, на кот. окруж. их мир, ср., в кот. они жив., рис., созд. индивид. чел-ка со всеми его особ-ми. Др. уч. утверж. независ. форм-ния личн. и ее жизнедеят. от соц. среды и об-вав цел. Имели место и до сих пор сущ-ют взгляды, согл. кот. об-во и личн. явл-ся антагонистами. В частн., теор. разв. личн. , по Фрейду, баз-ся на убежд., что индивид пост. нах-ся в конф. с об-вом.

Семья как соц. инст. и соц. группа. Семья – не природно-биол. ячейка, выраж. отнош. особей противоположного пола. Эти отнош. сущ-ли и сущ-ют вне семьи и брака и не явл-ся опред. пр.-ком семьи. Семьей след. счит. соц. инстит., осн. на кровно-родств. отнош., так или иначе выраж. сущность дан. общест. отнош. Семья нах-ся у истоков смены поколений, потому что в ней рожд-ся чел-к, вней проход. его первич. соц-ция (обуч., воспит.), она забот-сяо престрал. и нетрудоспособ.своих родственн., орган. быт, опред. пр.-во матер. благ.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социология (24)

    Шпаргалка >> Социология
    ... в центре внимания феноменологически ориентированных социологов. В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные ... . В этой связи приведем некоторые определения социологии. «Социология – это научное изучение человеческого поведения ...
  2. Социология (26)

    Лекция >> Социология
    ... наук - социология морали, социология религии и так далее; общая социология - общетеоретическая социология. М. Вебер. Понимающая социология. Социология - наука ...
  3. Социология (17)

    Учебное пособие >> Социология
    ... культуры к анализу самой социологии. «Социология социологии» для него – часть исторической социологии и одновременно – историческое введение ...
  4. Социология (18)

    Учебное пособие >> Социология
    ... и явилось психологическое направление в социологии. Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения ... 3. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ: ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ Развитие социологии отражает эволюцию общества ...
  5. Социология (19)

    Учебное пособие >> Социология
    ... познания социологии. Понятие социального. Социология и другие науки об обществе. Структура социологии. Функции социологии. Социальные ... социальной мысли получило название субъективной социологии. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019381046295166