Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Отец – врач, ветеран Первой мировой войны, мать – педагог, автор учебников, реформатор школьного образования. В конце XIX в. семья из иудаизма обратил...полностью>>
История->Реферат
Профессор Чикагского университета с 1957 года, гражданин США с 1966 года. Автор более 30-и научных, литературных и философских трудов, переведённых на...полностью>>
История->Реферат
Родился в 1930 году. Окончил исторический факультет МГУ в 1953 году. Работал директором средней школы в городе Сталинск. Был разъездным спецкором «Лит...полностью>>
История->Реферат
5 мая 1941 года ежегодный съезд АПА вынес постановление об образовании постоянного «Комитета по истории психиатрии». В 1970 году комитет был переимено...полностью>>

Главная > Шпаргалка >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII—XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием. Хотя некоторые из князей делали попытки сохранить единое государство, процесс распада в этот период был необратим.

З О б одним из др-х гос-в средневек-я. Ее воен-я мощь постоянно держала в напряж-и всех соседей. В 1206г. на берегу центрально-азиатской р. Онон собрался курултай. На нем решался? о выборе правителя. Им стал Темучин (Чингисхан). Он стал 1ым правителем единой Монголии. Столица – Каракорум. Но уже в 60 гг. XIIIв. империя распалась на отдельные улусы. Завоевав в начале XIIIв. часть Сибири т-м приступили в 1215г. к покорению Китая. Им удалось захв-ть всю его сев часть. Из Китая вывезли нов-ю для того t технику и специалистов.

В 1219г. войска Чингисхана вторглись в Сред Азию. Вслед за ней был захвачен Сев Иран. С юга они пришли в половецкие степи и разгромили половцев. Они попросили помощи у рус князей, которые соглас-сь им помочь. Битва произошла 31.05.1223г. на р. Калке. Не все рус князья, обещавшие участвовать в битве выставили свои войска. Битва была проиграна. Гос-во половцев б уничтожено и вошло в состав гос-ва т-м. В 1236г. войска Батыя начали поход на рус земли: через Волж Болгарию на Рязанское княж-во. Захватив в 1241г. Галицко-Волын-ю Русь, Батый вторгся в Польшу, Венгрию, Чехию, а в 1242г. дошел до Хорватии. В Зап Евр завоеватель вступил ослабленным и не установил там своего ига а повернул назад.

Причины поражения Руси: раздробленность, разрушительная военная техника монголов.

Последствия: 1. Разрушительные. 2. Исчезновение целых ремесленных специальностей. 3. Упадок хоз-ва. 4. Сокращение торг, внешнеэк-ая изоляция Руси. 5.Установление ига: регулярная выплата дани и т.п. Завоеватели часто натравливали князей д/ на д чтобы их ослаблять и держать в повиновении. С 1242г. (А. Невский) по 1434г. (Василий Юрьевич Косой) князья регулярно ездили в З.О. Хозяином всего «русского улуса» считался хан З О. По его приказу рус князья должны б ездить в ханскую столицу, чтобы п/е унизительных просьб получить ярлык. Для контроля над князьями во все рус земли б направлены воинские отряды, а также спец-ые чиновники – баскаки, которые б представ-ми высшей ханской вл-ти. Ведали – сбором ежегод дани.

Незадолго до 1го похода Батыя на Русь немецкие рыцарские ордена Меченосцев и Тевтонцев завершили покорение основных прибалт-х земель, а феодалы Шведского корол-ва – финских племен. Теперь все они рассма-ли сев-зап рус-е земли как новую цель своих завоеваний. В 1237г. тевтонцы и меченосцы объединились в Ливонский орден – захватническое католич-ое гос-во. В июле 1240г. шведская флотилия высадила в устье Невы, войско, которое хотело лишить Новгород выхода в Балт море. В Новг в ту пору «приглашенным» князем был 20-летний Александр Ярославич. (Битву – по карте). В 1240г. ливонцы начали широкое наступление на новг-ие земли. Заняли Изборск и Псков, уже подошли к Новг, где к тому t выгнали Александра, боясь его усиления. Но теперь опять пришлось пригласить. Он смог освободить эти города. Чтобы полностью обезопасить Новг, он решил дать рыцарям генеральное сражение. 5 апреля 1242г. – Ледовое побоище. (По карте).

