Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Актуальность темы исследования. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социаль...полностью>>
Социология->Реферат
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой...полностью>>
Социология->Реферат
В современной статистике смертей самоубийство почти во всех странах занимает тревожное третье место – вслед за смертью в результате болезни и несчастн...полностью>>
Социология->Реферат
Современный человек воспитывается и вырастает не просто в обществе, а в противостоянии субкультур общества. Субкультурные различия, приводят порой к с...полностью>>

Главная > Лекция >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1) хар-ристики, кот.и люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.;

2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с разл.и видами профессионально-трудовой деятельности;

3) эл-ты «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.

Эти признаки являются исходной теоретической осн. многомерного подхода к изучению соц. стратификации. Социологи выделяют разнообразные срезы или измерения при определении количества и распределения соц. страт. Это разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные гр., т.е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом соц. неравенства выступают 4 гр. факторов:

-права и привилегии

-обязанности и ответственность

-соц. богатство и нужда

-власть и влияние

Стратификация тесно связана с господствующей в об-ве сист. ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания разл. видов человеческой деятельности, на осн. которой происходит ранжирование людей по степени соц. престижа. В эмпирических исслед.х в современной западной соц-и престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.

Соц. стратификация выполняет двойную ф-ию: выступает как м-д выявл. слоев данного об-ва и в то же время представляет его соц. портрет. Соц. стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Соц. мобильность и ее типы. Понятие «соц. мобильности» было введено П.Сорокиным. Соц. мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних соц. слоев, общностей в др., что связано с изменением положения индивида или гр. в сист. соц. стратификации. Возможности и динамика соц. мобильности различаются в разл. исторических условиях.

Варианты соц. мобильности разнообразны:

  • индивидуальная и коллективная;

  • вертикальная и горизонтальная;

  • внутрипоколенная и межпоколенная.

Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его соц. статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (н-р, карьера и люмпенизация). Горизонтальная мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению соц. статуса.

Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что чел-к изменяет положение в стратификационной сист. на протяжении своей жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети занимают более высокое положение, чем их родители.

К каналам или «лифтам» соц. мобильности П.Сорокин относит следующие соц. инст.ы: армия, церковь, образовательные инст.ы, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой инф-ции и т.д.

Миграция населения как соц. пр-с. Миграцию опред. как перемену чел-ком места своего пост. жительства.

территор. подвижность им. важн. знач. для демограф. разв. насел. отдел. территор. ед-ц, а отсюда – населения страны в целом.: за счет миграц. подвиж-ти происходит обновл. насел. гор., территор. ед-ц, что игр. важн. роль в соц. воспр-ве населения. Больше всего насел. охвач. миграц. потоком "деревня-город". Осн. прич. пересел. сел. жителей в гор. в сам. общ. плане след.:

  • тяж. усл. раб. в с/х;

  • низк. оплата труда;

  • недостат. удоб. усл. жизни;

  • слишком примитив. ср-ва труда.

Исслед. территор. подвиж. дало возможность выявить сущ-щие связи м/у явл.:

  1. выс. уд. вес молодых мужчин среди иммигрантов омолаживает возраст. стр-ру насел. той террит., куда мигранты приезж.;

  2. вследст. притока молод. насел. увелич. коэфф. рождаемости, а коэф. мерт-ти умен-ся;

  3. в р-нах, куда насел. приезж., кол-во необход. раб. мест увелич-ся непропорц.;

  4. в р-нах, откуда люди выезж., происход. старение. и т.д.

Регион как социально-территориальная общность. Регион явл-ся совокуп. объектом гор. и дер. как двух осн. форм расселния людей. Соц. стр-ра региона во многом обусл. ролью и местом, кот. заним. конкрет. регионы в общест. раздел. труда. В связи с эт. выдел. в соц. исслед. след. типы регионов: индустриальные, индуст-аграрные, аграрные.

