Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Актуальность темы исследования. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социаль...полностью>>
Социология->Реферат
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой...полностью>>
Социология->Реферат
В современной статистике смертей самоубийство почти во всех странах занимает тревожное третье место – вслед за смертью в результате болезни и несчастн...полностью>>
Социология->Реферат
Современный человек воспитывается и вырастает не просто в обществе, а в противостоянии субкультур общества. Субкультурные различия, приводят порой к с...полностью>>

Главная > Лекция >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

исследование процесса исследование структуры социально-профессиональная

социального воспроиз- деревни и образа жизни квалификационная структура

водства населения сельчан работников сельскохозяй-

ственного производства

Типы современных хозяйств

колхозное совхозное смешанное промышленно-администра- агропромышлен- фермерское

тивное ное

акционерные общества товарищества

Типы поселений

чисто сельские преимущественно переходные аграрно-про- сельско-го- преимущественно

(аграрные) сельские мышленные городские городские или про-

изводственно-город

ские

Регион

Типы регионов

индустриальные индустриально-аграрные аграрно-индустриальные аграрные

Проблемы изучения социального

развития регионов

Изменение материально-техничес- проблемы региональные проблемы разработка мер и ме-

кой базы регионов, совершенство- использова- улучшения содержания роприятий по целена-

вание системы разработки комп- ния кадров и условий труда, отдыха, правленному переме-

лексных программ по сокращению специалис- быта и учебы трудящих- щению и закерплению

рабочих мест и видов труда, не тов ся, повышение пофессио- работников с перспек-

стимулирующих умственную дея- нально-квалификацион- тивами социально-

тельность; региональные социаль- ного уровня работников экономического раз-

ные аспекты перехода к рыночной вития регионов

экономике, сокращение ручных

видов труда

«Миграция населения как социальный процесс»

Миграция

населения

Виды миграции Способ реализации

Сезонные Организованный

Маятниковые Условия миграции Неорганизованный

Эпизодические Выталкивание

Безвозвратные Притяжение

Внутренние Пути миграции

Международные Направления миграции

Деревня-город

Город-город

Деревня-деревня

Город-деревня В другие страны

Òåìà ¹2

Тема №2

Основные этапы и направления развития социологического знания

1. Теоретические и социальные условия и предпосылки возникновения социологии как науки. О. Конт.

2. Характеристика основных этапов ее становления и развития ( школы и направления ).

3. Развитие социологической мысли в России (М. Ковалевский, Н. Данилевский, Н. Михайловский, П. Лавров,

П. Сорокин).

4. Основные направления современной западной социологии (функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм).

Темы докладов и рефератов.

  1. Социальные и теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии.

  2. Основатель социологии О. Конт.

  3. К. Маркс как социолог.

  4. Обоснование социологии как эмпирической науки Э. Дюркгеймом.

  5. Маркс Вебер как социолог. Общая характеристика.

  6. Социологические концепции М Ковалевского.

  7. Сорокин и его место в развитии мировой социологической науки.

Проблемные задания.

1. Голиков В.Д., Насибуллин Р.Т. 1000 задач по социологии.

— Уфа, 1993. — С. 24-32.

Работа с первоисточниками.

1. Социология: Хрестоматия. — М., 1993. — С.15-24.

2. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1991.

3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М., 1990.

4. Маркс К. Предисловие. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. — Т. 13. — С. 6-7.

Список литературы

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1992.

  2. Аитов Р. Штрихи истории. // Социологические исследования, 1997. №3.

  3. Баранов Г. С. Модели и метафоры К. Маркса // Социологические исследования, 1992. №6.

  4. Бочкарева В. И. Становление социологии в России, основные направления ее развития // Социально-политический журнал, 1993. №1,2.

  5. Гайденко П.П. Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология Маркса , Вебера и веберовский ренессанс, М., 1991.

  6. Гидденс Э. Социология: Учебник 90-х годов. - Челябинск, 1991.

  7. Гофман А. В. Семь лекций по истории социологии. - М., 1995.

  8. Гофман А. В. О социологии Э. Дюркгейма. // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда...

С. 533 - 566.

  1. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии 19 - 20 в. в. Пособие. М., 1995.

  2. История социологии. Учебное пособие. - Минск. 1993.

  3. Комаров М. С. Введение в социологию. Учебник. -М., 1994.

  4. Капитонов Э. А. Социология ХХ века. История и технологии. - Ростов- на- Дону, 1996.