2.Рев-ция в Рос 1905— 1907 гг оказала огромное воздейст­вие на страны В. Иран (1905— 1911), Турц. (1908), в Кит (1911—1913) произошли рев-ции, а в Инд в 1905—1908 гг. наблюдался мощный революц подъем масс. Мощные выступления имели место также в Ин­донез, Егип, Алжире, Марок. В странах В. произошли сдвиги в эк-ке: за­рождение кап-ма, формирование буржуазии и проле-та. Гл. задача - б/ба со ср/в, Ф., отсталостью, колон. зависимостью от импер-ма. Решить проблему незав-ти.

Синьх-ая рев-ция (1911 – 1913) Цель - свержение цинской монархии и утверждение респки. «три народных принципа»: 1. национализм - восстановление чисто кит правления; 2. народовластие-учреждение респ-ки; 3. народное благосостояние- уравнение прав на землю. В 1905-1908 гг. в Кит. развернулось движение буржуазии и предпринимат-ой прослойки землевладельцев за укрепление своих эк позиций и противодействий иностр капиталу. В рев-ции участвовали горожане, помещики, чиновники. Периодизация: 1) сент – дек 1911 г; 2) фев. 1912 – 1913 гг. В дек. 1911 г. Ятсеня б избарн tым президентом Кит Респ-ки. Впервые в истории Кит б провозглашены демократ свободы и права народа, предоставлено избират право жен-м, введена всеобщая Wая повинность. С. Ятсен б вынужден отказаться от поста tго президента в пользу Юань Шикая. 12 фев 1912 г. цины отказались от вл-ти. Рев-ция не покончила с засильем феод и полуколон порядков в Кит. Б свергнута цинская дин-тия и установлен республ строй. Иран рев-ция (1905 – 1911) Уже к 70м г XІXв. Ир. б зависимый от Анг и Рос Конкуренция иностр товаров разоряла Иран. ремесло, домашнюю промыш-ть и предприятия нац-ой иран фабрично-завод. промыш-ти. Многие отрасли Gго управл-я Ир. оказались под контролем иностр-ев. Превращение Ир в полуколонию - консервация отсталых феод отнош-й. Причины: резкое обострение внут социал противоречий; противоречия м/у иностр импер-ми и нац-ми силами. Цель рев-ции - добиться незав-ти от метрополии. Движущие силы: кр-во, городская беднота, зарождавшийся раб класс, город мелк буржуазия, купечество и дух-во и даже часть землевладельцев. Периодизация: 1)1905 – 1907 гг.: сент 1906 г. в Тебризе нач забастовка, б создан 1й в стране энджумен (рев-ый комитет). 2)1907 – 1909 гг.: в 1907 г. рев-ция в Ир. поднялась на нов ступень. Вспыхнули забастовки. Нач-ся масс. антиимпер-ое движ-е – бойкот иностр товаров. 3)1909 – 1911г.: 2й меджлис – вновь избранное прав-во встало на путь свёртывания демокр-и и в 1911 г. подавило рев-цию. Пробужд Индии. К к ХIХв. завершился процесс втягивания Инд в } миров. Капит-го хоз-ва. Инд. отсталая аграр страна с господством феод пережитков, и резкими соц-ми противоречиями. Эк-ая б/ба раб класса Инд в форме локальных стачек носила антиимпер х-р. Причины: 1. Инд оплачивала колон Wе авантюры брит импер-ов в Аз. и в Аф.; 2. расширение и углубление колон. эксплуатации Инд.; 3. столкновение интересов на рынке х/б текстиля; 4. ухудшение полож-я трудящихся и рост класс и национ противоречий. Движущие силы: город и сел рабочие, кр-не, мелк буржуазия, ж/джники, город насел-е, мелк помещики. Периодизация: 1)1905 – 1907 гг.: 1905 г. раздел Бенгалии. Движ-е «свадеши» (бойкот иностр товаров и поощрение отеч производителя). 2) 1907 – 1909 гг.: с 1907г движение “Свадеши” стало перерастать в движ-е за осуществление “Свараджа” (самоуправление). Весной 1907 г. выступления в Пенджабе. Раскол в ИНК. Цели, выдвинутые нац-освоб движ-ем полностью решены не б. Вл-ти пошли на незначит-ые уступки, коренных измен-й в стране не произошло. Турция. С 70г. Т. превращается в полуколонию импер-их держав. Насильств-е втягивание её в мир капитал рынок и произ-во. Эк-ка развивалась однобоко. Росли иностр концессионные предприятия, открывались иностр банки. Причины: 1. установление полного контроля над фин-ми страны иностр капиталом; 2. контроль монополий над флотом, ж/д, полез ископаемыми, связью и с/х;

