Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Деятельность людей в процессе обучения носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом и во многом определяется умением п...полностью>>
Педагогика->Реферат
Я.-А. Коменський народився у невеличкому містечку Нівніце в сім ї мірошника — члена громади «Чеських братів». Рано втративши батьків, завдяки громаді ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Спілкування один на один виступає як діалог і характеризується певною інтенсивністю. Тут немає часу на роздуми,тому в процесі індивідуального спілкува...полностью>>
Педагогика->Реферат
З давніх-давен в Україні будь-які зібрання дітей супроводжувалися ігровою діяльністю. Змагалися у стрільбі з луків, метанні сніжок, катанні на санчата...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая академия»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра возрастной педагогики и психологии

Социально-психологический тренинг как средство формирования лидерских качеств у старшеклассников

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель:

студентка 44 группы

очного отделения ИППО

Низова Анна Валерьевна

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры ВПиП

Храмкова Елена Юрьевна

Нижний Тагил

2012

Введение

Современная российская молодежь становится одним из самых активных и властных социальных объектов. Уметь решать актуальные проблемы и принимать значимо-ответственные решения, быть способным внести наибольший вклад в достижение общей цели и помочь другим поверить в ее достижимость, обладать наибольшим ценностным потенциалом и быть высоко рейтин­говой, авторитетной личностью, управлять собой и влиять на окружающих – быть в лидерах – наша общая задача.

В психолого-педагогической литературе проблема формирования лидерских качеств рассматривалась с разных точек зрения. Лидер – как член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов, ведет группу, стимулирует достижение группой ее целей, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень участия и влияния, то есть уровень активности (Н.С. Жеребова); – как член социальной группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами данной группы и которому они добровольно подчиняются, находясь под прямым или косвенным его психологическим влиянием (Р.С. Немов); – обладает наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе (коллективе) (Р.Л. Кричевский, М.М. Рыжак); – как организатор, генератор эмоционального настроя (Л.И. Уманский).

Непреходящую значимость формирования лидерских качеств лич­ности выделяли Н.С. Жеребова, Л.А. Лесина, Б.Д. Парыгин, Л.В. Шалагинова.

Большинство людей мыслят и действуют в определенных рамках, внутри которых решить некоторые проблемы просто невозможно. Хороший социально-психологический тренинг – самый актуальный и динамичный способ посмотреть на себя, на свою проблему со стороны, с позиций «постороннего», найти и принять, сформировать и выработать единое нормативно-правильное решение.

Тренинг – это активно развивающееся в отечественной психологии с конца 70-х гг. ХХ века направление в обучении социально-психологическим явлениям и навыкам. Зарождение групп тренинга или Т-групп, как их именуют в зарубежной психологии, связано с именем известного зарубежного психолога К. Левина. В основе работы Т-групп лежала следующая идея: все люди, будучи членами общества, живут и работают в группах, и постоянно воздействуют друг на друга. Основоположник тренинговых групп пришел к убеждению, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. В связи с этим, по мнению К. Левина, чтобы обнаружить и изменить свои неадаптивные установки, выработать конструктивные способы поведения, люди должны

учиться видеть себя такими, какими их видят другие.

Теоретические аспекты социально-психологического тренинга отражены в работах И.В. Вачкова, А.Г. Лидерс, Г.И. Захаровой,

Однако, особенности применения социально-психологического тренинга в процессе формирования лидерских качеств у старшеклассников изучены недостаточно.

Это осознание привело нас к определению противоречия между значимостью формирования лидерских качеств у старшеклассников и недостаточным использованием социально-психологического тренинга в этом процессе.

Анализ актуальности выявленного противоречия позволил сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске условий использования социально-психологического тренинга как средства формирования лидерских качеств у старшеклассников.

Осознание проблемы исследования позволило сформулировать тему исследования: « Социально-психологический тренинг как средство формирования лидерских качеств у старшеклассников».

Решение этой проблемы составило цель исследования: выявить и теоретически обосновать использование социально-психологического тренинга

как средства формирования лидерских качеств у старшеклассников.

Объект исследования – формирование лидерских качеств у старшеклассников.

Предмет исследования – социально-психологический тренинг как средство формирования лидерских качеств у старшеклассников.

Гипотеза исследования: процесс формирования лидерских качеств у старшеклассников будет осуществляться эффективно, если:

- определены сущностные характеристики социально-психологического тренинга как обучающей технологии;

Для достижения поставленной цели в соответствии с предметом исследования ставились и решались следующие задачи:

  1. На основании анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность основных понятий: «социально-психологический тренинг», «лидерство», «лидер», «лидерские качества» и их особенности.

  2. Охарактеризовать социально-психологический тренинг как средство формирования лидерских качеств у старшеклассников.

  3. Изучить исходный уровень сформированности лидерских качеств у старшеклассников.

  4. Разработать педагогический проект по формированию лидерских качеств у старшеклассников посредством социально-психологического тренинга.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение.

Эмпирические: опрос, тестирование, анкетирование.