Им-ся "отк." и "закр." рег. соц-территор. сист., т.е. соц. разв. региона происх.за счет естест. внутрирег. воспр-ва или во взаимосвязи с др. рег.

Личн. как соц. сист.. Личн. - это соц. модификация чел-ка: ведь соц. подход выделяет в личн. социально-типическое.

Социологические теории личн. направлены на изуч. неразрывной связи пр-са формирования личн. с ф-ионированием и разв.м соц. общностей, на изуч. взаимодействия личн. и об-ва, личн. и гр., на проблемы регуляции и саморегуляции соц. поведения личн.. В соц-и наиболее известны следующие теории личн.:

1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники эт. теории личн. понимают как сов-ть отражений реакций других людей. Стержнем личн. явл-ся самосознание, которое развивается как результат соц. взаимодействия, в пр-се которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.

2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира чел-ка, на изуч. психологических аспектов взаимосвязи личн. и об-ва. Сфера психики чел-ка включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в пр-се воспитания. Такая трехслойность делает личн. крайне противоречивой, поскольку идет борьба м/у природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами об-ва, направленными на подчинение соц. нормам.

3. Ролевая теория личн. (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее соц. поведение двумя осн.и понятиями: «соц. статус» и «соц. роль». Соц. статус обозначает конкретную позицию индивида в соц. сист., предполагающую определенные права и обязанности. Чел-к может им. несколько статусов - предписанный, естест.ый, профессионально-должностной, причем последний, как пр-ло, явл-ся осн. главного или интегрального статуса, который и определяет положение чел-ка в об-ве, в группе.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под соц. ролью понимают сов-ть действий, кот. должен выполнить чел-к, обладающий данным статусом в соц. сист.. Поэт.у личн. - это производное от соц. статусов, кот. индивид занимает, и от соц. ролей, кот. он исполняет в об-ве.

4. Марксистская теория личн. рассматривает личн. как продукт исторического развития, результат включения индивида в соц. сист. посредством активной предметной деятельности и общения, при эт. сущность личн. раскрывается в сов-ти ее соц. качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу об-ва, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личн. специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных соц. факторов.

Т.о., можно сказать, что чел-к личн.ю не рождается, а становится в пр-се социализации и индивидуализации.

Соц. связи, взаимодействия, отношения. Соц. контакт. Контакты – это мимолетные, кратковременные связи. Виды контактов:

  1. пространственный (предполагаемый и визуальный). Пространственные контакты – это первоначальное и необходимое звено в формировании соц. связей.

  2. контакты заинтересованности. Их сущность заключается в выборе соц. объекта, обладающая определенными ценностями и чертами, соответствующими потребностям данного индивида. (видами являются односторонний и обоюдный, очный и заочный, вызывает позитивные или негативные эмоции). В контактах заинтересованности проявляются уникальные и индивидуальные черты личн., а так же особенности соц. групп и организаций, к кот. принадлежит чел-к.

  3. Контакты обмена. Продолжая развивать и углублять соц. связи индивиды начинают вступать в кратковременное соприкосн.ние, в ходе которого они обмениваются определенными ценностями, но здесь нет стремления уменьшить поведение другого чел-ка. Внимание концентрируется только на предмете обмена.

Соц. действие. Это действие чел-ка, который соотносится с действиями других людей или ориентируется на него. Соц. действие должно быть рациональным, осознанным и должно ориентироваться на поведение других людей. Оно в себя включает:

  1. действующее лицо.

  2. Потребность в активизации поведения.

  3. Цель действия.

  4. М-д действия

  5. Другое действующее лицо.

  6. Результат действия.

Большое значение им. ситуация в которой происходят соц. дейтсвия. Ситуации делятся на:

  • условия действия, т.е. тот, что чел-к изменить не может.

  • Средства действия, т.е. то, что чел-к может контролировать.

В осн. соц. действия лежат определенные мотивы поведения, сформированные потребностями.

Соц. взаимодействие.

