Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Отец – врач, ветеран Первой мировой войны, мать – педагог, автор учебников, реформатор школьного образования. В конце XIX в. семья из иудаизма обратил...полностью>>
История->Реферат
Профессор Чикагского университета с 1957 года, гражданин США с 1966 года. Автор более 30-и научных, литературных и философских трудов, переведённых на...полностью>>
История->Реферат
Родился в 1930 году. Окончил исторический факультет МГУ в 1953 году. Работал директором средней школы в городе Сталинск. Был разъездным спецкором «Лит...полностью>>
История->Реферат
5 мая 1941 года ежегодный съезд АПА вынес постановление об образовании постоянного «Комитета по истории психиатрии». В 1970 году комитет был переимено...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Значение Соборного Уложения

  1. Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XVXVII веков.

  2. Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма.

  3. В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.

Соц-ые конфликты cер и 2/п XVII в.: причины, движущ силы, итоги, и/г проблемы.

17 век знаменовался в истории Рос отсталостью соц-эк-го развития, сократилась S кр-х земельных наделов, и одновременно увелич-сь повинности креп-х кр-н в пользу владельцев. В 70—80 г разорение кр-н и горожан ста­ло катастрофическим. Многие города и селения запус­тели, обезлюдели, их жители или вымерли, погибли, или бежали на юж и восточ окраины. В 90 г XVI в и в нач след-го столе­тия положение немного улучшилось — при Федоре Ивановиче (1584—1598) и Борисе Годунове (1598— 1605) власти приняли некоторые меры: объявление ам­нистии, снятие недоимок по налогам, попытки заменить прямые налоги косвенными. В 1600—1602 годах, в течение 3 лет, по всей стра­не весной и летом шли проливные дожди, осенью они сменялись ранними заморозками. Неурожай привел к страшному голоду. Князь Щербатов, дворянский историк, идеолог россий­ской аристократии, считал Россию XVII столетия крайне отсталой, не имевшей торговли, внутренней и внешней. Об отсталости России писал и Карамзин, он считал, что происходили измене­ния, но «постепенно, тихо, едва заметно, как естественное возраста­ние, без порывов и насилия. Рожков и Покровский, представители экономического материализма, видели в XVII веке эпоху торгового капитализма, когда на смену натуральному хозяйству якобы приходит денежное. Советские историки в основу изучения истории России XVII века положили мысль о ведущем значении двух факторов: развития эко­номики и классовой борьбы. Они исходят из ленинской концепции начала нового периода русской истории. Как отмечал В.И. Ленин применительно к экономическому развитию: «Только новый период русской истории (примерно с XVI! века) характеризуется действи­тельно фактическим слиянием всех таких областей, земель и кня­жеств (изолированных друг от друга в эпоху феодальной раздроб­ленности и, в известной степени, в XVI веке.— В.Б.) в одно целое. Слияние это вызвано было... усиливающимся обменом между обла­стями, постепенно растущим товарным обращением, концентриро­ванием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. 2. Основная проблема внеш пол-ки – ликвидация послед-й Смуты. Внешнепол-ий курс Рос на протяж-и ХVII в. б нацелен на решение след-х задач:
1. достижение выхода к Балт морю; 2. обеспечение безопасности юж-х границ от набегов Крым-го ханства; 3. возвращение отторгнутых в п/д Смутного t тер-й; 4. освоение Сибири и дальнего Востока. По условиям Столбовского мирн дог-ра 1617 г. со Швецией Рос потеряла выход к Балт морю. С 1619 г. Филарет возобновляет отнош-я со Швецией, Англ, Фр, Голланд, Венгр, Персией, Польшей.

Русско-польская W (Смоленская). Длительное t осн-ой узел противоречий сост-ли отнош-я Рос и Речи Посполит. Усилия правительства патриарха Филарета в 20-х — нач 30-х г б направлены на создание антипольской коалиции в составе Швеции, Рос и Турции. В июне 1634 г. м/у Росс и Польшей б подписан Поляновский мир, неудачно для Рос. В 1637 г. донские казаки захватили крепость Азов. Город был сдан.

