Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Актуальность темы исследования. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социаль...полностью>>
Социология->Реферат
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой...полностью>>
Социология->Реферат
В современной статистике смертей самоубийство почти во всех странах занимает тревожное третье место – вслед за смертью в результате болезни и несчастн...полностью>>
Социология->Реферат
Современный человек воспитывается и вырастает не просто в обществе, а в противостоянии субкультур общества. Субкультурные различия, приводят порой к с...полностью>>

Главная > Лекция >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Несмотря на активную ревизию идей «отцов» соц-и, в 20-60-е годы ХХ века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное разв. эмпирической соц-и, широкое распространение и совершенствование м-дов и техники конкретных социологических исследований. На первый план вышла соц-я США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» об-ва. Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный ф-ионализм социолога Толкотта Парсонса (1902 - 1979), позволивший представить об-во как сист. во всей ее целостности и противоречивости. Парсонс обогатил теоретические разработки Конта - Спенсера - Дюркгейма. Соц-я США была представлена и нов.и теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1916 - 1962) создал «новую соц-ю», положившую начало критической соц-и и соц-и действия в Штатах.

Современный этап в разв. соц-и, начавшийся с середины 60-х годов, хар-ризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической соц-и. Осн. стал вопрос о теоретической осн. эмпиризма, вызвавший в 70-х годах «теоретический взрыв». Он обусловил пр-с дифференциации соц. знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции. Поэт.у этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов: Р.Мертон - «среднего значения теории», Дж.Хоманс - теория соц. обмена, Г.Гарфинкель - этном-дология, Г.Мид и Г.Блумер - теория символического интеракционизма, Кодер - теория конфликта и др. Одним из направлений современной соц-и явл-ся исслед. будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества.

Основные парадигмы соц-и. Совр. соц-я явл-ся мультипарадигмальной наукой. Под парадигмой поним. призн. и принятый науч. сооб-вом сп-б реш. опред. круга науч. задач. Можно выдел. три осн. парадигмы совр. соц-и:

структурно-ф-иональную, кот. рассм. об-во как относ. стаб. сист. взаимосвяз. частей, осн.. на шир. распространенном согл. относ. того, что явл-ся желательным с т. зрен. морали, где кажд. часть об-ва им. ф-иональные следствия в отнош.об-ва в целом;

конфликтно-радикальную, кот. исходит из того, что об-во - это сист., кот. хар-ризуется соц. нер-вом, когда одни катег. людей получ. больш. выгоду от устр-ва об-ва, чем др., в осн. эт. неравенства леж. конфликт, кот. способ. об-венным измен.;

символический интеракционизм - в отлич. от перв. двух парадигм об-во представ. как пост. пр-с соц. взаимод. в спец. усл., в осн. кот. леж. коммуникации посредством символов, при эт. индивид. восприятия соц. реал-ти неповтор. и изменчивы.

Об-во как объект соц. анализа. Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоц-я), теории среднего уровня (макросоц-я, изучающая крупные соц. общности) и теории микроуровня (микросоц-я, исследующая межличностные отношения в повседневной жизни). Об-во в целом явл-ся объектом изучения общей социологической теории. Оно рассматривается в науке по следующим осн. проблемным блокам в их логической последовательности: Что такое об-во? -- Изменяется ли оно? -- Как оно изменяется? -- Каковы источники изменений? -- Кто определяет эти изменения ? -- Каковы типы и модели изменяющихся об-в? Иными словами, мегасоц-я посвящена объяснению соц. изменений.

Проблемный блок - Что такое об-во? - включает в себя комплекс вопросов об устр-ве об-ва, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о пр-сах, происходящих в нем. Они находят свое освещение в многочисленных версиях ученых: в теориях (Спенсера, Маркса, Вебера, Дарендорфа и многих других исследователей) социально-демографического и социально-классового устр-ва об-ва, соц. стратификации, этнической структуры и др. Проблема изменений в об-ве подразумевает два вопроса: Развивается ли об-во? Обратимо или необратимо его разв.? Ответ на них делит существующие общесоциологические концепции на два класса: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабатывались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и др.и, доказывавшими необратимость развития об-ва. Вторые пронизаны идеей цикличн., т.е. движения об-ва в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими циклами возрождения и упадка. Эта идея нашла свое отражение в суждениях Платона и Аристотеля о формах государства, в концепции «культурно-исторических типов» Н.Данилевского, в теории «морфологии культур» О.Шпенглера, в версии А.Тойнби о замкнутых цивилизациях, в соц. фил-фии П.Сорокина и т.д.

Следующий проблемный блок раскрывает направление развития об-ва постановкой вопросов о том, совершенствуется ли об-во, чел-к, отношения м/у людьми, отношения с природной средой или идет обратный пр-с, т.е. деградация об-ва, чел-ка и отношений со средой обитания. Содержание ответов на эти вопросы подразделяет имеющиеся вопросы на две гр.: теории прогресса (оптимистические) и теории регресса (пессимистические). К первым относятся позитивизм, марксизм, теории технологического детерминизма, социал-дарвинизм, ко вторым - ряд теорий бюрократии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма, частично концепция Л.Гумилева, Ж.Гобино и др. Проблема мех-ма прогресса, его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в мегасоц-и однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции и революции.

Однофакторные теории сужают источники и причины прогресса до какой-либо одной силы, абсолютизируя ее, например, биологический фактор (биологизм, органицизм, социал-дарвинизм), идеальный фактор (теории Вебера).