3.В 16-17 вв. истор. сведения м.б. найти и в «Азбуковниках» - рукописные сборники учебного, нра­воучит. и справоч. Хар-ра. 1 учебным пособием по истории Рос и Укр был Синопсис. В 1/п 18 в. в Р. после реформ Петра I возникла большая потребность в технич. кадрах, в образо­ванных людях. Склад. несколько типов школ: солдатские школы, закрытые дворянские учебные заведения, духов. семинарии, горные, медиц-е и др. В начале XIX в. прав-во пытаясь приспособиться к новым требованиям, провело шк-ую реформу. Б. создано Мин-во народного просвещения. Царизм усиливал б/бу с формирующейся револ-но-демокр-кой идеологией, насильственными средствами насаждал рели­гиозно-монархические взгляды. Карамзин рассм-л историю как деят-ть монархов, пол­ководцев, духовенства, знати. Монархическая кон-ция К. получила отра­жение в школ. Учебниках. Обуч-е велось схоластически, подавляя самост-ть мышления уч-ся.

МПИ сводилась к краткому комментированию текста учебника. Опрос выполнял только ф-цию контроля. Учебники не имели иллюстраций, не использовались док-ты. В сод-ии школ. курса истории отсутствовали соц-но-экон-е вопросы, не раскрывались закон-сти истор-го развития.

По мнению Чернышевского, школ. курс истории должен соответствовать совр-м требованиям науки и воз­расту учащихся, его не следует загромождать ненужными подроб­ностями и второстепенными фактами.

Сформировалось 2 основных напр-я в развитии школ. ист-го обр-ния: либеральное и ради­кальное. Виноградов Кареев Платонов давали факты полит. и историко-куль­турной жизни об-ва, элементы эк-го развития. Факты были включены в систему изло­жения и предназначались не для простого запоминания, а для сознательного их усвоения путем выяснения причинно-следствен­ных связей. Историки-либералы в методике обучения пропагандировали на­глядность, образность, активизацию мышления учащихся. Радикальное напр-е объединяло револ-нно настроен­ных - (Покровский, Рожков, Коваленский). Н. А. Рожков из всех учебных пособий на первый план ставил источник, документ, работа с которым должна воз­будить умственную самостс-ть.

БИЛЕТ №4.

1. Осн-е этапы объединительного процесса в русс-х землях в 14-нач. 16 века.

2. Крушение колониальной системы империализма и пути развития освободившихся стран.

3. 12. Методические идеи обучения истории в XIX –начале XX в.

1.Тему образов централиз гос исследов Черепнин, Сахаров, Зимин, Кобрин, Лимонов, Алексеев и др. Федотов в статье «Весия и свобода» говорил, что М св возвыш обяз татарофильским, предательским действиям своих 1х князей. Соловьев считал что образ-е Рос-го централиз гос б истор-ки подготовл явлен-м.Черепнин в моногр«Образ Рус централиз гос в 14–15в»рассм??образ единого гос,особенно п/д ИвIII(1462 – 1480). Возвыш М начин с к.13в, когда главенствующее полож в Сев-Вост Руси заним князь Даниил Александрович,сын А. Невского, расшир терр Моск княжества. Причины ее возвышения: выгодное геогр полож; поддержка моск князей со стор Орды, перенесен в М резиденции митрополита, формир в М сильн служилого войска акт-ая колонизац-ая пол-ка моск монастырей. Немаловажной причиной возвыш-я М яв-сь деят-ть самих моск-х князей:Ив Калиты,Ив3 и т.д.