Присоединение Левобережной Украины. В сер 17 в встал ? о воссоединении Украины с Моск-им гос-ом. В 1648 г. начинается освободительная б/ба украинского народа п/в польских панов под руководством Б. Хмельницкого. Глав движущая сила казачество. Земский собор в 1653 г. принимает решение о воссоед-и Укр с Рос и объявлении W с Польшей. В свою очередь Переяславская рада в 1654 г. единодушно высказалась за вхождение Укр в состав Рос. В наст t дискуссии о включении Укр в состав Рос навечно или на промежуточное время: 1.присоединение стало соединением 2х равноценных гос. Образований 2.присоединение, т. е. элемент насилия 3.Б. Хмельницкий добивался рос-го покровительства, поэтому речь следует вести о вассальной зависимости. 4.Чисто военный союз.

Русско-польская W 1654-1667 гг Начавшаяся W с Речью Посполитой продолжалась 13 лет, с 1654 по 1667 гг. 1658 г. Польский сейм, раздел Укр. Умер Б. Хмельницкий. Гетманом стал Выговский. W завершилась подписанием Андрусовского перемирия (1667). В 1686 г. в Мос б подписан «Вечный мир» с Польшей. Условия: 1.За Рос оставалось Левобережье и Киев 2.Рос д б выплатить компенсацию за Киев 3.Рос разрывает отнош-я с Крымом и Турцией и вступает в союз против них 4. Запорожская сечь – владение Рос 5. Провозглашалась свобода торг, почт-й связи м/у Рос и Польшей.

Русско-турецкая W 1676-1681 гг. В 1681 г. Рос заключ-ла с Крымом Бахчисарайский договор, по условиям которого устанавливалось перемирие на 20 лет; Турция и Крым признали переход к Рос Левобережной Укр и Киева.

В 1687 и 1689 гг. князь В.В. Голицын возглавил походы на Крым, но оба закончились неудачно.
Т.о, Россия так и не смогла получить выходы к морям, и в этом ее внешнепол-ие задачи остались прежними. Крымские походы не принесли Рос ни круп-х воен-х успехов, ни терр-х преобразований.
Среди успехов рос-ой внеш пол-ки — освоение Сибири и Дальнего Востока. В XVI в. рус люди завоевали Зап Сибирь, а к середине XVII в. покорили значительную часть Вост Сибири. Гигантское пространство от Енисея до Охотского моря было пройдено казаками-первопроходцами за 20 лет.

Т.о, во 2/п XVII века решены б внешнепол-ие проблемы: 1. Возвращение Смоленска 2. присоединение Левобережной Укр и Киева 3. мирное соглашение с Турцией, Польшей, которые привели к укреплению м/унар-го положения Рос. Но выдвинуты и новые задачи – Крым.

2. Современный Восток противоречив и неоднозначен. Восток всегда разделялся и по уровню развития, и по типу цивилизационной и тем более религиозной культуры, и по многим другим параметрам. Но при этом всегда было нечто общее, что соединяло между собой неевропейский мир и отличало его от Европы, Запада. Это общее – господство командно административной системы, приниженная роль несвободной частной собственности, рынка и соответственно бесправие подданных – не только очевидно, но и имеет основополагающий для понимания мировой истории характер. И вот теперь, к концу второго тысячелетия нашей эры, то, что разделяло мир на Восток и Запад на протяжении тысячелетий, не только отходит на второй план, но и как бы размывается, постепенно исчезает как структурообразующий признак неевропейского мира. Проявляется это в том, что в мире появилась группа стран Востока (регион Дальнего Востока), которая структурно буквально на наших глазах перестает быть Востоком в классическом смысле этого слова. В таком же направлении несколько медленней и много трудней идут еще две группы стран – ряд латиноамериканских и юго восточноазиатских. Часть стран Востока, двигаясь в сторону структурной перестройки, являет собой сложные системы из сосуществующих и имеющих шансы еще долго сосуществовать двух структур, старой и новой. И наконец, остальные достаточно твердо держатся за сохранение старой структуры либо просто не в состоянии добиться существенных результатов в попытке ее трансформации.