Многофакторные теории, выделяя один детерминант, стремятся учесть воздействие всех остальных факторов (теории Маркса, неомарксистов и др.).

С проблемой соотношения значимости личн. и роли соц. общностей в пр-се соц. изменения связаны те теории, кот. либо отдают предпочтение общностям как осн. движущей силе (этатизм, фашизм, левацкий псевдомарксизм, этнонационализм), либо выделяют приоритет личн. перед любыми общностями (позитивизм, социализм Маркса, неомарксизм). Проблематика типа и модели развития об-ва раскрывается в теориях их абсолютизации (редукционизм) и синтезирования (комплексные теории). По вопросу о периодизации развития об-ва наибольшее распространение получили в мегасоц-и два подхода: формационный (Маркс), в соответствии с кот. об-во в своем разв. проходит ряд об-венно-экономических формаций – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, и цивилизационный (Морган, Энгельс, Теннис, Арон, Белл и др.). В осн. типологии об-в по К.Марксу лежит критерий способа производства. Цивилизационный подход более разнороден, поскольку сама категория «цивилизация» весьма многогранна. На практике этот критерий чаще всего сводится к территориальному (н-р, европейское об-во или цивилизация), либо религиозному (н-р, исламское об-во).

Соц. инст.ы. Соц. инст.ы – устойчивые формы организации и регулирования об-венной жизни. Соц. инст.ы мог. рассм-ся как с внешнейстороны, кот. позвол. различ. их друг от друга, так ис внутренней стороны стороны. Внешне соц. инст. выглядит как опред. учреждение, выполн. опред. ф-ции и им. для эт. матер. и финанс. ср-ва. С внут. стор. кажд. соц. инст. харак-ся спецификой целей и задач, достижению и выполнению кот. подчин. деят-ть его, т.е. содерж. сущность, благодаря кот. и создан дан. инст.

Их можно опред. как сов-ть ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных соц. потребностей. Они классифицируются по об-венным сферам:

экономические (собственность, зарплата, разделение труда), кот. служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование эт. ценностей и услуг и связаны с властью;

инст.ы родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений м/у супругами и детьми, социализацией молодежи;

инст.ы культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

инст.ы стратификации (касты, сословия, классы), кот. детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Функ-руя внутри об-ва, соц. инст. пост. так или иначе взаимод. друг с другом. Осн. их взаимод. выступ. соц. потреб.

Соц. организации. Соц. организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую пр-му или цель и действующих на осн. определенных процедур и пр-л. Соц. организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Сущ-ет несколько типов классификации соц. организаций. Наиболее распространенной явл-ся классификация на осн. типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с эт. критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, кот. считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения соц. престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как пр-ло, не связаны с государственными, правительственными структурами, они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, об-венно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

Отличительной чертой тоталитарных организаций явл-ся недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным пр-лам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как пр-ло, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.

Соц. общности и гр. Соц. группа - это сов-ть людей, кот. определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с т. зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные гр.. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные гр. образуются из людей, м/у кот.и почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный хар-р.

При формировании соц. групп вырабатываются нормы и роли, на осн. кот. устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру гр. могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 чел-к.

К соц. общностям относятся массовые соц. гр., кот. хар-ризуются следующими признаками: статистический хар-р, вероятностная природа, ситуативный хар-р общения, разнородность, аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).

Соц. стр-ра об-ва. Об-во - сист., т.к. это сов-ть эл-тов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это сист. соц., т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Об-во им. внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Она сложна, и выявл. ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой об-ва понимается его внутреннее устр-во.

По форме жизнепроявл. людей об-во подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсист., именуемые в соц-и соц.и сист.ми (сферами об-венной жизни). По субъекту об-венных отношений в структуре об-ва выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и др. подсист.. По типу соц. связей своих членов в об-ве выделяются соц. гр., соц. инст.ы и соц. организации

Соц. стратификация. Люди различаются м/у собой по мн-ву признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но соц.и эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение чел-ка, соц. гр. на лестнице соц. иерархии. Соц. различия определяют соц. неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Соц. неравенство в соц-и, как пр-ло, понимается как неравенство соц. слоев об-ва. Оно и явл-ся осн. соц. стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить об-во на слои ( stratum - слой, facere - делать). Стратификация может быть определена как структурированные неравенства м/у разл.и гр.и людей. Об-ва могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у осн.ния.

Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил три гр. дифференцирующих признаков. К ним относятся:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социология (24)

    Шпаргалка >> Социология
    ... в центре внимания феноменологически ориентированных социологов. В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные ... . В этой связи приведем некоторые определения социологии. «Социология – это научное изучение человеческого поведения ...
  2. Социология (26)

    Лекция >> Социология
    ... наук - социология морали, социология религии и так далее; общая социология - общетеоретическая социология. М. Вебер. Понимающая социология. Социология - наука ...
  3. Социология (17)

    Учебное пособие >> Социология
    ... культуры к анализу самой социологии. «Социология социологии» для него – часть исторической социологии и одновременно – историческое введение ...
  4. Социология (18)

    Учебное пособие >> Социология
    ... и явилось психологическое направление в социологии. Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения ... 3. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ: ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ Развитие социологии отражает эволюцию общества ...
  5. Социология (19)

    Учебное пособие >> Социология
    ... познания социологии. Понятие социального. Социология и другие науки об обществе. Структура социологии. Функции социологии. Социальные ... социальной мысли получило название субъективной социологии. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014529228210449