  5. Медушевский А. Н. История русской социологии. - М., 1993.

  6. Основы социологии. - Уфа, 1993.

  7. Основы социологии. - М., 1994.

  8. Очерки по истории теоретической социологии 19 - 20 в. в. - М.,1994.

  9. Патрушев В. Расколдованный мир Макса Вебера. - М., 1992.

  10. Смелзер Н. "Социология" - М., 1994.

  11. Современная западная социология. Словарь, - М., 1990.

  12. Социология (сборник) - СПб., 1993.

  13. Шпаков Р.П. Западная социология: история и развитие// Социально-политический журнал, 1992. №10.

  14. Энциклопедический социологический словарь. Под редакцией Осипова Г. В. М. 1995. Институт социально- политических исследований.

Основные понятия

Основные направления современной социологии.

  1. Функционализм - изучение механизмов и структуры общества, обеспечивающих устойчивость социальной системы, согласованность ее. (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон).

  2. Марксизм - теория конфликта, связанная с борьбой классов, приводящая к социальным революциям, преобразующим общество.

  3. Структурализм - определение значения слова - семиотики, позволяющая изучать различные аспекты культуры человека; институтов брака, религий мифов; средств массовой информации и культуры в целом. (Ф. Соссюр, Л. Стросс).

  4. Символический интеракционизм - умение думать о предмете символически, не видя его (например море - это символ, служащий для обозначения предмета моря). В обществе любое взаимодействие между индивидами является символическим взаимодействием. Следовательно, символический интеракционизм позволяет изучить природу действий индивида и малых социальных групп. (Дж. Мид, Э. Гофман).

Основоположники социологии.

1. О. Конт.

  1. Дал название социологии и выделил в самостоятельную науку.

  2. Впервые предложил использовать научные методы изучения общества.

  3. Основатель позитивистской социологии.

2. К. Маркс.

1. Материалистическое понимание истории - основа марксизма.

  1. Формационный подход к развитию общества.

  2. Первичность бытия по отношению к общественному сознанию.

  3. Противоречия и конфликты - как источник саморазвития общества.

  4. Системный анализ классов, социальных отношений, классовой борьбы и социальных революций.

3. Э Дюркгейм.

1. Концепции социального факта.

  1. Концепция функционального функционализма.

  2. «Социологизм» Дюркгейма.

  3. «Ономия» как отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивида.

  4. Влияние социальных факторов на самоубийства.

4. М Вебер.

1. «Понимающая» социология.

  1. Теория социального действия.

  2. Обоснование возможности максимально рационального поведения.

  3. Учение о власти и бюрократии

  4. Социология религии.

«Развитие социологической мысли в России».

1. М. Ковалевский.

  1. Многофакторная концепция изучения общества.

  2. Социальные закономерности и социальный прогресс.

  3. Сравнительно-исторический метод исследования.

2. П. Лавров.

Н. Михайловский

1. Разработка субъективного направления

  1. Соотношение социального и исторического.

  2. Теория прогресса и роли личности в истории.

  3. Учение о предмете и методе социологии.

3. П. Сорокин.

1. «Интегральная социология» - конвергенция культур и систем.

  1. Теория «социальной стратификации»

  2. Теория социальной мобильности.

  3. «Социальная культурная динамика» как интегральная модель развития мировой культуры.

Верны ли следующие утверждения?

1. Родоначальником социологии является О. Конт

2. П. Сорокин считал, что социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой.

3. Т. Парсонс является автором понимающей социологии

4. Понятие «дисфункции» ввел в социологию Р. Мертон

5. В структуру социологического знания включают общенаучные, общесоциологические теории, прикладные исследования.

6. М. Вебер выступал за революционный путь изменения общества, а его предшественники – за реформистский.

7. Согласно М. Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами.

8. О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм не изучали мотивы человеческого поведения.

9. Если социолог изучает роль образования и религии в интеграции общества, то он представляет структурное направление в социологии.

10. О. Конт делил социологию на две части: социальную статику, описывающую законы существования, и социальную динамику, описывающую законы и этапы изменения общества.

11. В Х1Х веке у истоков социологии конфликта стояли К. Маркс и Г. Зиммель.

12. М. Веберу принадлежит определение социологии как науки о социальных фактах.

13. К. Маркс обосновал закон соответствия производительных сил характеру производственных отношений.

14. К основным разделам программы социологического исследования относят: методологический, методический и аналитический.

