Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Курсовая работа
Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотн...полностью>>
Финансы->Реферат
Структура капитала — специальное логическое понятие, введенное в современный финансовый анализ для обозначения комбинации (соотношения) источников зае...полностью>>
Финансы->Реферат
Важную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамк...полностью>>
Финансы->Бизнес-план
Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выб...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

58

Введение

Главным звеном финансовой системы государства является государственный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Государственный бюджет играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамич­ном развитии. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Тема работы актуальна, так как бюджет имеет огромное значение в деятельности государства. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Целью работы является изучение состава и динамики структуры расходов федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Российской Федерации.

Объектом исследования выступают расходы федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики.

Исходя из цели исследования задачами выступают:

- рассмотрение сущности и функций федерального бюджета, и выявление значения бюджета в государственном регулировании экономики страны

- обоснование необходимости государственной поддержки отраслей реального сектора экономики в Российской Федерации.

Информационно-методологической основой работы послужили работы таких авторов как Г.Б. Поляк, М.В. Романовский, О.В. Врублевская, периодические издания и другие источники.

1 Экономическое содержание государственного бюджета

На заре капитализма бюджет представлял собой общую смету вероятных доходов и расходов государ­ства. Для того времени такое определение было впол­не приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с разви­тием общества оно устаревает и не раскрывает пол­ностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов госу­дарственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преоб­ладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно уве­личивается количество доходных источников, расхо­дов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами. Вместе с тем прогрессивные методы расчетов, экспериментальная оценка финан­совых прогнозов повышают обоснованность важней­ших статей доходной и расходной части бюджета. Разработка бюджетов разных стран, применение элек­тронно-вычислительной техники для многовариантных проектов позволяют повысить реальность прогнозов поступления и расходов бюджетных ресурсов.

Именно государственный бюджет аккумулирует и перераспределяет почти половину (иногда и больше) национального дохода многих стран, около 2/3 всех денежных средств государства, что делает возмож­ность правительству реализовать свою экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому намечаемые программы экономического и соци­ального развития, выполнение функций государства во многом зависят от объема бюджета, его структуры, содержания доходов и расходов.

Экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на обществен­ное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производ­ства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производ­ственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйст­ва и социальной сферы.

Государственный бюджет является главным в сис­теме финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на те­кущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утвер­ждается высшими законодательными органами, а вы­полнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.

Основной финансовый план, или централизованный фонд финансовых ресурсов государства, - это внешние признаки бюджета: форма и ее материальное вопло­щение. Глубинную сущность государственного бюдже­та, его экономическую природу составляют экономиче­ские отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своих функций. Формируя доходную часть бюджета, государство всту­пает в финансовые взаимоотношения с плательщиками налогов и сборов и других видов неналоговых поступ­лений. Вторым субъектом бюджетного процесса стано­вятся население и предприятия, часть доходов которых идут на общегосударственные нужды. Отношения меж­ду государством, населением и предприятиями возни­кают и при использовании бюджетных ресурсов.

По своей сути бюджет - это экономическая катего­рия, совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Экономические отношения - главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу, значимость в воспроизводственных процессах. Именно они и определяют на конкретном этапе исторического развития форму государственного бюджета, его мате­риальное воплощение в централизованном фонде де­нежных средств государства. Поэтому при определении понятия государственного бюджета любой страны сле­дует отразить три важнейших его стороны: форму, сущ­ность и материальное содержание. Итак, государствен­ный бюджет - это основной финансовый план государ­ства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования цен­трализованного фонда денежных средств.

Это весьма динамичная категория, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов, и поэтому его объем, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом конкретном историче­ском периоде в разных странах. Свои особенности имеет и бюджет в рыночной экономике.

    1. Роль и особенности бюджета в рыночной экономике

Переход к рыночным отношениям предполагает су­щественное изменение всех экономических категорий, в том числе и государственного бюджета.

