Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
На сегодняшний день, численность пенсионеров составляет около 30% населения, они являются большой социальной группой Практически все страны мира, кром...полностью>>
Социология->Реферат
Основным фактом человеческого существования является истинный диалог между человеком и человеком, основанный на признании его Я и на готовности слушат...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Какая теория объясняет аномию следующим образом: аномия появляется и принимает массовый характер в отдельные переломные периоды развития общества, ког...полностью>>
Социология->Учебное пособие
З терміном “соціологія” кожний з нас зустрічався неодноразово В сучасному житті вона, як мовиться, у всіх “на слуху” Телебачення, радіо, газети повідо...полностью>>

Главная > Лекция >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анализ документов Опрос Социальное Социальный

наблюдение эксперимент

специализированные ( экспертные

опросы и оценки)

массовый

анкетирование

интервьюирование

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИИ

АНАЛИЗ ПИСМЕННЫХ

ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

(ДОКУМЕНТОВ)

НАБЛЮДЕНИЕ

ПИСЬМЕННЫЕ СВИДЕ

ТЕЛЬСТВА

ПРОТОКОЛЫ ДОПРО-

СОВ

АВТОБИОГРАФИИ

ПИСЬМА

ОТКРЫТОЕ

ВКЛЮЧЕННОЕ

АНКЕТНЫЙ

Наблюдение за студенческой группой, формированием в ней микро-групп, лидера и т.д.

Когда исследователь-социолог непосредственно или живет, или работает среди тех, чью культуру, нравы изучает.

ПРИКЛАДНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


ОПРОС

СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ


1) Когда социолог имеет определенную

программу, задачи, гипотезы, исследования, осуществляет по определенной процедуре фиксацию выделенных им индикаторов


ИНТЕРВЬЮ


Анкетирование - метод массового опроса.

Позволяет в существенной степени сохранить анонимность,

независимость опрашиваемого, ограничивает возможность давления, прямого влияния исследователя.

Это та же анкета, только вопросы задает интервьюер. Может уточнять вопрос, чтобы достичь точного понимания смысла последнего.

Способствует эффективности интервью как метода, повышению точности социологической информации.


Конкретное социологическое исследование: отчет, то есть подведение итогов

общая характеристика

организационно-технические основы: разделение

программа и план анализа обследуемого объекта труда, какими методами и средствами будет

обработана информация, подготовка людей,

цели и задачи организационно-технический осуществляющих практическую часть

план: социологические

объект социальных исследования определяются

исследований состоянием имеющейся об

объекте информации

требования,

предъявляемые к три подхода к решению исследовательских задач

объекту

гипотеза отсутствует описательная гипотеза объяснительная гипотеза

профессиональная

принадлежность, С Т Р А Т Е Г И И

пространственная

ограниченность, разведывательный план аналитический план. экспериментальный план

функциональная Цель: формулировка и Цель: проверка гипотезы Цель: установить причинно-

направленность выдвижение гипотезы в случае подтверждения следственные связи в объекте

проблемы. Работа: точные качественно- раскрыть не только структуру,

определенные изучение документов, количественные но и причины, обуславливающие

временные проведение интервью, характеристики изучаемого его функционирование или

ограничения осуществление объекта. Используемые развитие. Средства:

наблюдений средства: выборочное эксперимент (мысленный или

количественные и монографическое реальный)

измерения обследование, анкетирова-

ние, группировка и

корреляционный анализ

и т. д.

Социология как наука

Соц-я как наука. Объектом соц. познания явл-ся об-во. Первым макросоциологом был родоначальник соц-и, давший и само ее назв., О.Конт. он опред. ее как науку о целост. об-ве, выделив в кач-ве глав. аспектов предмет. обл. изуч. соц. стр-ры, соц. инст. и соц. изменений, пр-сов. Термин «соц-я» происходит от лат. «societas» - об-во и греч. «logos» - уч., означая в букв. пер. «уч. об об-ве». Чел. об-во - это уникальное явл.. Оно прямо или опосредованно явл-ся объектом многих наук (ист., фил-ии, эк-ки, псих-и и др.), кажд. из кот. им. свой ракурс изучения об-ва, т.е. свой предмет.