15. К основным, наиболее распространенным методам сбора социологической информации относят опрос и общение.

16. Кластерный анализ – это метод классификации объектов, объединяющий способы классификации при отсутствии предварительных или экспертных данных о группировке информации.

17. Закрытые вопросы используются там, где знание предмета исследования ограничено и исследование проводится с разведывательной целью

18. Выборочный опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо общности или группе.

19. Под мнением следует понимать оценочное суждение, возникающее в результате взаимодействия субъекта и объекта и выражающее одобрение или осуждение, предпочтение или отклонение объекта

20. Анализ документов бывает включенным и невключенным

21. Одним из преимуществ метода интервьюирования над анкетированием является то, что интервью может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией.

22. Ошибка репрезентативности показывает степень отклонения выборочной совокупности от генеральной.

23. Контент-анализ - разновидность сплошного опроса.

24. Опрос – разновидность анкетирования

25. Социологический опрос начинается с составления анкеты

26. Панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени

27. Основными парадигмами в изучении общества являются макро- и микросоциологическая парадигмы.

28. Понятия открытого и закрытого обществ в социологию ввел К. Поппер.

29. Социальные общности формируются в ходе естественного развития.

30. Все общности четко фиксируются в социальной структуре.

31. Референтная группа – это группа принадлежности индивида.

32. Семья – это первичная социальная группа.

33. По мнению социолога Р. Мертона, признаками социальной группы являются: наличие взаимодействия между ее членами, взаимные ожидания, продолжительный срок существования.

34. Источником социальных различий является развитие профессионально-договорных отношений.

35. Стратификационными признаками являются: профессия, возраст, образование, доход, власть, самоидентификация.

36. Основа стратификационной структуры – естественное неравенство людей.

37. Социальная мобильность – это перемещение индивида вверх по социальной лестнице.

38. Гражданское общество характеризует сферу политических отношений.

39. Социальное движение – это совокупность действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления изменениям в обществе, социальной группе.

40. П. Сорокин выделил три типа культуры: идеациональную, идеалистическую, сенситивную.

41. По функциональному признаку ценности делят на терминальные и инструментальные.

42. Нормы носят индивидуальный характер.

43. Социальные статусы связаны межличностными отношениями, а личные статусы связаны социальными отношениями.

44. Понятием аномия характеризуют различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества.

45. Статус указывает на место, а роль – на способ поведения.

46. Роль дает статическое изображение предмета социологии, а статус – динамическое.

47. Малую группу называют вторичной.

48. Большие социальные группы – базисный механизм регулирования общества.

49. Мотивирующей силой обладают только удовлетворенные потребности.

50. Общество охотников – это один тип общества, а общество собирателей – другой тип.

51. Пол, национальность, раса характеризуют приписываемый статус.

52. Личный статус описывает место индивида в большой социальной группе.

53. Стимулы относятся к внутренним побудителям, а мотивы – к внешним.

54. Социальные институты являются базисными механизмами регулирования общества.

55. Социализацию надо исследовать во взаимосвязи с социальными ролями.

56. Первичная социализация связана с межличностными отношениями.

57. Американский социолог Дж. Мид создал теорию «обобщенного другого».

58. Фазами социализации являются адаптация и интериоризация.

59. Структура ролевого поведения включает в себя два компонента: ролевое ожидание и ролевое исполнение.

60. Основными методами социального регулирования и контроля являются: дозволение, предписание, запрет и побуждение.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социология (24)

    Шпаргалка >> Социология
    ... в центре внимания феноменологически ориентированных социологов. В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные ... . В этой связи приведем некоторые определения социологии. «Социология – это научное изучение человеческого поведения ...
  2. Социология (26)

    Лекция >> Социология
    ... наук - социология морали, социология религии и так далее; общая социология - общетеоретическая социология. М. Вебер. Понимающая социология. Социология - наука ...
  3. Социология (17)

    Учебное пособие >> Социология
    ... культуры к анализу самой социологии. «Социология социологии» для него – часть исторической социологии и одновременно – историческое введение ...
  4. Социология (18)

    Учебное пособие >> Социология
    ... и явилось психологическое направление в социологии. Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения ... 3. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ: ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ Развитие социологии отражает эволюцию общества ...
  5. Социология (19)

    Учебное пособие >> Социология
    ... познания социологии. Понятие социального. Социология и другие науки об обществе. Структура социологии. Функции социологии. Социальные ... социальной мысли получило название субъективной социологии. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020949840545654