Практическая значимость: Разработанный нами педагогический проект по формированию лидерских качеств у старшеклассников может быть рекомендован и использован педагогами, педагогами-психологами.

База исследования: МОУ СОШ № ___, 11 класс.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I

Теоретические аспекты формирования лидерских качеств

у старшеклассников

1.1. Формирование лидерских качеств у старшеклассников

как психолого-педагогическая проблема

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала [53].

Инициативу качественных преобразований в обществе и целенаправленное управление процессом нововведений могут взять на себя лидеры. Поэтому важным аспектом стратегии педагогического процесса является подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в которой лидерские качества, коммуникабельность, способность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способность к сотрудничеству играют все большую роль.

В начале ХХ столетия проблема лидерства начи­нает вызывать к себе значительное внимание. Тер­мин «лидерство» происходит от английского слова (tо lead) – вести. Отсюда дословно: лидер – ведущий, руководитель; лидерство (leadeгship) – руководство.

Уникальность социального феномена «лидерство» обусловило появление многочисленных теоретических концепций. Наиболее ранним подходом в осмыслении лидерства стала «теория черт», возникшая в начале ХХ века.

Сторонники этой теории (Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.) считали, что человека делают лидером определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался через призму ряда факторов. Во-первых, «способности» – умственные, вербальные и т. д. Во-вторых, «достиже­ния» – образование и спорт. В-третьих, «ответственность» – зависимость, иници­атива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «статус» – социально-экономичес­кое положение, популярность. Наконец, в-пятых, «ситуативные черты» личности. Приверженцы теории черт утверждали, что люди рождаются лидерами, а не становятся ими.

Однако, «теория черт» не смогла дать серьезного научного толкования причин, объясняющих успех отдельных лидеров, но наметила отправ­ные точки исследований этого явления. Ее прикладное значение выразилось в разработке процедур отбора кандидатов на руководящие должности. Для этого были выделены десять основных черт, которые необходимо иметь лидеру: дальновидность – умение сформулировать облик и задачи организации; способность различать, что необходимо, а что просто важно; стимулирование последователей выражением признания и вознагражде­нием за успехи; владение искусством межличностных отношений, то есть умение выслушать, подсказать, быть уверенным в своих действиях; «политическое чутье» – способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть; стойкость – непоколебимость перед лицом оппонента; обаяние; способность идти на риск в таких вопросах, как передача части работы, полномочий последователям; гибкость – способность отзываться на новые идеи и опыт; решительность, твердость, когда этого требуют обстоятельства [90. С.12].

На смену теории черт пришла ситуационная теория лидерства (середина ХХ века), утверждавшая, что в основном лидерство – продукт ситуации.

В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывает­ся необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Следовательно, лидер – функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детер­минируют его поведение. Таким образом, идея о врожденности качеств лидера была отброшена и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Войны и другие кризисные ситуации создают возмож­ность для выдвижения на лидерские позиции тех людей, кто в повседневной жизни незаметен. Но это лишь возможность, которая может быть, а может и не быть реализована.

Ситуационные теории не отрицают важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизируют их, отдают приоритет в объяснении природы политического лидерства обстоятельствам. Ограниченность этих концепций состоит в том, что они недостаточно отражают активность лидера, его способность правильно и своевременно оценить и изменить ситуацию, найти решение острых проблем.

Ситуационные теории повлекли за собой разработку теории определяющей роли характера поставленной задачи. Между группами, решающими разного рода задачи, имелись резкие раз­личия по типу лидерства, а лидеры групп со сходными целями были, в общем, похожи между собой, отличаясь друг от друга лишь некоторыми личностными качествами. Вследствие этого большое значение в формировании того или иного типа поведения лидера начинают играть такие факторы как: структура группы; модель общения в ней; продолжительность существования и деятельности группы.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психологические особенности формирования лидерских качеств у старшеклассников

    Реферат >> Психология
    ... формирования лидерских качеств у старшеклассников. Задачи: - Рассмотреть межличностные взаимоотношения в юношеский период; - Особенности лидерства у подростков. Лидерство как социально - психологическое ...
  2. Игра, как средство формирования коммуникативных способностей

    Курсовая работа >> Психология
    ... социально-психологического тренинга. Способ педагогической помощи подросткам с проблемами в реальной жизни. Эмоциональная психокоррекция. Способ формирования ... коммуникативных способностей, лидерских качеств ... как средство формирования ...
  3. Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сель (2)

    Дипломная работа >> Социология
    ... формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности. В качестве средств социально ... (для старшеклассников): незнание ... ярко выраженные лидерские качества, стремится ... учащимся психологических тренингов с целью ...
  4. Социальная психология (3)

    Учебное пособие >> Психология
    ... «когнитивный стиль». Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. Перспективы социально-психологических исследований личности. 2. КОНСПЕКТ ...
  5. Социально-культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология
    ... , старшеклассников, ... средства. Источниками формирования имущества, как ... тренинга. ... качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических. Как ... социально-культурных технологиях нетрудно вычленить определяющие ролевые (лидерские ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0033268928527832