Производственные отношения, базирующиеся на полной экономической независимости товаропроизво­дителей, их широкой самостоятельности, предопреде­ляют свободное движение товаров и капиталов. Рыноч­ные отношения приводят к стихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций, соотноше­ний между участниками воспроизводства, которые не всегда отражают объективные потребности и содейст­вуют прогрессу общества. Поэтому государство пытает­ся воздействовать экономическими методами на вос­производственные процессы, сгладить некоторые соци­альные последствия стихийных рыночных сил. Эти действия государства и получили название государственного регулирования, которое приобретает форму экономического и социального регулирования.

Экономическое регулирование осуществляется пря­мыми и косвенными методами. Прямые находят вы­ражение в принятии законодательных актов, обяза­тельных для выполнения всеми участниками воспро­изводства, устанавливающих правила защиты частной собственности и т.п. К ним можно отнести и антимоно­польные декреты, направленные на ограничение дей­ствий монополистов и расширение свободной конку­ренции. Наиболее активное воздействие государство может оказывать косвенными экономическими мето­дами, прежде всего через финансовую и кредитную политику. Поскольку государственный бюджет являет­ся главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его по­мощью перераспределяются средства на развитие приоритетных хозяйств, на расширение рыночной ин­фраструктуры, поддержку предпринимательства, вы­полнение общегосударственных программ и т.п.

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в про­цессе формирования и использования доходов и рас­ходов. К наиболее важным из них можно отнести:

  • налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;

  • прямое бюджетное финансирование общегосударствен­ных программ, обеспечивающих расширение обществен­ного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества. К ним относятся крупные природо-охранитепьные, инвестиционные программы, приватиза­ция, конверсия военных заводов, развитие топливно-энергетического комплекса, создание новых рабочих мест нз основе расширения малого бизнеса или общегосудар­ственных работ, фундаментальных научных исследова­ний и др.;

  • субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хо­зяйств для выравнивания экономических условий их хо­зяйствования {например, сельского хозяйства, местного транспорта, коммунального и жилищного хозяйства и др.);

  • выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчур­ных и других малых фирм, предприятий топливного ком­плекса, заводов, проводящих конверсию, и т.п.);

  • Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддержки предпринимательства и т.д. (ста­билизационный фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и др.).

Велика роль бюджета и в социальном регулирова­нии, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всех членов общества. Достига­ется это в основном через распределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учрежде­ний, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направляется в социальную сферу, тем более ощутима помощь ма­лоимущим гражданам.

Бюджет оказывает существенное влияние на дея­тельность отдельных предприятий, организаций, уч­реждений и посредством контроля. Оно осуществля­ется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъятии налогов и других доходов в бюджет.

Для благоприятного воздействия бюджета на обще­ственные процессы должны быть созданы определен­ные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулиро­вания. К таким предпосылкам можно отнести:

  • устойчивость денежного обращения в стране;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Федеральный бюджет РФ (1)

    Контрольная работа >> Финансовые науки
    ... РФ тема: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ Озёрск 2010г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 2. УТВЕРЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 3. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ... Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются ...
  2. Федеральный бюджет РФ, проблемы его формирования (2)

    Курсовая работа >> Финансы
    ... : Государственные и муниципальные финансы На тему: Федеральный бюджет РФ, проблемы его формирования Выполнил: Специальность ...
  3. Федеральный бюджет РФ, проблемы его формирования (1)

    Реферат >> Финансовые науки
    Федеральный бюджет РФ, проблемы его формирования Введение ... оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2008 году. Минэкономразвития РФ в 2008 г. ... нашей работы. 3. Проблемы формирования федерального бюджета РФ в условиях мирового кризиса Инфляция. ...
  4. Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... на тему “ Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ”. Выполнил: студент гр. ФК 31 ... понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ; показать его роль в системе финансовых ...
  5. Федеральный бюджет РФ и проблемы его формирования

    Курсовая работа >> Финансы
    ... . Бюджетная система РФ состоит из: - федерального бюджета РФ; - бюджетов национально-государсвенных и ... законодательством стали самостоятельными: федеральный бюджет РФ, республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015401840209961