Предмет соц-и - это соц. жизнь об-ва, т.е. комплекс соц. явл., вытек. из взаимод. людей и общностей. Понятие «соц.» расшиф-ся как относящееся к жизни людей в пр-се их взаимоотнош.. Жизнедеят. людей реал-ся в об-ве в трех традиц. сферах (эконом., полит., дух.) и одной нетрадиц. - соц.. Три первые дают горизонт. сечение об-ва, четвертая – вертик., подразум. дел. по субъектам об-венных отнош. (этносам, семьям и др.). Эти эл-ты соц. устр-ва в пр-се их взаимод. в традиц. сферах и сост. осн. соц. жизни, кот. во всем своем многообразии сущ-ет, воссоздается и измен-ся лишь в деят-ти людей.

Люди взаимод., объед. в различ. общности, соц. гр.. Их деятельность нос. преимущ. организ. хар-р. Об-во можно представить как сист. взаимод. и взаимосвяз. общностей и инст., форм и м-дов соц. контроля. Личн. проявляет себя ч/з сов-ть соц. ролей и статусов, кот. она играет или заним. в эт. соц. общностях и инст.ах. При эт. под статусом поним. полож. чел-ка в об-ве, опред. доступ к образ., богатству, власти и проч. Роль можно опред. как ожид. от чел-ка повед., обусл. его статусом. Т.о., соц-я изуч. соц. жизнь, т.е. взаимод. соц. субъектов по проблемам, связ. с их соц. статусом.

Из обозначения объекта и предмета форм-ся опред. соц-и как науки. Его многочисл. варианты при разных форм-ках им. содерж. тождественность или близость. Соц-я опред-ся в разнообразных вариантах:

  • как научное изуч. об-ва и об-венных отнош. (Нейл Смелзер, США);

  • как наука, изучающая практ. все соц. пр-сы и явл. (Энтони Гидденс, США);

  • как изуч. явл. взаимод. людей и явл., вытек. из эт. взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);

как наука о соц. общностях, мех-мах их становления, ф-ния и разв. и т.д. Разнообраз. опред. соц-и отраж. слож. и многогран. ее объекта и предмета.

Ф-ии соц-и и ее место в сист. об-венных наук. Специфика соц-и заключ. в ее погран. полож. м/у естест. -научным и социогуман. знанием. Она одновременно исп. м-ды фил. и соц.-ист. обобщений и спец. м-ды естест.. наук - эксперимент и наблюд.. Соц-я им. уст. св. с приклад. матем., стат., лог., лингвистикой. Приклад. соц-я им. т. соприкос. с этикой, эстетикой, мед., пед., теор. план-ния и управления.

В сист. социогуман. знания соц-я игр. особ. роль, т.к. дает др. наукам об об-ве научно обосн.. теор. об-ва ч/з его структур. эл-ты и их взаимод.; м-дику и технику изучения чел-ка.

Наиб. тесная св. у соц-и с ист.. Со всеми наук. об об-ве соц-я связ. соц. аспектом его жизни; отсюда – соц.-эконом., соци.-демограф. и др. исслед., на осн. кот. рожд. нов. «пограничные» науки: соц. психология, социобиология, соц. экология и пр.

Соц-я вып. в об-ве мн-во разл. ф-ий. Глав. из них таковы:

теор.-познават.– дает нов. знания об об-ве, о соц. гр., об индивидах и закономерностях их поведения;

прикладная – предостав. конкр. социол. инф-цию для реш. практических научных и соц. задач;

соц. прогноза и контроляпредупреждает об отклонениях в разв. об-ва, прогноз. и модел. тенденции об-венного разв.;

гуман. ф-ия разраб. соц. идеалы, пр-мы науч.-тех., соц.-эконом.о и соц.-культ. разв. об-ва.