В процессе объед-я рус-х земель вокруг М м/о выделить 3 этапа:1) 20-е г.13в. – 1380 г. б/ба Моск-го княж-ва с соперниками(Тверь, Литва)за лидерство в собир земель и начало освобожд-я Р от монг владычества.2)1380–1453 гг.– б/ба Моск княж-ва за упрочнение св позиций и укрепл вла моск-го князя.3)2/пол 15– н.16в.–завершение пол-го объедин рус земель вокруг М,свержение монг-го владычества Знач объединения русс земель:1) все земли С-В Руси б объединены в ед-ое гос,=>заверш феод раздроблен;2)укрепление вл моск князей позволило освободиться от орд-ой зависим;3)вырос м/ун авторитет рус гос.

В полной мере использовала орд-ое ослабл-е Лит­ва. Под руку вел князя Ольгерда. Опора на союз с Литвой б длит t одной из глав-х черт действий тверского вел князя, с кон XIVв. постеп формир пролитовская партия в Новг. Перемены 70 - 80 в Литве, смерть Ольгерда (1377) повлекла за собой всплеск длительн и острой дворцово-политич б/бы.Б/бу за восстановл-е гос самостоят-ти Литовского княж-ва возглавил Витовт;сын и наследник Кейстута. Т/ко в 1392г. б найден компромисс, удовлетвор-й обе стороны. Вел-ое княжение в Литве и в рус княжествах под ее эгидой передавалось Витовту вплоть до его смерти(п/е нее осн часть отходила Владиславу - Ягайло с наследниками).Угроза с присоединением Смоленского княже­ния к Литве последняя на длительном пространстве граничила теперь с Моск. Именно это подвиглоМоск и Тверь на заключение нов докончания 1399 г. Его гл особ-ти исчерпы­вались обязательством военной взаимопомощи в случае ор­дын-й и литов-ой угрозы, а также юридич признанием равного статуса договар-хся сторон.

Новый критич мом в отнош с Литвой наст вскоре п/е окончат присоед к ней Смоленского княж-­ва (1404).ВасилийI б вынужден оправдываться п/д те­стем за то,что Новг принял последнего смоленского князя Юрия Святославича,передав ему в кормление 13пригородов.Однако,когда в 1106 г. литовские отряды без объявл W напали на Псков-ие крепости, моск князь вмешался в конфликт.В Псков и Новгород были направл крупные силы во главе с младшими братьями моск великого князя,вспыхнула открытая рус-литовская война(см по карте)

Московск князю пришлось уступ Орде (незадол­го до 1406 г. б возобновлены отнош с ней =>восстановилась уплата выхода) какие-то уступки б сделаны Твери(Она наход-ся в союзных отнош-х с Литвой).Князю Василию Дмитриевичу удалось выдержать 3 кампании п/в тестя в 1406—1408 гг. Ни в одном случае противники не рискнули на масштабное сражение, ограничившись длит-ым противостоянием (на р. Плаве, у Вязьмы, на р. Угре). В конце концов дело законч подпис мира на прежних условиях, причем Витовт заключ в целом удовл-ые для М мирные дог-ры с Псковом и Новг-ом (в 1407 и 1409г.). Витовта вынудили к мирным переговорам внутр распри и надвигавшаяся W с Тевтонским ор­деном.

2.Колонии — страны и тер-ии, находящиеся под вл к.-л. гос-ва (мет­рополии), лишенные пол и эк самос-ти, управляемые на основании спец режима. Колон пол-ка – пол-ка порабощения и эксплуатации с помощью W, пол и эк принуждения стран и терр-й преимущ с инонац-ым нас-м, эк-ки менее развитых. Характерной чертой колониализма с конца XIX в. стало завершение территориального раздела мира между крупными колониальными державами, ведущими индустриальными странами мира, представляющими западную цивилизацию: Великобританией, Францией, Германией, Голландией, Испанией, Италией, Португалией,США и некоторыми другими. Исключение может представить Япония, относящаяся к странам восточной цивилизации, индустриальное развитие которой позволило ей сделать быстрый скачок в военно-экономическом развитии и активно вмешаться в колониальный раздел мира на Юго -Востоке еще в XIX в. Названные страны захватили практически всю Африку и Полинезию, закрепили свои позиции в Азии и Латинской Америке. Совокупная территория колониальных владений в последней трети XIX в. увеличилась с 40 до 65 млн. кв. км, а численность колониальных народов превысила 500 млн. человек. Колониальная система стала мировым явлением, а роль колоний как источника сырья, дешевой рабочей силы, рынка сбыта и сферы приложения капитала вместе с развитием мирового рынка все более возрастала. Кризис западной цивилизации, столь отчетливо проявившийся в начале XX в. в результате Первой мировой войны и последовавших за ней глубоких социально-политических перемен в мире, оказал влияние на рост антиколониальной борьбы. Однако странам-победительницам совместными усилиями удалось сбить разгоравшийся пожар. Тем не менее страны Запада в условиях нарастающего кризиса цивилизации были вынуждены постепенно менять свое представление о месте и будущем подвластных им народов Азии, Африки, Латинской Америки. Последние постепенно втягивались в рыночные отношения, в результате чего в зависимых странах укреплялась частная собственность, формировались элементы новой нетрадиционной социальной структуры, западной культуры, образования и т.п.