Три основные модели современного Востока:

1. японская (страны Дальнего Востока). Для них характерно полное, практически абсолютное господство свободного рынка с кон­куренцией выходящих на него частных собственников. Велика здесь и патронирующая роль государства, и контролирующая роль системы налогов, пошлин, банковских процентов и учетных ставок, и т. д. Южная Корея, которая превра­тилась в демократическую страну. Автократическое государство стало отходить на задний план, уступая место более подходящим для эффективного функционирования ры­ночной экономики демократическим институтам. Именно феномен синтеза и является определяющей характеристикой стран первой модели.

2. индийская (Индия, многие страны Юго-Восточной Азии, от Таиланда до Индонезии, а также ряд стран ислама (Турция, отчасти Пакистан, Египет и др.)). Это страны, успешно развивающихся по капиталистическо­му пути, но при этом далеко еще не перестроивших свою традиционную внутреннюю структуру. Характерен феномен симбиоза - сохраняется какая-то грань, незримо, но жестко отделяющая одних, перепрыгнувших через барьер традиции, от других, которым пока что не удается это сделать. Элементы европейской струк­туры постепенно превращаются в ведущую идейно-институциональ­ную основу успешного развития.

3. африканская Афгани­стан и Бангладеш, а также другие бедные страны Азии, как Лаос, Камбоджа, Бирма и т. п. Для стран, типичны отставание и кризис. Капиталистическая структура имеет весомые позиции в экономике, отсталая, а то и полупервобытная периферия здесь много более значима и практически задает тон. Страны африканской модели в большинстве своем обречены на отставание. Причины: низкий исходный уровень раз­вития, отсутствие либо слабость имеющегося религиозно-цивилизационного фундамента, и скудость природных ресурсов.

Перспективы: М.М.Голанский: отметив стремительное исто­щение земной биосферы и потерю ею свойств самовоспроизводства, подчеркнул, что огра­ниченность природных ресурсов Африки тем не менее повышает их ценность и континент со временем может превратиться в кладезь редких и бесценных материалов. Неклессу А.И. ожидает в XXI в. победу новой восточноазиатской модели над одряхлевшей североатлантической. По имеющимся прогнозам в грядущем веке на Юге можно ожидать формирования, помимо Тихоокеанского, еще трех полюсов развития. Первый - Юго-восточноазиатский, Второй полюс - Восточно-латиноамериканский, Потенциал развития третьего полюса - Ближнего и Среднего Востока.

3.Знач. изм-я произ. как в структуре, так и в курсах истории в школе. В сов. школе в качестве отеч. истории изуч. история СССР. Основой шк-го курса являлась марксистская концепция смены общ-но-эк-х формаций. Одной из проблем ист-кого обр-ния в первый пери­од реформы шк в нач 90х гг. стала попытка определить место истории Росс во всемир. истории. В шк был вве­ден курс истории России.

Ведущие тенденции на современном этапе: стремление общеобразов. учр-ний построить личностно-ориентированную модель обр-я, адаптированную к уровням и индивидуальным особенностям развития учащихся; поиски оптимального сочетания общеобразовательной, общеразвивающей и профильной подготовки учащихся, путей обеспечения их интеграции в национальную и мировую к-ры. В реформировании ист-го и обществоведческого обр-я достигнуты след. положит. рез-ты:1). В значит. степени сформ-сь новая методоло­гия ист-го, обществоведческого и гражд. обр-я. 2). Содержание ист-го и обще-го обр-я - изм-сь на основе принципов гуманизации, гуманитаризации и вариативности. Созданы основы принципиаль­но новой для России, неполитизированной системы гражд. обр-я уч-ся.3). Прак-ки завершилось построение новой, более современ. стр-ры ист-го и общ-кого обр-я. Активизировался процесс создания региональных ассоциаций преподавателей истории, обществознания и гражданского образо­вания.