Основные этапы становления и развития соц-и. С древ. вр. людей волн. не только прир., но и соц. загадки и проблемы. Реш. их пыт. фил. Др. Гр., мыслит. Средневек. и Нов. вр.. Их сужд.об об-ве и чел-ке оказ. знач. влияние на разв. социогуман. знания и способ. выдел. из него соц-и в кач-ве самост. науки.

Рожд. соц-и связ., как пр-ло, с им. франц. уч.-естествоиспыт. Огюста Конта. Он перв. пост. вопр. о созд. науки об об-ве, модел. себя по образцу естест. наук. Не случ. эта наука была названа им «соц. физикой». В 30-х годах ХIХ века О.Конт созд. свой осн. науч. тр. «Курс позитивной фил-фии», где прозвуч. нов. назв. науки об об-ве - соц-я. В уч. О.Конта главнейш. были его ид. о примен. науч. м-дов в изуч. об-ва и о практ. использ. науки в обл. соц. реформ.

Отцами соц-и, ее классиками, кроме О.Конта, можно по праву назв. англ. фил-фа и естествоиспыт. Г. Спенсера и герм. уч. публициста К. Маркса . Спенсер был авт. орган. теор., в осн. кот. было уподобление об-ва биол. орг-мам, и теор. социал-дарвин., перенос. на об-во прир. пр.-п естест. отбора. К.Маркс - выд теоретик кап-ма, объясн. об-венное разв. как рез-т смены формаций, происход. под возд. эконом. и соц.-полит. факторов (сп-б пр.-ва, кл., класс. борьба).

ХIХ век им. зол. веком класс. соц-и: шло форм-ние нов. подходов к изуч. об-ва - позитивизма (Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс); разраб. теоре. наука, созд. перв. науч. шк. и направ., рожд. отрасл. соц. знание. Усл. это вр. наз. перв. эт. разв. соц-и и дат. его 40-80-ми гг. ХIХ в.

Эволюция соц-и с 90-х годов Х1Х века до 20-х годов ХХ века на так назыв. втор. эт. была связ. с разраб. м-дов соц. мышления и становл. категор. аппарата. Проф-ция и инст-ция соц-и, созд. профил. периодики, рост числа нов. науч. шк. свидет. о вступ. науки в полосу своего расцвета. Но соц-я услож. содержательно и все более приобр. плюралистический хар-р. Позитивистская доктрина О.Конта и Г.Спенсера нашла свое разв. в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) - автора ф-иональной теории, базирующейся на анализе ф-ий соц. инст.. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению об-ва - гуманитаризма. Сложилась школа соц. действия германского социолога Макса Вебера (1864 -1920), явившегося основоположником «понимающей» соц-и, кот., по его словам, понимает соц. действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В разв. соц-и это был период кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социология (24)

    Шпаргалка >> Социология
    ... в центре внимания феноменологически ориентированных социологов. В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные ... . В этой связи приведем некоторые определения социологии. «Социология – это научное изучение человеческого поведения ...
  2. Социология (26)

    Лекция >> Социология
    ... наук - социология морали, социология религии и так далее; общая социология - общетеоретическая социология. М. Вебер. Понимающая социология. Социология - наука ...
  3. Социология (17)

    Учебное пособие >> Социология
    ... культуры к анализу самой социологии. «Социология социологии» для него – часть исторической социологии и одновременно – историческое введение ...
  4. Социология (18)

    Учебное пособие >> Социология
    ... и явилось психологическое направление в социологии. Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения ... 3. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ: ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ Развитие социологии отражает эволюцию общества ...
  5. Социология (19)

    Учебное пособие >> Социология
    ... познания социологии. Понятие социального. Социология и другие науки об обществе. Структура социологии. Функции социологии. Социальные ... социальной мысли получило название субъективной социологии. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018529891967773