Это сист. взаимообусловленных соц. действий, связанные причинной зависимостью, при котором действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов. Соц. действия – это звенья в цепи соц. взаимодействия.

Соц. взаимодействия более разнообразны по формам проявл. чем соц. действия. Здесь большую роль играет сист. взаимных ожиданий и предъявляемыми индивидами и соц.и гр.и друг к другу перед совершением соц. действий. При взаимодействии очень большую роль играет личная симпатия или антипатия. Два вида взаимодействия:

  • сотрудничество, т.е. взаимосвязанное действие индивида, направленное на достижение общей цели с обоюдной выгодой для обеих сторон.

  • Соперничество, т.е. стремление к оттеснению, опережению или подавления соперника, стремящегося к таким же целям.

Эти типы взаимодействий полярные и сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями для взаимодействующих индивидов.

Вывод: в результате того или иного тапа взаимодействий возникают разные отношения м/у людьми.

Соц-я отношения

Это сов-ть повторяющихся взаимодействий, соотнесенных по смыслу друг с другом и хар-ризующегося соответствующим поведением. В зависимости от взаимодействий, соц. отношения четко различаются по смыслу и содержанию. Соц. отношения осуществляются на разл. осн.. В качестве такой основы могут выступать различные ценности, т.е. целевое желательное событие (что хотим приобрести власть, благополучие, уважение, любовь и т.д.). Ценности служат толчком для любого рода соц. отношений. В силу не равенства, существующего в об-ве, ценности распределены м/у членами об-ва неравномерно. На эт. строятся отношения власти, подчинения, все виды экономических отношений, любовь, дружба партнерство. В каждой соц. группе сущ-ет свое отличительное от других распределение ценностей м/у членами соц. общности.

Виды соц. отношений:

  • односторонние и взаимные.

  • Отношения независимости.

Социализация личн.: ее факторы, основные возрастные этапы. Социализация – это усвоение индивидом соц. опыта (знаний, ценностей, пр-л) на фоне которого он формируется как конкретная личн..

Факторы социализации:

  1. сист. образования;

  2. среда сверстников, круг друзей;

  3. произведения искусства, литературы;

  4. СМИ;

  5. Политические инст.ы (государство, партия);

  6. Отдельные экономические и политические события;

  7. Отдельная выдающаяся личн..

Социализация – это не однонаправленный пр-с.

Социализация осуществляется ч/з деятельность, общение и разв. самосознания.

Социализация – проц становл личн, обучен и усвоен индивид ценностей, норм, образц повед, присущ дан общ, гр. Фазы социал – 1)адаптация(приспос индив к соц усл, рол функ, нормам и инстит (детство, подрост возр, юность);2)интерпрет – включ соц норм во внутр мир ч-ка. Ресоциал – отступ от принят в общ сис цен либо усвоен личн нов ценностей, ролей… вместо прежн недост усвоен/устар.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социология (24)

    Шпаргалка >> Социология
    ... в центре внимания феноменологически ориентированных социологов. В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные ... . В этой связи приведем некоторые определения социологии. «Социология – это научное изучение человеческого поведения ...
  2. Социология (26)

    Лекция >> Социология
    ... наук - социология морали, социология религии и так далее; общая социология - общетеоретическая социология. М. Вебер. Понимающая социология. Социология - наука ...
  3. Социология (17)

    Учебное пособие >> Социология
    ... культуры к анализу самой социологии. «Социология социологии» для него – часть исторической социологии и одновременно – историческое введение ...
  4. Социология (18)

    Учебное пособие >> Социология
    ... и явилось психологическое направление в социологии. Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения ... 3. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ: ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ Развитие социологии отражает эволюцию общества ...
  5. Социология (19)

    Учебное пособие >> Социология
    ... познания социологии. Понятие социального. Социология и другие науки об обществе. Структура социологии. Функции социологии. Социальные ... социальной мысли получило название субъективной социологии. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019559860229492