Структура  и содержание  исторического   образования  на различных ступенях обучения. Существует два способа построения учебных предметов: линейный и  концентрический . Линейная  структура  существовала в  школе  в 1934–1959 и в 1965–1993 годах. Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные  исторические  курсы выстраиваются линейно и образуют непрерывную последовательность  исторического  процесса. Эта структура позволяла последовательно раскрывать основные этапы развития человеческого общества. Перед школьниками представала широкая панорама прошлого, насыщенная яркими событиями, выдающимися личностями. Эта структура помогала ученикам понимать причинно-следственные связи и закономерности развития общества, сопоставлять отдельные этапы, прослеживать тенденции развития человеческого общества. Эта структура помогала избегать опасности дублирования, предоставляла возможность синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории.
        Анализ практики показал существенные недостатки этой структуры. Наблюдается упрощение курсов истории древнего мира, средних веков, их адаптация к возможностям 10–13-летних подростков. Учащиеся не успевали осмыслить и понять изученный материал, запомнить факты, пережить историю эмоционально.

        В 1993 году в соответствии с законом "Об  образовании " начался переход на  концентрическую  систему  образования (с 1959 по 1965 годы). Указанная  структура  допускает изучение одного и того же материала несколько раз, с элементами усложнения, расширения, обогащения содержания  образования  новыми элементами, с углублением связей и зависимостей между такими элементами. Новая попытка внедрения  концентрической  системы призвана обеспечить непрерывность  исторического   образования , четкую синхронизацию всеобщей и отечественной истории, рассмотрение отечественной истории в старших классах на проблемно-теоретическом уровне, уровневую и профильную дифференциацию; соотнесение компонентов локальной, национальной, европейской и мировой истории.
Например: Одни учителя и методисты предлагают изучать элементарный курс "Рассказы по истории Отечества", который знакомит граждан России с наиболее интересными фактами из прошлого своей Родины, попутно сообщает сведения из вспомогательных исторических дисциплин.
        В первом концентре в содержание курсов истории 5–9 классов, охватывающих весь исторический путь развития, включаются основные факты, нанизанные на стержневую ось хронологии. Изучение строится на эмпирическом уровне с использованием приемов образного изложения и изобразительных, наглядных средств. Хронологический поход к изучению истории в первом концентре желательно дополнить проблемным. При проблемно-тематическом структурировании содержания появляется возможность при ограниченности учебного времени анализировать исторические явления и процессы, знакомить школьников с методами исторического исследования, использовать исторические источники, учить учащихся мыслить исторически.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Истории (5)

    Шпаргалка >> История
    ... Новиков, А.Н. Радищев) жестоко наказывались. "Шпаргалка по отечественной истории" Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины ... ; 3) началось железнодорожное строительство. "Шпаргалка по отечественной истории" Россия в XIX в. продолжала оставаться ...
  2. Шпаргалка по Истории (6)

    Шпаргалка >> История
    ... повестку дня вопрос и создании труда по истории Российского государства. XVII в. отмечен замечательными ... профессор Московского университета, крупный специалист по истории средневековой Европы Т.Н. Грановский. Примерно в это ...
  3. Шпаргалка по Истории (13)

    Шпаргалка >> История
    ... лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана ... (такое название в истории получили эти события) разошлись по Москве и вызвали недовольство ... «Курс русской истории», а так­же труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. ...
  4. Шпаргалка по Истории (3)

    Шпаргалка >> История
    ... : гражданская история, политическая, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, ... реформа управления государственными крестьянами; • работа по систематизации законодательства; • денежная реформа. Основная ...
  5. Шпаргалка по Истории (9)

    Шпаргалка >> История
    ... значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную ... ленинского понимания роли личности в истории. Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации ... . Появились интересные публикации по отечественной истории. Их авторы пытались ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011570453643799