Решающий слом колониальной системы (деколонизация) произошёл после Второй мировой войны в результате начала процесса гуманизации и демократизации общества. Деколонизация приветствовалась обоими тогдашними сверхдержавами, СССР (в лице Сталина и Хрущёва) и США (Эйзенхауэр).С большим трудом приобрела национальную независимомть Индия, во многом благодаря начатой Ганди кампании пассивного противодействия (инд. Satyagracha) и в 1947 Индия обрела независимость ,а в 1960 ещё целый ряд африканских владений. После поражения под Дьенбьенфу французы ушли из Французского Индокитая. Относительно спокойно преобразовалась некогда могущественная империя Нидерландов. Освободившиеся от колониальной зависимости страны получили название стран Третьего мира. В начавшемся после завершения постколониальный период развитые западные страны экономически и политически намного превосходили страны Третьего Мира. Некоторые из Стран Третьего Мира всё ещё выступают в роли источников сырья, что позволяет им обеспечить уровень благосостояния населения, сравнимый, а в некоторых случаях и превосходящий уровень европейских стан (Арабские Эмираты). Низкий уровень зарплаты делает их резервуарами дешевой рабочей силы, что даёт возможность международным корпорациям минимизировать свои издержки, перемещая в них своё производство, в первую очередь - товаров массового потребления. Ликвидация колониальной системы не во всех случаях имела положительные последствия. Поскольку на место смешанной администрации в лице собственного чиновничества и чиновничества метрополии с их в течение многих лет отрабатываемой управленческой политики, пришли слабые коррумпированные режимы стран Третьего Мира, которые не способны добиться справедливого соотношения цен на внутренних рынках, обеспечить контроль за возвратом валютной выручки и увеличить собираемость налогов для развития собственной образовательной и научной сферы. Хронически растет задолженность многих развивающихся стран.

3.Как самостоятельная отрасль высшего образования Историческое образование в России сформировалось в начале 19 в. В начале XIX в. прав-во пытаясь приспособиться к новым требованиям, провело шк-ую реформу. Б. создано Мин-во народного просвещения. Царизм усиливал б/бу с формирующейся револ-но-демокр-кой идеологией, насильственными средствами насаждал рели­гиозно-монархические взгляды. Карамзин рассм-л историю как деят-ть монархов, пол­ководцев, духовенства, знати. Монархическая кон-ция К. получила отра­жение в школ. Учебниках. Обуч-е велось схоластически, подавляя самост-ть мышления уч-ся.

МПИ сводилась к краткому комментированию текста учебника. Опрос выполнял только ф-цию контроля. Учебники не имели иллюстраций, не использовались док-ты. В сод-ии школ. курса истории отсутствовали соц-но-экон-е вопросы, не раскрывались закон-сти истор-го развития.

По мнению Чернышевского, школ. курс истории должен соответствовать совр-м требованиям науки и воз­расту учащихся, его не следует загромождать ненужными подроб­ностями и второстепенными фактами.

Сформировалось 2 основных напр-я в развитии школ. ист-го обр-ния: либеральное и ради­кальное. Виноградов Кареев Платонов давали факты полит. и историко-куль­турной жизни об-ва, элементы эк-го развития. Факты были включены в систему изло­жения и предназначались не для простого запоминания, а для сознательного их усвоения путем выяснения причинно-следствен­ных связей. Историки-либералы в методике обучения пропагандировали на­глядность, образность, активизацию мышления учащихся. Радикальное напр-е объединяло револ-нно настроен­ных - ( Покровский, Рожков, Коваленский .). Н. А. Рожков из всех учебных пособий на первый план ставил источник, документ, работа с которым должна воз­будить умственную самостс-ть.

3. Шк-ое историч-ое образов-е в 1917 – 1980е г. 1917—1931 г. — кардинальное преобразование сис-мы просве­щения. «Положение о единой трудо­вой школе РСФСР» , «Основ­ные принципы единой трудовой школы РСФСР» и др декре­ты СНК провозглашали: демократические принципы единой школы; бесплатное образование; доступное образование, не­зависимое от соц-го и иму­ще-го положения и от на­ц-ти; светский хар-р обр-я; политехнический хар=р образования. В старших классах предусматривалось изучение истории труда, главнейших этапов развития чело­вечества.

1930-1950-е гг. - стабилиза­ционная контрреформа. Глав. цель преподавания общ-н­но-пол-ких дисциплин — сформи­ровать у шк-в диалектико-материалистические представления об истории и современности, подготовить их к реше­нию практических задач строительства нового об-ва. Решаю­щим условием «соблюдение историко-хронолог-ой последовательности в изложении истори­ч-х событий с обязательным закреп­лением в памяти учащихся важных ист. явлений, ист. дея­телей, хронологических дат». Начало 30-х — конец 50-х гг. — издание и пе­реиздание программ и стабильных учебников по всем курсам истории. В их разработке при­нимали участие крупные советские ученые: А. В. Мишулин, Е. А. Косминский, А. В. Ефи­мов, В. М. Хвостов, А. М. Панкратова и др.

Кон 50-х - нач 60-х гг. –«хрущевская реформа». 1958 - «соединение обучения с про­изводственным трудом; «активное участие школы в окружающей жизни; «усиление политехнического содержания образования; « переход к всеобщему обяза­тельному 8-летнему образова­нию. Преподавание истории восстанавлива­лось на принципах линейной структуры, последовательное с 5 по 10 класс изу­чение исторического прошлого с древней­ших времен до современности. В 3 классах преподавался элементарный курс истории.

Середина 60-х — середина 80-х гг. — стабилизационная кон­трреформа: возвращение школе традиционного статуса учебного заведения: модернизация общего сред­него образования в соответствии с задачами научно-технического прогресса; повышение содержания об­разования до уровня мировых стандартов; активизация познаватель­ной деятельности учащихся, организация проблемного и раз­вивающего обучения. В их разработке принимали участие ученые: С. И. Ко­валев, И. И. Минц, М. В. Нечкина, А. В. Фадеев, И. Б. Берхин, Б. А. Рыбаков и др В результате был значи­тельно поднят научный уровень содержания и усилена методическая сторона учебников.

БИЛЕТ №5.

1.Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Эпоха И4 в историографии.

2. 14. Государственное и политическое развитие стран Востока во второй половине XX – начале XXI вв.

3. 15. Школьное историческое образование в 1917-1930-е г.

1. «Жесток ИГ не считалась в сред.век-м мире чем-то исключ-ым»(Дегтярёв). В эпоху И4 само t было жестоким. Карамзин оценивает деят-ть И4: герой в 1/п царствов-я и тиран во 2ой. Соловьев счит правление И4 t окончат-ой победы гос-ых отнош-ий, опричнина б послед-м решающим ударом по родовым отнош-м. Описывая походы ИГ в 1570 г. на Тверь, Новг, Псков Соловьев старается объяснить их глав образом тяж-м псих-им состоянием царя. Скрынников Начальный п/д правления И4 запомнился обидами и упреками бояр.

ИГ стремился к сплочению феод-х групп, это линия прояв-сь в деят-ти земских соборов. Это совещ-е представителей «земли», посвященное гос-му строит-ву.

1ый ЗС 1549 г. назван «собором примирения» - переход к сословно представит-ой монархии. В этот же год начались широкомасштаб реформы: губная реф-ма – деление гос-ва на округа-уезды, воен реф-ма 1550-1556г. «Уложение о службе»:а) созд-е избранной тысячи; б) огранич-е местничества; в) самое высокое звание дворянин; г) сторожевая служба юж границ с 1577 г.; д) 1555 г. регуляр-я охрана из стрельцов вдоль Волги;. Церк-ая реформа1551 г. Созван Стоглавый собор. Цель – стремление И4 получить добро на реф-мы от дух-ва. Оформ-ся компромисс м/у церк-ой и светской вл-тью. Финанс реф-ма. Подворное облож-е заменено на поземельное, введена нов ед-ца облож-я – болш соха, размер которой колебался от соц. полож-я землевлад-ца. Таможен реф-ма 1549 г. Установлена ед-ая рублевая пошлина в обращении, унификация мер веса, длины Судеб реф-ма 1550 г. Издан нов общегос-ый судебник, запрет на продажу детей в холопство, рожденных в свобод сост-ии.

Зимин «Реф-мы ИГ» - реф-мы носили компромисс-й хар-р, необходимо б примирить противоположные устремления знати и дв-ва, чтобы дать реф-ам нов толчок. Скрынников счит, что реф стали велением t, местничество изжило себя

Опричнина б учреждена царем ради продолж-я непопуляр в Рос Ливон-ой W. Вину за неудачи в W царь возложил не только на воевод и участников диплом-их переговоров. Альшиц «Начало самодерж-я в Рос: гос-во ИГ», видит в опричнине механизм подавл-я «ростков дем-тии». В 1939 г. Бахрушин оформил нов кон-цию опричнины: «она д. б. окончательно сломить землевлад-кую мощь круп феод-в и создать из мелк двор-ва кадры, на которые смогла опереться центр-ая вл-ть». Скрынников «опричнина призвана б сократить эк и пол мощь княжеско-боярской аристократии. Альшиц опричнина – начальная фаза царского самодерж-я как формы пол и гос-ой организации господствующего феод-го класса.

Восточ направл-е. На восточ и юж границе Руси ещё сущ-ли остатки ЗО. В Казани, Астрах б почти независ-е царства. Рус гос-во б заинтересованно в этих землях. Казан-е ханство совершало постоян набеги на Русь, это мешало Волж торг-е. В 20х г 16 в. оно встало под покров-во Осман импер, что яв-сь угрозой для Рос. 23 авг 1552 г. – осада города Казани.2 окт 1552 г. штурм, грабёж города. Казан земли предназначены для раздачи феод-м. Иван4 присвоил титул царя казан-го. Весн 1553 г. решено брать Астрахань, 2 июл 1553 г. Астр взята, но на след услов: ежегод выплаты. Сибир-е народы п/е падения Казани и Астрах всё чаще вступают в контакты с Моск, ставят ? о подданстве. В 1582 г. поход Ермака в Сибирь, появ-ся 1ые города и остроги.

Западное направление. Ливонская война 1558 – 1583 г. Особенность: неб круп-х сраж-й. Причина: несогласие И4 и Избранной Рады в ?? внеш пол-ки. И4 – к Балт морю, а Избранная Рада – движение на Вост. Ливонская W б проиграна, все завоёванное пришлось вернуть (Ям-Запольский мир – позорный), потерян выход к Балт морю.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Истории (5)

    Шпаргалка >> История
    ... Новиков, А.Н. Радищев) жестоко наказывались. "Шпаргалка по отечественной истории" Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины ... ; 3) началось железнодорожное строительство. "Шпаргалка по отечественной истории" Россия в XIX в. продолжала оставаться ...
  2. Шпаргалка по Истории (6)

    Шпаргалка >> История
    ... повестку дня вопрос и создании труда по истории Российского государства. XVII в. отмечен замечательными ... профессор Московского университета, крупный специалист по истории средневековой Европы Т.Н. Грановский. Примерно в это ...
  3. Шпаргалка по Истории (13)

    Шпаргалка >> История
    ... лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана ... (такое название в истории получили эти события) разошлись по Москве и вызвали недовольство ... «Курс русской истории», а так­же труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. ...
  4. Шпаргалка по Истории (3)

    Шпаргалка >> История
    ... : гражданская история, политическая, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, ... реформа управления государственными крестьянами; • работа по систематизации законодательства; • денежная реформа. Основная ...
  5. Шпаргалка по Истории (9)

    Шпаргалка >> История
    ... значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную ... ленинского понимания роли личности в истории. Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации ... . Появились интересные публикации по отечественной истории. Их авторы пытались ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011970996856689